Афонины брови камень в чусовом

Афонины брови камень в чусовом

28.01.2016 23:22:16

Десять лет назад был создан Природный Парк «Река Чусовая», протянувшийся вдоль этой реки от окрестностей Староуткинска до границы Свердловской области у камня Самаринского. Его сотрудники разработали для туристов интересные водные, пешие, лыжные и велосипедные экскурсии. Можно путешествовать по Природному Парку и придумывать свои маршруты.

Была пора золотой осени, в которую мне посчастливилось посетить старинное село Сулём. В 7 км от устья реки Сулём на правом берегу Чусовой я очутился на месте деревни Романовой, близ Романова камня. Мне захотелось пройти по старой дороге, которая соединяла деревню Романову с пристанью Усть-Утка и деревней Баронской, основанной Строгановыми в 1579 году близ устья Утки Межевой. Тот путь вёл мимо камня Афонины Брови. Появился шанс своими глазами увидеть это чудо природы.

Шитиковы острова

Афонины брови камень в чусовомДеревня Романова, возможно, была одной из застав, которые приказчик Краснопольской слободы Иван Романов ставил для защиты Русской дороги в 1670-1680 годах. Русская дорога (она же Старо-Шайтанский тракт) была проложена из Верхотурья по рекам Утка Межевая и Сулём до Чусовой. Дальше путники отправлялись вниз по Чусовой «в Русь», к полноводной Каме. Путь от села Сулём до деревни Баронской был проложен по правому берегу Чусовой через деревню Романову. Сейчас на той дороге никого не встретишь, кроме рыбаков или охотников. Теперь из села Сулём проще добраться на машине по просёлочному тракту до шоссе Нижний Тагил — Усть-Утка.

Афонины брови камень в чусовомУтром, поднявшись от стоянки к старой дороге, я оглянулся. Чусовая в низине была не видна, но угадывалась по белому молоку тумана, который кто-то пролил на склоны горы Старухи. Дорога пошла по кромке леса и вскоре пересекла маленькую и чистую речку Галёвку. Назвали её так, скорее всего, из-за галечного дна. После брода мой путь лежал вниз, по лугам в долину Чусовой.

Афонины брови камень в чусовомК концу сентября травы побурели и сникли рыжей гривой. На их фоне ярко выделялась изумрудная трава-мурава, росшая прямо на дороге. Это помогало найти путь на луговинах, когда казалось, что вот-вот след древнего тракта потеряется из виду. По бокам от зеленой «ковровой дорожки» краснели сочные и спелые ягоды шиповника. Шиповник – друг туриста, который не раз спасал меня от жажды, голода и усталости в многодневных переходах.

Петляя по заболоченным местам, колея вывела меня на берега красавицы Чусовой. Справа от дороги чернели зияющими дырами небольшие лесные озёра. Возможно, это следы старого русла либо затопленные «копанки» рудознатцев.

Афонины брови камень в чусовомАфонины брови камень в чусовомЧусовая прекрасна в любое время года. Она особенной красоты суровой зимой и удивительна летом. А в золотую осень ей можно любоваться даже в ненастье. Передо мной раскинулся широкий плёс. Вдалеке виднелись макушки травы на Шитиковых островах, которые делят здесь русло реки на три части. Острова на вид заметно уменьшились. 

В этом дождливом году до осени стояла большая вода, летом уровень и течение воды напоминали вешнее половодье, чего на Чусовой уже не случалось очень давно. Для прохождения гружёных металлом 180-тонных барок такое мелководье было чревато посадкой на мель. На мелких речках грузы издавна догадались перевозить на небольших беспалубных судёнышках – шитиках. Например, железо с Кусьинского и Бисерского заводов сплавляли на шитиках по Койве до устья на Чусовой, где потом его перегружали на чусовские барки. Так и здесь, у островов барки частично разгружали для снижения осадки, перевозя железо по мелководью шитиками. Название островов сплавщицкое, с подсказкой лоцманам.

Афонины брови камень в чусовомДо чего же были изобретательны наши предки, умевшие сделать и «сшить» всё, что надо из прутьев ли, лыка, иль сыромятных ремней. Хоть корзины, мебель, хоть лапти связать – всё вперед. Так и лодки-шитики «вязали», сшивая части корпуса ремнями. Если не было ремней, тогда сшивали борты «виней» — прутьями можжевельника и ели. Получались лёгкие лодки длиной до 10 метров, шириной до 4 метров. Что-то общее было у них с вязаными бортами и крышами на лодках-илимках. Поэтому, наверное, личинки ручейника до сих пор зовут шитиками за их способность строить из подручного материала самые разные «домики», которые потом дают жизнь луговой бабочке.

Зимняя деревня

Афонины брови камень в чусовомПо левому берегу Чусовой близ Шитиковых островов виднеются склоны горных кряжей. По логу меж гор к реке сбегает горный ручей, который так и прозвали – Ручей. За островами чуть ниже есть брод на левый берег с дорогой по руслу Ручья. Этот путь по левому берегу уходит на север к вершинам, чтобы опуститься с гор через пару километров к другому броду – у камня Могильный, близ пристани Усть-Утка. Я выбрал правую развилку дороги и двинулся по берегу дальше.

Через километр от Шитиковых островов плёс заканчивается широкой галечной косой на правом берегу. Отличное место для отдыха, настоящий чусовской «пляж»! За ним Река Теснин входит в крутой перебор под склоном горы, нависшим над левым берегом. Там у воды заметен небольшой утёс, сложенный из наклонных пластов горных пород – камень Зимняк (Зимник). Интересное название, притом русское. Откуда оно?

Афонины брови камень в чусовомРека Чусовая своими глухоманями, в которых «водит» леший, а компас бешено крутит стрелку на вершинах камней, где коряги стонут и поют жалобные песни, у любого туриста неизбежно развивает как «соображение», так и воображение. В камне Зимняк я увидел хищную птицу с крючкастым клювом, которая сидела боком ко мне, сложив могучие крылья-пласты. Есть такая птица зимняк. Это мохноногий канюк, обитающий в тундрах и лесотундрах, который гнездится на уступах скал или возвышенных участках тундры. Многие камни на Чусовой зовутся птичьими именами – Балабан, Журавлики и Воробьи, Лебяжий и Кукушкин. Однако, эти канюки встречаются, в основном, в горах Охотского побережья и Камчатки. Рассмотрим другие версии.

Афонины брови камень в чусовомНа Чусовой остались названия-топонимы от древних хозяев – предков коми и тюркоязычных племён, позже – от пришедших племён манси (вогулов). Но есть и русские названия, которые давали первые поселенцы и сплавщики. Например, камень могли назвать так из-за зимнего санного пути (зимника). В этом месте другая часть Романовской дороги, по правой развилке у Шитиковых островов, приводит к ещё одной переправе на левый берег Чусовой. Это место вряд ли подходит для брода, но для зимнего переезда по льду – вполне. Сюда, к съезду с крутого берега, ранее была прорублена по лесу от деревни Романовой широкая дорога. После переправы за камнем Зимник она шла по левому берегу опять же до камня Могильного и деревни Баронской. Теперь от зимнего пути остался большой прогал, поросший лесом.

Афонины брови камень в чусовомНо всё же зимняк (зимник) – старое русское слово, изначально означавшее зимовку людей. Интересно, что так же звалась другая, уже исчезнувшая деревня Зимняк, основанная в 1770 году близ Кына. Её луговина находится на Бабенском плёсе за камнем Востряк.

Первыми русскими поселенцами на Чусовой были люди, пришедшие с Северной Руси и Поморья. В костромских говорах избушку-землянку, служащую первым жилищем поселенцам, называли «зименкой». Зимняками названы несколько деревень в Вологодской области.

Не факт, что в этом месте было именно русское поселение, возможно, что и вогульское. Ведь иногда зимниками русские звали зимние становища «инородцев».

Окрестные виды на излучине у камня Зимняк просто божественные! В тот день на синеющем осеннем небосклоне появились хлопья небольших белых облачков – и чудно было, будто вправду снег летит! Было ощущение предвестья дыхания зимы. Заглядевшись на эту красоту, я и не заметил, как дошёл до цели – загадочного камушка Афонины Брови.

 А был ли мальчик?

Меня давно «терзали смутные сомненья» в том, что в эпоху составления карт для массового туризма по Чусовой и «великого переименования» её бойцов название этого камня указали верно.

Легенда о неизвестном сплавщике Афоне и его бровях выглядит несостоятельной. Династии чусовских сплавщиков известны. За камнем Афонины Брови после острова Толстик высится камень Васькина Гора, и про Ваську, лучшего бурлака с Межевой Утки, я знаю (описан в очерке Мамина-Сибиряка «В камнях»). Про Афоню ничего не знаю. А ведь народное признание надо чем-то заслужить. Чем?

Афонины брови камень в чусовомСплавщики могли отойти от прагматичных лоцманских названий и отметить красоту и необычность камня. Представьте себе караван из 300 барок, да по 40 мужиков в каждой, который дни и ночи напролёт идёт по Чусовой вниз, от родного дома к Каме. Вряд ли ватаги рослых подгубщиков мечтали в суровом походе о мужской красоте. Скорее о женской. Её точно недоставало. «Бровями» на барках называли даже специальный изогнутый брус, по которому скользил якорный канат. Чьи изогнутые брови будоражили воображение одичавших мужиков? Девичьи, конечно.

Читайте также:  Средство от шрама на брови

Да и деревенские девушки были неравнодушны к сплавщикам. Караванный вал в чусовских селениях был настоящей феерией, сказкой. На огромных водяных гребнях неслись красавицы-барки. Первыми пролетали «черноносые» с Ревдинского завода, за ними летели по волнам остальные – под сине-зелёными флагами с Полевского завода, под зелёно-жёлтыми флагами шли барки Сысертского завода, под жёлтыми флагами — с Шайтанского завода…

На палубах стояли подгубщики, уральские чудо-богатыри. В подгубщики брали ребят гренадёрского сложения, чтобы они могли управляться с тяжеленными поносными и потесями. Рост Василия Балабурды, например, был с русскую сажень (2 метра 16 см). По сравнению с обычными пареньками это были инопланетяне, могучие аватары.

Девушки встречали караваны судов на берегах у пристаней, махая сплавщикам платочками. Барки останавливались на короткий отдых и тогда:

«… очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор» (А.С. Пушкин)

Девушки в надежде провожали барки в дальний путь. А вдруг кто приметит да по возвращению найдёт. Как звали «приметных» девушек?

 Охоня или огонь-девка

Было и на Урале старинное девичье «имячко» Охоня. Слово охоня или охонь появилось в результате древнейших диалектных явлений, когда стали различаться южные и северные наречия русского языка. Южане на месте взрывного [г] произносили щелевой звук [х]: холова, дороха. «Охоня, охонь» означало огонь, слово употреблялось и для личных имён. Например, в реестре Войска Запорожского упоминается с таким именем казак Дядьковского куреня — Охоня Федор (1756 г.).

Афонины брови камень в чусовомНа Урале девушек «с характером», зачастую «бедовых» звали Охонями, и прозвище им было — «огонь-девка». Зачастую судьба заставляла их быть сильными. Коли улыбнётся тебе «чернобровая» – рублём подарит, а «зыркнет» – как огнём обожгёт. Как тут не приметить?

Такой была Танюшка, дочь Данилы-Мастера в «Малахитовой шкатулке» П.П. Бажова: «Сама чёрненька да басенька, а глазки зелёненьки. На наших девчонок будто и вовсе не походит». Не случайно Павел Бажов упоминает «нездешнюю» красоту Памятки, у которой «…волосы как ночь, а глаза зелёные». «Огневой» характер чаще встречался у дочерей вольной степи.

В журнале «Русская мысль» в 1892 году вышла в свет повесть Д.Н. Мамина-Сибиряка «Охонины брови». В ней уральский художник и запечатлел такую смелую степную красавицу Охоню, чей взгляд из-под «союзных» бровей поразил сердце беломестного казака Белоуса, сидевшего в “нижней клети усторожской судной избы”. Вот как выглядела бедовая охонюшка, боевая «отецкая дочь»:

«Охоня присела к окошечку на корточки и тоже всплакнула, когда увидела исхудалое и пожелтевшее лицо старика отца. Это была среднего роста девушка с загорелым и румяным лицом. Туго заплетенная чёрная коса ползла по спине змеёй. На скуластом лице Охони … всего замечательнее были густые, чёрные, сросшиеся брови — союзные, как говорили в старину. Такие брови росли, по народному поверью, только у счастливых людей. Одета она была во всё домашнее, как простая деревенская девка».

Афонины брови камень в чусовомУ села Никитинского, недалеко от слияния Исети с рекой Синарой, есть высокий береговой мыс. Два смыкающихся изгиба коренного берега реки Синара (высотой до 15 метров) зовут … Охонины Брови! И это не случайное совпадение.

Мамин-Сибиряк часто бывал на реке Исети, ведь в селе Покровском жил его родной дед Матвей Петрович Мамин. Поблизости, в селе Троицком (бывшая деревня Истокская) начинали свою карьеру священнослужители Мамины – предки писателя. На дороге в Багарякскую слободу, там, где она от Исети поворачивала к деревне Истокской, появилась потом деревня Маминская. Дмитрий Наркисович передал реальную историю Охони, которую он узнал, полагаю, от своих предков.

Он же описал и путешествие по Чусовой в очерке «В Камнях», которое начиналось от пристани в устье Межевой Утки. От него вверх по Чусовой до Васькиной Горы и Зимняка – рукой подать. Не исключаю, что доселе безымянный камень с дивными каменными дугами назвал точно так же, Охониными Бровями, никто иной, как Мамин-Сибиряк, уроженец Висимо-Шайтанска. Так история степной девушки с Исети воплотилась в камне на Чусовой.

Осталось на поглядеть на камень Брови – так ли похож на брови Охонюшки?

Камень Афонины Брови на Чусовой

Бросив Романовскую дорогу, я забрался на вершины невысоких (10-15 метров), но длинных скал. Меня встретил девственный Царь-Лес.

Афонины брови камень в чусовомПеребираясь от лога к логу через буреломы, я ступал по мягчайшему ковру из мхов, украшенному увядшими нитями хвоща. Там и сям попадались пеньки и поваленные деревья со следами пиршества бобров. Кстати, один из веломаршрутов Природного Парка «Река Чусовая» так и называется – «В гости к бобру».

Афонины брови камень в чусовомЕсли Вы доберётесь до Илимского урочища, то на берегах Илима у бобровых нор сможете понаблюдать за кормёжкой и строительной деятельностью этих смышлёных и осторожных животных. Правда, выходят они в сумерки, и Вам придётся запастись терпением и тёплыми вещами, чтобы дождаться их и не спугнуть. На Чусовой вообще «гостишь» у всего Леса. Я осторожно спустился под каменные дуги, поросшие багровыми соцветиями кровохлёбки. Над рекой пролетела серая цапля.

Афонины брови камень в чусовомДобравшись по узкой береговой кромке до последних утёсов каменной гряды, я увидел Брови – мелкие синклинальные складки, которые образовали множество причудливо изогнутых дуг, «расчёсанных» от 15-метровой «переносицы».

Афонины брови камень в чусовомРека подмыла основание камня и вогнутая полусфера только усиливала сходство с переносицей у лба. «Союзные» дуги расходились под большой аркой. Над ней, будто попавшая в глаз ресничка, свисала поваленная ветром пихта.

Афонины Брови – ботанический и геологический памятник природы.

Геолог Б.П. Марковский в 1946 году на этих скалах выделил и описал мировой эталон осадочных пород среднего девона. Слои осадочных пород такого же возраста и периода сравнивают и на Урале и во всём мире именно со слоями и дугами Афониных Бровей!

Афонины брови камень в чусовомЯ был поражён, насколько порой тонкими и длинными оказались каменные «девичьи бровки». Они столь же уникальны своими дугами горных пластов, как и боец Дужной, камень Романов. Попадались меж дугами и пустоты, в которых могли селиться береговушки. Последние сомнения отпали – они точно не «Афонины»! Это брови Охони…

Афонины брови камень в чусовомНо что теперь поделаешь, если в XX веке во все карты и путеводители внесли новое название – Афонины Брови. Привязка эталона пород среднего девона сделана именно к такому географическому названию, и «поменять его обратно» уже не получится. Так же и камень Кукушкин навсегда останется теперь Каменским, а Воробьёв – Слободским, Коньи Уши останутся Кораблями и т.д. Это Вам не улицы переименовывать!

За официальным названием на карте на память для меня останется образ девушки красоты «нездешней». И взгляд Охони, готовый вспыхнуть огнём из-под чёрных «союзных» бровей.

P.S. Чуоси несла свои воды дальше, к острову Толстик. На золотые шапки леса опускался вечер. Но уходить из этого волшебного места не хотелось. На прощанье Лес сделал мне воистину царский подарок. На одной из темно-синих каменных глыб, поросших пушистым мхом, я обнаружил редкостное и шикарное соцветие гриба Пельтигеры. Чусовая не перестаёт удивлять. 

Материалы, использованные при подготовке статьи: 

1. Путеводитель Природного Парка «Река Чусовая». Под ред. М.Ю. Фёдорова и др., 2014 год

2. Путеводитель-лоция «Река Чусовая». УКК, 2010 год

3. Материалы сайта о реке Чусовой, https://rekachusovaya.ru

4. А.В. Иванов. «Message: Чусовая», 2007 год

5. П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка. Уральские сказы». Свердловск, 1967 год

6. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Повесть «Охонины брови» в сборнике «Повести и рассказы разных лет». М., 1983 год

Автор текста: Михаил Латышев

Автор фото: МИхаил Латышев

Источник

     Ëþáëþ ïóòåøåñòâîâàòü ïî ðåêå ×óñîâîé è ïðèäóìûâàòü íîâûå ìàðøðóòû. Îäíàæäû ÿ îêàçàëñÿ ó êàìíÿ Ðîìàíîâà. Áûëà ïîðà çîëîòîé îñåíè, â êîòîðóþ ìíå ïîñ÷àñòëèâèëîñü ïîñåòèòü ñòàðèííîå ñåëî Ñóë¸ì.  ñåìè âåðñòàõ îò óñòüÿ îäíîèì¸ííîé ðåêè íà ×óñîâîé íàõîäèòñÿ ìåñòî áûâøåé äåðåâíè Ðîìàíîâîé.

     Ýòà äåðåâíÿ ñòîÿëà íà ïðàâîì áåðåãó ñâÿùåííîé ×óîñè ó êàìíÿ Ðîìàíîâà ñ êîíöà XVII âåêà. Ìíå õîòåëîñü ïðîéòè ïî ñòàðîé äîðîãå, êîòîðàÿ ñîåäèíÿëà äåðåâíþ Ðîìàíîâó ñ ïðèñòàíüþ Óñòü-Óòêîé è äåðåâíåé Áàðîíñêîé, óâèäåòü ñâîèìè ãëàçàìè ÷óäî ïðèðîäû – êàìåíü Àôîíèíû Áðîâè.

Читайте также:  Если густые брови то длинные ресницы

     *** ØÈÒÈÊÎÂÛ ÎÑÒÐÎÂÀ ***

     Äåðåâíÿ Ðîìàíîâà, âîçìîæíî, áûëà îäíîé èç çàñòàâ, êîòîðûå ïðèêàç÷èê Êðàñíîïîëüñêîé ñëîáîäû Èâàí Ðîìàíîâ ñòàâèë äëÿ çàùèòû Ðóññêîé äîðîãè â 1670-1680 ãîäàõ. Ðóññêàÿ äîðîãà, îíà æå Ñòàðî-Øàéòàíñêèé òðàêò, áûëà ïðîëîæåíà èç Âåðõîòóðüÿ ïî ðåêàì Óòêà Ìåæåâàÿ è Ñóë¸ì äî ×óñîâîé.

     Äàëüøå ëåæàë ïóòü «â Ðóñü», ê ïîëíîâîäíîé Êàìå. Îò äåðåâíè Ðîìàíîâîé ÷åðåç áðîä óõîäèëà åù¸ îäíà äîðîãà â ñåëî Èëèì è íà Êóíãóð. Ïî ïðàâîìó áåðåãó îò ñåëà Ñóë¸ì ÷åðåç äåðåâíþ Ðîìàíîâó øëà äîðîãà äî äåðåâíè Áàðîíñêîé (Óòêà-Ãîðîäîê), îñíîâàííîé Ñòðîãàíîâûìè â 1574 ãîäó íà Óòêå Ìåæåâîé.

     Ñåé÷àñ ýòà äîðîãà çàáðîøåíà, èçðåäêà íà íåé âñòðåòèøü ðàçâå ÷òî ðûáàêîâ èëè îõîòíèêîâ. Âìåñòî íå¸ ïðîëîæåí ïðîñ¸ëî÷íûé òðàêò äî øîññå Íèæíèé Òàãèë — Óñòü-Óòêà.

     Óòðîì, ïîäíÿâøèñü îò ñòîÿíêè ê ñòàðîé äîðîãå, ÿ îãëÿíóëñÿ. ×óñîâàÿ â íèçèíå áûëà íå âèäíà, íî óãàäûâàëàñü ïî áåëîìó ìîëîêó òóìàíà, êîòîðûé êòî-òî ïðîëèë íà ñêëîíû ãîðû Ñòàðóõè.

     Äîðîãà ïîøëà ïî êðîìêå ëåñà è âñêîðå ïåðåñåêëà ìàëåíüêóþ è ÷èñòóþ ðå÷êó Ãîë¸âêó èëè Ãàë¸âêó. Íàçâàëè å¸ òàê èëè èç-çà ãàëå÷íîãî äíà èëè îòòîãî, ÷òî âîäèëñÿ â íåé ãîëüÿí. À ìîæåò, çäåñü áðîäèëà ãîëü ïåðåêàòíàÿ, ïîäæèäàÿ êóïå÷åñêèå òåëåãè ó áðîäà. Êòî çíàåò…

     Ê êîíöó ñåíòÿáðÿ òðàâû ïîáóðåëè è ñíèêëè ðûæåé ãðèâîé. Íà èõ ôîíå ÿðêî âûäåëÿëàñü èçóìðóäíàÿ òðàâà-ìóðàâà, ðîñøàÿ ïðÿìî íà äîðîãå. Ýòî ïîìîãàëî íàéòè ïóòü íà ëóãîâèíàõ, êîãäà êàçàëîñü, ÷òî âîò-âîò ñëåä äðåâíåãî òðàêòà ïîòåðÿåòñÿ èç âèäó.

     Ïî áîêàì îò çåëåíîé «êîâðîâîé äîðîæêè» êðàñíåëè ñî÷íûå è ñïåëûå ÿãîäû øèïîâíèêà. Øèïîâíèê – äðóã òóðèñòà, êîòîðûé íå ðàç ñïàñàë ìåíÿ îò æàæäû, ãîëîäà è óñòàëîñòè â ìíîãîäíåâíûõ ïåðåõîäàõ.

     Ïåòëÿÿ ïî íàêëîííîìó ëóãó, äîðîãà âûøëà íà áåðåãà êðàñàâèöû ×óñîâîé.  ýòîì äîæäëèâîì ãîäó äî îñåíè ñòîÿëà áîëüøàÿ âîäà, ëåòîì óðîâåíü è òå÷åíèå âîäû íàïîìèíàëè âåøíåå ïîëîâîäüå, ÷åãî íà ×óñîâîé íå ñëó÷àëîñü î÷åíü äàâíî. Ñïðàâà îò äîðîãè ÷åðíåëè çèÿþùèìè äûðàìè íåáîëüøèå ëåñíûå îç¸ðà. Âîçìîæíî, ýòî ñëåäû ñòàðîãî ðóñëà ëèáî çàòîïëåííûå äðåâíèå «êîïàíêè» ðóäîçíàòöåâ.

     ×óñîâàÿ ïðåêðàñíà â ëþáîå âðåìÿ ãîäà. Îíà îñîáåííîé êðàñîòû ñóðîâîé çèìîé è óäèâèòåëüíà ëåòîì. À â çîëîòóþ îñåíü åé ìîæíî ëþáîâàòüñÿ äàæå â íåíàñòüå. Ïåðåäî ìíîé ðàñêèíóëñÿ øèðîêèé ïë¸ñ. Âäàëåêå âèäíåëèñü ìàêóøêè òðàâû íà Øèòèêîâûõ îñòðîâàõ, êîòîðûå äåëÿò çäåñü ìåëêîå ðóñëî ðåêè íà òðè ÷àñòè.

      Äëÿ ïðîõîæäåíèÿ ãðóæ¸íûõ ìåòàëëîì 180-òîííûõ áàðîê ìåëêîâîäüå áûëî ÷ðåâàòî ïîñàäêîé íà ìåëü. Íà ìåëêèõ ðå÷êàõ ãðóçû èçäàâíà äîãàäàëèñü ïåðåâîçèòü íà íåáîëüøèõ áåñïàëóáíûõ ñóä¸íûøêàõ – øèòèêàõ. Íàïðèìåð, æåëåçî ñ Êóñüèíñêîãî è Áèñåðñêîãî çàâîäîâ ñïëàâëÿëè íà øèòèêàõ ïî Êîéâå äî óñòüÿ íà ×óñîâîé, ãäå ïîòîì åãî ïåðåãðóæàëè íà ÷óñîâñêèå áàðêè.
     Òàê è çäåñü, ó îñòðîâîâ áàðêè ÷àñòè÷íî ðàçãðóæàëè äëÿ ñíèæåíèÿ îñàäêè, ïåðåâîçÿ æåëåçî ïî ìåëêîâîäüþ øèòèêàìè. Íàçâàíèå Øèòèêîâûõ îñòðîâîâ ñïëàâùèöêîå, ñ ïîäñêàçêîé ëîöìàíàì.

     Äî ÷åãî æå áûëè èçîáðåòàòåëüíû íàøè ïðåäêè, óìåâøèå ñäåëàòü è «ñøèòü» âñ¸, ÷òî íàäî èç ïðóòüåâ ëè, ëûêà, èëü ñûðîìÿòíûõ ðåìíåé. Õîòü êîðçèíû, ìåáåëü, õîòü ëàïòè ñâÿçàòü – âñ¸ âïåðåä. Òàê è ëîäêè-øèòèêè «âÿçàëè», ñøèâàÿ ÷àñòè êîðïóñà ðåìíÿìè. Åñëè íå áûëî ðåìíåé, òîãäà ñøèâàëè áîðòû «âèíåé» — ïðóòüÿìè ìîææåâåëüíèêà è åëè.

     Ïîëó÷àëèñü ë¸ãêèå ëîäêè äëèíîé äî 10 ìåòðîâ, øèðèíîé äî 4 ìåòðîâ. ×òî-òî îáùåå áûëî ó íèõ ñ âÿçàíûìè áîðòàìè è êðûøàìè íà ëîäêàõ-èëèìêàõ. Ïîýòîìó, íàâåðíîå, ëè÷èíêè ðó÷åéíèêà äî ñèõ ïîð çîâóò øèòèêàìè çà èõ ñïîñîáíîñòü ñòðîèòü èç ïîäðó÷íîãî ìàòåðèàëà ñàìûå ðàçíûå «äîìèêè», êîòîðûå ïîòîì äàþò æèçíü ëóãîâîé áàáî÷êå.

     *** ÇÈÌÍßß ÄÅÐÅÂÍß ***

     Ïî ëåâîìó áåðåãó ×óñîâîé áëèç Øèòèêîâûõ îñòðîâîâ âèäíåþòñÿ ñêëîíû ãîðíûõ êðÿæåé. Ïî ëîãó ìåæ ãîð ê ðåêå ñáåãàåò ãîðíûé ðó÷åé, êîòîðûé òàê è ïðîçâàëè – Ðó÷åé. ×åðåç êèëîìåòð îò îñòðîâîâ ïë¸ñ çàêàí÷èâàåòñÿ øèðîêîé ãàëå÷íîé êîñîé íà ïðàâîì áåðåãó. Îòëè÷íîå ìåñòî äëÿ îòäûõà, íàñòîÿùèé ÷óñîâñêîé «ïëÿæ»!

     Çà íèì Ðåêà Òåñíèí âõîäèò â êðóòîé ïåðåáîð ïîä ñêëîíîì ãîðû, íàâèñøèì íàä ëåâûì áåðåãîì. Òàì ó âîäû çàìåòåí íåáîëüøîé óò¸ñ, ñëîæåííûé èç íàêëîííûõ ïëàñòîâ ãîðíûõ ïîðîä – êàìåíü Çèìíÿê (Çèìíèê). Èíòåðåñíîå íàçâàíèå, ïðèòîì ðóññêîå. Îòêóäà îíî?

     Ðåêà ×óñîâàÿ ñâîèìè ãëóõîìàíÿìè, â êîòîðûõ ëåøèé «âîäèò», à êîìïàñ áåøåíî êðóòèò ñòðåëêó íà âåðøèíàõ êàìíåé, ãäå äåðåâüÿ è êîðÿãè îõàþò, ñòîíóò è ïîþò æàëîáíûå ïåñíè, ó ëþáîãî òóðèñòà íåèçáåæíî ðàçâèâàåò êàê «ñîîáðàæåíèå», òàê è âîîáðàæåíèå.

      êàìíå Çèìíÿê ÿ óâèäåë õèùíóþ ïòèöó ñ êðþ÷êàñòûì êëþâîì, êîòîðàÿ ñèäåëà áîêîì êî ìíå, ñëîæèâ ìîãó÷èå êðûëüÿ-ïëàñòû. Åñòü òàêàÿ ïòèöà çèìíÿê — ìîõíîíîãèé êàíþê, îáèòàþùèé â òóíäðàõ è ëåñîòóíäðàõ, êîòîðûé ãíåçäèòñÿ íà óñòóïàõ ñêàë, âîçâûøåííûõ ó÷àñòêàõ.

     Ìíîãèå êàìíè ×óñîâîé çîâóòñÿ ïòè÷üèìè èìåíàìè – Áàëàáàí, Æóðàâëèêè è Âîðîáüè, Ëåáÿæèé, Êóêóøêèí. Ïðàâäà, êàíþêè-çèìíÿêè âñòðå÷àþòñÿ, â îñíîâíîì, â ãîðàõ Îõîòñêîãî ïîáåðåæüÿ è Êàì÷àòêè. Ïîýòîìó åñòü áîëåå âåñîìûå âåðñèè.

     Íà ×óñîâîé îñòàëèñü íàçâàíèÿ-òîïîíèìû îò äðåâíèõ õîçÿå⠖ ïðåäêîâ êîìè è òþðêîÿçû÷íûõ ïëåì¸í, ïîçæå – îò ïðèøåäøèõ ïëåì¸í ìàíñè (âîãóëîâ). Íî åñòü è ðóññêèå íàçâàíèÿ, êîòîðûå äàâàëè ïåðâûå ïîñåëåíöû è ñïëàâùèêè. Íàïðèìåð, êàìåíü ìîãëè íàçâàòü òàê èç-çà çèìíåãî ñàííîãî ïóòè (çèìíèêà).

      ýòîì ìåñòå äðóãàÿ ÷àñòü Ðîìàíîâñêîé äîðîãè, ïî ïðàâîé ðàçâèëêå ó îñòðîâîâ, ïðèâîäèò ê åù¸ îäíîé ïåðåïðàâå íà ëåâûé áåðåã ×óñîâîé.
     Ýòî ìåñòî âðÿä ëè ïîäõîäèò äëÿ áðîäà, íî äëÿ çèìíåãî ïåðååçäà ïî ëüäó – âïîëíå. Èìåííî ñþäà, ê ñúåçäó ñ êðóòîãî áåðåãà, ðàíåå áûëà ïðîðóáëåíà â ëåñó áîëüøàÿ äîðîãà, êîòîðàÿ ïîñëå ïåðåïðàâû øëà äî êàìíÿ Ìîãèëüíîãî è äåðåâíè Áàðîíñêîé. Òåïåðü îò íå¸ îñòàëñÿ áîëüøîé ïðîãàë, ïîðîñøèé ëåñîì.

     Ìîæåò è òàê. Íî âñ¸ æå çèìíÿê (çèìíèê) – ñòàðîå ðóññêîå ñëîâî, îçíà÷àþùåå èçíà÷àëüíî çèìîâêó ëþäåé. Ïåðâûìè ðóññêèìè ïîñåëåíöàìè íà ×óñîâîé áûëè ëþäè, ïðèøåäøèå ñ Ñåâåðíîé Ðóñè è Ïîìîðüÿ.  êîñòðîìñêèõ ãîâîðàõ èçáóøêó-çåìëÿíêó, ñëóæàùóþ ïîñåëåíöàì ïåðâûì æèëèùåì, íàçûâàëè «çèìåíêîé».

Èíòåðåñíî, ÷òî Çèìíÿê áûëî èìåíåì äðóãîé, óæå èñ÷åçíóâøåé äåðåâíè, îñíîâàííîé â 1770 ãîäó áëèç Êûíà íà Áàáåíñêîì ïë¸ñå. Çèìíÿêàìè íàçâàíû è íåñêîëüêî äåðåâåíü â Âîëîãîäñêîé îáëàñòè.
    
     Íå ôàêò, ÷òî â ýòîì ìåñòå áûëî èìåííî ðóññêîå ïîñåëåíèå, âîçìîæíî, ÷òî è âîãóëüñêîå. Âåäü èíîãäà «çèìíèêàìè» ðóññêèå çâàëè çèìíèå ñòàíîâèùà «èíîðîäöåâ». Ïåðåä êàìíåì Çèìíèê, íà ãîðíûõ ñêëîíàõ ëåâîãî áåðåãà åñòü îáøèðíàÿ ëóãîâèíà. Òàêèå îáû÷íî îñòàþòñÿ òàì, ãäå æèëè ëþäè.

     Îêðåñòíûå âèäû ó Çèìíÿêà ïðîñòî áîæåñòâåííûå.  òîò äåíü íà ñèíåþùåì îñåííåì íåáîñêëîíå ïîÿâèëèñü õëîïüÿ íåáîëüøèõ áåëûõ îáëà÷êî⠖ è ÷óäíî áûëî, áóäòî âïðàâäó ñíåã ëåòèò! Îùóùåíèå õîëîäíîãî äûõàíèÿ çèìû áûëî ÿâíîå.    
     Çàãëÿäåâøèñü íà ýòó êðàñîòó, ÿ è íå çàìåòèë, êàê äîø¸ë äî öåëè – çàãàäî÷íîãî êàìóøêà Àôîíèíû Áðîâè.

     *** À ÁÛË ËÈ ÌÀËÜ×ÈÊ? ***

     Ìåíÿ äàâíî «òåðçàëè ñìóòíûå ñîìíåíüÿ» â òîì, ÷òî â ýïîõó ñîñòàâëåíèÿ êàðò äëÿ ìàññîâîãî òóðèçìà ïî ×óñîâîé è «âåëèêîãî ïåðåèìåíîâàíèÿ» å¸ áîéöîâ íàçâàíèå ýòîãî êàìíÿ óêàçàëè âåðíî.

     Ëåãåíäà î íåèçâåñòíîì ñïëàâùèêå Àôîíå è åãî áðîâÿõ âûãëÿäèò íåñîñòîÿòåëüíîé. Äèíàñòèè ÷óñîâñêèõ ñïëàâùèêîâ èçâåñòíû. Çà ýòèì êàìíåì ïîñëå îñòðîâà Òîëñòèê âûñèòñÿ êàìåíü Âàñüêèíà Ãîðà, è ïðî Âàñüêó Áàëàáóðäó ÿ çíàþ – ïðî Àôîíþ íè÷åãî íå çíàþ. À âåäü íàðîäíîå ïðèçíàíèå íàäî ÷åì-òî çàñëóæèòü.
     ×åì?

     Ñïëàâùèêè ìîãëè îòîéòè îò òðàäèöèè ïðàãìàòè÷íûõ ëîöìàíñêèõ íàçâàíèé è îòìåòèòü êðàñîòó è íåîáû÷íîñòü êàìíÿ. Ïðåäñòàâüòå ñåáå êàðàâàí èç òð¸õñîò áàðîê, äà ïî ñîðîê ìóæèêîâ â êàæäîé, êîòîðûé äíè è íî÷è íàïðîë¸ò èä¸ò ïî ×óñîâîé âíèç, îò ðîäíîãî äîìà ê Êàìå.

     Âðÿä ëè âàòàãè ðîñëûõ ïîäãóáùèêîâ ìå÷òàëè â ñóðîâîì ïîõîäå î ìóæñêîé êðàñîòå. Ñêîðåå, î æåíñêîé. Ÿ íåäîñòàâàëî. «Áðîâÿìè» íà áàðêàõ íàçûâàëè äàæå ñïåöèàëüíûé èçîãíóòûé áðóñ, ïî êîòîðîìó ñêîëüçèë ÿêîðíûé êàíàò.
×üè èçîãíóòûå áðîâè áóäîðàæèëè âîîáðàæåíèå îäè÷àâøèõ ìóæèêîâ?
     Äåâè÷üè, êîíå÷íî.

     Äà è äåðåâåíñêèå äåâóøêè áûëè íåðàâíîäóøíû ê ñïëàâùèêàì. Êàðàâàííûé âàë â ÷óñîâñêèõ ñåëåíèÿõ áûë íàñòîÿùåé ôååðèåé, ñêàçêîé! Íà îãðîìíûõ âîäÿíûõ ãðåáíÿõ íåñëèñü êðàñàâèöû-áàðêè.

     Ïåðâûìè ïðîëåòàëè «÷åðíîíîñûå» ñ Ðåâäèíñêîãî çàâîäà, çà íèìè ëåòåëè ïî âîëíàì îñòàëüíûå – ïîä ñèíå-çåë¸íûìè ôëàãàìè ñ Ïîëåâñêîãî çàâîäà, ïîä çåë¸íî-æ¸ëòûìè ôëàãàìè øëè áàðêè Ñûñåðòñêîãî çàâîäà, ïîä æ¸ëòûìè ôëàãàìè — ñ Øàéòàíñêîãî çàâîäà…

Читайте также:  Больно делать перманентный макияж бровей

     Íà ïàëóáàõ ñòîÿëè ïîäãóáùèêè, óðàëüñêèå ÷óäî-áîãàòûðè.  ïîäãóáùèêè áðàëè ðåáÿò ãðåíàä¸ðñêîãî ñëîæåíèÿ, ÷òîáû îíè ìîãëè óïðàâëÿòüñÿ ñ òÿæåëåííûìè ïîíîñíûìè è ïîòåñÿìè. Ðîñò Âàñèëèÿ Áàëàáóðäû, íàïðèìåð, áûë ñ ðóññêóþ ñàæåíü (2 ìåòðà 16 ñì).
     Ïî ñðàâíåíèþ ñ îáû÷íûìè ïàðåíüêàìè ýòî áûëè èíîïëàíåòÿíå, ìîãó÷èå àâàòàðû!

     Äåâóøêè âñòðå÷àëè êàðàâàíû ñóäîâ íà áåðåãàõ ó ïðèñòàíåé, ìàõàÿ ñïëàâùèêàì ïëàòî÷êàìè. Áàðêè îñòàíàâëèâàëèñü íà êîðîòêèé îòäûõ è òîãäà:
«… î÷óòÿòñÿ íà áðåãå,
 ÷åøóå, êàê æàð ãîðÿ,
Òðèäöàòü òðè áîãàòûðÿ,
Âñå êðàñàâöû óäàëûå,
Âåëèêàíû ìîëîäûå,
Âñå ðàâíû, êàê íà ïîäáîð» (À.Ñ. Ïóøêèí)

     Äåâóøêè â íàäåæäå ïðîâîæàëè áàðêè â äàëüíèé ïóòü. À âäðóã êòî ïðèìåòèò äà ïî âîçâðàùåíèþ íàéä¸ò.
     Êàê çâàëè «ïðèìåòíûõ» äåâóøåê?

     *** ÎÕÎÍß, ÎÕÎÍÞØÊÀ ***

     Áûëî íà Óðàëå ñòàðèííîå äåâè÷üå «èìÿ÷êî», óïîìèíàåìîå â ñêàçàõ è ïîâåñòÿõ òåõ âðåì¸í — Îõîíÿ. Îíî áûëî íàðèöàòåëüíûì äëÿ ïðèãîæèõ äà ëàäíûõ êðàñàâèö, íà êîì ïàðíÿì «æåíèöà îõîòà».
     Îõîíÿìè íàçûâàëè è äåâóøåê, êîòîðûå áûëè ïðèìåòíû êðàñîòîé «íåçäåøíåé», ó êîòîðûõ «…âîëîñû êàê íî÷ü, à ãëàçà çåë¸íûå» (Ï.Ï. Áàæîâ).

     Ïàâåë Áàæîâ â «Ìàëàõèòîâîé øêàòóëêå» òàê îáðèñîâàë Òàíþøêó-Ïàìÿòêó, äî÷ü Äàíèëû-Ìàñòåðà: «Ñàìà ÷¸ðíåíüêà äà áàñåíüêà, à ãëàçêè çåë¸íåíüêè. Íà íàøèõ äåâ÷îíîê áóäòî è âîâñå íå ïîõîäèò».

     Óðàëüñêèå äåâóøêè ìîãóò çàâîðîæèòü è ñòàíîì, è äëèííîé êîñîé, è ñâîèìè î÷àìè. À âçãëÿä èç-ïîä äèâíûõ ÷¸ðíûõ áðîâåé è âîâñå íå îñòàâèò íèêîãî ðàâíîäóøíûì. Óëûáí¸òñÿ «÷åðíîáðîâà» – ðóáë¸ì ïîäàðèò, à «çûðêíåò» – êàê îãí¸ì îáîæã¸ò.
     Âèäíûå-òî äåâîíüêè ÷àñòî áûëè ñ õàðàêòåðîì, «áåäîâûå». Òîãäà äåðæèñü.

      æóðíàëå «Ðóññêàÿ ìûñëü» â 1892 ãîäó âûøëà â ñâåò ïîâåñòü Ä.Í. Ìàìèíà-Ñèáèðÿêà «Îõîíèíû áðîâè».  íåé íàø óðàëüñêèé ïèñàòåëü çàïå÷àòëåë îäíó èç òàêèõ áåäîâûõ îõîíþøåê, áîåâóþ «îòåöêóþ äî÷ü»:

     «Îõîíÿ ïðèñåëà ê îêîøå÷êó íà êîðòî÷êè è òîæå âñïëàêíóëà, êîãäà óâèäåëà èñõóäàëîå è ïîæåëòåâøåå ëèöî ñòàðèêà îòöà. Ýòî áûëà ñðåäíåãî ðîñòà äåâóøêà ñ çàãîðåëûì è ðóìÿíûì ëèöîì. Òóãî çàïëåòåííàÿ ÷¸ðíàÿ êîñà ïîëçëà ïî ñïèíå çìå¸é. Íà ñêóëàñòîì ëèöå Îõîíè … âñåãî çàìå÷àòåëüíåå áûëè ãóñòûå, ÷¸ðíûå, ñðîñøèåñÿ áðîâè — ñîþçíûå, êàê ãîâîðèëè â ñòàðèíó. Òàêèå áðîâè ðîñëè, ïî íàðîäíîìó ïîâåðüþ, òîëüêî ó ñ÷àñòëèâûõ ëþäåé. Îäåòà îíà áûëà âî âñ¸ äîìàøíåå, êàê ïðîñòàÿ äåðåâåíñêàÿ äåâêà».

     Îñòàëîñü ïîãëÿäåòü íà íàø ÷óñîâñêîé êàìåíü – òàê ëè ïîõîæ íà áðîâè Îõîíþøêè?

     *** ÊÀÌÅÍÜ ÀÔÎÍÈÍÛ ÁÐÎÂÈ ÍÀ ×ÓÑÎÂÎÉ ***

     Áðîñèâ Ðîìàíîâñêóþ äîðîãó, ÿ çàáðàëñÿ íà âåðøèíû íåâûñîêèõ, íî äëèííûõ ñêàë. Ìåíÿ âñòðåòèë äåâñòâåííûé Öàðü-Ëåñ.
     Ïåðåáèðàÿñü îò ëîãà ê ëîãó ÷åðåç áóðåëîìû, ÿ ñòóïàë ïî ìÿã÷àéøåìó êîâðó èç ìõîâ, óêðàøåííîìó óâÿäøèìè íèòÿìè õâîùà. Òàì è ñÿì ïîïàäàëèñü ïåíüêè è ïîâàëåííûå äåðåâüÿ ñî ñëåäàìè ïèðøåñòâà áîáðîâ. Îäèí èç âåëîìàðøðóòîâ Ïðèðîäíîãî Ïàðêà «Ðåêà ×óñîâàÿ» òàê è íàçûâàåòñÿ – «Â ãîñòè ê áîáðó».
     Íà ×óñîâîé âîîáùå «ãîñòèøü» ó âñåãî Ëåñà. ß îñòîðîæíî ñïóñòèëñÿ ïîä êàìåííûå äóãè, ïîðîñøèå áàãðîâûìè ñîöâåòèÿìè êðîâîõë¸áêè. Íàä ðåêîé ïðîëåòåëà ñåðàÿ öàïëÿ.

     Äîáðàâøèñü ïî óçêîé áåðåãîâîé êðîìêå äî ïîñëåäíèõ óò¸ñîâ êàìåííîé ãðÿäû, ÿ óâèäåë Áðîâè – ìåëêèå ñèíêëèíàëüíûå ñêëàäêè, êîòîðûå îáðàçîâàëè ìíîæåñòâî ïðè÷óäëèâî èçîãíóòûõ äóã, «ðàñ÷¸ñàííûõ» îò ïÿòíàäöàòèìåòðîâîé «ïåðåíîñèöû».

     Ðåêà ïîäìûëà îñíîâàíèå êàìíÿ è âîãíóòàÿ ïîëóñôåðà òîëüêî óñèëèâàëà ñõîäñòâî. «Ñîþçíûå» äóãè øëè ïîä ðàçíûìè óãëàìè, ðàñõîäÿñü ïîä áîëüøîé àðêîé. Íàä íåé, áóäòî ïîïàâøàÿ â ãëàç ðåñíè÷êà, ñâèñàëà ïîâàëåííàÿ âåòðîì ïèõòà.
Àôîíèíû Áðîâè – áîòàíè÷åñêèé è ãåîëîãè÷åñêèé ïàìÿòíèê ïðèðîäû.

     Ãåîëîã Á.Ï. Ìàðêîâñêèé â 1946 ãîäó íà ýòèõ ñêàëàõ âûäåëèë è îïèñàë ìèðîâîé ýòàëîí îñàäî÷íûõ ïîðîä ñðåäíåãî äåâîíà. Ñëîè îñàäî÷íûõ ïîðîä òàêîãî æå âîçðàñòà è ïåðèîäà ñðàâíèâàþò è íà Óðàëå è âî âñ¸ì ìèðå èìåííî ñî ñëîÿìè è äóãàìè Àôîíèíûõ Áðîâåé!

     ß áûë ïîðàæ¸í, íàñêîëüêî ïîðîé òîíêèìè è äëèííûìè îêàçàëèñü êàìåííûå «äåâè÷üè áðîâêè». Îíè ñòîëü æå óíèêàëüíû ñâîèìè äóãàìè ãîðíûõ ïëàñòîâ, êàê è áîåö Äóæíîé, êàìåíü Ðîìàíîâ. Ïîïàäàëèñü ìåæ äóãàìè è ïóñòîòû, â êîòîðûõ ìîãëè ñåëèòüñÿ áåðåãîâóøêè.
     Ïîñëåäíèå ñîìíåíèÿ îòïàëè – îíè òî÷íî íå «Àôîíèíû». Ýòî áðîâè Îõîíè!

     Íî ÷òî òåïåðü ïîäåëàåøü, åñëè â XX âåêå âî âñå êàðòû è ïóòåâîäèòåëè âíåñëè íîâîå íàçâàíèå – Àôîíèíû Áðîâè. Ïðèâÿçêà îáðàçöà ïîðîä ñðåäíåãî äåâîíà ñäåëàíà èìåííî ê òàêîìó ãåîãðàôè÷åñêîìó íàçâàíèþ, è «ïîìåíÿòü åãî îáðàòíî» óæå íå ïîëó÷èòñÿ.
     Òàê æå è êàìåíü Êóêóøêèí íàâñåãäà îñòàíåòñÿ òåïåðü Êàìåíñêèì, à Âîðîáü¸â – Ñëîáîäñêèì, Êîíüè Óøè îñòàíóòñÿ Êîðàáëÿìè è ò.ä. Ýòî Âàì íå óëèöû ïåðåèìåíîâûâàòü!

     Çà îôèöèàëüíûì íàçâàíèåì íà êàðòå íà ïàìÿòü äëÿ ìåíÿ îñòàíåòñÿ îáðàç äåâóøêè êðàñîòû «íåçäåøíåé».
     È âçãëÿä Îõîíè, ãîòîâûé âñïûõíóòü îãí¸ì èç-ïîä ÷¸ðíûõ «ñîþçíûõ» áðîâåé.

     Íàçâàíèå êàìíÿ Îõîíèíû Áðîâè ðåäêîñòíîå è òåì óäèâèòåëüíåé, ÷òî îíî íà Óðàëå íå îäíî.

     *** ÊÀÌÅÍÜ ÎÕÎÍÈÍÛ ÁÐÎÂÈ ÍÀ ÐÅÊÅ ÈÑÅÒÈ ***

     Ó ñåëà Íèêèòèíñêîãî, íåäàëåêî îò ñëèÿíèÿ Èñåòè ñ ðåêîé Ñèíàðîé, åñòü âûñîêèé áåðåãîâîé ìûñ. Äâà ñìûêàþùèõñÿ èçãèáà êîðåííîãî áåðåãà ðåêè Ñèíàðà çîâóò …  òîæå Îõîíèíû Áðîâè!
     Ýòî ïðîñòîå ñîâïàäåíèå ñ «Îõîíåé» Ìàìèíà-Ñèáèðÿêà èëè íåò?

     Äìèòðèé Íàðêèñîâè÷ Ìàìèí-Ñèáèðÿê ÷àñòî áûâàë íà ðåêå Èñåòè. Íàñòîÿùàÿ ôàìèëèÿ óðàëüñêîãî ïèñàòåëÿ – Ìàìèí, è îíà äîâîëüíî ðàñïðîñòðàíåíà â òåõ ìåñòàõ. Èñòîðèê Þ.Â. Êîíîâàëîâ ñîîáùàåò, ÷òî ïåðâûì èç Ìàìèíûõ ïåðåñåëèëñÿ ñ áåðåãîâ Ðåæà íà áåðåãà Èñåòè àðàìàøåâñêèé êðåñòüÿíèí Íèêèòà Òåðåíòüåâè÷. Òàì, ãäå äîðîãà â Áàãàðÿêñêóþ ñëîáîäó ïîâîðà÷èâàëà îò Èñåòè ê äåðåâíå Èñòîêñêîé, ïîÿâèëàñü ïîòîì äåðåâíÿ Ìàìèíñêàÿ.

      ñåëå Òðîèöêîì (áûâøàÿ äåðåâíÿ Èñòîêñêàÿ) íà÷èíàëè ñâîþ êàðüåðó ñâÿùåííîñëóæèòåëè Ìàìèíû – ïðåäêè ïèñàòåëÿ.  ïåðåïèñè öåðêîâíîñëóæèòåëåé 1737 ãîäà óïîìèíàåòñÿ îäèí èç íèõ:
     «Òîé æå Áàãàðÿòñêîé ñëîáîäû Èñòîòñêîãî ñåëà Òðîèöêîé öåðêâè ïîï Âàñèëåé Èãíàòèåâ Ìàìèí. Ñêàçàë îò ðîäó åìó ïÿòäåñÿò ÷åòûðå ãîäà. Âî èåðåÿ ïîñâÿùåí ê òîé öåðêâè íà ìåñòî çáåæàâøàãî ïîïà Ïåòðà Íèêèôîðîâà â 712-ì ãîäó èñ ïîíîìàðåé òîé æå ñëîáîäû». Ìàìèíû ïåðåñåëèëèñü ñ Ðåæà íà þã, ïîëó÷àåòñÿ äî 1712 ãîäà.

     Ðÿäîì, â ñåëå Ïîêðîâñêîì æèë ðîäíîé äåä ïèñàòåëÿ — Ìàòâåé Ïåòðîâè÷ Ìàìèí. Â ïîâåñòè «Îõîíèíû Áðîâè» Äìèòðèé Íàðêèñîâè÷ ïåðåäàë èñòîðèþ èñåòñêîé ñòåïíîé äåâóøêè. Ýòà ðåàëüíàÿ èñòîðèÿ, ïîëàãàþ, áûëà èçâåñòíà ïðåäêàì ïèñàòåëÿ. Èñòîðèÿ Îõîíè è îòðàçèëàñü â íàçâàíèè êàìíÿ áëèç óñòüÿ Ñèíàðû.

     À êàê æå Îõîíèíû Áðîâè «ïåðåíåñëèñü» ñ ðåêè Èñåòü íà ×óñîâóþ?

     Ñåìüÿ ñâÿùåííèêà Íàðêèñà Ìàòâååâè÷à Ìàìèíà â ñâîå âðåìÿ ïåðååõàëà íà æèòåëüñòâî â ïîñ¸ëîê Âèñèìî-Øàéòàíñêîãî çàâîäà. Äìèòðèé Íàðêèñîâè÷ ðîäèëñÿ 6 íîÿáðÿ 1852 ãîäà â Âèñèìå. Îí ìíîãî ïóòåøåñòâîâàë ïî åãî îêðåñòíîñòÿì è ïî ðåêå ×óñîâîé.
     Èçâåñòíîñòü íà÷èíàþùåìó ïèñàòåëþ ïðèíåñ, â òîì ÷èñëå, î÷åðê «Â Êàìíÿõ», ãäå îí îïèñàë ñâî¸ ïóòåøåñòâèå ïî ×óñîâîé, êîòîðîå íà÷èíàëîñü îò ïðèñòàíè â óñòüå Ìåæåâîé Óòêè.

     Îò Óñòü-Óòêè ââåðõ ïî ×óñîâîé äî Âàñüêèíîé Ãîðû è Çèìíÿêà – ðóêîé ïîäàòü. Òîãäà «êàìóøêè», ñêàëû ñ âûñîòîé äî 15 ìåòðîâ, êàê ïðàâèëî, áûëè áåçûìÿííûìè.
     Íå èñêëþ÷àþ, ÷òî êðàñèâîå èìÿ Îõîíèíû Áðîâè íåáîëüøèì ñêàëàì ñ êàìåííûìè äóãàìè äàë íèêòî èíîé, êàê Ìàìèí-Ñèáèðÿê.

     Òàê èñòîðèÿ ñòåïíîé äåâóøêè ñ Èñåòè âîïëîòèëàñü â êàìíå íà ×óñîâîé.

     P.S.

     ×óîñè íåñëà ñâîè âîäû äàëüøå, ê îñòðîâó Òîëñòèê. Íà çîëîòûå øàïêè ëåñà îïóñêàëñÿ âå÷åð. Íî óõîäèòü èç ýòîãî âîëøåáíîãî ìåñòà íå õîòåëîñü. Íà ïðîùàíüå Ëåñ ñäåëàë ìíå âîèñòèíó öàðñêèé ïîäàðîê. Íà îäíîé èç òåìíî-ñèíèõ êàìåííûõ ãëûá, ïîðîñøèõ ïóøèñòûì ìõîì, ÿ îáíàðóæèë ðåäêîñòíîå è øèêàðíîå ñîöâåòèå ãðèáà Ïåëüòèãåðû.

     ×óñîâàÿ íå ïåðåñòà¸ò óäèâëÿòü.

©Ìèõàèë Ëàòûøåâ

Ìàòåðèàëû, èñïîëüçîâàííûå ïðè ïîäãîòîâêå ñòàòüè

1. Ïóòåâîäèòåëü Ïðèðîäíîãî Ïàðêà «Ðåêà ×óñîâàÿ». Ïîä ðåä. Ì.Þ. Ô¸äîðîâà è äð., 2014 ãîä
2. Êîíîâàëîâ Þ.Â. «Ìàìèí-Ñèáèðÿê è ñåëî Ìàìèíñêîå», ñàéò Îêñàíû Êîðíåâîé https://okorneva.ru/
3. Ìàòåðèàëû ñàéòà î ðåêå ×óñîâîé, https://rekachusovaya.ru
4. À.Â. Èâàíîâ. «Message: ×óñîâàÿ», 2007 ãîä
5. Ï.Ï. Áàæîâ. «Ìàëàõèòîâàÿ øêàòóëêà. Óðàëüñêèå ñêàçû». Ñâåðäëîâñê, 1967 ãîä
6. Ä.Í. Ìàìèí-Ñèáèðÿê. Ïîâåñòü «Îõîíèíû áðîâè» â ñáîðíèêå «Ïîâåñòè è ðàññêàçû ðàçíûõ ëåò». Ì., 1983 ãîä

Источник