Белокурые волосы но темные усы и брови

Григорий Печорин.
Иллюстрация П. Павлинова

Григорий Александрович Печорин — главный персонаж романа «Герой нашего времени» Лермонтова. 

Внешность является важной деталью в характеристике Печорина. Внешний облик героя отражает и дополняет его психологический портрет.

Ниже представлено описание внешности Григория Печорина в романе «Герой нашего времени»: цитаты с описанием внешнего вида Печорина (лица, фигуры, глаз, одежды и т.д.).

Смотрите: 
— Все материалы о Печорине
— Все материалы по «Герою нашего времени»

Внешность Григория Печорина в романе «Герой нашего времени»

Григорий Печорин — молодой офицер в возрасте 25 лет (на момент его поездки на Кавказ и его знакомства с княжной Мери, Максимом Максимычем, Бэлой и т.д.):

«…молодой человек лет двадцати пяти…»

Печорин — привлекательный молодой человек:

«…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»

«…А смешно подумать, что на вид я еще мальчик: лицо хотя бледно, но еще свежо; члены гибки и стройны; густые кудри вьются, глаза горят, кровь кипит…»

Печорин — стройный мужчина среднего роста, но крепкого телосложения:

«…Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький…» 

«…Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…»

«…Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую‑то нервическую слабость; он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать.»

Печорин носит дорогую одежду (бархатный сюртук) и следит за чистотой белья:

«…пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека…» 

Печорин всегда носит чистые сапоги и перчатки:

«…носит всегда чистые перчатки и вычищенные сапоги…»

Печорин пользуется духами, как все щеголи:

«…Нет ли у тебя духов? <…> Дай‑ка сюда…» (Гришницкий просит духи Печорина) 

«…Он налил себе полсклянки за галстук, в носовой платок, на рукава…» (Грушницкий берет духи Печирина) 

У Печорина маленькие, «аристократические» руки с тонкими бледными пальцами:

«…его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев.»

 Походка Григория Печорина небрежна и ленива:

«Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера…»

В улыбке Печорина есть что-то детское:

 «В его улыбке было что‑то детское.»

У Печорина нежная кожа, белокурые волосы, но при этом — темные усы и брови:

Его кожа имела какую‑то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади…»

У Печорина немного вздернутый нос, а зубы отличаются белизной:

«…у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны…»

Лицо Печорина ничего не выражает, даже в самые тяжелые минуты жизни, например, когда умирает Бэла:

«…его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя…» 

У Печорина карие глаза, которые никогда не смеются:

«…карие глаза <…> Во‑первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из‑за полуопущенных ресниц они сияли каким‑то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный;

У Печорин неприятный, проницательный и тяжелый взгляд, порой наглый, но равнодушно спокойный:

«…взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен…» 

«…господин, у которого такой неприятный тяжелый взгляд?..» 

«…она говорит, что у тебя наглый взгляд, что ты, верно, о себе самого высокого мнения…– Она не ошибается…»

Служа на Кавказе, Печорин носит местную национальную одежду, одеваясь как черкес:

«…стал раскладывать вещи, поставив в угол шашку и ружье, пистолеты положил на стол, разостлал бурку* на лавке…» 

«…Я завернулся в бурку* и сел у забора на камень…»  

«…Я встал, накинул бешмет**, опоясал кинжал и тихо тихо вышел из хаты…» 

«…Я сел у отворенного окна, расстегнул архалук**…»

«…верно, по одежде приняли меня за черкеса. Мне в самом деле говорили, что в черкесском костюме верхом я больше похож на кабардинца, чем многие кабардинцы. И точно, что касается до этой благородной боевой одежды, я совершенный денди: ни одного галуна лишнего; оружие ценное в простой отделке, мех на шапке не слишком длинный, не слишком короткий; ноговицы и черевики пригнаны со всевозможной точностью; бешмет** белый, черкеска*** темно-бурая…»

(*бурка — национальная одежда кавказских горцев, войлочный плащ без рукавов с длинным ворсом или начесом; 

**бешмет, архалук — одежда горцев, полукафтан, который носят под верхней одеждой; 

***черкеска — верхняя мужская одежда, кафтана, который носили многие народы Кавказа.)

Это было описание внешности Григория Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова: описание внешнего облика Печорина, его лица, глаз, фигуры, одежды и т.д.

Источник

Печорин и княжна Мери.
Художник В. А. Поляков.

Молодой офицер Григорий Печорин является главным персонажем романа «Герой нашего времени» Лермонтова.

В этой статье представлен цитатный образ Григорий Печорина в романе «Герой нашего времени»: описание внешности и характера героя.

Образ Григория Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова

Полное имя героя — Григорий Александрович Печорин:

«…сказал мне Григорий Александрович…»

Возраст Григория Печорина — 25 лет (на момент знакомства с княжной Мери, Бэлой, Вуличем и контрабандистами в Тамани):

«…в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека…» (на момент истории с Бэлой и княжной Мери)

О внешности Григория Печорина известно, что он — привлекательный молодой мужчина, который нравится женщинам:

«…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»

У Григория Печорина стройное, но крепкое тело:

«…Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…»

У Печорина карие глаза, которые не смеются, когда он смеется:

«…карие глаза <…> они не смеялись, когда он смеялся!..»

У Григория Печорина темные усы и брови, но светлые волосы:

«…белокурые волосы, вьющиеся от природы…» 

«… усы его и брови были черные…»

         Смотрите: Внешность Печорина в цитатах 

По своему происхождению Печорин — потомственный дворянин, богатый помещик:

«…да притом у меня есть лакеи и деньги!..» 

Григорий Печорин вырос в светском обществе Петербурга:

«…я, который привык к хорошему обществу…»

Печорин не любит светское общество и пустую жизнь аристократов:

«…вы дичитесь всех так, что ни на что не похоже…» (княгиня Лиговская о Печорине)

Печорину надоели светские красавицы. Он хорошо изучил женщин и теперь видит их насквозь:

«…она себя обвиняет в холодности <…> Я все это уж знаю наизусть – вот что скучно!..»

Григорий Печорин — офицер. Его воинское звание (чин) — прапорщик:

«…Господин прапорщик!..»

«…Я им объяснил, что я офицер…»

Судя по всему, Печорин сначала служит в гвардии в Петербурге, как все богатые столичные дворяне. Но за участие в дуэли его переводят на Кавказ:

«…петербургский покрой сюртука ввел их в заблуждение…»

«…Кажется, ваша история там наделала много шума…» (судя по всему, речь идет о дуэли)

Как все образованные дворяне, Печорин хорошо говорит по-французски:

«…Чтоб ее совершенно разуверить, я отвечал по‑французски…»

Судя по всему, Печорин неплохо танцует. На балах он часто приглашает дам:

«…Я тотчас подошел к княжне, приглашая ее вальсировать…»

Григорий Печорин не любит читать, но некоторые книги он все-таки читает. Например, ему нравится Вальтер Скотт:

«Я стал читать, учиться — науки также надоели…»

«…С час я ходил по комнате; потом сел и открыл роман Вальтера Скотта, лежавший у меня на столе: то были «Шотландские пуритане»; я читал сначала с усилием, потом забылся…»

Одна из главных черт характера Печорина — это его странность. Печорин — странный, противоречивый человек. Сразу несколько героев романа называют его именно странным:

«…Вы странный человек! – сказала она потом,..» (княжна Мери о Печорине) 

«…я рассказал ей некоторые из странных случаев моей жизни, и она начинает видеть во мне человека необыкновенного…» (Печорин о себе)

Иногда Печорин ведет себя как безнравственный человек. Он совершает вызывающие и злые поступки:

«…она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия!..»

При этом сам Печорин знает, что не всегда поступает хорошо. Он сам себя называет «злом»:

«…За что она меня так любит, право, не знаю! <…> Неужели зло так привлекательно?..»

Печорин — дерзкий человек:

«…ты нынче ее ужасно рассердил? Она нашла, что это неслыханная дерзость…» 

«…Если я имел дерзость вас чем‑нибудь оскорбить, то позвольте мне иметь еще большую дерзость просить у вас прощения…»

Григорий Печорин иногда смеется над чувствами других людей:

«…Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: это начинает ее пугать…»

При этом Печорин — умный человек:

«…вот нас двое умных людей…»

Печорин — остроумный и язвительный человек. Он умеет и любит говорить колкости:

«…Вы опасный человек! – сказала она мне, – я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок…»

Григорий Печорин — настойчивый и упрямый человек. Он старается добиваться того, чего хочет:

«…Долго бился с нею Григорий Александрович…»

«…несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи, таков уж был человек: что задумает, подавай…»

Печорин — смелый и решительный человек:

«…Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера <…> я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»

Печорин страстно любит охоту. Когда ему становится скучно с Бэлой, Печорин каждый день ходит на охоту:

«…страстно любил охоту: бывало, так его в лес и подмывает за кабанами или козами…» 

«…не сказав никому, отправился стрелять, – целое утро пропадал; раз и другой, все чаще и чаще…»

Григорий Печорин не хочет жениться. Мысли о женитьбе тут же охлаждают его любовь к женщине:

«…как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь!..»

Печорин не дорожит жизнью и как будто ищет смерти. Поэтому он иногда без веской причины рискует своей жизнью (например, в дуэли в Грушницким, истории с Вуличем):

«…Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки…»

Это был цитатный образ Григория Печорина в романе «Герой нашего времени» Лермонтова: описание внешности, характера и личности героя, его происхождения и воспитания.

Смотрите: 
— Все материалы о Печорине
— Краткое содержание романа
— Все материалы по «Герою нашего времени»

Источник

Ñòðàíèöû:








9 
10 
11 
12 
13 
14 
15 
16 
17 
18 
19 
20 
21 
22 
23 
24 
25 
26 
27 
28 
29 

Îí áûë ñðåäíåãî ðîñòà; ñòðîéíûé, òîíêèé ñòàí åãî è øèðîêèå ïëå÷è äîêàçûâàëè êðåïêîå ñëîæåíèå, ñïîñîáíîå ïåðåíîñèòü âñå òðóäíîñòè êî÷åâîé æèçíè è ïåðåìåíû êëèìàòîâ, íå ïîáåæäåííîå íè ðàçâðàòîì ñòîëè÷íîé æèçíè, íè áóðÿìè äóøåâíûìè; ïûëüíûé áàðõàòíûé ñþðòó÷îê åãî, çàñòåãíóòûé òîëüêî íà äâå íèæíèå ïóãîâèöû, ïîçâîëÿë ðàçãëÿäåòü îñëåïèòåëüíî ÷èñòîå áåëüå, èçîáëè÷àâøåå ïðèâû÷êè ïîðÿäî÷íîãî ÷åëîâåêà; åãî çàïà÷êàííûå ïåð÷àòêè êàçàëèñü íàðî÷íî ñøèòûìè ïî åãî ìàëåíüêîé àðèñòîêðàòè÷åñêîé ðóêå, è êîãäà îí ñíÿë îäíó ïåð÷àòêó, òî ÿ áûë óäèâëåí õóäîáîé åãî áëåäíûõ ïàëüöåâ. Åãî ïîõîäêà áûëà íåáðåæíà è ëåíèâà, íî ÿ çàìåòèë, ÷òî îí íå ðàçìàõèâàë ðóêàìè, — âåðíûé ïðèçíàê íåêîòîðîé ñêðûòíîñòè õàðàêòåðà. Âïðî÷åì, ýòî ìîè ñîáñòâåííûå çàìå÷àíèÿ, îñíîâàííûå íà ìîèõ æå íàáëþäåíèÿõ, è ÿ âîâñå íå õî÷ó âàñ çàñòàâèòü âåðîâàòü â íèõ ñëåïî. Êîãäà îí îïóñòèëñÿ íà ñêàìüþ, òî ïðÿìîé ñòàí åãî ñîãíóëñÿ, êàê áóäòî ó íåãî â ñïèíå íå áûëî íè îäíîé êîñòî÷êè; ïîëîæåíèå âñåãî åãî òåëà èçîáðàçèëî êàêóþ-òî íåðâè÷åñêóþ ñëàáîñòü: îí ñèäåë, êàê ñèäèò áàëüçàêîâà òðèäöàòèëåòíÿÿ êîêåòêà íà ñâîèõ ïóõîâûõ êðåñëàõ ïîñëå óòîìèòåëüíîãî áàëà. Ñ ïåðâîãî âçãëÿäà íà ëèöî åãî ÿ áû íå äàë åìó áîëåå äâàäöàòè òðåõ ëåò, õîòÿ ïîñëå ÿ ãîòîâ áûë äàòü åìó òðèäöàòü.  åãî óëûáêå áûëî ÷òî-òî äåòñêîå. Åãî êîæà èìåëà êàêóþ-òî æåíñêóþ íåæíîñòü; áåëîêóðûå âîëîñû, âüþùèåñÿ îò ïðèðîäû, òàê æèâîïèñíî îáðèñîâûâàëè åãî áëåäíûé, áëàãîðîäíûé ëîá, íà êîòîðîì, òîëüêî ïî äîëãîì íàáëþäåíèè, ìîæíî áûëî çàìåòèòü ñëåäû ìîðùèí, ïåðåñåêàâøèõ îäíà äðóãóþ è, âåðîÿòíî, îáîçíà÷àâøèõñÿ ãîðàçäî ÿâñòâåííåå â ìèíóòû ãíåâà èëè äóøåâíîãî áåñïîêîéñòâà. Íåñìîòðÿ íà ñâåòëûé öâåò åãî âîëîñ, óñû åãî è áðîâè áûëè ÷åðíûå — ïðèçíàê ïîðîäû â ÷åëîâåêå, òàê, êàê ÷åðíàÿ ãðèâà è ÷åðíûé õâîñò ó áåëîé ëîøàäè. ×òîá äîêîí÷èòü ïîðòðåò, ÿ ñêàæó, ÷òî ó íåãî áûë íåìíîãî âçäåðíóòûé íîñ, çóáû îñëåïèòåëüíîé áåëèçíû è êàðèå ãëàçà; î ãëàçàõ ÿ äîëæåí ñêàçàòü åùå íåñêîëüêî ñëîâ.

Âî-ïåðâûõ, îíè íå ñìåÿëèñü, êîãäà îí ñìåÿëñÿ! — Âàì íå ñëó÷àëîñü çàìå÷àòü òàêîé ñòðàííîñòè ó íåêîòîðûõ ëþäåé?.. Ýòî ïðèçíàê — èëè çëîãî íðàâà, èëè ãëóáîêîé ïîñòîÿííîé ãðóñòè. Èç-çà ïîëóîïóùåííûõ ðåñíèö îíè ñèÿëè êàêèì-òî ôîñôîðè÷åñêèì áëåñêîì, åñëè ìîæíî òàê âûðàçèòüñÿ. Òî íå áûëî îòðàæåíèå æàðà äóøåâíîãî èëè èãðàþùåãî âîîáðàæåíèÿ: òî áûë áëåñê, ïîäîáíûé áëåñêó ãëàäêîé ñòàëè, îñëåïèòåëüíûé, íî õîëîäíûé; âçãëÿä åãî — íåïðîäîëæèòåëüíûé, íî ïðîíèöàòåëüíûé è òÿæåëûé, îñòàâëÿë ïî ñåáå íåïðèÿòíîå âïå÷àòëåíèå íåñêðîìíîãî âîïðîñà è ìîã áû êàçàòüñÿ äåðçêèì, åñëè á íå áûë ñòîëü ðàâíîäóøíî ñïîêîåí. Âñå ýòè çàìå÷àíèÿ ïðèøëè ìíå íà óì, ìîæåò áûòü, òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ÿ çíàë íåêîòîðûå ïîäðîáíîñòè åãî æèçíè, è, ìîæåò áûòü, íà äðóãîãî âèä åãî ïðîèçâåë áû ñîâåðøåííî ðàçëè÷íîå âïå÷àòëåíèå; íî òàê êàê âû î íåì íå óñëûøèòå íè îò êîãî, êðîìå ìåíÿ, òî ïîíåâîëå äîëæíû äîâîëüñòâîâàòüñÿ ýòèì èçîáðàæåíèåì. Ñêàæó â çàêëþ÷åíèå, ÷òî îí áûë âîîáùå î÷åíü íåäóðåí è èìåë îäíó èç òåõ îðèãèíàëüíûõ ôèçèîíîìèé, êîòîðûå îñîáåííî íðàâÿòñÿ æåíùèíàì ñâåòñêèì.

Ëîøàäè áûëè óæå çàëîæåíû; êîëîêîëü÷èê ïî âðåìåíàì çâåíåë ïîä äóãîþ, è ëàêåé óæå äâà ðàçà ïîäõîäèë ê Ïå÷îðèíó ñ äîêëàäîì, ÷òî âñå ãîòîâî, à Ìàêñèì Ìàêñèìû÷ åùå íå ÿâëÿëñÿ. Ê ñ÷àñòèþ, Ïå÷îðèí áûë ïîãðóæåí â çàäóì÷èâîñòü, ãëÿäÿ íà ñèíèå çóáöû Êàâêàçà, è êàæåòñÿ, âîâñå íå òîðîïèëñÿ â äîðîãó. ß ïîäîøåë ê íåìó.

— Åñëè âû çàõîòèòå åùå íåìíîãî ïîäîæäàòü, — ñêàçàë ÿ, — òî áóäåòå èìåòü óäîâîëüñòâèå óâèäàòüñÿ ñ ñòàðûì ïðèÿòåëåì…

— Àõ, òî÷íî! — áûñòðî îòâå÷àë îí, — ìíå â÷åðà ãîâîðèëè: íî ãäå æå îí? — ß îáåðíóëñÿ ê ïëîùàäè è óâèäåë Ìàêñèìà Ìàêñèìû÷à, áåãóùåãî ÷òî áûëî ìî÷è… ×åðåç íåñêîëüêî ìèíóò îí áûë óæå âîçëå íàñ; îí åäâà ìîã äûøàòü; ïîò ãðàäîì êàòèëñÿ ñ ëèöà åãî; ìîêðûå êëî÷êè ñåäûõ âîëîñ, âûðâàâøèñü èç-ïîä øàïêè, ïðèêëåèëèñü êî ëáó åãî; êîëåíè åãî äðîæàëè… îí õîòåë êèíóòüñÿ íà øåþ Ïå÷îðèíó, íî òîò äîâîëüíî õîëîäíî, õîòÿ ñ ïðèâåòëèâîé óëûáêîé, ïðîòÿíóë åìó ðóêó. Øòàáñ-êàïèòàí íà ìèíóòó îñòîëáåíåë, íî ïîòîì æàäíî ñõâàòèë åãî ðóêó îáåèìè ðóêàìè: îí åùå íå ìîã ãîâîðèòü.

— Êàê ÿ ðàä, äîðîãîé Ìàêñèì Ìàêñèìû÷. Íó, êàê âû ïîæèâàåòå? — ñêàçàë Ïå÷îðèí.

— À… òû?.. à âû? — ïðîáîðìîòàë ñî ñëåçàìè íà ãëàçàõ ñòàðèê… — ñêîëüêî ëåò… ñêîëüêî äíåé… äà êóäà ýòî?..

— Åäó â Ïåðñèþ — è äàëüøå…

— Íåóæòî ñåé÷àñ?.. Äà ïîäîæäèòå, äðàæàéøèé!.. Íåóæòî ñåé÷àñ ðàññòàíåìñÿ?.. Ñòîëüêî âðåìåíè íå âèäàëèñü…

— Ìíå ïîðà, Ìàêñèì Ìàêñèìû÷, — áûë îòâåò.

— Áîæå ìîé, áîæå ìîé! äà êóäà ýòî òàê ñïåøèòå?.. Ìíå ñòîëüêî áû õîòåëîñü âàì ñêàçàòü… ñòîëüêî ðàññïðîñèòü… Íó ÷òî? â îòñòàâêå?.. êàê?.. ÷òî ïîäåëûâàëè?..

— Ñêó÷àë! — îòâå÷àë Ïå÷îðèí, óëûáàÿñü.

— À ïîìíèòå íàøå æèòüå-áûòüå â êðåïîñòè? Ñëàâíàÿ ñòðàíà äëÿ îõîòû!.. Âåäü âû áûëè ñòðàñòíûé îõîòíèê ñòðåëÿòü… À Áýëà?..

Ïå÷îðèí ÷óòü-÷óòü ïîáëåäíåë è îòâåðíóëñÿ…

— Äà, ïîìíþ! — ñêàçàë îí, ïî÷òè òîò÷àñ ïðèíóæäåííî çåâíóâ…

Ìàêñèì Ìàêñèìû÷ ñòàë åãî óïðàøèâàòü îñòàòüñÿ ñ íèì åùå ÷àñà äâà.

— Ìû ñëàâíî ïîîáåäàåì, — ãîâîðèë îí, — ó ìåíÿ åñòü äâà ôàçàíà; à êàõåòèíñêîå çäåñü ïðåêðàñíîå… ðàçóìååòñÿ, íå òî, ÷òî â Ãðóçèè, îäíàêî ëó÷øåãî ñîðòà… Ìû ïîãîâîðèì… âû ìíå ðàññêàæåòå ïðî ñâîå æèòüå â Ïåòåðáóðãå… À?

— Ïðàâî, ìíå íå÷åãî ðàññêàçûâàòü, äîðîãîé Ìàêñèì Ìàêñèìû÷… Îäíàêî ïðîùàéòå, ìíå ïîðà… ÿ ñïåøó… Áëàãîäàðþ, ÷òî íå çàáûëè… — ïðèáàâèë îí, âçÿâ åãî çà ðóêó.

Ñòàðèê íàõìóðèë áðîâè… îí áûë ïå÷àëåí è ñåðäèò, õîòÿ ñòàðàëñÿ ñêðûòü ýòî.

— Çàáûòü! — ïðîâîð÷àë îí, — ÿ-òî íå çàáûë íè÷åãî… Íó, äà áîã ñ âàìè!.. Íå òàê ÿ äóìàë ñ âàìè âñòðåòèòüñÿ…

— Íó ïîëíî, ïîëíî! — ñêàçàë Ïå÷îðèí. îáíÿâ åãî äðóæåñêè, — íåóæåëè ÿ íå òîò æå?.. ×òî äåëàòü?.. âñÿêîìó ñâîÿ äîðîãà… Óäàñòñÿ ëè åùå âñòðåòèòüñÿ, — áîã çíàåò!.. — Ãîâîðÿ ýòî, îí óæå ñèäåë â êîëÿñêå, è ÿìùèê óæå íà÷àë ïîäáèðàòü âîææè.

— Ïîñòîé, ïîñòîé! — çàêðè÷àë âäðóã Ìàêñèì Ìàêñèìû÷, óõâàòÿñü çà äâåðöû êîëÿñêè, — ñîâñåì áûëî/ïàðò çàáûë… Ó ìåíÿ îñòàëèñü âàøè áóìàãè, Ãðèãîðèé Àëåêñàíäðîâè÷… ÿ èõ òàñêàþ ñ ñîáîé… äóìàë íàéòè âàñ â Ãðóçèè, à âîò ãäå áîã äàë ñâèäåòüñÿ… ×òî ìíå ñ íèìè äåëàòü?..

— ×òî õîòèòå! — îòâå÷àë Ïå÷îðèí. — Ïðîùàéòå…

— Òàê âû â Ïåðñèþ?.. à êîãäà âåðíåòåñü?.. — êðè÷àë âñëåä Ìàêñèì Ìàêñèìû÷…

Êîëÿñêà áûëà óæ äàëåêî; íî Ïå÷îðèí ñäåëàë çíàê ðóêîé, êîòîðûé ìîæíî áûëî ïåðåâåñòè ñëåäóþùèì îáðàçîì: âðÿä ëè! äà è çà÷åì?..

Äàâíî óæ íå ñëûøíî áûëî íè çâîíà êîëîêîëü÷èêà, íè ñòóêà êîëåñ ïî êðåìíèñòîé äîðîãå, — à áåäíûé ñòàðèê åùå ñòîÿë íà òîì æå ìåñòå â ãëóáîêîé çàäóì÷èâîñòè.

— Äà, — ñêàçàë îí íàêîíåö, ñòàðàÿñü ïðèíÿòü ðàâíîäóøíûé âèä, õîòÿ ñëåçà äîñàäû ïî âðåìåíàì ñâåðêàëà íà åãî ðåñíèöàõ, — êîíå÷íî, ìû áûëè ïðèÿòåëè, — íó, äà ÷òî ïðèÿòåëè â íûíåøíåì âåêå!.. ×òî åìó âî ìíå? ß íå áîãàò, íå ÷èíîâåí, äà è ïî ëåòàì ñîâñåì åìó íå ïàðà… Âèøü, êàêèì îí ôðàíòîì ñäåëàëñÿ, êàê ïîáûâàë îïÿòü â Ïåòåðáóðãå… ×òî çà êîëÿñêà!.. ñêîëüêî ïîêëàæè!.. è ëàêåé òàêîé ãîðäûé!.. — Ýòè ñëîâà áûëè ïðîèçíåñåíû ñ èðîíè÷åñêîé óëûáêîé. — Ñêàæèòå, — ïðîäîëæàë îí, îáðàòÿñü êî ìíå, — íó ÷òî âû îá ýòîì äóìàåòå?.. íó, êàêîé áåñ íåñåò åãî òåïåðü â Ïåðñèþ?.. Ñìåøíî, åé-áîãó, ñìåøíî!.. Äà ÿ âñåãäà çíàë, ÷òî îí âåòðåíûé ÷åëîâåê, íà êîòîðîãî íåëüçÿ íàäåÿòüñÿ… À, ïðàâî, æàëü, ÷òî îí äóðíî êîí÷èò… äà è íåëüçÿ èíà÷å!.. Óæ ÿ âñåãäà ãîâîðèë, ÷òî íåò ïðîêó â òîì, êòî ñòàðûõ äðóçåé çàáûâàåò!.. — Òóò îí îòâåðíóëñÿ, ÷òîá ñêðûòü ñâîå âîëíåíèå, ïîøåë õîäèòü ïî äâîðó îêîëî ñâîåé ïîâîçêè, ïîêàçûâàÿ, áóäòî îñìàòðèâàåò êîëåñà, òîãäà êàê ãëàçà åãî ïîìèíóòíî íàïîëíÿëèñü ñëåçàìè.

— Ìàêñèì Ìàêñèìû÷, — ñêàçàë ÿ, ïîäîøåäøè ê íåìó, — à ÷òî ýòî çà áóìàãè âàì îñòàâèë Ïå÷îðèí?

— À áîã åãî çíàåò! êàêèå-òî çàïèñêè…

— ×òî âû èç íèõ ñäåëàåòå?

— ×òî? à âåëþ íàäåëàòü ïàòðîíîâ.

— Îòäàéòå èõ ëó÷øå ìíå.

Îí ïîñìîòðåë íà ìåíÿ ñ óäèâëåíèåì, ïðîâîð÷àë ÷òî-òî ñêâîçü çóáû è íà÷àë ðûòüñÿ â ÷åìîäàíå; âîò îí âûíóë îäíó òåòðàäêó è áðîñèë åå ñ ïðåçðåíèåì íà çåìëþ; ïîòîì äðóãàÿ, òðåòüÿ è äåñÿòàÿ èìåëè òó æå ó÷àñòü: â åãî äîñàäå áûëî ÷òî-òî äåòñêîå; ìíå ñòàëî ñìåøíî è æàëêî…

— Âîò îíè âñå, — ñêàçàë îí, — ïîçäðàâëÿþ âàñ ñ íàõîäêîþ…

— È ÿ ìîãó äåëàòü ñ íèìè âñå, ÷òî õî÷ó?

— Õîòü â ãàçåòàõ ïå÷àòàéòå. Êàêîå ìíå äåëî?.. ×òî, ÿ ðàçâå äðóã åãî êàêîé?.. èëè ðîäñòâåííèê? Ïðàâäà, ìû æèëè äîëãî ïîä îäíîé êðîâëåé… À ìàëî ëè ñ êåì ÿ íå æèë?..

ß ñõâàòèë áóìàãè è ïîñêîðåå óíåñ èõ, áîÿñü, ÷òîá øòàáñ-êàïèòàí íå ðàñêàÿëñÿ. Ñêîðî ïðèøëè íàì îáúÿâèòü, ÷òî ÷åðåç ÷àñ òðîíåòñÿ îêàçèÿ; ÿ âåëåë çàêëàäûâàòü. Øòàáñ-êàïèòàí âîøåë â êîìíàòó â òî âðåìÿ, êîãäà ÿ óæå íàäåâàë øàïêó; îí, êàçàëîñü, íå ãîòîâèëñÿ ê îòúåçäó; ó íåãî áûë êàêîé-òî ïðèíóæäåííûé, õîëîäíûé âèä.

— À âû, Ìàêñèì Ìàêñèìû÷, ðàçâå íå åäåòå?

— Íåò-ñ.

— À ÷òî òàê?

— Äà ÿ åùå êîìåíäàíòà íå âèäàë, à ìíå íàäî ñäàòü åìó êîé-êàêèå êàçåííûå âåùè…

— Äà âåäü âû æå áûëè ó íåãî?

— Áûë, êîíå÷íî, — ñêàçàë îí, çàìèíàÿñü — äà åãî äîìà íå áûëî… à ÿ íå äîæäàëñÿ.

ß ïîíÿë åãî: áåäíûé ñòàðèê, â ïåðâûé ðàç îò ðîäó, ìîæåò áûòü, áðîñèë äåëà ñëóæáû äëÿ ñîáñòâåííîé íàäîáíîñòè, ãîâîðÿ ÿçûêîì áóìàæíûì, — è êàê æå îí áûë íàãðàæäåí!

— Î÷åíü æàëü, — ñêàçàë ÿ åìó, — î÷åíü æàëü, Ìàêñèì Ìàêñèìû÷, ÷òî íàì äî ñðîêà íàäî ðàññòàòüñÿ.

— Ãäå íàì, íåîáðàçîâàííûì ñòàðèêàì, çà âàìè ãîíÿòüñÿ!.. Âû ìîëîäåæü ñâåòñêàÿ, ãîðäàÿ: åùå ïîêà çäåñü, ïîä ÷åðêåññêèìè ïóëÿìè, òàê âû òóäà-ñþäà… à ïîñëå âñòðåòèøüñÿ, òàê ñòûäèòåñü è ðóêó ïðîòÿíóòü íàøåìó áðàòó.

— ß íå çàñëóæèë ýòèõ óïðåêîâ, Ìàêñèì Ìàêñèìû÷.

— Äà ÿ, çíàåòå, òàê, ê ñëîâó ãîâîðþ: à âïðî÷åì, æåëàþ âàì âñÿêîãî ñ÷àñòèÿ è âåñåëîé äîðîãè.

Ìû ïðîñòèëèñü äîâîëüíî ñóõî. Äîáðûé Ìàêñèì Ìàêñèìû÷ ñäåëàëñÿ óïðÿìûì, ñâàðëèâûì øòàáñ-êàïèòàíîì! È îò÷åãî? Îòòîãî, ÷òî Ïå÷îðèí â ðàññåÿííîñòè èëè îò äðóãîé ïðè÷èíû ïðîòÿíóë åìó ðóêó, êîãäà òîò õîòåë êèíóòüñÿ åìó íà øåþ! Ãðóñòíî âèäåòü, êîãäà þíîøà òåðÿåò ëó÷øèå ñâîè íàäåæäû è ìå÷òû, êîãäà ïðåä íèì îòäåðãèâàåòñÿ ðîçîâûé ôëåð, ñêâîçü êîòîðûé îí ñìîòðåë íà äåëà è ÷óâñòâà ÷åëîâå÷åñêèå, õîòÿ åñòü íàäåæäà, ÷òî îí çàìåíèò ñòàðûå çàáëóæäåíèÿ íîâûìè, íå ìåíåå ïðîõîäÿùèìè, íî çàòî íå ìåíåå ñëàäêèìè… Íî ÷åì èõ çàìåíèòü â ëåòà Ìàêñèìà Ìàêñèìû÷à? Ïîíåâîëå ñåðäöå î÷åðñòâååò è äóøà çàêðîåòñÿ…

Ñòðàíèöû:








9 
10 
11 
12 
13 
14 
15 
16 
17 
18 
19 
20 
21 
22 
23 
24 
25 
26 
27 
28 
29 

Ñêà÷àòü ïîëíûé òåêñò (278 Êá)
Ïåðåéòè íà ñòðàíèöó àâòîðà

Источник