Бровь да глаз рядком живут пословица
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 11989
Гость:
1 год назад
120
1
Лучший ответ:
Гость:
Это значит что два человекаЖивут в радости любви
1 год назад
Ваш ответ (не менее 20 символов):
Ваше имя (не менее 2 символов):
Лучшее из галереи:
Другие вопросы:
Гость:
Надо сделать дано и решение Вычислить массу раствора соли необходимой для получения 20% раствора в котором содержатся 5 грамм соли
1 год назад
Смотреть ответ
8
1
Гость:
Вынести общие множители за скобки в выражениях 8х+ 8у 15а- 15к -35х+ 42у -3а+ 3к 16а -20у — пять шестых с+ пять шестых к
1 год назад
Смотреть ответ
5
1
Гость:
В каких органах хлорофитум запасает влагу
1 год назад
Смотреть ответ
3
1
Гость:
Надо расположить в порятки возрастание √80;5√7;5,5 ответ
1 год назад
Смотреть ответ
10
1
Гость:
Почему управляющий благодарил за спасение не кормчего,а бога Ваала?
1 год назад
Смотреть ответ
74
1
Источник
русского языка» width=»434″ height=»476″ class=»»/>
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С. Ожегов).
Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи (В. Даль).
Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (С. Ожегов).
Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученье в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться (В. Даль).
С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.
Гласные после шипящих.
Делу время – потехе час.
Не торопись отвечать – торопись слушать.
В чужие сани не садись.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
Шила в мешке не утаишь.
Чужим богат не будешь.
Чужая душа – потёмки.
Век живи – век учись.
Яйца курицу не учат.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Сам погибай, а товарища выручай.
Знания – дело наживное.
Голову держи в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
На вкус и цвет товарища нет.
Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.
Держи карман шире.
Чай пить – не дрова рубить.
Конь бежит, земля дрожит.
Дом, как полная чаша.
Чудеса в решете.
Январь – году начало, зиме – середина.
Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.
Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Имена собственные.
Ехал в Казань, заехал в Рязань.
У лодыря Егорки, всегда отговорки.
Куда Макар телят не гонял.
Москва слезам не верит.
Язык до Киева доведёт.
Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.
Белые ручки чужие труды любят.
Какова яблоня, таковы и яблочки.
Ложка дёгтя в бочку мёда.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Синичка – воробью сестричка.
Сначала цветочки, а уж потом ягодки.
Зимний ветер морозу помощник.
Старый друг лучше новых двух.
Правописание слов с ь – показателем мягкости.
Больше думай, меньше говори.
Смелость города берёт.
Осень – перемен восемь.
Больному всё горько.
Жить – Родине служить.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Разделительный мягкий знак.
Бьётся как рыба об лёд.
Снегирь зимою поёт, на снег, вьюгу и слякоть.
Здоровью цены нет.
Не игла шьёт, а руки.
Февраль силён метелью, а март – капелью.
Осенью у воробья пир.
Ученье – путь к уменью.
Апрельские ручьи землю будят.
Если зимою вьюги, то летом – ненастье.
Ветер без крыльев летает.
Где была радуга, там дождь прольётся.
Где хотенье – там и уменье.
Терпенье и труд всё перетрут.
Откладывай безделье. Не откладывай дела.
Всяк кузнец своего счастья.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Птице – крылья, а человеку – разум.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Повторенье – мать ученья.
Непроверяемые безударные гласные.
Два медведя в одной берлоге живут.
Худ обед, когда хлеба нет.
Работай до поту, так поешь в охоту.
Без капусты щи не густы.
Дорога ложка к обеду.
Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
На вкус и цвет товарища нет.
Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
Пустили козла в огород.
Не дорог обед, а дорог привет.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт.
Всякая дорога вдвоём веселей.
Тяп да ляп не выйдет корабль.
Безударные гласные, проверяемые ударением.
Большой говорун – плохой работник.
Сядем рядком да поговорим ладком.
Тогда пляши, когда играю.
Утро вечера мудренее.
Беда ум родит.
За худой головой и ногам не покой.
У страха глаза велики.
Не на пользу читать коли только вершки хватать.
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам.
По платью встречают, по уму провожают.
Какие труды, такие плоды.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.
Зерно в колосу, торопись сжать полосу.
Всякому мила своя сторона.
Новый год – к весне поворот.
Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.
Где птица не летает, а своё гнездо знает.
Парные звонкие и глухие согласные.
Береги нос в большой мороз.
Кошка клубком – на мороз.
В зимний холод всякий молод.
Кошка на порог, а мышка в уголок.
Кто любит труд, того люди чтут.
Терпенье и труд всё перетрут.
Сорвать прут не большой труд.
В мае дождь – будет рожь.
Пей, ешь, а правду режь.
Красна ягодка, да на вкус горька.
Рыбка мелка, да уха сладка.
Бровь да глаз рядом живут.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.
На мышку и кошка зверь.
Мёд есть – в улей лезть.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Хвост голове не указка.
Хлеб – всему голова.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хрен редьки не слаще.
Мал золотник, да дорог.
По Сеньке шапка.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
На языке мёд, а на сердце лёд.
Старый друг лучше новых двух.
Снег глубок — год хорош.
Непроизносимые согласные.
И на нашей улице будет праздник.
Ленивому всегда праздник.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю.
На языке мёд, а на сердце – лёд.
Двойные согласные.
Ссора до добра не доводит.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
Истинную цену розе знает лишь соловей.
Весенний день год кормит.
Ленивому каждый день суббота.
Предлоги и приставки.
Скромность всякому к лицу.
Совесть без зубов, а гложет.
Сорока на хвосте принесла.
Без труда нет плода.
День на минуту, болтовни на час.
На языке мёд, а на сердце – лёд.
Жизнь прожить, не поле перейти.
Замолчал, как воды в рот набрал.
Легко сказать, да тяжело сделать.
Снегирь под окном чирикает, к оттепели.
Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.
Это ещё вилами на воде написано.
Одна пчела не много мёда натаскает.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
Белый свет не клином сошёлся.
Ум за разум зашёл.
Подал ручку, да подставил ножку.
Легко чужими руками жар загребать.
Нашла коса на камень.
Разделительный твёрдый знак.
Лето собирает, а зима съедает.
Ветер снег съедает.
Съел бы пирог, да в печи сжёг.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Правописание существительных с шипящими на конце.
Белый лебедь серому не товарищ.
Сытый голодному не товарищ.
Будет день – будет и ночь.
Всякая вещь хороша на своём месте.
Здоровому врач не нужен.
Как в мае дождь – так и будет рожь.
Даст небо дождь, а земля рожь.
Ложь человека не красит.
Летом свет во всю ночь.
Правописание не с глаголами.
Не спеши языком, торопись делом.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Не сиди сложа руки, не будет скуки.
Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.
Ссора до добра не доведёт.
С огнём не шути и воде не верь.
По снегу грибы не ищи.
Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь.
Где не бывал, о том не сказывай.
Не хвастай силой, не хвались умом.
Семеро одного не ждут.
Падежные окончания существительных.
При солнышке тепло, при матери добро.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Птица рада весне, а младенец — матери.
Не грози щуке морем.
Чему научишься в молодости, пригодится в старости.
Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.
Друг познаётся в опасности.
Окончания прилагательных.
Горькая правда лучше сладкой лжи.
Держись старого друга.
Старый друг лучше новых двух.
Малое слово большую работу творит.
Чёрная земля золотую рожь родит.
Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.
Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.
Дождливое лето хуже осени.
Зима снежная – лето дождливое.
Маленькое дело лучше безделья.
На трусливого человека всегда собак много.
Хорошие речи приятно слушать.
Глаголы на – тся, ться.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Учиться никогда не поздно.
С умным человеком разговаривать, что мёду напиться.
Надо беречься, чтобы не обжечься.
Волков бояться – в лес не ходить.
Где тонко, там и рвётся.
Слухами земля полнится.
Пуганая ворона куста боится.
В тихом омуте черти водятся.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится.
Безударные личные окончания глаголов.
Доброе слово само себя хвалит.
Правда глаза колет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Своя ноша не тянет.
Кто не сеет, тот не жнёт.
Улитка едет, когда-то будет.
Сытый голодного не разумеет.
Видит око далеко, а ум ещё дальше.
И сила уму уступает.
Много видит, да мало слышит.
Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Перо пишет, а ум водит.
Одним ухом спит, другим слышит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Сладким портят, а горьким лечат.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Глаголы 2 лица единственного числа.
Баснями сыт не будешь.
Без беды друга не узнаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Напишешь пером, не вырубишь топором.
Тише едешь, дальше будешь.
Не поклоняясь до земли и грибка не подымешь.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Близок локоть, да не укусишь.
Слезами горю не поможешь.
Одной рукой и узла не завяжешь.
Кашу маслом не испортишь.
За чужим погонишься, своё потеряешь.
Слышал звон, да не знаешь где он.
Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.
Упустишь время – потеряешь час.
В решете воду не удержишь.
Конь вырвется – догонишь, а слово сказанное не воротишь.
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
Тише едешь, дальше будешь.
Поспешишь, людей насмешишь.
Однородные члены предложения.
Без нитки да иголки шубу не сшить.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Солнце летом греет, а зимой морозит.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.
За совесть, за честь, хоть голову снесть.
Кто встал пораньше, ушёл подальше.
Семь раз примерь, один отрежь.
Правописание местоимений.
У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.
У него на вербе груши растут.
Друг тот, кто в беде с тобой.
В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не разглядит.
Кто любит труд, того люди чтут.
Источник
Ïîñëîâèöû è ïîãîâîðêè: ïîëíîñòüþ ëè ìû èõ ãîâîðèì?
À âû çíàåòå, ÷òî ìû ãîâîðèì òîëüêî ïîëîâèíó ïîñëîâèö? Èëè Ïîëíûå âàðèàíòû èçâåñòíûõ ïîãîâîðîê è ïîñëîâèö
Ðóññêèå ïîñëîâèöû ýòî íå â áðîâü ,à â ãëàç.
À ïîêîéíèêå,èëè õîðîøî,èëè íè÷åãî êðîìå ïðàâäû.
«Íàøè ïîñëîâèöû ñïåöèàëüíî îáðåçàëè ,÷òî áû èñêàçèòü íàø ðàçóì.Íàïðèìåð,êòî ñòàðîå ïîìÿíåò ,òîìó ãëàç âîí.Ïîëó÷àåòñÿ íóæíî âñå ïðîøàòü è çàáûâàòü ïðåäàòåëüñòâî ,îáìàí ,ïîäëîñòü.À âòîðàÿ ÷àñòü ïîñëëâèöû âñå ñòàâèò íà ñâîè ìåñòà .À êòî çàáóäåò -îáà.Òîåñòü íóæíî ïîìíèòü è íå çàáûâàòü,÷òî áû îïÿòü íå ïîïàñòü â áåäó».
«Çàâåðøåíèÿ ÐÓÑÑÊÈÕ ïîñëîâèö»
AlDazMage
10,3 òûñ. ïîäïèñ÷èêîâ
ÏÎÄÏÈÑÀÒÜÑß
Ðóññêèé ÿçûê õðàíèòåëü ìóäðîñòè íàøåãî íàðîäà. À ñòàðèííûå ïîñëîâèöû è ïîãîâîðêè ýòî åãî äóõîâíîå ñîêðîâèùå, â íèõ êðàòêî è ìåòêî âûðàæåí ïîó÷èòåëüíûé îïûò ìíîãèõ ïîêîëåíèé.Òîëüêî âîò ñ âåêàìè ìíîãèå ïîñëîâèöû ñòàëè äî òîãî ëàêîíè÷íû, ÷òî ïîòåðÿëè ñâîå èñòèííîå çíà÷åíèå. Íåêîòîðûå èç òåõ ïîñëîâèö è ïîãîâîðîê, êîòîðûå èçâåñòíû íàì ìíîãî ëåò, â îðèãèíàëå áûëè íå ñîâñåì òàêèìè. Èëè ñòàëè íå ñîâñåì òàêèìè ñî âðåìåíåì.
https://www.youtube.com/watch?v=WQWBVtKjKCc
Âîò èç êîììåíòàðèåâ:
Äâà ñàïîãà ïàðà, äà îäèí õóäîé.
Îò ðàáîòû êîíè ìðóò — åñëè ìåðû íå èìóò.
Ïüÿíîìó ìîðå ïî êîëåíî, êîãäà îí åãî ñ ëóæåé ïóòàåò.
ßçûê ìîé — âðàã ìîé, êîãäà ëüñòèò ìíå áåç ìåðû.
Ó ñòðàõà ãëàçà âåëèêè — ÷åãî íåò, è òî âèäÿò.
Íîâàÿ ìåòëà ïî-íîâîìó ìåò¸ò, íî õóæå ïðóòüÿ áåðåæ¸ò.
Êóðî÷êà ïî ç¸ðíûøêó êëþ¸ò, äà ñûòà áûâàåò.
Ïûëü ñòîëáîì, äûì êîðîìûñëîì, äà âñ¸ âàëèòñÿ èç ðóê.
Îäèí â ïîëå íå âîèí, à âîåâîäà.
ÏÎÆÈÂÅÌ — ÓÂÈÄÈÌ ÄÎÆÈÂÅÌ — ÓÇÍÀÅÌ ÂÛÆÈÂÅÌ — Ó×ÒÅÌ !!!È åù¸ — ìîÿ õàòà ñ êðàþ,âðàãà ïåðâûì âñòðå÷àþ!
Ñòàðûé êîíü áîðîçäû íå ïîðòèò,íî è ãëóáîêî íå ïàøåò, îí ïðîñòî ëÿæåò â íå¸ è ñïèò.
Õîçÿèí áàðèí! ÕÎ×ÅÒ ÆÈÂÅÒ, À ÕÎ×ÅÒ ÏÎÂÅÑÈÒÑß
Îò ðàáîòû êîíè äîõíóò, à òðàêòîðà ëîìàþòñÿ
Óìà- ïàëàòà , äà êëþ÷ ïîòåðÿí….
È îäèí â ïîëå âîèí, åñëè ÏÎ-ÐÓÑÑÊÈ ñêðîåí.
Áåðåæ¸íîãî Áîã áåðåæ¸ò,à íå áåðåæ¸íîãî êîíâîé ñòåðåæ¸ò
«Çàáûòûé ñìûñë ðóññêèõ ïîñëîâèö è ïîãîâîðîê
Íå âñå çíàþò, ÷òî êðàëàòîå èçðå÷åíèå «Â çäîðîâîì òåëå — çäîðîâûé äóõ» èçíà÷àëüíî çâó÷àëî ïî-äðóãîìó è èìåëî ñìûñë ïðÿìî ïðîòèâîïîëîæíûé, à èìåííî «Â çäîðîâîì òåëå — çäîðîâûé äóõ ðåäêîñòü». Äåéñòâèòåëüíî, ñî âðåìåíåì ìíîæåñòâî ïîãîâîðîê è èçðå÷åíèé ñòàëè êîðî÷å è óæå íå âïîëíå ïîíÿòíûìè. Çäåñü ìû ïðèâîäèì ïîëíûå âåðñèè èçâåñòíûõ ôðàç, ñòàâøèõ êðûëàòûìè.
Áàáóøêà [ãàäàëà] íàäâîå ñêàçàëà [òî ëè äîæäèê, òî ëè ñíåã, òî ëè áóäåò, òî ëè íåò].
Áåäíîñòü — íå ïîðîê [à âäâîå õóæå].
 çäîðîâîì òåëå — çäîðîâûé äóõ [ðåäêîñòü].
Âîðîí âîðîíó ãëàç íå âûêëþåò [à è âûêëþåò, äà íå âûòàùèò].
Ãëàäêî áûëî íà áóìàãå [äà çàáûëè ïðî îâðàãè, à ïî íèì õîäèòü].
Ãîëîä íå òåòêà [à ìàòü ðîäíàÿ].
Ãóáà íå äóðà [ÿçûê íå ëîïàòà].
Äâà ñàïîãà ïàðà [äà îáà ëåâûå].
Äâà ñàïîãà ïàðà [äà îáà íà îäíó íîãó].
Äåâè÷èé ñòûä — äî ïîðîãà [ïåðåñòóïèëà è çàáûëà].
Äåëî ìàñòåðà áîèòñÿ [à èíîé ìàñòåð äåëà].
Çà áèòîãî äâóõ íåáèòûõ äàþò [äà íå áîëüíî-òî áåðóò].
Çà äâóìÿ çàéöàìè ïîãîíèøüñÿ — íè îäíîãî [êàáàíà] íå ïîéìàåøü.
Çàéöà íîãè íîñÿò [âîëêà çóáû êîðìÿò, ëèñó õâîñò áåðåæåò].
[È] äåëó âðåìÿ, [è] ïîòåõå ÷àñ.
Êîìàð ëîøàäü íå ïîâàëèò [ïîêà ìåäâåäü íå ïîäñîáèò].
Êòî ñòàðîå ïîìÿíåò — òîìó ãëàç âîí [à êòî çàáóäåò — òîìó îáà].
Êóðî÷êà ïî çåðíûøêó êëþåò [à âåñü äâîð â ïîì¸òå].
Ëèõà áåäà íà÷àëî [à òàì óæ áëèçîê è êîíåö].
Ìîëîäûå áðàíÿòñÿ — òåøàòñÿ [à ñòàðèêè áðàíÿòñÿ — áåñÿòñÿ].
Íà ÷óæîé êàðàâàé ðîò íå ðàçåâàé [ïîðàíüøå âñòàâàé äà ñâîé çàòåâàé].
Íå ïå÷àëèòñÿ äÿòåë, ÷òî ïåòü íå ìîæåò [åãî è òàê âåñü ëåñ ñëûøèò].
Íîâàÿ ìåòëà ïî-íîâîìó ìåò¸ò [à êàê ñëîìàåòñÿ — ïîä ëàâêîé âàëÿåòñÿ].
Îò ðàáîòû êîíè äîõíóò [à ëþäè — êðåïíóò].
Ïîâòîðåíüå — ìàòü ó÷åíüÿ [óòåøåíüå äóðàêîâ].
Ïîâòîðåíüå — ìàòü ó÷åíüÿ [è ïðèáåæèùå äëÿ ëåíòÿåâ].
Ïüÿíîìó ìîðå ïî êîëåíî [à ëóæà — ïî óøè].
Ïûëü ñòîëáîì, äûì êîðîìûñëîì [à èçáà íå òîïëåíà, íå ìåòåíà].
Ðàñòè áîëüøîé, [äà] íå áóäü ëàïøîé [òÿíèñü âåðñòîé, äà íå áóäü ïðîñòîé].
Ðûáàê ðûáàêà âèäèò èçäàëåêà [ïîòîìó ñòîðîíîé è îáõîäèò].
Ñ ï÷åëîé ïîëàäèøü — ìåäêó äîñòàíåøü [ñ æóêîì ñâÿæåøüñÿ â íàâîçå îêàæåøüñÿ].
Ñîáàêà íà ñåíå [ëåæèò, ñàìà íå åñò è ñêîòèíå íå äàåò].
Ñòàðûé êîíü áîðîçäû íå èñïîðòèò [äà è ãëóáîêî íå âñïàøåò].
Òèøå åäåøü — äàëüøå áóäåøü [îò òîãî ìåñòà, êóäà åäåøü].
Ó ñòðàõà ãëàçà âåëèêè [äà íè÷åãî íå âèäÿò].
Óìà ïàëàòà [äà êëþ÷ ïîòåðÿí].
Õëåá íà ñòîë — è ñòîë ïðåñòîë [à õëåáà íè êóñêà — è ñòîë äîñêà].
×óäåñà â ðåøåòå [äûð ìíîãî, à âûñêî÷èòü íåêóäà].
Øèòî-êðûòî [à óçåëîê-òî òóò].
ßçûê ìîé — âðàã ìîé [ïðåæäå óìà ãëàãîëåò].
ßçûê ìîé — âðàã ìîé [ïðåæäå óìà ðûùåò, áåäû èùåò].
«Ïîëíûå âàðèàíòû èçâåñòíûõ ïîãîâîðîê
Ìíîãèå ïîñëîâèöû, êîòîðûå ìû èñïîëüçóåì ñåãîäíÿ â ðå÷è àâòîìàòè÷åñêè, ïîÿâèëèñü ñîòíè ëåò íàçàä. Ñî âðåìåíåì îíè ïîòåðÿëè ïîëîâèíó ñâîåãî ñîäåðæàíèÿ, à âìåñòå ñ íèì è ïîëîâèíó çàëîæåííîãî ñìûñëà. Âïëîòü äî ïðîòèâîïîëîæíîãî.
Âîò êàê âûãëÿäåëè íåêîòîðûå èçâåñòíûå ïîñëîâèöû â ñâîåé ïåðâîíà÷àëüíîé ôîðìå:
;Íè ðûáà, íè ìÿñî, [íè êàôòàí, íè ðÿñà].
;Ñîáàêó ñúåëè, [õâîñòîì ïîäàâèëèñü].
;Óìà ïàëàòà, [äà êëþ÷ ïîòåðÿí].
;Äâà ñàïîãà ïàðà, [îáà ëåâûå].
;Äóðàêó õîòü êîë òåøè, [îí ñâîèõ äâà ñòàâèò].
;Ðóêà ðóêó ìîåò, [äà îáå ñâåðáÿò].
;Âåçåò êàê [ñóááîòíåìó] óòîïëåííèêó [áàíþ òîïèòü íå íàäî].
;Âîðîí âîðîíó ãëàç íå âûêëþåò, [à è âûêëþåò, äà íå âûòàùèò].
;Ãîë êàê ñîêîë, [à îñòåð êàê òîïîð].
;Ãîëîä íå òåòêà, [ïèðîæêà íå ïîäíåñåò].
;Ãóáà íå äóðà, [ÿçûê íå ëîïàòà].
;Çà áèòîãî äâóõ íåáèòûõ äàþò, [äà íå áîëüíî-òî áåðóò].
;Çà äâóìÿ çàéöàìè ïîãîíèøüñÿ íè îäíîãî [êàáàíà] íå ïîéìàåøü.
;Êòî ñòàðîå ïîìÿíåò òîìó ãëàç âîí, [à êòî çàáóäåò òîìó îáà].
;Êóðî÷êà ïî çåðíûøêó êëþåò, [à âåñü äâîð â ïîì¸òå].
;Ëèõà áåäà íà÷àëî [åñòü äûðà, áóäåò è ïðîðåõà].
;Ìîëîäûå áðàíÿòñÿ òåøàòñÿ, [à ñòàðèêè áðàíÿòñÿ áåñÿòñÿ].
;Íîâàÿ ìåòëà ïî-íîâîìó ìåò¸ò, [à êàê ñëîìàåòñÿ ïîä ëàâêîé âàëÿåòñÿ].
;Îäèí â ïîëå íå âîèí, [à ïóòíèê].
;Îò ðàáîòû êîíè äîõíóò, [à ëþäè êðåïíóò].
;Ïüÿíîìó ìîðå ïî êîëåíî, [à ëóæà ïî óøè].
;Ïûëü ñòîëáîì, äûì êîðîìûñëîì, [à èçáà íå òîïëåíà, íå ìåòåíà].
;Ðûáàê ðûáàêà âèäèò èçäàëåêà, [ïîòîìó ñòîðîíîé è îáõîäèò].
;×óäåñà â ðåøåòå [äûð ìíîãî, à âûñêî÷èòü íåêóäà].
;Øèòî-êðûòî, [à óçåëîê-òî òóò].
;ßçûê ìîé âðàã ìîé, [ïðåæäå óìà ðûùåò, áåäû èùåò].
;Ñòàðûé êîíü áîðîçäû íå èñïîðòèò, [äà è ãëóáîêî íå âñïàøåò].
;Ó ñòðàõà ãëàçà âåëèêè, [äà íè÷åãî íå âèäÿò]».
https://fit4brain.com/2120
«70 ïîëíûõ âåðñèé ïîñëîâèö è ïîãîâîðîê
Ïîñëîâèöû è ïîãîâîðêè âîøëè â íàøó ðå÷ü, äîéäÿ èç ãëóáèíû âåêîâ. Íî äàëåêî íå âñåì èçâåñòíû ïîëíûå âåðñèè ýòèõ ïîïóëÿðíûõ îáðàç÷èêîâ íàðîäíîãî ïîýòè÷åñêîãî òâîð÷åñòâà. À âåäü öåëèêîì èçðå÷åíèå ïîðîé íåñ¸ò èíîé ñìûñë.
1. Àïïåòèò ïðèõîäèò âî âðåìÿ åäû, à æàäíîñòü âî âðåìÿ àïïåòèòà.
2. Áàáóøêà ãàäàëà, íàäâîå ñêàçàëà, òî ëè äîæäèê, òî ëè ñíåã, òî ëè áóäåò, òî ëè íåò.
3. Áåäíîñòü íå ïîðîê, à íåñ÷àñòüå.
4.  çäîðîâîì òåëå çäîðîâûé äóõ ðåäêàÿ óäà÷à.
5. Â ñåìüå íå áåç óðîäà, à èç-çà óðîäà âñå íå â óãîäó.
6. Âåçåò, êàê ñóááîòíåìó óòîïëåííèêó áàíþ òîïèòü íå íàäî.
7. Âîðîí âîðîíó ãëàç íå âûêëþåò, à è âûêëþåò, äà íå âûòàùèò.
8. Âñÿê ïðàâäó èùåò, äà íå âñÿê å¸ òâîðèò.
9. Ãäå òîíêî, òàì è ðâ¸òñÿ, ãäå òîëñòî, òàì è íàñëàèâàåòñÿ.
10. Ãëàäêî áûëî íà áóìàãå, äà çàáûëè ïðî îâðàãè, à ïî íèì õîäèòü.
11. Ãîë êàê ñîêîë, à îñòåð êàê òîïîð.
12. Ãîëîä íå òåòêà, ïèðîæêà íå ïîäíåñåò.
13. Ãîðáàòîãî ìîãèëà èñïðàâèò, à óïðÿìîãî äóáèíà.
14. Ãóáà íå äóðà, ÿçûê íå ëîïàòà: çíàþò, ÷òî ãîðüêî, ÷òî ñëàäêî.
15. Äâà ñàïîãà ïàðà, äà îáà ëåâûå.
16. Äâîå òðåòüåãî æäóò, à ñåìåðî îäíîãî íå æäóò.
17. Äåâè÷èé ñòûä äî ïîðîãà, ïåðåñòóïèëà è çàáûëà.
18. Äåëî ìàñòåðà áîèòñÿ, à èíîé ìàñòåð äåëà.
19. Äîðîãà ëîæêà ê îáåäó, à òàì õîòü ïîä ëàâêó.
20. Äóðàêàì çàêîí íå ïèñàí, åñëè ïèñàí òî íå ÷èòàí, åñëè ÷èòàí òî íå ïîíÿò, åñëè ïîíÿò òî íå òàê.
21. Æèâåì, õëåá æóåì, à èíîãäà è ïîäñàëèâàåì.
22. Çà áèòîãî äâóõ íåáèòûõ äàþò, äà íå áîëüíî-òî áåðóò.
23. Çà äâóìÿ çàéöàìè ïîãîíèøüñÿ íè îäíîãî êàáàíà íå ïîéìàåøü.
24. Çà ìîðåì âåñåëüå, äà ÷óæîå, à ó íàñ è ãîðå, äà ñâî¸.
25. Çàéöà íîãè íîñÿò, âîëêà çóáû êîðìÿò, ëèñó õâîñò áåðåæåò.
26. È äåëó âðåìÿ, è ïîòåõå ÷àñ.
27. È ñëåïàÿ ëîøàäü âåç¸ò, êîëè çðÿ÷èé íà âîçó ñèäèò.
28. Êîìàð ëîøàäü íå ïîâàëèò, ïîêà ìåäâåäü íå ïîäñîáèò.
29. Êòî ñòàðîå ïîìÿíåò òîìó ãëàç âîí, à êòî çàáóäåò òîìó îáà.
30. Êóðî÷êà ïî çåðíûøêó êëþåò, à âåñü äâîð â ïîì¸òå.
31. Ëèõà áåäà íà÷àëî, à òàì óæ áëèçîê è êîíåö.
32. Ëèõà áåäà ïî÷èí åñòü äûðà, áóäåò è ïðîðåõà.
33. Ìîëîäûå áðàíÿòñÿ òåøàòñÿ, à ñòàðèêè áðàíÿòñÿ áåñÿòñÿ.
34. Íà (îáèæåííûõ) ñåðäèòûõ âîäó âîçÿò, à íà äîáðûõ ñàìè êàòàþòñÿ.
35. Íà ÷óæîé êàðàâàé ðîò íå ðàçåâàé, ïîðàíüøå âñòàâàé äà ñâîé çàòåâàé.
36. Íå âñå êîòó ìàñëåíèöà, áóäåò è ïîñò.
37. Íå ïå÷àëèòñÿ äÿòåë, ÷òî ïåòü íå ìîæåò, åãî è òàê âåñü ëåñ ñëûøèò.
38. Íè ðûáà, íè ìÿñî, íè êàôòàí, íè ðÿñà.
39. Íîâàÿ ìåòëà ïî-íîâîìó ìåò¸ò, à êàê ñëîìàåòñÿ — ïîä ëàâêîé âàëÿåòñÿ.
40. Îäèí â ïîëå íå âîèí, à ïóòíèê.
41. Îò ðàáîòû êîíè äîõíóò, à ëþäè êðåïíóò.
42. Îò îâñà êîíè íå ðûùóò, à îò äîáðà äîáðà íå èùóò.
43. Ïàëêà, î äâóõ êîíöàõ, òóäà è ñþäà áüåò.
44. Ïîâòîðåíüå ìàòü ó÷åíüÿ, óòåøåíüå äóðàêîâ.
45. Ïîâòîðåíèå ìàòü ó÷åíèÿ è ïðèáåæèùå äëÿ ëåíòÿåâ.
46. Ïîä ëåæà÷èé êàìåíü âîäà íå òå÷¸ò, à ïîä êàòÿùèéñÿ íå óñïåâàåò.
47. Ïüÿíîìó ìîðå ïî êîëåíî, à ëóæà ïî óøè.
48. Ïûëü ñòîëáîì, äûì êîðîìûñëîì, à èçáà íå òîïëåíà, íå ìåòåíà.
49. Ðàáîòà íå âîëê, â ëåñ íå óáåæèò, ïîòîìó åå, îêàÿííóþ, äåëàòü è íàäî.
50. Ðàñòè áîëüøîé, äà íå áóäü ëàïøîé, òÿíèñü âåðñòîé, äà íå áóäü ïðîñòîé.
51. Ðûáàê ðûáàêà âèäèò èçäàëåêà, ïîòîìó ñòîðîíîé è îáõîäèò.
52. Ðóêà ðóêó ìîåò, äà îáå ñâåðáÿò.
53. Ñ ï÷åëîé ïîëàäèøü ìåäêó äîñòàíåøü, ñ æóêîì ñâÿæåøüñÿ â íàâîçå îêàæåøüñÿ.
54. Ñâîé ãëàç àëìàç, à ÷óæîé ñòåêëî.
55. Ñåìü áåä îäèí îòâåò, âîñüìàÿ áåäà ñîâñåì íèêóäà.
56. Ñìåëîãî ïóëÿ áîèòñÿ, à òðóñà è â êóñòàõ íàéä¸ò.
57. Ñîáàêà íà ñåíå ëåæèò, ñàìà íå åñò è ñêîòèíå íå äàåò.
58. Ñîáàêó ñúåëè, õâîñòîì ïîäàâèëèñü.
59. Ñòàðîñòü íå ðàäîñòü, ñÿäåøü íå âñòàíåøü, ïîáåæèøü íå îñòàíîâèøüñÿ.
60. Ñòàðûé êîíü áîðîçäû íå èñïîðòèò, äà è ãëóáîêî íå âñïàøåò.
61. Òèøå åäåøü äàëüøå áóäåøü îò òîãî ìåñòà, êóäà åäåøü.
62. Ó ñòðàõà ãëàçà âåëèêè, äà íè÷åãî íå âèäÿò.
63. Óäàðèëè ïî îäíîé ùåêå ïîäñòàâü äðóãóþ, íî íå ïîçâîëü ñåáÿ óäàðèòü.
64. Óìà ïàëàòà, äà êëþ÷ ïîòåðÿí.
65. Õëåá íà ñòîë è ñòîë ïðåñòîë, à õëåáà íè êóñêà è ñòîë äîñêà.
66. Õëîïîò ïîëîí ðîò, à ïðèêóñèòü íå÷åãî.
67. ×óäåñà â ðåøåòå äûð ìíîãî, à âûñêî÷èòü íåêóäà.
68. Øèòî-êðûòî, à óçåëîê-òî òóò.
69. ßçûê ìîé âðàã ìîé, ïðåæäå óìà ãëàãîëåò.
70. ßçûê ìîé âðàã ìîé, ïðåæäå óìà ðûùåò, áåäû èùåò».
Источник