Чем раньше красили брови и ресницы
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Если рассматривать моду на макияж глаз периода 70-х — начала 80-х, то совершенно отчетливо прослеживается одна-единственная тенденция: серо-голубые тени на веках (редко — зеленые), густой слой туши на ресницах и все это на фоне бледного лица с розовато-коралловой помадой.
Основной тон этой тенденции, конечно же, задавали героини популярных кинофильмов. Если вспомнить лица актрис того времени, то можно заметить, что макияж у них, несмотря на разные по характеру роли, выполнен в одном и том же стиле. Ну а на кого еще было ориентироваться советской женщине, как не на кинозвезд? Да и честно говоря, при том скудном выборе косметики, что присутствовал на прилавках магазинов, трудно было сделать какой-то другой выбор.
Кадр из фильма «Служебный роман»
Итак, давайте вспомним, чем же красили глаза красавицы того времени? Конечно же, все зависело от возрастной категории и толщины кошелька. Так, к примеру, мы, 15-летние девчонки, не имеющие доступа к маминым косметичкам, вместо теней использовали мелко толченные детские школьные мелки — они шикарно растушевывались по коже, но, к сожалению, и также быстро осыпались, оставляя еле заметный след.
Другим вариантом для изготовления теней было измельчение грифеля карандаша в мелкую пыль. В ход шли как косметические, так и обычные художественные карандаши. Кончиком лезвия измельчишь грифель в пудру, ватку туда обмакнешь, по векам проведешь — и красавица! 🙂
У наших мам возможности были, конечно, чуть шире, чем у нас. Так, к примеру, в магазинах иногда встречалась отечественная косметика марки «Елена». У меня такие тени появились в конце 80-х и запомнились тем, что их наносить было куда удобнее прямо пальцем, нежели прилагающимся спонжем, который довольно быстро протирался или начинал крошиться.
Также у многих женщин имелись тени, упакованную в коробочку, по форме похожей на рыбку. Их делала московская фабрика «Рассвет» — основной производитель косметики того времени.
Однажды, прогуляв уроки, мы с подружкой поехали в Москву — просто побродить по улицам, поглазеть на витрины магазинов. Совершенно случайно набрели на скромный магазинчик под вывеской ВТО — Всесоюзное Театральное Общество. Это был просто кладезь, а не магазин! Там совершенно свободно продавалась театральная косметика и не было никаких очередей — что-то немыслимое для тех времен!
Мы с подружкой купили себе модные в то время голубые тени, какие-то блестки для век, а подруга еще решилась и на приобретение накладных ресниц 🙂 С тех пор тот магазин стал нашим любимым, хотя справедливости ради надо заметить. что на протяжении многих лет его ассортимент почти не менялся, а качество косметики было не особо высоким…
Вот такие тени мы долгое время покупали в том самом магазинчике ( у них довольно грубая фактура, но коже они смотрятся бледно и никаких кисточек к ним не полагалось)
А вот у мамы в косметичке были потрясающие польские тени, которые я просто обожала. Они были такие нежные, что напоминали пыльцу бабочки, на кожу ложились равномерно, держались по много часов и были довольно яркими, как будто даже немного мерцающими. Купить их было сложно — как только что-то подобное «выбрасывали» в московском магазине «Ванда», там сразу выстраивалась многокилометровая очередь…
На фото — сиреневые тени, а у мамы были нежно-голубого оттенка.
Еще одна мечта советских женщин — набор теней от той же польской фирмы. Эту заветную коробочку купить было еще сложнее, чем тени на фото выше:
Теперь о ресницах. Привычных нам сейчас тюбиков с удобной щеточкой, которая и расчешет, и удлинит, и придаст ресницам нужный изгиб, тогда еще не было, а были легендарные «плевательницы», которые успели облететь весь интернет и бесконечно
всем надоесть.
Но раз уж у нас тут такое небольшое погружение в тему макияжа глаз, обойтись без упоминания туши из сажи не получится. Да-да, она действительно, была сделана из сажи с добавлением мыла — именно поэтому краска так щипала и раздражала глаза, когда ее смывали или когда она текла под воздействием осадков.
Стоила такая всего лишь 40 копеек, а вот хватало ее надолго. Предполагалось, что перед использованием женщина смочит кисточку водой, разотрет краску и будет наносить ее на ресницы, но обычно все экономили время и просто слегка плевали на краску (в самом прямом смысле этого слова), тем самым увлажняя ее и делая пригодной к использованию.
Все остальные краски для бровей и ресниц «работали» по тому же типу — фасовались в пластмассовые или картонные коробочки, представляли собой брусок краски, похожей на гуталин и снабжались простенькой пластиковой кисточкой.
У моей мамы, к примеру, была такая коробочка:
Еще существовала такая же тушь, только под названием «Бархатная». Она в продаже встречалась реже, т.к. покупали ее более охотно — эта тушь, пока была свежей, конечно, увеличивала объем ресниц, облепляя их и делая визуально гуще.
Еще одно, довольно распространенное детище фабрики «Рассвет» — тушь «Пушинка»
Считалось, что такая форма кисточки, с заостренным кончиком, придумана специально для того, чтобы потом с его помощью разделять склеенные ресницы. Не знаю, насколько это соответствовало действительности, но у нас (да и у взрослых женщин тоже, кстати) в ходу был другой прием для разделения ресниц.
Сейчас даже подумать жутко, насколько легкомысленно мы относились к своему здоровью, но склеенные тушью ресницы мы разделяли кончиком швейной иголки! Вот сидишь так перед зеркалом и иголкой водишь в непосредственной близости от глазного яблока… А ведь зачастую это делалось где-нибудь на перемене, где случайно толкнуть под руку — как нечего делать…
И был еще один прием, который также угрожал здоровью глаз, но ожидаемый эффект способствовал тому, что все забывали о технике безопасности. На ресницы нужно было нанести один слой туши из «плевательницы», затем ресницы припудривались какой-нибудь дешевой рассыпчатой пудрой, а поверх пудры наносился еще один слой туши. Ну а дальше, как и в первом случае, нужно было вооружиться иголкой и разлеплять слипшиеся ресницы до тех пор, пока они не станут выглядеть, как пышная и густая метелка…
Ну и конечно же, нельзя не упомянуть о стрелках, которые в разные годы рисовали в соответствии с модой — то удлиняя глаза аж до виска, то придавая им миндалевидную форму, то форму кошачьего глаза.
Надо сказать, что специальные косметические карандаши для глаз, бровей и губ мало чем по мягкости грифеля отличались от обычных карандашей для рисования. Поэтому грифель сначала хорошенько смачивали языком, потом рисовали стрелку, ну и затем уже делали коррекцию ее формы, подтирая лишнее спичкой, обернутой ваткой.
Кстати говоря, обгорелая спичка, заточенная на конце, также использовалась для рисования стрелок — очень удобно, если под рукой нет карандаша 🙂 Тоже самое можно было сделать и с помощью карандаша «Стеклограф» — затачиваешь спичку, смачиваешь грифель языком и возишь спичкой по карандашу, набирая краску, а потом рисуешь стрелку…
Спасибо всем, кто разделил мои воспоминания о советском макияже и о тех временах, когда ради красоты приходилось что-то выдумывать, а порой и даже рисковать здоровьем 🙂
Источник
А как же дело обстояло раньше? Красились женщины или нет? Конечно, да — женщина всегда, в любую эпоху стремилась нравиться мужчинам. Для декоративной косметики использовали разные, порой опасные для здоровья средства.
В Древнем Египте, который считают колыбелью косметики, красили все: губы, волосы, ногти, и вовсю подводили глаза уже с XIX в. до н. э., как можно увидеть на разных археологических находках, где есть изображения людей. Для макияжа глаз богатые египтянки использовали сурьму и измельченные в порошок поделочные камни — малахит, бирюзу и др. Тушь для ресниц состояла из смеси сурьмы и масла (жира). Крестьянки подводили глаза простой сажей.
Область вокруг глаз в Древнем Египте подводили и мужчины. Справедливости ради, надо пояснить, что египтяне так густо красили глаза еще и в медицинских целях, защищая их от сухого песчаного ветра и палящего солнца. А еще макияж имел и религиозную подоплеку: фараон, как божественный сын, не мог показываться на людях с не накрашенными глазами — не положено. С религиозным смыслом красились и жрецы.
Губы красили все египтянки, даже из бедных слоев населения, просто красной глиной. Дамам знатным и богатым готовили помаду из преимущественно темных пигментов — морских водорослей, например, так как египтянки сами по себе смуглые, светлые тона они не использовали. Видимо, чувство стиля и меры — нечто более древнее, чем мы привыкли считать.
Для удобства своеобразным предком тюбика для помады служил полый стебель какого-нибудь растения. Такое приспособление напоминает современный флакончик блеска для губ. Не хватает только кисточки. Однако кто знает? Может, была и прапрабабушка кисточки — какая-нибудь палочка? Наверняка была. Кстати о блеске: в помаду для губ добавляли перламутр из раковин моллюсков, а еще… рыбью чешую.
Как мужчины реагировали на запах такой помады, мы никогда не узнаем. Терпели, наверное, бедные, раз человеческий род не прервался. И конечно, свою косметику египтянки брали в загробный мир. А вдруг там что-то торжественное случится, а она не накрашена? Какой позор.
Знаменитая царица и просто красавица Нефертити красила губы средством с оксидом железа, то есть — с ржавчиной, проще говоря. Может, поэтому она прожила так недолго? Киноварь — тоже распространенный красный красящий пигмент древних красавиц.
Археологи обнаружили не только «тюбики» с губной помадой, но что-то вроде теней для век, спрессованных черных палочек для макияжа глаз и даже стаканчики, по всей видимости — пудреницы, с остатками этой самой пудры из мела и белой глины. И огромное количество флакончиков от масел и благовоний — древние египтяне обожали благоухать чем угодно, лишь бы приятно.
Еще одна древнеегипетская красавица Клеопатра пудрила лицо высушенным пометом крокодила — есть такая информация, в которую верится почему-то с трудом. А вот губы царица красила помадой на основе пчелиного воска, но с добавлением таких пигментов, как толченые красные жуки и муравьи. Видимо, в то время уже использовали кармин — средство из вываренных насекомых, которое смешивали не только с пчелиным воском, но и простым жиром.
Пчелиный воск в губной помаде и бальзамах для губ присутствует и сегодня — это не только отличное питательное вещество, но и эмульгатор, способствующий равномерному смешиванию компонентов косметического средства и его ровному нанесению. Так что права была Клеопатра, которая много чего еще смешивала и вообще любила фармакологию, в частности — косметику и яды. Клеопатра даже написала трактат о лечебных и косметических средствах.
Хна — известный с древних времен и по сей день использующийся для придания оттенка волосам краситель. В древности египтянки красили хной не только волосы, но и ногти, и даже всю ладонь — привилегия богатых и знатных. Вообще, у древних египтянок в моде были ногти… зеленого цвета. Лаки для ногтей делали, к примеру, из янтарной смолы, а еще — на основе льняного или конопляного масел.
Считается, что первый лак для ногтей изобрели в Древнем Китае — около XXX в. до н. э. Он изготавливался из смолы лакового дерева. Знатные дамы Древнего Китая (некоторые мужчины, не занятые военным делом тоже) отращивали очень длинные ногти, демонстрируя свою непричастность к ручному труду. Древние китаянки пудрили добела лицо и тоже красили губы.
Первую твердую помаду изобрел арабский врач Абу-аль-Касим-Захрави — твердые полоски цветной смеси с приятным запахом. А именно помадой подобное средство назвал кардинал Ришелье, который очень любил яблочный аромат, и ему персонально делали мазь с яблочным запахом, которую он наносил на губы и кончик носа, дабы всегда вдыхать аромат яблока. Знаменитый интриган обозвал свое любимое средство помадой.
В Древнем Риме пудру для лица делали из смеси мела и свинца — весьма опасная косметика, как и средство подводить глаза — тот же свинец (измельченный) и вода. Но когда модниц что-то останавливало в стремлении к совершенству? Даже потеря зрения, имевшая место в некоторых случаях, от такой туши для ресниц не пугала упрямых дам. Поговорку «красота требует жертв» — думается, не вчера придумали.
На Руси красавицы придерживались более здорового подхода в косметике — губы подкрашивали свеклой или малиной.
Во времена Средневековья в Европе в моде была естественная красота, как сейчас это называется — натуральная. А моду контролировала церковь, которая прямым текстом объясняла женщине, что она грешна была еще в утробе своей грешной матери, потому нечего себя украшать и радоваться — страдать и каяться надо. Ну еще детей рожать и мужа слушаться.
Все приемы макияжа дам той эпохи сводились в основном к осветлению волос (подражание Деве Марии) и выбриванию бровей, лбов и затылков, чтобы зрительно удлинить овал лица и шею. И ни в коем случае не загорать и не румяниться, надо быть мертвенно бледной и худосочной — таков был средневековый стандарт красоты, воспевавшийся трубадурами. А ярко красились тогда только скоморохи.
Опять-таки: для богачей закон, даже Божий (а многие средневековые католические церковники настаивали, что все, что придет им в голову — непременно Слово Божие, и никак иначе), не писан, и знатные дамы все равно красились, особенно при бургундском дворе — родине такого понятия, как мода.
Как вот на пир или рыцарский турнир пойти не накрашенной? Впрочем, на такие мероприятия церковники не ходили, а значит: «не пойман — не вор». Сохранились некоторые рисунки и находки — баночки, флакончики и т. п. предметы средневековых модниц. После крестовых походов в моду вошли различные притирания и благовония.
А Елизавета I Английская и вовсе не скрывала, что любит пользоваться косметикой — она сильно, до белого цвета пудрила лицо и красила губы в яркий цвет, на портретах с ее изображением это заметно. Губная помада английской королевы-девственницы состояла тоже из пчелиного воска, но уже с более безопасными красящими пигментами растительного происхождения.
В эпоху Людовика XVII губы красили не только женщины, но и мужчины. И не только губы. Вовсю использовали пудру для лица, в основном рисовую, которой в буквальном смысле запудривали не только лицо, но и все знатные головы, точнее — парики, уже прочно вошедшие в моду. Для того чтобы подчеркнуть белизну наштукатуренного лица, наклеивали самодельные мушки, доходя порой до абсурда. В конце XVIII в. в Европе произошел, видимо, какой-то сбой — губы красили только мужчины.
Но вскоре дамы отвоевали себе то, что им принадлежит по праву. Начиная с XX века, заработала и до сих пор набирает обороты косметическая промышленность, постоянно пополняя содержимое косметичек современных женщин.
Источник
В стародавние времена, когда еще не стали рукописными заповеди мировых религий, женщины красили ресницы сурьмой.
В Индии и Средней Азии из металлической сурьмы готовили черный порошок, который и применялся для косметических процедур. Не так давно история выделила узкий раздел для исследователей в области археологической химии. Если верить их отчетам, то древние смешивали сурьмяную краску с маслами или обыкновенной водой. На тело и лицо черную краску наносили иногда прямо пальцами, если под рукой не было специальной косметической палочки. Подобные аппликаторы часто изготавливали из очень дорогих материалов, к примеру, слоновой кости.
Первые косметические средства для глаз включали в основном разноцветные тени, но упоминания о краске для ресниц тоже можно найти в арабской и греческой литературе. Считалось, что угольно-черные краски для глаз не только подчеркивают красоту глаз и оттеняют их цвет, но и защищают от болезней. Так, в Древней Индии красить глаза и ресницы детям начинали с самого раннего возраста. Для подкрашивания ресниц иногда использовали даже копоть. Позже сурьмой стали называть порошок пепла, который можно получить при сжигании натуральной хлопковой ткани. Такой порошок не может нанести глазам вреда, в отличие от краски на основе металлической сурьмы.
Если вы хотя бы недолго путешествовали по арабским странам, то в маленьких косметических лавках вам наверняка попадался кохль — порошок черного цвета. Его можно купить на граммы вразвес или выбрать готовую баночку. Разведенным порошком арабские женщины не только подводят глаза, но и красят брови и ресницы. Современную версию порошка можно найти в линейках люксовых марок. К примеру, французский бренд Guerlain не только упаковал кохль в красивый флакон, выполненный в мавританском стиле, но и «раскрасили» порошок в четыре оттенка.
Англичанин французского происхождения Юджин Риммел в середине XIX века стал первым в Европе торговцем туши для ресниц Mascara. Именно это слово прочно вошло в обиход — во многих странах (включая Францию) тушь для ресниц носит именно это название. Отец Юджина Риммела работал вместе с лучшими парфюмерами Парижа. Одним из учителей Риммела старшего был любимый парфюмер Жозефины Богарне. Риммел поселяется в Лондоне и открывает собственное дело. Во всем ему помогал сын, который с раннего возраста интересовался не только составлением ароматов, но и косметическими новинками. Рано разгадав потенциал косметических средств, Юджин советовал отцу рассылать каталоги товаров по богатым домам. Косметический дом Риммелов предлагал в первую очередь душистые масла для тела, пены для ванны и формованное мыло для лица.
После смерти отца Юджин долго путешествовал в надежде найти новые компоненты для косметических средств, но открыл восточные порошки для подводки глаз, бровей и ресниц. Первая тушь сочетала в себе природные красители и пальмовый воск в качестве простейшего загустителя. В то время появились и первые правила классического макияжа. Они советовали блондинкам со светлыми бровями и ресницами выбирать тушь коричневых или серых оттенков. Большинство женщин, как и сейчас, предпочитали угольно черный цвет. Первые визажисты непременно наносили тушь в несколько приемов, причем специальной щеточкой для нанесения краски умели правильно пользоваться не все. Тушь была не влажной, а сухой. На щеточку для ресниц в несколько приемов «набиралась» тушь и только потом краску переносили на ресницы. Иногда тушь разбавляли водой, в таком случае каждый новый слой должен был высохнуть. Затем мастер особым «гребешком» расчесывал каждую ресничку.
Современная тушь для ресниц появилась в начале ХХ века. За производство краски в удобной упаковке мы должны благодарить американца Терри Уильямса и его сестру Мейбел. Как и все прогрессивные девушки того времени, Мейбел старалась испробовать на себе все косметические новинки. Тогда в моду вошел не только загар, но и яркий макияж. Гримироваться на манер театральных актрис девушка не любила, но к европейской туши быстро привыкла. Смесь из воска и порошка она хранила так же бережно, как и набор специальных щеточек для ресниц. За сложными стадиями приготовлений (очищения кисточек от старой туши маслом и водой) брат Мейбел следил ежедневно. Вскоре в своей личной лаборатории он создал тушь, ставшую впоследствии легендарной. Американская тушь не только легче наносилась на ресницы, но и прекрасно держалась благодаря содержанию вазелина. Заботливый брат назвал новинку по имени сестры Maybelline. По брендовой легенде, через несколько недель счастливая Мейбел так удачно протестировала подарок брата, что быстрее быстрого вышла замуж. Компания Уильямса надолго захватила рынок косметических товаров. Кстати, именно в лабораториях Maybelline появилась современная упаковка туши для ресниц — с готовой щеточкой.
Фото: Legion-Media.ru
Источник