Дочка казака брови как шнурочки

Предупреждение: песня была написана в годы кавказской войны 1785—1864 годов, потому и текст такой…
Кто то называет её «терской казачьей лезгинкой» или «терской плясовой». Есть варианты «шуточной плясовой», но всё же из песни слов не выкинешь..

Авторство как всегда приписывается народу. Копирайты открытых источников проставлены. Поехали:

Плясовая песня горских казаков. Существует в 2-х основных редакциях — «шуточная» и т.н. «Казачья молитва».(с)

«Казачья молитва»

На горе стоял казак — он Богу молился.
За свободу, за народ низко поклонился.

Припев:

Ой-ся, (ты/да) ой-ся,
Ты меня не бойся.
Я тебя не трону —
Ты не беспокойся.
(2 раза)

А еще просил казак- правды для народа.
Будет правда на земле — будет и свобода.
За друзей казак просил –чтоб их на чужбине
Стороною обошли алчность и гордыня.

Чтобы жены дождались,и отцы, и дети
Тех, кто ищет правду-мать да по белу свету.
(Для/за) людей просил казак,да благословенья
Чтобы были хлеб да соль,во мирных селеньях.

Чтобы крови не лилось,у отчего порога
Чтоб да кривде не жилось –он молился Богу.
Так молился тот казак,за землю родную,
Что б не горе, не слеза,ее не коснулись.

«Про Шамиля»

На горе стоял Шамиль,он молился Богу
Подошел к нему ишак,укусил за ногу!

Или:

На горе стоял Шамиль,он Богу молился
За свободу за народ — низко поклонился

Припев (2 раза):
Ойся, ты ойся
Ты меня не бойся.
Я тебя не трону,
Ты не беспокойся.

(Дайте мне большой кинжал/Дайте в руки мне кинжал),дайте ножик- финку
Я поеду на Кавказ танцевать лезгинку.

По реке плывёт чечен и руками машет,
А на нём стоит казак и (чавой-то/лезгинку) пляшет!

На коне сидит джигит ,с черною папахою
Ну слезай скорей с коня,дам тебе по паху я…

Чечен молодой,на коне катался
На казаков напоролся,без штанов остался.

На коне, вдоль речки скачет,молодой лихой джигит.
Как увидит он казаков,портит воздух и бежит.

(Чечен молодой/ А чеченец молодой)Купил поросенка
(Всю дорогу/Три недели) целовал,Думал что девчонка

Чечен молодой,наварил супу
А как начал наливать,обварил он руку.

Базар большой чеченов много
Русский (девушка/барышня) идет,(давай ей дорога/Уступи дорога!)

Чечен молодой в озере купался
Руки ноги оторвало,без башки остался

Или:

Чичен молодой в озере купался,
Русску девку коропчил,без штанов остался.

Чичен молодой,а кенжал новый,
У чичена нос здоровы.

На жидовской стороне жиды молются стене,
А жидовская стена им не скажет нихрена.

Когда едешь на Кавказ,солнце светит прямо в глаз,
Возвращаешься в Европу солнце светит… тоже в глаз.

Чечен молодой не боится драки,
У него кинжал большой — достаёт до с…амых ног.

На Кавказе есть гора самая высокая,
А под ней течёт река самая глубокая.

На Кавказе девочки самые красивые,
На Кавказе мальчики самые счастливые.

На Кавказе есть река, через речку мостик,
На мосту стоит коза, у козы той хвостик (с)
________________________________________________

К сожалению ресурс, на котором был выложен звуковой файл, закрылся.

Ну и тексты:

Оригинальный: 

«Плясовая песня Кубанских и Терских казаков»

На горе стаял Шамиль. Он Богу молился,
За свободу, за народ, Низко поклонился.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

Базар большой, а чиченов много.
Русску девку коробчи, уступи дорога.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

Чичен молодой, купил поросенка,
Всю дорогу целовал, думал, что девченка.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

Чичен молодой в озере купался,
Русску девку коропчил, без штанов остался.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

Чичен молодай, а кенжал новый,
У чичена бусы здоровы.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

Современный: 

На горе стаял Казак. Он Богу молился,
За свободу, за народ, Низко поклонился.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

А еще просил Казак, воли для народа,
Если будет воля, будет и свобода.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

Читайте также:  Тяжесть между бровями что это

Базар большой, а чиченов много.
Русску девку коробчи, уступи дорога.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

Чичен молодой, купил поросенка,
Всю дорогу целовал, думал, что девчёнка.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

Чичен молодой в озере купался,
Русску девку коропчил, без штанов остался.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

Чичен молодай, а кенжал новый,
У чичена нос здоровый.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

По реке плывет чичен и руками машет,
А на нем стоит Казак и чего-то пляшет.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

На жидовской стороне жиды молются стене,
А жидовская стена им не скажет ничерта.

Ойся, ты ойся, Ты меня не бойся,
Я тебя не трону, Ты не беспокойся.

Обновлённый: 

Чечен молодой в озере купался
Руки-ноги утонули а пупок остался

Ой-ся, ой-ся ты меня не бойся
Я тебя не трону ты не беспокойся

Чечен молодой кинжал новый
У чечена нос здоровый

Ой-ся, ой-ся ты меня не бойся
Я тебя не трону ты не беспокойся

По реке плывёт чечен и руками машет,
А на нём стоит казак и чегой-то пляшет!

Ой-ся, ой-ся ты меня не бойся
Я тебя не трону ты не беспокойся

На кавказе все казачки самые красивые
На кавказе казаки самые счастливые!

Ой-ся, ой-ся ты меня не бойся
Я тебя не трону  ты не беспокойся

Дайте мне кинжал большой дайте ножик финку
Я поеду на кавказ танцевать лезгинку!

Ой-ся, ой-ся ты меня не бойся
Я тебя не трону ты не беспокойся

Чечен молодой на коне катался
На казаков напоролся, без штанов остался.

Ой-ся, ой-ся ты меня не бойся
Я тебя не трону ты не беспокойся

На коне, вдоль речки скачет молодой лихой джигит.
Как увидит он казаков портит воздух и бежит

Ой-ся, ой-ся ты меня не бойся
Я тебя не трону ты не беспокойся

Ну и ещё чуток о том-же: 

Из далече шёл казак — чёрные сапожки
Почему-то не надел на босые ножки…

Ойся, ты ойся ты меня не бойся.
Я тебя не трону, ты не беспокойся.

Подошёл казак к реке — у ней брода нету.
Думал плыть или не плыть — бросил он монету…

Ойся, ты ойся ты меня не бойся.
Я тебя не трону, ты не беспокойся.

И казаче молодой побежал вдоль речки,
Словно конь вороной, только без уздечки…

Ойся, ты ойся ты меня не бойся.
Я тебя не трону, ты не беспокойся.

Запыхался казачок да только всё без толку
Потому что побежал он не ту сторонку…

Ойся, ты ойся ты меня не бойся.
Я тебя не трону, ты не беспокойся.

Не судьба видать ему на другой, на берег —
Он наткнулся на братву  из отряда «Терек»…

Ойся, ты ойся ты меня не бойся.
Я тебя не трону, ты не беспокойся.

Ну, сия тем а бесконечна…

(С)

Ну и напоследок:
Видеоряд из кино, но чистота записи одна из лучших.
Кто добавит более интересными клипами и текстами — вэлкам!..

Слава тебе, Господи, что мы — казаки.

Источник

  • Дочка

    4:35

    4.2 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    0:29

    453.13 Kb

    320 kbps

  • Дочка

    2:35

    2.37 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    3:55

    3.59 Mb

    320 kbps

  • дочка

    1:17

    1.17 Mb

    320 kbps

  • дочка

    2:54

    2.66 Mb

    320 kbps

  • дочка

    2:26

    2.23 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    0:37

    578.13 Kb

    320 kbps

  • Дочка

    1:27

    1.33 Mb

    320 kbps

  • дочка

    2:19

    2.12 Mb

    320 kbps

  • дочка

    3:40

    3.36 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    3:42

    3.39 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    3:20

    3.05 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    2:54

    2.66 Mb

    320 kbps

  • дочка

    4:36

    4.21 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    4:35

    4.2 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    2:16

    2.08 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    1:43

    1.57 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    3:01

    2.76 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    4:10

    3.81 Mb

    320 kbps

  • дочка

    2:06

    1.92 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    1:25

    1.3 Mb

    320 kbps

  • Казака

    3:24

    3.11 Mb

    320 kbps

  • дочка

    2:59

    2.73 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    3:31

    3.22 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    3:31

    3.22 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    1:29

    1.36 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    0:17

    265.63 Kb

    320 kbps

  • Дочка

    3:36

    3.3 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    0:47

    734.38 Kb

    320 kbps

  • Дочка

    3:32

    3.23 Mb

    320 kbps

  • дочка

    3:19

    3.04 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    3:46

    3.45 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    3:20

    3.05 Mb

    320 kbps

  • дочка

    2:59

    2.73 Mb

    320 kbps

  • дочка

    3:34

    3.27 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    4:01

    3.68 Mb

    320 kbps

  • дочка

    3:17

    3.01 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    3:18

    3.02 Mb

    320 kbps

  • дочка

    3:56

    3.6 Mb

    320 kbps

  • дочка

    4:03

    3.71 Mb

    320 kbps

  • дочка

    4:01

    3.68 Mb

    320 kbps

  • Дочка

    3:28

    3.17 Mb

    320 kbps

  • дочка

    0:37

    578.13 Kb

    320 kbps

  • Дочка

    1:47

    1.63 Mb

    320 kbps

Читайте также:  Бровь до и после парень

Источник

Как известно, казаки нередко возвращались из походов с чужеземными пленницами. С турчанками, татарками и представительницами других национальностей они создавали семьи и обзаводились детьми. По мнению историков, мать Степана Разина тоже была пленницей. Недаром Разин носил прозвище «тума».

Казаки и иноземки

Долгое время казаки, не имевшие хозяйств, придерживались холостого образа жизни. Однако природа брала свое, и из бесчисленных походов они нередко привозили женщин, среди которых попадались и турчанки, и татарки, и калмычки, и черкешенки и многие другие жительницы сопредельных с Доном территорий. «Как возвертаются из похода, глядишь, тот ведет жену турчанку, другой — татарку, третий — черкешенку, а то — и польку» — свидетельствовал некий Губанов из станицы Еланской (Ю. Г. Волков и А. В. Любский, «Донские казаки в прошлом и настоящем»). «Кто из похода вернулся с женой, стал строить курени» — вспоминал Саранцев из станицы Пятиизбянской.

Несмотря на то, что поначалу женатые казаки не пользовались уважением среди своих товарищей, добрая половина казачества, как утверждает автор книги «Российское казачество. Его историческая роль в развитии местного самоуправления и государственного строительства», Сергей Минутин, формировалась как раз за счет иноземных пленниц. Тем более, что казаки имели право и развестись с супругой, и даже продать ее. Так, в издании «Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XVIII вв.» А. И. Раздорский и А. В. Юрасов приводят исторический документ, в котором написано: «Александр Товарищев купил у казаков «жонку-татарку» с дочерью 5-ти лет, заплатил 20 руб.».

«Тума»

Неизвестно, являлся ли упомянутый ребенок дочерью казака, но к детям, рожденным на чужбине, представители данного военного сословия относились достаточно равнодушно. По крайней мере так утверждал автор труда «Картины былого Тихого Дона», П. Н. Краснов. Краснов писал: «Первым казакам в их вечной тревоге, жившим среди неприятельской страны, некогда было думать о детях, и если у кого от татарки или турчанки рождался ребенок, его некому было холить и воспитывать, и часто он умирал». Отношение к детям изменилась после того, как казаки начали привозить женщин с собой (причем охотнее брали «в услужение» именно татарок и турчанок), а те рожали дочерей и сыновей уже на новом месте жительства.

Для казаков, родившихся от матерей-турчанок или татарок, на Дону существовало особое наименование – «тума». «Емельяном зовут Кузьминым, а сын тума, родился-де он, Емелька, на Дону, в Черкасском, отец-де ево, Кузьма, был русский человек, а мать — туркeня», — гласит документ XVIII века (Лидия Новак и Нелли Фрадкина, «Казачий курень»). Впрочем, «тумой» называли не только сына турчанки, но и татарки. Примечательно, что известный донской казак Степан Разин тоже носил прозвище «тума», благодаря чему историки заключили, что его мать была либо турчанкой, либо татаркой, то есть восточной пленницей, привезенной Разиным-старшим из похода.

Взаимное влияние

Судя по всему, казаки относились к детям, рожденным турчанками и татарками, ничуть не хуже, чем к остальным. Тем более, что среди взрослых казаков нередко тоже оказывались иноземцы. Если верить Михаилу Астапенко, автору книги «История донского казачества», в казачье братство вступали русские, украинцы, белорусы, поляки, турки, татары, калмыки, грузины, черкесы и представители многих других окрестных Дону народов. Поэтому казаки традиционно обучали своих сыновей, матерями которых были восточные женщины, военному делу. Глава семьи (как правило, опытный воин) учил детей верховой езде, обращению с саблей, ружьем, пикой и другим оружием. Девочки же помогали матерям по хозяйству.

Читайте также:  Как лучше красить брови краской или карандашом

Интересно, что «тумы» оказали значительное влияние на казачество. Дети, рожденные турчанками, татарками и представительницами иных национальностей, в малолетстве, без всякого сомнения, перенимали их родной язык. Вырастая, они нередко использовали отдельные слова в разговорной речи. Благодаря этому обстоятельству, как пишет Сергей Сапожников в своей книге «Историки о происхождении Донского казачества. Ассимиляция или вымысел?», и образовался казачий разговорный язык. Сказались смешанные браки и на внешности казаков (например, смуглая кожа), и на образование фамилий. Тот же Губанов из Еланской рассказывал: «С того времени и пошли у нас фамилии: Турчаниновы, Татариновы, Черкесовы, Грековы, Поляковы».

Источник

Кадр из фильма «Тихий Дон» (2015)

Мало кто знает, зачем в ухе серьга современным мужчинам. Скорее всего, дань моде. Просто украшение. Смыслового значения не несёт. Но было время, когда это имело значение.

Все знают, что донские казаки носили серьгу в ухе. Обычно она была в виде полумесяца с крестом, из серебра.

Отражено это и у нашего великого земляка Шолохова, в романе «Тихий Дон». Вот как описывает он Пантелея Прокофьевича, отца Григория: «…носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу…» Кто-кто, а Шолохов знал обычаи донских казаков.

Примерно так выглядела серьга казака. Фото с сайта kurnosov.dabahm.com.

А можете ли вы сразу уверенно ответить – зачем казаку серьга в ухе?

Самые распространённые варианты ответов:

1. просто украшение.

2. оберег.

3. так обозначали принадлежность к казакам.

Серьги казаки носили с самого детства

Красоту отметаем сразу. Не те мужчины были донские казаки, чтобы носить просто украшения.

Оберег – ближе к теме, но не совсем верно.

Насчёт принадлежности к казакам тоже не совсем верно, потому что далеко не каждый казак мог носить серьгу в ухе.

На вопрос мог ли казак носить серьги в обоих ушах, все обычно делают круглые глаза и отвечают: «Конечно, нет! Только в одном!». Что тоже неверно.

Что означала серьга в ухе донского казака?

Серьга у донского казака обозначала его положение в семье.

Он мог носить её как в одном ухе, так и в обоих. Однако это вовсе не зависело от прихоти носящего.

Если серьга была в левом ухе – это означало, что казак единственный сын у родителей. Но у него могли быть сёстры.

Если серьга была в правом ухе – это говорило, что он является последним мужчиной рода (то есть нет у него по отцовской линии ни племянников, ни двоюродных братьев). Гибель такого казака означала, что прервётся весь его род.

А те, которые носили серьги в обоих ушах, являлись единственными детьми в семье (даже сестёр у них не было).

Командиры старались не брать таких подчинённых на особо опасные задания, где была большая вероятность погибнуть. Так что да, серьгу в ухе отчасти можно считать своеобразным оберегом. Ведь даже незнакомый командир видел статус каждого бойца.

Однако это правило не было прописано ни в одном уставе. Соблюдалось негласно. В зависимости от обстоятельств, по доброй воле командира.

Это вовсе не значит, что единственные сыновья в семье прятались за спинами сослуживцев. Они также храбро сражались наряду с другими. Но даже сотоварищи в бою старались беречь единственных детей в семье.

Откуда пошёл обычай у донских казаков носить серьгу доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи связывают это с древними традициями Руси, где серьги носили как обереги.

А что интересного знаете про серьгу в ухе казаков вы?

Задание на внимательность. ???? Ответьте, почему Пантелей Прокофьевич Мелехов носил серьгу в левом ухе?

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Буду рада обсудить с вами впечатления в комментариях! И, конечно, ставьте лайк!???? Вам несложно, мне приятно. Ваш лайк –мотивация для меня творить чаще.

Чтоб не пропустить ничего интересного, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ. Вам не будут приходить никакие оповещения и рассылки. Просто в Дзене чаще будут показывать мои статьи.

Всем, кто подписался будет счастье и много интересных статей! ????????????

Источник