Густые серые брови и кустистые уже поседевшие усы придавали ему

Помню эту «загадку» ещё со времён, когда этот «кто-то» живьём толкал речи с трибуны очередных и внеочередных съездов. Иной раз диву давался — как можно так долго говорить, даже читая текст по бумажке, будучи в таком преклонном возрасте ещё и стоя на ногах? Кто не понимает, каково это, проведите эксперимент: возьмите любой текст (книгу, например), встаньте и начните читать вслух. Громко и с выражением. И посмотрите, на долго ли вас хватит? Думаю, минут на 10, не более. А он, казалось, мог читать часами! Наверняка, многие уже догадались, о ком идёт речь. Это Леонид Ильич Брежнев ( нет, он не является дедушкой Веры Брежневой, как некоторые сейчас подумали)). Хотя… ))

Билет не нашёл. Но учётная карточка на месте.

Так вот, попался мне недавно на глаза любопытный документ — Речь Л.И.Брежнева на 16-м съезде ВЛКСМ от 26 мая 1970 года. И решил я прочитать его, а может быть, даже, изучить, если получится. Если ума хватит проанализировать и понять суть написанного. Понять, такими ли пустыми были эти речи, как утверждает фольклор? Предлагаю и вам, уважаемые читатели, присоединиться к изучению сего документа и высказать своё мнение на этот счёт. Дабы сократить цитаты, из текста я уберу славословие, приветствия, исторические экскурсы и разного рода комплименты . Оставлю высказывания и предложения — по существу вопроса.

Сейчас на стену вывешивают разного рода дипломы и сертификаты, а раньше гордились грамотами. Такими , как эти, например.

Дорогие товарищи делегаты! Комсомольцы и комсомолки!

Съезд Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи — большое событие в жизни советской молодёжи, во всей общественно-политической жизни страны. (далее следует приветствие съезду от имени ЦК КПСС , экскурс в историю создания ВЛКСМ с приведением цитат из В.И.Ленина и пожелание съезду руководствоваться ленинскими принципами при решении насущных проблем современности, и построения задач на будущее).

Молодёжь ценит подвиг своих отцов, но и сейчас, не меньше, чем прежде, нужны и самоотверженность, и энтузиазм, и и преданность идеалам, и готовность к подвигу. Вам защищать завоёванное вашими отцами, вам воплощать в жизнь грандиозные планы коммунистического строительства. Эта почётная, ответственная и вдохновляющая задача. И поверьте — придёт время, и вам, молодёжи 70-х годов, вашим делам и свершениям будут завидовать ваши дети и внуки. (Аплодисменты.) (Тут же встаёт перед глазами бюст маршала Жукова в Харькове.)

Товарищи! Вы, конечно, будете обсуждать, на каких участках коммунистического строительства целесообразнее сейчас сосредоточить усилия комсомола. Хочется высказать некоторые соображения на этот счёт. (Вот сейчас, как кажется, должно пойти самое «мясо» доклада. Читаем дальше. ) Как вы знаете, советская экономика вступает в новый важный этап. Коренным образом меняется техническая база промышленности и сельского хозяйства. Всё это вносит много нового в наш подход к решению народнохозяйственных задач, к выработке и осуществлению экономической и технической политики. Практически все сколько-нибудь крупные проблемы нашего общественного развития связаны ныне с научно-техническим прогрессом. (Вот-вот уже должно быть «мясо», прямо сейчас. Читаем дальше. )

Можно сказать, что в годы нэпа и первых пятилеток мы проходили начальную школу социалистического хозяйствования. Сейчас перед нами — задачи высшей школы экономики социализма. Это самые сложные и самые творческие задачи на пути к коммунизму. Решать их под руководством партии будете и вы, комсомольцы. Но чтобы успешно это делать, чтобы не отстать от века, не отстать от темпов научно-технического прогресса, главное — овладевать знаниями. Ленинское требование «…во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться…» по прежнему остаётся непременным правилом жизни. (Аплодисменты.) Партия заботится о том, чтобы сделать молодых строителей коммунизма людьми широко образованными, творчески мыслящими. Молодёжь должна ясно представлять себе, что наука и техника не знают пределов в своём развитии. Поэтому уже со школьной скамьи надо воспитывать в себе неутолимую жажду познания, живую восприимчивость к новым научным и техническим открытиям. (Нет, это ещё не «мясо», но скоро должно пойти… Должно! Читаем дальше. )

Сейчас после принятых партией и правительством мер в университеты и институты приходит ещё больше молодых людей с заводов и фабрик. Наши вузы заметно пополнились молодёжью из колхозов и совхозов. Комсомол взял шефство над этой молодёжью, помогает ей в учёбе. Доброе это дело, товарищи, нужное дело! ( «А когда же будет «мясо»? — робко вопрошает молодёжь из колхозов )

Заслуживает всяческой поддержки и забота комсомола о развитии научно-технического творчества рабочей молодёжи. Традицией стали конкурсы по профессиям — в мастерстве, в рабочей сноровке соревнуются молодые токари и трактористы, строители и фрезеровщики, доярки и кулинары. Сотни тысяч юношей и девушек принимают участие в работе студенческих научных обществ и общественных конструкторских бюро. Много ярких дарований раскрывается и на выставках технического творчества молодёжи. Устали читать? А ведь всё началось с того, что человек, олицетворяющий «партию», хочет высказать некоторые соображения относительно того: «…на каких участках коммунистического строительства целесообразнее сейчас сосредоточить усилия комсомола». Из текста, приведённого выше, можно найти эти «соображения»? Может, это такое длинное вступление? А ведь это уже треть доклада. Может, ниже будет какая-то конкретика — «мясо» , которое так ждёт «молодёжь из колхозов». Почитаем дальше.

— Вовремя платите членские взносы !

Важным полем деятельности молодых энтузиастов научно-технического прогресса является наше сельское хозяйство. Само собой разумеется, что решение больших задач, поставленных партией перед сельским хозяйством, по плечу лишь людям технически грамотным, квалифицированным, любящим землю и труд на ней. И мы с удовлетворением отмечаем, что комсомол активно откликнулся на призыв партии помочь сельской молодёжи овладеть техническими профессиями, в которых так остро нуждается наша деревня.

Вся разнообразная, многогранная деятельность молодых рационализаторов, изобретателей, новаторов производств — этих подлинных носителей технического прогресса — формирует новый тип труженика — поборника всего передового. Внедрение новых прогрессивных идей всегда выявляет замечательные научные и организаторские таланты, воспитывает высокую требовательность и гражданственность. Нам нужны люди именно таких качеств. ( Помните, какую высокую оценку дал вор-домушник Жорж Милославский деятельности молодого комсомольца изобретателя и новатора производства Шурика. Видимо и тот, и другой, читали этот доклад Брежнева . А вот активист Бунша, собирался стукануть на молодого изобретателя «куда следует».)

Союз науки, техники и производства — вот залог наших успехов в то время, когда развёртывается научно-техническая революция. (Аплодисменты.) Вам, товарищи, — расширять и укреплять этот союз. Дело комсомола — искать новые и новые пути привлечения всех юношей и девушек к участию в этой важнейшей работе. ( Вот это, что ли то самое «мясо» которое мы все так ждали? Не пойму. Читаем дальше.) Далее идёт абзац, повествующий о важности не только труда созидающего материальные ценности, но и труда, обеспечивающего комфортное существование человека ( сфера обслуживания и творчество).

Передовикам производства вручали грамоты. Премии тоже вручали, конечно.

Руками советских людей созданы гигантские материальные ценности. Вы должны научиться распоряжаться ими как умелые и дальновидные хозяева. (Дальше идёт отсыл к словам Ленина и решениям партии на этот счёт).

Совершенствование производства, улучшение быта, условий отдыха, нетерпимость к недостаткам, ко всяческой отсталости, к проявлениям бюрократизма — вот где должны найти применение как созидательный порыв, так и свойственное молодёжи здоровое критическое начало, которое тоже надо уметь поддерживать (Аплодисменты.) Важно ценить в молодых людях и способность с энтузиазмом выполнять порученное дело, и умение остро реагировать на недостатки и преодолевать их. Надо стремиться к созданию такого духовного климата на производстве и в быту, в каждом коллективе, который бы возвышал человека, раскрывал его лучшие способности, рождал нетерпимость к антиобщественным поступкам.

Товарищи ! Коммунистическое воспитание молодёжи было и остаётся важнейшим содержанием деятельности комсомольских организаций. В комсомоле юноши и девушки проводят те годы, когда формируется характер, вырабатывается мировоззрение, обозначаются жизненные позиции. Если в эту пору ты не научился добросовестно трудиться, не приобрёл вкуса к знаниям, не умеешь отличать истину от фальши, подлинные ценности жизни от мнимых, наверстать упущенное будет трудно.

На этом, пожалуй, мы остановимся. Далее идут рассуждения о борьбе молодёжи всего мира с империализмом. Об интернациональном единстве и дружбе, и совместной борьбе молодёжи народов всего мира. О роли комсомола в армейских рядах. И в заключение — простанные призывы и лозунгоподобные воззвания, перемежающиеся бурными продолжительными аплодисментами и овациями.

Эта статья написана не для того, чтобы что-то высмеять или поёрничать. Нет! Напротив, я , как человек, воспитанный в те времена, сам бывший, когда-то комсомольцем, с уважением отношусь к достижениям той эпохи. Но хочу , хотя бы теперь, разобраться и понять, что же это было. Чем в те годы занимался или должен был заниматься комсомол. Хорошей иллюстрацией к статье могли бы стать фильмы тех лет: «Премия» и «Мы, нижеподписавшиеся». Пересмотрите их. Получите удовольствие.

Не знаю, кто как, но я так не нашёл того самого «мяса» в докладе. В той, весьма обширной части, которая была здесь опубликована. Нашли ли вы его? Оставляйте свои рассуждения и воспоминания по теме. Уверен, многим будет интересно и полезно с ними ознакомиться.

Тем, кто вопрошает, мол, тебе не чем заняться, что ли? Отвечу: Историю надо знать, чтобы не повторять ошибок.

Источник

  • Главная Титра
  • Что посмотреть
  • Новости
  • Попкорн
  • Тесты

Фаина Раневская была великолепной комедийной актрисой, причем она не просто играла комедию. Она жила этим, хотя жизнь ее больше напоминала трагикомедию, а не легкий водевиль. Она была из тех женщин, которые за словом в карман не полезут и легко приколошматят оппонента острым словцом.

Из сотни-другой афоризмов, разбросанных Раневской по пути — когда ненароком, когда сгоряча — мы выбрали 30 таких, которым позавидует любой писатель-сатирик:

*

Оптимизм — это недостаток
информации.

*

Есть люди, в которых живет Бог;
есть люди, в которых живет Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.

*

Поклонников миллион, а в аптеку
сходить некому.

*

Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать.

*

Многие жалуются на свою
внешность, и никто — на мозги.

*

Если человек тебе сделал зло — ты дай ему конфетку. Он тебе зло — ты ему конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьётся сахарный диабет.

*

Женщина, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что
у мужчины красивые ноги?

*

Склероз нельзя вылечить, но о нём
можно забыть.

*

Если женщина говорит мужчине, что
он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

кадр: Ленфильм

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

*

Сняться в плохом фильме — все
равно что плюнуть в вечность!

*

Получаю письма: «Помогите стать
актёром». Отвечаю: «Бог поможет!»

*

Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

*

— Как жизнь, Фаина Георгиевна?
— Я вам еще в прошлом году говорила, что говно. Но тогда это был марципанчик.

*

Есть такие люди, к которым просто
хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.

*

Здоровье — это когда у вас каждый
день болит в другом месте.

*

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.

*

В моей старой голове две,
от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню,
что кажется, их тысячи.

*

Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.

кадр: Мосфильм

Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.

*

Даже под самым пафосным павлиньим
хвостом всегда находится обыкновенная куриная жопа.

*

Самое трудное я делаю до завтрака.
Встаю с постели.

*

Раневскую спросили: «Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности: брюнетки или блондинки?» Не задумываясь, она ответила: «Седые!»

*

Нет толстых женщин, есть
маленькая одежда.

*

Талант — это неуверенность в себе
и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

*

Я заметила, что если не кушать
хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой — морда становится меньше, но грустнее.

4 декабря 2015

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Вам еще понравится

Источник

Ñòðàíèöû:








9 
10 
11 
12 
13 
14 
15 
16 
17 
18 
19 
20 
21 
22 
23 
24 
25 
26 
27 
28 
29 

Îí áûë ñðåäíåãî ðîñòà; ñòðîéíûé, òîíêèé ñòàí åãî è øèðîêèå ïëå÷è äîêàçûâàëè êðåïêîå ñëîæåíèå, ñïîñîáíîå ïåðåíîñèòü âñå òðóäíîñòè êî÷åâîé æèçíè è ïåðåìåíû êëèìàòîâ, íå ïîáåæäåííîå íè ðàçâðàòîì ñòîëè÷íîé æèçíè, íè áóðÿìè äóøåâíûìè; ïûëüíûé áàðõàòíûé ñþðòó÷îê åãî, çàñòåãíóòûé òîëüêî íà äâå íèæíèå ïóãîâèöû, ïîçâîëÿë ðàçãëÿäåòü îñëåïèòåëüíî ÷èñòîå áåëüå, èçîáëè÷àâøåå ïðèâû÷êè ïîðÿäî÷íîãî ÷åëîâåêà; åãî çàïà÷êàííûå ïåð÷àòêè êàçàëèñü íàðî÷íî ñøèòûìè ïî åãî ìàëåíüêîé àðèñòîêðàòè÷åñêîé ðóêå, è êîãäà îí ñíÿë îäíó ïåð÷àòêó, òî ÿ áûë óäèâëåí õóäîáîé åãî áëåäíûõ ïàëüöåâ. Åãî ïîõîäêà áûëà íåáðåæíà è ëåíèâà, íî ÿ çàìåòèë, ÷òî îí íå ðàçìàõèâàë ðóêàìè, — âåðíûé ïðèçíàê íåêîòîðîé ñêðûòíîñòè õàðàêòåðà. Âïðî÷åì, ýòî ìîè ñîáñòâåííûå çàìå÷àíèÿ, îñíîâàííûå íà ìîèõ æå íàáëþäåíèÿõ, è ÿ âîâñå íå õî÷ó âàñ çàñòàâèòü âåðîâàòü â íèõ ñëåïî. Êîãäà îí îïóñòèëñÿ íà ñêàìüþ, òî ïðÿìîé ñòàí åãî ñîãíóëñÿ, êàê áóäòî ó íåãî â ñïèíå íå áûëî íè îäíîé êîñòî÷êè; ïîëîæåíèå âñåãî åãî òåëà èçîáðàçèëî êàêóþ-òî íåðâè÷åñêóþ ñëàáîñòü: îí ñèäåë, êàê ñèäèò áàëüçàêîâà òðèäöàòèëåòíÿÿ êîêåòêà íà ñâîèõ ïóõîâûõ êðåñëàõ ïîñëå óòîìèòåëüíîãî áàëà. Ñ ïåðâîãî âçãëÿäà íà ëèöî åãî ÿ áû íå äàë åìó áîëåå äâàäöàòè òðåõ ëåò, õîòÿ ïîñëå ÿ ãîòîâ áûë äàòü åìó òðèäöàòü.  åãî óëûáêå áûëî ÷òî-òî äåòñêîå. Åãî êîæà èìåëà êàêóþ-òî æåíñêóþ íåæíîñòü; áåëîêóðûå âîëîñû, âüþùèåñÿ îò ïðèðîäû, òàê æèâîïèñíî îáðèñîâûâàëè åãî áëåäíûé, áëàãîðîäíûé ëîá, íà êîòîðîì, òîëüêî ïî äîëãîì íàáëþäåíèè, ìîæíî áûëî çàìåòèòü ñëåäû ìîðùèí, ïåðåñåêàâøèõ îäíà äðóãóþ è, âåðîÿòíî, îáîçíà÷àâøèõñÿ ãîðàçäî ÿâñòâåííåå â ìèíóòû ãíåâà èëè äóøåâíîãî áåñïîêîéñòâà. Íåñìîòðÿ íà ñâåòëûé öâåò åãî âîëîñ, óñû åãî è áðîâè áûëè ÷åðíûå — ïðèçíàê ïîðîäû â ÷åëîâåêå, òàê, êàê ÷åðíàÿ ãðèâà è ÷åðíûé õâîñò ó áåëîé ëîøàäè. ×òîá äîêîí÷èòü ïîðòðåò, ÿ ñêàæó, ÷òî ó íåãî áûë íåìíîãî âçäåðíóòûé íîñ, çóáû îñëåïèòåëüíîé áåëèçíû è êàðèå ãëàçà; î ãëàçàõ ÿ äîëæåí ñêàçàòü åùå íåñêîëüêî ñëîâ.

Âî-ïåðâûõ, îíè íå ñìåÿëèñü, êîãäà îí ñìåÿëñÿ! — Âàì íå ñëó÷àëîñü çàìå÷àòü òàêîé ñòðàííîñòè ó íåêîòîðûõ ëþäåé?.. Ýòî ïðèçíàê — èëè çëîãî íðàâà, èëè ãëóáîêîé ïîñòîÿííîé ãðóñòè. Èç-çà ïîëóîïóùåííûõ ðåñíèö îíè ñèÿëè êàêèì-òî ôîñôîðè÷åñêèì áëåñêîì, åñëè ìîæíî òàê âûðàçèòüñÿ. Òî íå áûëî îòðàæåíèå æàðà äóøåâíîãî èëè èãðàþùåãî âîîáðàæåíèÿ: òî áûë áëåñê, ïîäîáíûé áëåñêó ãëàäêîé ñòàëè, îñëåïèòåëüíûé, íî õîëîäíûé; âçãëÿä åãî — íåïðîäîëæèòåëüíûé, íî ïðîíèöàòåëüíûé è òÿæåëûé, îñòàâëÿë ïî ñåáå íåïðèÿòíîå âïå÷àòëåíèå íåñêðîìíîãî âîïðîñà è ìîã áû êàçàòüñÿ äåðçêèì, åñëè á íå áûë ñòîëü ðàâíîäóøíî ñïîêîåí. Âñå ýòè çàìå÷àíèÿ ïðèøëè ìíå íà óì, ìîæåò áûòü, òîëüêî ïîòîìó, ÷òî ÿ çíàë íåêîòîðûå ïîäðîáíîñòè åãî æèçíè, è, ìîæåò áûòü, íà äðóãîãî âèä åãî ïðîèçâåë áû ñîâåðøåííî ðàçëè÷íîå âïå÷àòëåíèå; íî òàê êàê âû î íåì íå óñëûøèòå íè îò êîãî, êðîìå ìåíÿ, òî ïîíåâîëå äîëæíû äîâîëüñòâîâàòüñÿ ýòèì èçîáðàæåíèåì. Ñêàæó â çàêëþ÷åíèå, ÷òî îí áûë âîîáùå î÷åíü íåäóðåí è èìåë îäíó èç òåõ îðèãèíàëüíûõ ôèçèîíîìèé, êîòîðûå îñîáåííî íðàâÿòñÿ æåíùèíàì ñâåòñêèì.

Ëîøàäè áûëè óæå çàëîæåíû; êîëîêîëü÷èê ïî âðåìåíàì çâåíåë ïîä äóãîþ, è ëàêåé óæå äâà ðàçà ïîäõîäèë ê Ïå÷îðèíó ñ äîêëàäîì, ÷òî âñå ãîòîâî, à Ìàêñèì Ìàêñèìû÷ åùå íå ÿâëÿëñÿ. Ê ñ÷àñòèþ, Ïå÷îðèí áûë ïîãðóæåí â çàäóì÷èâîñòü, ãëÿäÿ íà ñèíèå çóáöû Êàâêàçà, è êàæåòñÿ, âîâñå íå òîðîïèëñÿ â äîðîãó. ß ïîäîøåë ê íåìó.

— Åñëè âû çàõîòèòå åùå íåìíîãî ïîäîæäàòü, — ñêàçàë ÿ, — òî áóäåòå èìåòü óäîâîëüñòâèå óâèäàòüñÿ ñ ñòàðûì ïðèÿòåëåì…

— Àõ, òî÷íî! — áûñòðî îòâå÷àë îí, — ìíå â÷åðà ãîâîðèëè: íî ãäå æå îí? — ß îáåðíóëñÿ ê ïëîùàäè è óâèäåë Ìàêñèìà Ìàêñèìû÷à, áåãóùåãî ÷òî áûëî ìî÷è… ×åðåç íåñêîëüêî ìèíóò îí áûë óæå âîçëå íàñ; îí åäâà ìîã äûøàòü; ïîò ãðàäîì êàòèëñÿ ñ ëèöà åãî; ìîêðûå êëî÷êè ñåäûõ âîëîñ, âûðâàâøèñü èç-ïîä øàïêè, ïðèêëåèëèñü êî ëáó åãî; êîëåíè åãî äðîæàëè… îí õîòåë êèíóòüñÿ íà øåþ Ïå÷îðèíó, íî òîò äîâîëüíî õîëîäíî, õîòÿ ñ ïðèâåòëèâîé óëûáêîé, ïðîòÿíóë åìó ðóêó. Øòàáñ-êàïèòàí íà ìèíóòó îñòîëáåíåë, íî ïîòîì æàäíî ñõâàòèë åãî ðóêó îáåèìè ðóêàìè: îí åùå íå ìîã ãîâîðèòü.

— Êàê ÿ ðàä, äîðîãîé Ìàêñèì Ìàêñèìû÷. Íó, êàê âû ïîæèâàåòå? — ñêàçàë Ïå÷îðèí.

— À… òû?.. à âû? — ïðîáîðìîòàë ñî ñëåçàìè íà ãëàçàõ ñòàðèê… — ñêîëüêî ëåò… ñêîëüêî äíåé… äà êóäà ýòî?..

— Åäó â Ïåðñèþ — è äàëüøå…

— Íåóæòî ñåé÷àñ?.. Äà ïîäîæäèòå, äðàæàéøèé!.. Íåóæòî ñåé÷àñ ðàññòàíåìñÿ?.. Ñòîëüêî âðåìåíè íå âèäàëèñü…

— Ìíå ïîðà, Ìàêñèì Ìàêñèìû÷, — áûë îòâåò.

— Áîæå ìîé, áîæå ìîé! äà êóäà ýòî òàê ñïåøèòå?.. Ìíå ñòîëüêî áû õîòåëîñü âàì ñêàçàòü… ñòîëüêî ðàññïðîñèòü… Íó ÷òî? â îòñòàâêå?.. êàê?.. ÷òî ïîäåëûâàëè?..

— Ñêó÷àë! — îòâå÷àë Ïå÷îðèí, óëûáàÿñü.

— À ïîìíèòå íàøå æèòüå-áûòüå â êðåïîñòè? Ñëàâíàÿ ñòðàíà äëÿ îõîòû!.. Âåäü âû áûëè ñòðàñòíûé îõîòíèê ñòðåëÿòü… À Áýëà?..

Ïå÷îðèí ÷óòü-÷óòü ïîáëåäíåë è îòâåðíóëñÿ…

— Äà, ïîìíþ! — ñêàçàë îí, ïî÷òè òîò÷àñ ïðèíóæäåííî çåâíóâ…

Ìàêñèì Ìàêñèìû÷ ñòàë åãî óïðàøèâàòü îñòàòüñÿ ñ íèì åùå ÷àñà äâà.

— Ìû ñëàâíî ïîîáåäàåì, — ãîâîðèë îí, — ó ìåíÿ åñòü äâà ôàçàíà; à êàõåòèíñêîå çäåñü ïðåêðàñíîå… ðàçóìååòñÿ, íå òî, ÷òî â Ãðóçèè, îäíàêî ëó÷øåãî ñîðòà… Ìû ïîãîâîðèì… âû ìíå ðàññêàæåòå ïðî ñâîå æèòüå â Ïåòåðáóðãå… À?

— Ïðàâî, ìíå íå÷åãî ðàññêàçûâàòü, äîðîãîé Ìàêñèì Ìàêñèìû÷… Îäíàêî ïðîùàéòå, ìíå ïîðà… ÿ ñïåøó… Áëàãîäàðþ, ÷òî íå çàáûëè… — ïðèáàâèë îí, âçÿâ åãî çà ðóêó.

Ñòàðèê íàõìóðèë áðîâè… îí áûë ïå÷àëåí è ñåðäèò, õîòÿ ñòàðàëñÿ ñêðûòü ýòî.

— Çàáûòü! — ïðîâîð÷àë îí, — ÿ-òî íå çàáûë íè÷åãî… Íó, äà áîã ñ âàìè!.. Íå òàê ÿ äóìàë ñ âàìè âñòðåòèòüñÿ…

— Íó ïîëíî, ïîëíî! — ñêàçàë Ïå÷îðèí. îáíÿâ åãî äðóæåñêè, — íåóæåëè ÿ íå òîò æå?.. ×òî äåëàòü?.. âñÿêîìó ñâîÿ äîðîãà… Óäàñòñÿ ëè åùå âñòðåòèòüñÿ, — áîã çíàåò!.. — Ãîâîðÿ ýòî, îí óæå ñèäåë â êîëÿñêå, è ÿìùèê óæå íà÷àë ïîäáèðàòü âîææè.

— Ïîñòîé, ïîñòîé! — çàêðè÷àë âäðóã Ìàêñèì Ìàêñèìû÷, óõâàòÿñü çà äâåðöû êîëÿñêè, — ñîâñåì áûëî/ïàðò çàáûë… Ó ìåíÿ îñòàëèñü âàøè áóìàãè, Ãðèãîðèé Àëåêñàíäðîâè÷… ÿ èõ òàñêàþ ñ ñîáîé… äóìàë íàéòè âàñ â Ãðóçèè, à âîò ãäå áîã äàë ñâèäåòüñÿ… ×òî ìíå ñ íèìè äåëàòü?..

— ×òî õîòèòå! — îòâå÷àë Ïå÷îðèí. — Ïðîùàéòå…

— Òàê âû â Ïåðñèþ?.. à êîãäà âåðíåòåñü?.. — êðè÷àë âñëåä Ìàêñèì Ìàêñèìû÷…

Êîëÿñêà áûëà óæ äàëåêî; íî Ïå÷îðèí ñäåëàë çíàê ðóêîé, êîòîðûé ìîæíî áûëî ïåðåâåñòè ñëåäóþùèì îáðàçîì: âðÿä ëè! äà è çà÷åì?..

Äàâíî óæ íå ñëûøíî áûëî íè çâîíà êîëîêîëü÷èêà, íè ñòóêà êîëåñ ïî êðåìíèñòîé äîðîãå, — à áåäíûé ñòàðèê åùå ñòîÿë íà òîì æå ìåñòå â ãëóáîêîé çàäóì÷èâîñòè.

— Äà, — ñêàçàë îí íàêîíåö, ñòàðàÿñü ïðèíÿòü ðàâíîäóøíûé âèä, õîòÿ ñëåçà äîñàäû ïî âðåìåíàì ñâåðêàëà íà åãî ðåñíèöàõ, — êîíå÷íî, ìû áûëè ïðèÿòåëè, — íó, äà ÷òî ïðèÿòåëè â íûíåøíåì âåêå!.. ×òî åìó âî ìíå? ß íå áîãàò, íå ÷èíîâåí, äà è ïî ëåòàì ñîâñåì åìó íå ïàðà… Âèøü, êàêèì îí ôðàíòîì ñäåëàëñÿ, êàê ïîáûâàë îïÿòü â Ïåòåðáóðãå… ×òî çà êîëÿñêà!.. ñêîëüêî ïîêëàæè!.. è ëàêåé òàêîé ãîðäûé!.. — Ýòè ñëîâà áûëè ïðîèçíåñåíû ñ èðîíè÷åñêîé óëûáêîé. — Ñêàæèòå, — ïðîäîëæàë îí, îáðàòÿñü êî ìíå, — íó ÷òî âû îá ýòîì äóìàåòå?.. íó, êàêîé áåñ íåñåò åãî òåïåðü â Ïåðñèþ?.. Ñìåøíî, åé-áîãó, ñìåøíî!.. Äà ÿ âñåãäà çíàë, ÷òî îí âåòðåíûé ÷åëîâåê, íà êîòîðîãî íåëüçÿ íàäåÿòüñÿ… À, ïðàâî, æàëü, ÷òî îí äóðíî êîí÷èò… äà è íåëüçÿ èíà÷å!.. Óæ ÿ âñåãäà ãîâîðèë, ÷òî íåò ïðîêó â òîì, êòî ñòàðûõ äðóçåé çàáûâàåò!.. — Òóò îí îòâåðíóëñÿ, ÷òîá ñêðûòü ñâîå âîëíåíèå, ïîøåë õîäèòü ïî äâîðó îêîëî ñâîåé ïîâîçêè, ïîêàçûâàÿ, áóäòî îñìàòðèâàåò êîëåñà, òîãäà êàê ãëàçà åãî ïîìèíóòíî íàïîëíÿëèñü ñëåçàìè.

— Ìàêñèì Ìàêñèìû÷, — ñêàçàë ÿ, ïîäîøåäøè ê íåìó, — à ÷òî ýòî çà áóìàãè âàì îñòàâèë Ïå÷îðèí?

— À áîã åãî çíàåò! êàêèå-òî çàïèñêè…

— ×òî âû èç íèõ ñäåëàåòå?

— ×òî? à âåëþ íàäåëàòü ïàòðîíîâ.

— Îòäàéòå èõ ëó÷øå ìíå.

Îí ïîñìîòðåë íà ìåíÿ ñ óäèâëåíèåì, ïðîâîð÷àë ÷òî-òî ñêâîçü çóáû è íà÷àë ðûòüñÿ â ÷åìîäàíå; âîò îí âûíóë îäíó òåòðàäêó è áðîñèë åå ñ ïðåçðåíèåì íà çåìëþ; ïîòîì äðóãàÿ, òðåòüÿ è äåñÿòàÿ èìåëè òó æå ó÷àñòü: â åãî äîñàäå áûëî ÷òî-òî äåòñêîå; ìíå ñòàëî ñìåøíî è æàëêî…

— Âîò îíè âñå, — ñêàçàë îí, — ïîçäðàâëÿþ âàñ ñ íàõîäêîþ…

— È ÿ ìîãó äåëàòü ñ íèìè âñå, ÷òî õî÷ó?

— Õîòü â ãàçåòàõ ïå÷àòàéòå. Êàêîå ìíå äåëî?.. ×òî, ÿ ðàçâå äðóã åãî êàêîé?.. èëè ðîäñòâåííèê? Ïðàâäà, ìû æèëè äîëãî ïîä îäíîé êðîâëåé… À ìàëî ëè ñ êåì ÿ íå æèë?..

ß ñõâàòèë áóìàãè è ïîñêîðåå óíåñ èõ, áîÿñü, ÷òîá øòàáñ-êàïèòàí íå ðàñêàÿëñÿ. Ñêîðî ïðèøëè íàì îáúÿâèòü, ÷òî ÷åðåç ÷àñ òðîíåòñÿ îêàçèÿ; ÿ âåëåë çàêëàäûâàòü. Øòàáñ-êàïèòàí âîøåë â êîìíàòó â òî âðåìÿ, êîãäà ÿ óæå íàäåâàë øàïêó; îí, êàçàëîñü, íå ãîòîâèëñÿ ê îòúåçäó; ó íåãî áûë êàêîé-òî ïðèíóæäåííûé, õîëîäíûé âèä.

— À âû, Ìàêñèì Ìàêñèìû÷, ðàçâå íå åäåòå?

— Íåò-ñ.

— À ÷òî òàê?

— Äà ÿ åùå êîìåíäàíòà íå âèäàë, à ìíå íàäî ñäàòü åìó êîé-êàêèå êàçåííûå âåùè…

— Äà âåäü âû æå áûëè ó íåãî?

— Áûë, êîíå÷íî, — ñêàçàë îí, çàìèíàÿñü — äà åãî äîìà íå áûëî… à ÿ íå äîæäàëñÿ.

ß ïîíÿë åãî: áåäíûé ñòàðèê, â ïåðâûé ðàç îò ðîäó, ìîæåò áûòü, áðîñèë äåëà ñëóæáû äëÿ ñîáñòâåííîé íàäîáíîñòè, ãîâîðÿ ÿçûêîì áóìàæíûì, — è êàê æå îí áûë íàãðàæäåí!

— Î÷åíü æàëü, — ñêàçàë ÿ åìó, — î÷åíü æàëü, Ìàêñèì Ìàêñèìû÷, ÷òî íàì äî ñðîêà íàäî ðàññòàòüñÿ.

— Ãäå íàì, íåîáðàçîâàííûì ñòàðèêàì, çà âàìè ãîíÿòüñÿ!.. Âû ìîëîäåæü ñâåòñêàÿ, ãîðäàÿ: åùå ïîêà çäåñü, ïîä ÷åðêåññêèìè ïóëÿìè, òàê âû òóäà-ñþäà… à ïîñëå âñòðåòèøüñÿ, òàê ñòûäèòåñü è ðóêó ïðîòÿíóòü íàøåìó áðàòó.

— ß íå çàñëóæèë ýòèõ óïðåêîâ, Ìàêñèì Ìàêñèìû÷.

— Äà ÿ, çíàåòå, òàê, ê ñëîâó ãîâîðþ: à âïðî÷åì, æåëàþ âàì âñÿêîãî ñ÷àñòèÿ è âåñåëîé äîðîãè.

Ìû ïðîñòèëèñü äîâîëüíî ñóõî. Äîáðûé Ìàêñèì Ìàêñèìû÷ ñäåëàëñÿ óïðÿìûì, ñâàðëèâûì øòàáñ-êàïèòàíîì! È îò÷åãî? Îòòîãî, ÷òî Ïå÷îðèí â ðàññåÿííîñòè èëè îò äðóãîé ïðè÷èíû ïðîòÿíóë åìó ðóêó, êîãäà òîò õîòåë êèíóòüñÿ åìó íà øåþ! Ãðóñòíî âèäåòü, êîãäà þíîøà òåðÿåò ëó÷øèå ñâîè íàäåæäû è ìå÷òû, êîãäà ïðåä íèì îòäåðãèâàåòñÿ ðîçîâûé ôëåð, ñêâîçü êîòîðûé îí ñìîòðåë íà äåëà è ÷óâñòâà ÷åëîâå÷åñêèå, õîòÿ åñòü íàäåæäà, ÷òî îí çàìåíèò ñòàðûå çàáëóæäåíèÿ íîâûìè, íå ìåíåå ïðîõîäÿùèìè, íî çàòî íå ìåíåå ñëàäêèìè… Íî ÷åì èõ çàìåíèòü â ëåòà Ìàêñèìà Ìàêñèìû÷à? Ïîíåâîëå ñåðäöå î÷åðñòâååò è äóøà çàêðîåòñÿ…

Ñòðàíèöû:








9 
10 
11 
12 
13 
14 
15 
16 
17 
18 
19 
20 
21 
22 
23 
24 
25 
26 
27 
28 
29 

Ñêà÷àòü ïîëíûé òåêñò (278 Êá)
Ïåðåéòè íà ñòðàíèöó àâòîðà

Источник