И не печаль бровей в этой жизни
* * *
До свиданья, друг мой, до свиданья.
 Милый мой, ты у меня в груди.
 Предназначенное расставанье
 Обещает встречу впереди.
 До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
 Не грусти и не печаль бровей, —
 В этой жизни умирать не ново,
 Но и жить, конечно, не новей.
‹1925›
Примечания
В «Красной газете» и «Вечерней Москве» стихотворение опубликовано с ошибкой в ст. 5: вместо «До свиданья, друг мой, без руки, без слова» — «До свиданья, друг мой, без руки и слова». С этой ошибкой стихотворение печаталось во всех изданиях (кроме сб. «Избранное». М., 1946, сост. С. А. Толстая-Есенина) вплоть до Собр. соч. В 5-ти т. (М., 1966—1968), где в последнем томе (с. 374) дана следующая поправка: «В т. 3 на стр. 228 первую строку второй строфы следует читать: «До свиданья, друг мой, без руки, без слова».
Вместе с тем еще в 1926 году в журн. «Красная нива» (№ 4, 24 янв., с. ‹8›) было помещено факсимиле автографа с пояснением: «Мы воспроизводим здесь снимок этого последнего стихотворения Есенина. Стихотворение написано на клочке бумаги, вероятно, первом, попавшемся под руку».
Печатается по недатированному автографу (ИРЛИ). Автограф написан кровью.
В конце 80-х годов этот факт, а также авторство Есенина подверглись в ряде публикаций сомнению. В связи с этим комиссия Есенинского комитета Союза писателей организовала экспертизу автографа экспертно-криминалистическими и судебными экспертами. Выводы:
1. «Рукописный текст стихотворения ‹…› выполнен самим Есениным Сергеем Александровичем».
2. «Этот текст исполнен Есениным Сергеем Александровичем под влиянием необычных внутренних и внешних факторов, «сбивающих» привычный процесс письма и носящих временный характер. В числе таких факторов наиболее вероятными являются необычное психофизиологическое состояние С. Есенина (волнение, алкогольное опьянение и др.) и использование им пишущего прибора и красителя, обладающих плохими расписывающими свойствами» (Заключение от 15 апреля 1992 г., № 374/010).
(Вывод почерковедческой экспертизы, произведенной в конце 1920-х годов: «Предсмертное письмо Есенина (стихи) характерно резко выраженным центростремительным направлением строк, что указывает на депрессивность и подавленность состояния, в котором он находился в момент писания» — Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. 2-е испр. и доп. изд. М., 1930, с. 87).
3. «Микроспектральным методом, проведенным в лаборатории, установлено, что стихотворение написано кровью» (Заключение от 15 июня 1992 г., № 2028).
Датируется по свидетельствам Е. А. Устиновой и В. И. Эрлиха.
Утром 24 декабря 1925 года Есенин из Москвы приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер» («Интернационал»), где уже проживали знакомые поэта — супруги Г. Ф. и Е. А. Устиновы. Сюда в гости к Есенину приходили Н. Клюев, В. Эрлих, И. Приблудный, В. Измайлов, Д. Ушаков и другие литераторы.
Е. Устинова вспоминала: «27-го я встретила Есенина на площадке без воротничка и без галстука, с мочалкой и с мылом в руках. Он подошел ко мне растерянно и говорит, что может взорваться ванна: там будто бы в топке много огня, а воды в колонке нет.
Я сказала, что когда все будет исправлено, его позовут.
Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза.
Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой «паршивой» гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью.
Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака.
Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил:
— Потом прочтешь, не надо!» (Устинова Е. Четыре дня Сергея Александровича Есенина. — Сб. «Сергей Александрович Есенин. Воспоминания». Под ред. И. В. Евдокимова. М.; Л., 1926, с. 236).
Сам В. И. Эрлих, описывая события утра 27 декабря, так рассказывал о передаче ему листка из блокнота: «Сергей нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Затем говорит, складывая листок вчетверо и кладя мне в карман пиджака: «Это тебе. Я еще тебе не писал ведь? Правда… И ты мне тоже не писал!» Устинова хочет прочитать. Я тоже. Тяну руку в карман.
— Нет, ты подожди! Останешься один — прочитаешь. Не к спеху ведь» (Эрлих Вольф. Четыре дня. — Сб. «Памяти Есенина». М., 1926, с. 95).
Стихотворение было прочитано В. И. Эрлихом только 28 декабря.
Источник
Ïàìÿòè Ñåðãåÿ Åñåíèíà
 24 äåêàáðÿ 1925 ãîäà òðèäöàòèëåòíèé Ñåðãåé Åñåíèí ïðèåõàë â Ëåíèíãðàä. Ñîáèðàëñÿ ïðîáûòü äîëãî, íî ïðîæèë çäåñü ëèøü íåñêîëüêî äíåé, ïîñëåäíèõ… 
  òå äíè îí âñòðå÷àëñÿ ñ Í.À. Êëþåâûì, Ã.Ô. Óñòèíîâûì, Èâàíîì Ïðèáëóäíûì, Â.È. Ýðëèõîì, È.È. Ñàäîôüåâûì[1]è äðóãèìè ëèòåðàòîðàìè-ñîâðåìåííèêàìè.
 Óòðîì 28 äåêàáðÿ ïîýòà íàøëè ì¸ðòâûì â íîìåðå «ïÿòü» ãîñòèíèöû «Àíãëåòåð» . 
 Ïîñëåäíåå åãî ñòèõîòâîðåíèå  «Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, äî ñâèäàíüÿ
»  ïî ñâèäåòåëüñòâó Âîëüôà Ýðëèõà, áûëî ïåðåäàíî åìó íàêàíóíå. 
 Åñåíèí æàëîâàëñÿ, ÷òî â íîìåðå íåò ÷åðíèë, è îí âûíóæäåí áûë ïèñàòü ñâîåé êðîâüþ:
      Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, äî ñâèäàíüÿ.
      Ìèëûé ìîé, òû ó ìåíÿ â ãðóäè.
      Ïðåäíàçíà÷åííîå ðàññòàâàíüå
      Îáåùàåò âñòðå÷ó âïåðåäè.
      Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, áåç ðóêè, áåç ñëîâà,
      Íå ãðóñòè è íå ïå÷àëü áðîâåé, 
      Â ýòîé æèçíè óìèðàòü íå íîâî,
      Íî è æèòü, êîíå÷íî, íå íîâåé.
31 äåêàáðÿ Ñåðãåé Àëåêñàíäðîâè÷ Åñåíèí áûë ïîõîðîíåí â Ìîñêâå íà Âàãàíüêîâñêîì êëàäáèùå
 Ñòèõè ïàìÿòè Ñåðãåÿ Åñåíèíà
Ñòèõè íà ñìåðòü Åñåíèíà, íàïèñàííûå åãî ñîâðåìåííèêàìè
***
 Íèêîëàé Êëþåâ
èç «ÏËÀ×À Î ÅÑÅÍÈÍÅ»
 *  *
 Ìû ñâîå îòáàÿëè äî ñðîêà 
 Æóðàâëè, çàñòèãíóòûå âüþãîé.
 Íàì â îòëåò íà ðîäèíå äàëåêîé
 Ñíåæíûé áîð çâåíèò ñâîåé êîëü÷óãîé
 Ïîìÿíè, ÷¸ðòóøêî, Åñåíèíà
 Êóòüåé èç óãëåé äà èç îìûëîê áàííûõ!
 À â ìîåé êâàøíå ïüÿíî âñïåíåíà
 Îïàðà äëÿ ñâàäåá äà èãðèù áàãðÿíûõ.
 À ó ìåíÿ èçáà íîâàÿ 
 Ïîëàòè ñ ïîäçîðîì, áîæíèöà íåóãàñèìàÿ,
 Íàìåë èç ïîäëàâî÷üÿ ÿðîãî ñëîâà ÿ
 Òåáå, ìîé ñîâåíîê, ïòàõà ìîÿ ëþáèìàÿ!
 Ïðèøåë òû èç Ðÿçàíè ïëàòî÷êîì áóõàðñêèì,
 Íåñòèðàíûì, íåïîëîñêàíûì, íåìûëåíûì,
 Çâàë ìîþ ïàçóõó óëóñîì òàòàðñêèì,
 Çóáû òàáóíàìè, à áîðîäó ôèëèíîì!
 Ëåïèë ÿ òâîþ äóøåíüêó, êàê ãíåçäî êàñàòêà,
 Ñëþíîé êðåïèë ìûñëè, ñëîâà ñëåçèíêàìè,
 Äà ïîãàñëà çàðíàÿ ñâå÷åíüêà, ìîÿ ëåñíàÿ ëàìïàäêà,
 Óøåë òû îò ìåíÿ ðàçáîéíûìè òðîïèíêàìè!
 Êðó÷èíóøêà áûëà äåäó ëåñíîìó,
 Òðåïàëèñü ïî óðî÷èùàì áåðåñòÿíûå ñåäèíû,
 Ïëàêàë äûìîì îâèííèê, à ïðÿñëà ñîëîìó
 Ïóñêàëè ïî âåòðó, êàê ïóõ ëåáåäèíûé.
*  *
 Äëÿ òîãî ëè, çîëîòîé ìîé áðàòåö, 
 Ìû çàáûëè ñòàðûå ïîâåðüÿ,  
 ×òî â ïëåíó ó æàá è êàðàêàòèö 
 Ñåðäöå-ëåáåäü ðàñòåðÿåò ïåðüÿ,
 ×òî òåáå èç ÷åðíîé êîíîïåëè 
 Íî÷ü áåçãëàçàÿ ñîâü¸ò âåð¸âêó, 
 Ìíå æå áåëîìîðñêèå ìåòåëè 
 Âûòêóò ñàâàí  ãîðüêóþ îáíîâêó.
 Ìû ñâî¸ îòáàÿëè äî ñðîêà  
 Æóðàâëè, çàñòèãíóòûå âüþãîé. 
 Íàì â îòë¸ò íà ðîäèíå äàë¸êîé 
 Ñíåæíûé áîð çâåíèò ñâîåé êîëü÷óãîé.
 [1926]
***
 Â. Êíÿçåâ
 Â ìàëåíüêîé ìåðòâåöêîé ó îêíà 
 Çîëîòàÿ ãîëîâà íà ïëàõå; 
 Ïîëîñà íà øåå íå âèäíà  
 Òîëüêî êðîâü ÷åðíååò íà ðóáàõå.
 Âêðóã, íà ëàâêàõ, â ïîëóòåìíîòå, 
 Ïðîñòûíÿìè ñâåæèìè áåëåÿ,  
 Äåâÿòíàäöàòü íåïîäâèæíûõ òåë  
 Ëåäÿíûõ òîâàðèùåé Ñåðãåÿ.
 ß ïðèñåë íà ÷åé-òî ãðóáûé ãðîá 
 È ãëÿæó òóìàííûìè ãëàçàìè. 
 Ïîäàâëÿÿ ñëåçû è îçíîá, 
 Çàñòûâàÿ è äàâÿñü ñëåçàìè.
 Çà îêíîì  ïóñòûííûé áåëûé äâîð; 
 Äàëüøå  ãîðîä â ïîëóìðàêå ñèíåì 
 
 ß äà òðóïû  áîëüøå íèêîãî  
 Íà ïî÷åòíîì êàðàóëå ñòûíåì 
 Âîò Ñìèðíîâ (äîëæíî áûòü ëîìîâîé),  
 Êàìåííî-îãðîìíûé è òÿæåëûé,  
 Ãîëîâà ñ áåññìåðòíîé ãîëîâîé,  
 Êî÷åíååò íà ñêàìåéêå ãîëîé.
 Âîí Áåëÿåâ 
 êðîâüþ çàëèò âåñü 
 
 Ìàëü÷èê, ñìåðòü íàøåäøèé ïîä òðàìâàåì. 
 Âîí åùå 
 Íî âñåõ íå ïåðå÷åñòü; 
 Âñå ìû òðóï áåñöåííûé îõðàíÿåì 
 Ãîðîä ñïèò. Íî ñïÿò ëè òå, êîãî 
 Ýòà âåñòü ïî ñåðäöó ïîëîñíóëà, 
 ×òî íå ñòàëî áîëåå åãî, 
 ×òî ñâèðåëü ðåìíåì ïåðåõëåñòíóëî 
 Íåò, íå ñïÿò 
 Ïóñêàé òåìíû äîìà, 
 Ïóñòü çàêðûòû íà çàäâèæêè äâåðè,  
 Òàì, çà íèìè  ìå÷óòñÿ âïîòüìàõ 
 Ðàíåííûå óæàñîì ïîòåðè 
 Òàì íå çíàþò, ãäå áåñöåííûé òðóï, 
 Òåëî íåíàãëÿäíîå, ðîäíîå; 
 È íåñ÷åòíîñòü âîñïàëåííûõ ãóá 
 Õðèïëî øåï÷åò èìÿ äîðîãîå 
 Â ëåäÿíîé ìåðòâåöêîé ó îêíà 
 Çîëîòàÿ ãîëîâà íà ïëàõå; 
 Ïîëîñà íà øåå íå âèäíà; 
 Êðîâü, è ëèñò, ïðèêîëîòûé ê ðóáàõå. 
 [1926]
***
 Â. Ìàÿêîâñêèé
ÑÅÐÃÅÞ ÅÑÅÍÈÍÓ
                 Âû óøëè,
                 êàê ãîâîðèòñÿ,
                 â ìèð èíîé.
                 Ïóñòîòà…
                 Ëåòèòå,
                 â çâåçäû âðåçûâàÿñü.
                 Íè òåáå àâàíñà,
                 íè ïèâíîé.
                 Òðåçâîñòü.
 Íåò, Åñåíèí,
                 ýòî
                 íå íàñìåøêà.
                 Â ãîðëå
                 ãîðå êîìîì 
                 íå ñìåøîê.
                 Âèæó 
                 âçðåçàííîé ðóêîé ïîìåøêàâ,
                 ñîáñòâåííûõ
                 êîñòåé
                 êà÷àåòå ìåøîê.
                  Ïðåêðàòèòå!
                 Áðîñüòå!
                 Âû â ñâîåì óìå ëè?
                 Äàòü,
                 ÷òîá ùåêè
                 çàëèâàë
                 ñìåðòåëüíûé ìåë?!
                 Âû æ
                 òàêîå
                 çàãèáàòü óìåëè,
                 ÷òî äðóãîé
                 íà ñâåòå
                 íå óìåë.
                 Ïî÷åìó?
                 Çà÷åì?
                 Íåäîóìåíüå ñìÿëî.
                 Êðèòèêè áîðìî÷óò:
                  Ýòîìó âèíà
                 òî…
                 äà ñ¸…
                 à ãëàâíîå,
                 ÷òî ñìû÷êè ìàëî,
                 â ðåçóëüòàòå
                 ìíîãî ïèâà è âèíà. 
                 Äåñêàòü,
                 çàìåíèòü áû âàì
                 áîãåìó
                 êëàññîì,
                 êëàññ âëèÿë íà âàñ,
                 è áûëî á íå äî äðàê.
                 Íó, à êëàññ-òî
                 æàæäó
                 çàëèâàåò êâàñîì?
                 Êëàññ  îí òîæå
                 âûïèòü íå äóðàê.
                 Äåñêàòü,
                 ê âàì ïðèñòàâèòü áû
                 êîãî èç íàïîñò_î_â 
                 ñòàëè á
                 ñîäåðæàíèåì
                 ïðåìíîãî îäàð¸ííåé.
                 Âû áû
                 â äåíü
                 ïèñàëè
                 ñòðîê ïî ñò_î_,
                 óòîìèòåëüíî
                 è äëèííî,
                 êàê Äîðîíèí.
                 À ïî-ìîåìó,
                 îñóùåñòâèñü
                 òàêàÿ áðåäü,
                 íà ñåáÿ áû
                 ðàíüøå íàëîæèëè ðóêè.
                 Ëó÷øå óæ
                 îò âîäêè óìåðåòü,
                 ÷åì îò ñêóêè!
                 Íå îòêðîþò
                 íàì
                 ïðè÷èí ïîòåðè
                 íè ïåòëÿ,
                 íè íîæèê ïåðî÷èííûé.
                 Ìîæåò,
                 îêàæèñü
                 ÷åðíèëà â «Àíãëåòåðå»,
                 âåíû
                 ðåçàòü
                 íå áûëî á ïðè÷èíû.
                 Ïîäðàæàòåëè îáðàäîâàëèñü:
                 áèñ!
                 Íàä ñîáîþ
                 ÷óòü íå âçâîä
                 ðàñïðàâó ó÷èíèë.
                 Ïî÷åìó æå
                 óâåëè÷èâàòü
                 ÷èñëî ñàìîóáèéñòâ?
                 Ëó÷øå
                 óâåëè÷ü
                 èçãîòîâëåíèå ÷åðíèë!
                 Íàâñåãäà
                 òåïåðü
                 ÿçûê
                 â çóáàõ çàòâîðèòñÿ.
                 Òÿæåëî
                 è íåóìåñòíî
                 ðàçâîäèòü ìèñòåðèè.
                 Ó íàðîäà,
                 ó ÿçûêîòâîðöà,
                 óìåð
                 çâîíêèé
                 çàáóëäûãà ïîäìàñòåðüå.
                 È íåñóò
                 ñòèõîâ çàóïîêîéíûé ëîì,
                 ñ ïðîøëûõ
                 ñ ïîõîðîí
                 íå ïåðåäåëàâøè ïî÷òè
                 Â õîëì
                 òóïûå ðèôìû
                 çàãîíÿòü êîëîì 
                 ðàçâå òàê
                 ïîýòà
                 íàäî áû ïî÷òèòü?
                 Âàì
                 è ïàìÿòíèê åùå íå ñëèò, 
                 ãäå îí,
                 áðîíçû çâîí
                 èëè ãðàíèòà ãðàíü? 
                 à ê ðåøåòêàì ïàìÿòè
                 óæå
                 ïîíàíåñëè
                 ïîñâÿùåíèé
                 è âîñïîìèíàíèé äðÿíü.
                 Âàøå èìÿ
                 â ïëàòî÷êè ðàññîïëåíî,
                 âàøå ñëîâî
                 ñëþíÿâèò Ñîáèíîâ
                 è âûâîäèò
                 ïîä áåðåçêîé äîõëîé 
                 «Íè ñëîâà,
                 î äðó-óã ìîé,
                 íè âçäî-î-î-î-õà».
                 Ýõ,
                 ïîãîâîðèòü áû èíà÷å
                 ñ ýòèì ñàìûì
                 ñ Ëåîíèäîì Ëîýíãðèíû÷åì!
                 Âñòàòü áû çäåñü
                 ãðåìÿùèì ñêàíäàëèñòîì:
                 Íå ïîçâîëþ
                 ìÿìëèòü ñòèõ
                 è ìÿòü! 
                 Îãëóøèòü áû
                 èõ
                 òðåõïàëûì ñâèñòîì
                 â áàáóøêó
                 è â áîãà äóøó ìàòü!
                 ×òîáû ðàçíåñëàñü
                 áåçäàðíåéøàÿ ï_î_ãàíü,
                 ðàçäóâàÿ
                 òåìü
                 ïèäæà÷íûõ ïàðóñîâ,
                 ×òîáû
                 âðàññûïíóþ
                 ðàçáåæàëñÿ Êîãàí,
                 âñòðå÷åííûõ
                 óâå÷à
                 ïèêàìè óñîâ.
                 Äðÿíü
                 ïîêà ÷òî
                 ìàëî ïîðåäåëà.
                 Äåëà ìíîãî 
                 òîëüêî ïîñïåâàòü.
                 Íàäî
                 æèçíü
                 ñíà÷àëà ïåðåäåëàòü,
                 ïåðåäåëàâ 
                 ìîæíî âîñïåâàòü.
                 Ýòî âðåìÿ 
                 òðóäíîâàòî äëÿ ïåðà,
                 íî ñêàæèòå
                 âû,
                 êàëåêè è êàëåêøè,
                 ãäå,
                 êîãäà,
                 êàêîé âåëèêèé âûáèðàë
                 ïóòü,
                 ÷òîáû ïðîòîïòàííåé
                 è ëåãøå?
                 Ñëîâî 
                 ïîëêîâîäåö
                 ÷åëîâå÷üåé ñèëû.
                 Ìàðø!
                 ×òîá âðåìÿ
                 ñçàäè
                 ÿäðàìè ðâàëîñü.
                 Ê ñòàðûì äíÿì
                 ÷òîá âåòðîì
                 îòíîñèëî
                 òîëüêî
                 ïóòàíèöó âîëîñ.
                 Äëÿ âåñåëèÿ
                 ïëàíåòà íàøà
                 ìàëî îáîðóäîâàíà.
                 Íàäî
                 âûðâàòü
                 ðàäîñòü
                 ó ãðÿäóùèõ äíåé.
                 Â ýòîé æèçíè
                 ïîìåðåòü
                 íå òðóäíî.
                 Ñäåëàòü æèçíü
                 çíà÷èòåëüíî òðóäíåé.
                 [1926]
***
 	Àëåêñàíäð Àôèíîãåíîâ
  
 «Äà, ìû âñå ïîìíèì è áóäåì ïîìíèòü Åñåíèíà, èìåííî, êàê öâåòîê, íåïîâòîðèìûé íå òîëüêî â òâîð÷åñòâå, íî è, ãëàâíûì îáðàçîì,  â ñâîåé ðàçäâîåííîñòè, êîòîðàÿ ïðèâåëà åãî  ê ïå÷àëüíîìó êîíöó è êîòîðîé íå áóäåò ìåñòà â óñëîâèÿõ àêòèâíîãî  òâîð÷åñòâà íîâîé, ñîöèàëèñòè÷åñêîé äåéñòâèòåëüíîñòè». 
 /»Æèçíåííûé ïóòü Ñåðãåÿ Åñåíèíà», 1926 ã./
 <> <> <>
 Èîñèô Óòêèí
ÑËÎÂÎ ÅÑÅÍÈÍÓ
 Êðàñèâûì, ñèíåãëàçûì 
 Íå ïðîñòî óìèðàòü. 
 . . 
 Îí ïåë, ëþáèë ïðîêàçû, 
 Ñòèõè, ñåëî è ìàòü.. .
 Íàì âñåì äàíà îò÷èçíà 
 È ïðàâî æèòü è ïåòü, 
 È, êðîìå ïðàâà æèçíè,  
 È ïðàâî óìåðåòü.
 Íî îòäàííûå ñèëîé 
 Íàãàíó è ïåòëå,  
 Õðàíèì ìû âåðíîñòü ìèëîé, 
 Îñòàâëåííîé çåìëå.
 ß âèäåë, êàê â àòàêàõ 
 Ãëîòàëè ïîä êîíåö 
 Áåññòðàøíûå âîÿêè 
 Òðàãè÷åñêèé ñâèíåö.
 Îíè ëè íå ðóáèëè 
 Áåçäàðíóþ ñóäüáó? 
 Îíè ëè íå ëþáèëè 
 È çåìëþ, 
 È áîðüáó?
 Êîãäà áðîñàþò æåíùèí, 
 Ëóêàâûõ, íî ðîäíûõ, 
 Òî ëþáÿò èõ íå ìåíüøå, 
 È óõîäÿ îò íèõ.
 Åñòü óæàñ áåçäîðîæüÿ, 
 È â íåì  êîíåö êîíþ! 
 È ÿ òåáÿ, Ñåðåæà, 
 Íè êàïëè íå âèíþ.
 Áóíòóþùèé è øàëûé, 
 Òû âûêèïåë äî äíà. 
 Êîìó íóæíû áîêàëû, 
 Áîêàëû áåç âèíà?. .
 Êèïèò, öâåòåò îò÷èçíà, 
 Íî òû íå ìîæåøü ïåòü! 
 À êðîìå ïðàâà æèçíè, 
 Åñòü ïðàâî óìåðåòü.
***
 Âèêòîð Áîêîâ
ÏÀÌßÒÈ ÅÑÅÍÈÍÀ
 Íà Âàãàíüêîâñêîì êëàäáèùå îñåíü è îõðà,
 Íåáî  ñåðûé ñâèíåö ïîïîëàì ñ ñèíåâîé.
 Òàì ëîïàòû ñòó÷àò, íî çåìëÿ íå îãëîõëà 
 Ñëûøèò, ìàòóøêà, ìóçûêó æèçíè æèâîé.
 À æèâûå èäóò íà ìîãèëó Åñåíèíà,
 Îòäàâàÿ åìó è âîñòîðã è ïå÷àëü.
 Îí  Íàäåæäà. Îí  Ðóñü. Îí  å¸ Âîçíåñåíèå.
 Ïîòîìó è áåññìåðòüå åìó ïî ïëå÷àì.
 Êòî îí?
 Áîã èëü áåçáîæíèê?
 Ðàçáîéíèê èëü àíãåë?
 ×åì îí òðîãàåò ñåðäöå
 Â íàø àòîìíûé âåê?
 ×òî âñå ëåñòíèöû ñëàâû,
 Ðàíæèðû è ðàíãè
 Ïåðåä çâàíüåì ïðîñòûì:
 Îí  äóøà-÷åëîâåê!
 Âñ¸ â í¸ì áûëî 
 È áóéñòâî, è òèøü, è ñìèðåíüå.
 Òîëüêî Âîëãà îöåíèò òàêóþ ãóëüáó!
 Íå ïîýòîìó ëü êàæäîå ñòèõîòâîðåíüå,
 Êàê òåëîê, ïðèçíàâàëîñü:
  ß òðàâû ëþáëþ!
 È ñíåãà, è çàêàòû, è ðîùè, è íèâû
 Òèõî, íåæíî ïðîñèëè:  Îò íàñ ãîâîðè! 
 Íå ïîýòîìó ëü òàê îõðàíÿë îí ðåâíèâî
 Ñëîâî ðóññêîå íàøå, ñâåòèâøåå ñâåòîì çàðè.
 Ñëàâà ãåíèþ ÷àñ íåçàêàòíûé ïðîáèëà,
 Îí äîñòîèí å¸, ïîëåâîé ñîëîâåé.
 Äîðîãà áåñêîíå÷íî íàì ýòà ìîãèëà,
 ß ñòîþ íà êîëåíÿõ è ïëà÷ó íàä íåé!
____________
Êëþåâ Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ [10 (22) îêòÿáðÿ 1884  ìåæäó 21 è 23 îêòÿáðÿ 1937]  ðóññêèé ïîýò, ïðåäñòàâèòåëü òàê íàçûâàåìîãî íîâîêðåñòüÿíñêîãî íàïðàâëåíèÿ â ðóññêîé ïîýçèè XX âåêà.
Óñòèíîâ Ãåîðãèé Ôåîôàíîâè÷ (1888  1932)  ïèñàòåëü è æóðíàëèñò, ñ êîòîðûì Åñåíèí ïîçíàêîìèëñÿ â êîíöå 1918 ã.
Èâàí Ïðèáëóäíûé (íàñòîÿùåå èìÿ Îâ÷àðåíêî ßêîâ Ïåòðîâè÷), [1 (14) äåêàáðÿ 1905  13 àâãóñòà 1937]  ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò.
Ýðëèõ Âîëüô Èîñèôîâè÷ [7 èþíÿ 1902  24 íîÿáðÿ 1937]  ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò.
Ñàäîôüåâ Èëüÿ Èâàíîâè÷ (12 èþëÿ 1889  17 èþëÿ 1965)  ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò, ïåðåâîä÷èê.
Источник

Последнее стихотворение Сергея Есенина написано утром 27 декабря 1925 года в гостинице Англетер и называется очень символично «До свиданья, друг мой, до свиданья». Ни одна работа поэта, разве что «Чёрный человек», не вызвала столько кривотолков как эти стихи, ведь их тесно связывают со смертью Есенина. Прощался ли поэт или это обычное стихотворение? Почему оно написано кровью? Глубокий анализ строк поможет нам на это ответить.
Стихи кровью
Начнём с крови. Есть знатоки, утверждающие, что написание строк кровью говорит о проблемах с психикой, отсюда и суицид. Не стану на место психиатра, скажу только, что кровью Есенин писал и до этого, и не раз, однако дожил до декабря 1925 года во здравии. Сам Сергей объяснил 27 декабря поэту Эрлиху, которому и передал стихотворение, что:
В паршивой гостинице даже чернил нет, поэтому писал кровью.
Есенин сунул листок со стихами в карман Эрлиху и сказал, после того как он хотел сразу их прочитать:
Подожди! Останешься один — прочитаешь. Не к спеху ведь.
Обратим внимание на слова «не к спеху», это не вяжется с попыткой суицида, так как самоубийцы обычно, наоборот, хотят поговорить. Есенин же не был настроен на разговор – передал, сложенный вчетверо, листок и всё.
Кстати, Эрлих внял просьбе и прочитал стихи только назавтра, 28 декабря, когда Есенина уже не было в живых.
Кому посвящены стихи
Теперь посмотрим, кому написаны последние строки поэта. Обратим внимание на оборот «друг мой». Он встречается в стихах Сергея не раз, например, в том же «Чёрном человеке». Заглянув в недра истории, могу предложить два варианта – первый: стихи написаны в память своего друга Алексея Ганина, расстрелянного в этом же году. Его обвинили в принадлежности к «Ордену русских фашистов», арестовали в 1924 и расстреляли без суда в 1925 году. Это версия имеет право на жизнь, но не является основной, так как со времени расстрела Ганина прошёл приличный срок.
Скорее всего, обращение «друг мой» не имеет точного получателя – это просто оборот речи для придания стихотворению личностного шарма. Есенин терпеть не мог пафоса, и такой оборот помогал ему от него избавиться.
Есть версия, что стихи написаны Толстой, которую он считал более другом, чем женой, но это вряд ли. Женщинам Есенин писал в другом стиле.
Интерес вызывают строки:
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
Сергей не был набожным человеком, хотя в своё время бабушка и научила его молиться. Вряд ли он имеет в виду встречу после смерти, скорее это оборот, показывающий, что любое расставание не исключает вероятность встречи в будущем. Эти строки также, возможно, не имеют конкретного адресата. Поэт за последние годы потерял много друзей, может быть, он рассчитывает наладить с ними отношения в будущем?
Что касается последних строк Есенина:
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Эпилог
То и они не говорят о самоубийстве. Если бы их поэт написал прямо перед смертью – это одно, но они написаны утром 27 декабря (может даже ночью), а повешенным Есенина нашли утром 28 декабря. Прощаться за сутки до смерти? Это не в стиле Сергея, ведь он не любил откладывать дела в долгий ящик.
Отдадим должное последним стихам великого Есенина, и сними шляпу уважения перед последним романтиком России. Было ли это самоубийство или инсценировка, вряд ли кто узнает, но стихи Есенина навсегда останутся с нами.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
27 дек 1925 года
Напоследок предлагаю послушать стихотворение в прочтении Бориса Галкина.
Источник
