Как раньше красили брови и чем

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Если рассматривать моду на макияж глаз периода 70-х — начала 80-х, то совершенно отчетливо прослеживается одна-единственная тенденция: серо-голубые тени на веках (редко — зеленые), густой слой туши на ресницах и все это на фоне бледного лица с розовато-коралловой помадой.

Основной тон этой тенденции, конечно же, задавали героини популярных кинофильмов. Если вспомнить лица актрис того времени, то можно заметить, что макияж у них, несмотря на разные по характеру роли, выполнен в одном и том же стиле. Ну а на кого еще было ориентироваться советской женщине, как не на кинозвезд? Да и честно говоря, при том скудном выборе косметики, что присутствовал на прилавках магазинов, трудно было сделать какой-то другой выбор.

Кадр из фильма «Служебный роман»

Итак, давайте вспомним, чем же красили глаза красавицы того времени? Конечно же, все зависело от возрастной категории и толщины кошелька. Так, к примеру, мы, 15-летние девчонки, не имеющие доступа к маминым косметичкам, вместо теней использовали мелко толченные детские школьные мелки — они шикарно растушевывались по коже, но, к сожалению, и также быстро осыпались, оставляя еле заметный след.

Другим вариантом для изготовления теней было измельчение грифеля карандаша в мелкую пыль. В ход шли как косметические, так и обычные художественные карандаши. Кончиком лезвия измельчишь грифель в пудру, ватку туда обмакнешь, по векам проведешь — и красавица! 🙂

У наших мам возможности были, конечно, чуть шире, чем у нас. Так, к примеру, в магазинах иногда встречалась отечественная косметика марки «Елена». У меня такие тени появились в конце 80-х и запомнились тем, что их наносить было куда удобнее прямо пальцем, нежели прилагающимся спонжем, который довольно быстро протирался или начинал крошиться.

Также у многих женщин имелись тени, упакованную в коробочку, по форме похожей на рыбку. Их делала московская фабрика «Рассвет» — основной производитель косметики того времени.

Однажды, прогуляв уроки, мы с подружкой поехали в Москву — просто побродить по улицам, поглазеть на витрины магазинов. Совершенно случайно набрели на скромный магазинчик под вывеской ВТО — Всесоюзное Театральное Общество. Это был просто кладезь, а не магазин! Там совершенно свободно продавалась театральная косметика и не было никаких очередей — что-то немыслимое для тех времен!

Мы с подружкой купили себе модные в то время голубые тени, какие-то блестки для век, а подруга еще решилась и на приобретение накладных ресниц 🙂 С тех пор тот магазин стал нашим любимым, хотя справедливости ради надо заметить. что на протяжении многих лет его ассортимент почти не менялся, а качество косметики было не особо высоким…

Вот такие тени мы долгое время покупали в том самом магазинчике ( у них довольно грубая фактура, но коже они смотрятся бледно и никаких кисточек к ним не полагалось)

А вот у мамы в косметичке были потрясающие польские тени, которые я просто обожала. Они были такие нежные, что напоминали пыльцу бабочки, на кожу ложились равномерно, держались по много часов и были довольно яркими, как будто даже немного мерцающими. Купить их было сложно — как только что-то подобное «выбрасывали» в московском магазине «Ванда», там сразу выстраивалась многокилометровая очередь…

На фото — сиреневые тени, а у мамы были нежно-голубого оттенка.

Еще одна мечта советских женщин — набор теней от той же польской фирмы. Эту заветную коробочку купить было еще сложнее, чем тени на фото выше:

Теперь о ресницах. Привычных нам сейчас тюбиков с удобной щеточкой, которая и расчешет, и удлинит, и придаст ресницам нужный изгиб, тогда еще не было, а были легендарные «плевательницы», которые успели облететь весь интернет и бесконечно
всем надоесть.

Но раз уж у нас тут такое небольшое погружение в тему макияжа глаз, обойтись без упоминания туши из сажи не получится. Да-да, она действительно, была сделана из сажи с добавлением мыла — именно поэтому краска так щипала и раздражала глаза, когда ее смывали или когда она текла под воздействием осадков.

Стоила такая всего лишь 40 копеек, а вот хватало ее надолго. Предполагалось, что перед использованием женщина смочит кисточку водой, разотрет краску и будет наносить ее на ресницы, но обычно все экономили время и просто слегка плевали на краску (в самом прямом смысле этого слова), тем самым увлажняя ее и делая пригодной к использованию.

Все остальные краски для бровей и ресниц «работали» по тому же типу — фасовались в пластмассовые или картонные коробочки, представляли собой брусок краски, похожей на гуталин и снабжались простенькой пластиковой кисточкой.

У моей мамы, к примеру, была такая коробочка:

Еще существовала такая же тушь, только под названием «Бархатная». Она в продаже встречалась реже, т.к. покупали ее более охотно — эта тушь, пока была свежей, конечно, увеличивала объем ресниц, облепляя их и делая визуально гуще.

Еще одно, довольно распространенное детище фабрики «Рассвет» — тушь «Пушинка»

Считалось, что такая форма кисточки, с заостренным кончиком, придумана специально для того, чтобы потом с его помощью разделять склеенные ресницы. Не знаю, насколько это соответствовало действительности, но у нас (да и у взрослых женщин тоже, кстати) в ходу был другой прием для разделения ресниц.

Сейчас даже подумать жутко, насколько легкомысленно мы относились к своему здоровью, но склеенные тушью ресницы мы разделяли кончиком швейной иголки! Вот сидишь так перед зеркалом и иголкой водишь в непосредственной близости от глазного яблока… А ведь зачастую это делалось где-нибудь на перемене, где случайно толкнуть под руку — как нечего делать…

И был еще один прием, который также угрожал здоровью глаз, но ожидаемый эффект способствовал тому, что все забывали о технике безопасности. На ресницы нужно было нанести один слой туши из «плевательницы», затем ресницы припудривались какой-нибудь дешевой рассыпчатой пудрой, а поверх пудры наносился еще один слой туши. Ну а дальше, как и в первом случае, нужно было вооружиться иголкой и разлеплять слипшиеся ресницы до тех пор, пока они не станут выглядеть, как пышная и густая метелка…

Ну и конечно же, нельзя не упомянуть о стрелках, которые в разные годы рисовали в соответствии с модой — то удлиняя глаза аж до виска, то придавая им миндалевидную форму, то форму кошачьего глаза.

Надо сказать, что специальные косметические карандаши для глаз, бровей и губ мало чем по мягкости грифеля отличались от обычных карандашей для рисования. Поэтому грифель сначала хорошенько смачивали языком, потом рисовали стрелку, ну и затем уже делали коррекцию ее формы, подтирая лишнее спичкой, обернутой ваткой.

Кстати говоря, обгорелая спичка, заточенная на конце, также использовалась для рисования стрелок — очень удобно, если под рукой нет карандаша 🙂 Тоже самое можно было сделать и с помощью карандаша «Стеклограф» — затачиваешь спичку, смачиваешь грифель языком и возишь спичкой по карандашу, набирая краску, а потом рисуешь стрелку…

Спасибо всем, кто разделил мои воспоминания о советском макияже и о тех временах, когда ради красоты приходилось что-то выдумывать, а порой и даже рисковать здоровьем 🙂

До следующих встреч в эфире! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новых материалов, заглядывайте в нашу тематическую группу Вконтакте.

Источник

А как же дело обстояло раньше? Красились женщины или нет? Конечно, да — женщина всегда, в любую эпоху стремилась нравиться мужчинам. Для декоративной косметики использовали разные, порой опасные для здоровья средства.

В Древнем Египте, который считают колыбелью косметики, красили все: губы, волосы, ногти, и вовсю подводили глаза уже с XIX в. до н. э., как можно увидеть на разных археологических находках, где есть изображения людей. Для макияжа глаз богатые египтянки использовали сурьму и измельченные в порошок поделочные камни — малахит, бирюзу и др. Тушь для ресниц состояла из смеси сурьмы и масла (жира). Крестьянки подводили глаза простой сажей.

Область вокруг глаз в Древнем Египте подводили и мужчины. Справедливости ради, надо пояснить, что египтяне так густо красили глаза еще и в медицинских целях, защищая их от сухого песчаного ветра и палящего солнца. А еще макияж имел и религиозную подоплеку: фараон, как божественный сын, не мог показываться на людях с не накрашенными глазами — не положено. С религиозным смыслом красились и жрецы.

Губы красили все египтянки, даже из бедных слоев населения, просто красной глиной. Дамам знатным и богатым готовили помаду из преимущественно темных пигментов — морских водорослей, например, так как египтянки сами по себе смуглые, светлые тона они не использовали. Видимо, чувство стиля и меры — нечто более древнее, чем мы привыкли считать.

Для удобства своеобразным предком тюбика для помады служил полый стебель какого-нибудь растения. Такое приспособление напоминает современный флакончик блеска для губ. Не хватает только кисточки. Однако кто знает? Может, была и прапрабабушка кисточки — какая-нибудь палочка? Наверняка была. Кстати о блеске: в помаду для губ добавляли перламутр из раковин моллюсков, а еще… рыбью чешую.

Как мужчины реагировали на запах такой помады, мы никогда не узнаем. Терпели, наверное, бедные, раз человеческий род не прервался. И конечно, свою косметику египтянки брали в загробный мир. А вдруг там что-то торжественное случится, а она не накрашена? Какой позор.

Знаменитая царица и просто красавица Нефертити красила губы средством с оксидом железа, то есть — с ржавчиной, проще говоря. Может, поэтому она прожила так недолго? Киноварь — тоже распространенный красный красящий пигмент древних красавиц.

Археологи обнаружили не только «тюбики» с губной помадой, но что-то вроде теней для век, спрессованных черных палочек для макияжа глаз и даже стаканчики, по всей видимости — пудреницы, с остатками этой самой пудры из мела и белой глины. И огромное количество флакончиков от масел и благовоний — древние египтяне обожали благоухать чем угодно, лишь бы приятно.

Еще одна древнеегипетская красавица Клеопатра пудрила лицо высушенным пометом крокодила — есть такая информация, в которую верится почему-то с трудом. А вот губы царица красила помадой на основе пчелиного воска, но с добавлением таких пигментов, как толченые красные жуки и муравьи. Видимо, в то время уже использовали кармин — средство из вываренных насекомых, которое смешивали не только с пчелиным воском, но и простым жиром.

Пчелиный воск в губной помаде и бальзамах для губ присутствует и сегодня — это не только отличное питательное вещество, но и эмульгатор, способствующий равномерному смешиванию компонентов косметического средства и его ровному нанесению. Так что права была Клеопатра, которая много чего еще смешивала и вообще любила фармакологию, в частности — косметику и яды. Клеопатра даже написала трактат о лечебных и косметических средствах.

Хна — известный с древних времен и по сей день использующийся для придания оттенка волосам краситель. В древности египтянки красили хной не только волосы, но и ногти, и даже всю ладонь — привилегия богатых и знатных. Вообще, у древних египтянок в моде были ногти… зеленого цвета. Лаки для ногтей делали, к примеру, из янтарной смолы, а еще — на основе льняного или конопляного масел.

Считается, что первый лак для ногтей изобрели в Древнем Китае — около XXX в. до н. э. Он изготавливался из смолы лакового дерева. Знатные дамы Древнего Китая (некоторые мужчины, не занятые военным делом тоже) отращивали очень длинные ногти, демонстрируя свою непричастность к ручному труду. Древние китаянки пудрили добела лицо и тоже красили губы.

Первую твердую помаду изобрел арабский врач Абу-аль-Касим-Захрави — твердые полоски цветной смеси с приятным запахом. А именно помадой подобное средство назвал кардинал Ришелье, который очень любил яблочный аромат, и ему персонально делали мазь с яблочным запахом, которую он наносил на губы и кончик носа, дабы всегда вдыхать аромат яблока. Знаменитый интриган обозвал свое любимое средство помадой.

В Древнем Риме пудру для лица делали из смеси мела и свинца — весьма опасная косметика, как и средство подводить глаза — тот же свинец (измельченный) и вода. Но когда модниц что-то останавливало в стремлении к совершенству? Даже потеря зрения, имевшая место в некоторых случаях, от такой туши для ресниц не пугала упрямых дам. Поговорку «красота требует жертв» — думается, не вчера придумали.

На Руси красавицы придерживались более здорового подхода в косметике — губы подкрашивали свеклой или малиной.

Во времена Средневековья в Европе в моде была естественная красота, как сейчас это называется — натуральная. А моду контролировала церковь, которая прямым текстом объясняла женщине, что она грешна была еще в утробе своей грешной матери, потому нечего себя украшать и радоваться — страдать и каяться надо. Ну еще детей рожать и мужа слушаться.

Все приемы макияжа дам той эпохи сводились в основном к осветлению волос (подражание Деве Марии) и выбриванию бровей, лбов и затылков, чтобы зрительно удлинить овал лица и шею. И ни в коем случае не загорать и не румяниться, надо быть мертвенно бледной и худосочной — таков был средневековый стандарт красоты, воспевавшийся трубадурами. А ярко красились тогда только скоморохи.

Опять-таки: для богачей закон, даже Божий (а многие средневековые католические церковники настаивали, что все, что придет им в голову — непременно Слово Божие, и никак иначе), не писан, и знатные дамы все равно красились, особенно при бургундском дворе — родине такого понятия, как мода.

Как вот на пир или рыцарский турнир пойти не накрашенной? Впрочем, на такие мероприятия церковники не ходили, а значит: «не пойман — не вор». Сохранились некоторые рисунки и находки — баночки, флакончики и т. п. предметы средневековых модниц. После крестовых походов в моду вошли различные притирания и благовония.

А Елизавета I Английская и вовсе не скрывала, что любит пользоваться косметикой — она сильно, до белого цвета пудрила лицо и красила губы в яркий цвет, на портретах с ее изображением это заметно. Губная помада английской королевы-девственницы состояла тоже из пчелиного воска, но уже с более безопасными красящими пигментами растительного происхождения.

В эпоху Людовика XVII губы красили не только женщины, но и мужчины. И не только губы. Вовсю использовали пудру для лица, в основном рисовую, которой в буквальном смысле запудривали не только лицо, но и все знатные головы, точнее — парики, уже прочно вошедшие в моду. Для того чтобы подчеркнуть белизну наштукатуренного лица, наклеивали самодельные мушки, доходя порой до абсурда. В конце XVIII в. в Европе произошел, видимо, какой-то сбой — губы красили только мужчины.

Но вскоре дамы отвоевали себе то, что им принадлежит по праву. Начиная с XX века, заработала и до сих пор набирает обороты косметическая промышленность, постоянно пополняя содержимое косметичек современных женщин.

Источник

Мода на брови. История.

За последние двадцать лет мода на брови определенной формы менялась как минимум трижды. Сейчас уже никто и не задумывается над тем, какие брови носили раньше. А ведь в древности  из-за бровей можно было даже угодить на костер!

И к тому же, кроме эстетической красоты, природно брови обладают защитной функцией, а также способствуют выражению эмоций. Как раз об этом я расскажу позже.
Первыми, кто обратил на это внимание, были китайцы. Именно этой их функцией активно пользовались мужчины Древнего Китая. Они отращивали длинные волосы и заплетали их в косу, рисовали или наклеивали фальшивые усы, выбривали себе лоб и волосы на висках и затылке, а волосы на макушке завязывали в пучок. Брови были также отличительной чертой облика мужчин. Они подкрашивали брови черной тушью, таким образом  придавали им более свирепую форму, с целью устрашения противника.

А в Средней Азии одним из важных элементов красоты считались густые и даже сросшиеся на переносице брови. С раннего возраста девочкам подрисовывали брови соком усьмы, соединяя их в одну линию над переносицей. Поскольку усьма стимулирует рост волос, через некоторое время там, где рисовали брови, действительно вырастали волоски. И, кстати, до сих пор сок усьмы – очень популярное в Средней Азии средство для окраски бровей, ресниц и волос.

Что касается формы бровей, то на протяжении вековой истории представления об этом менялись. Например, у ассирийцев привилегией знати были сросшиеся на переносице брови. Если они в этой области не росли, их подрисовывали и особенно следили за тем, чтобы люди из простонародья подобного себе не позволяли.

Макияж в Древнем Египте был создан как дань уважения богу Гора, а также, чтобы отогнать злых духов и болезни. Красавицы Древнего Египта уводили брови к вискам изящной волной.

По идеалу красоты и традициям волосы удалялись со всего тела, в том числе и с головы. Но красиво вытянутая форма черепа с округлым затылком позволяла им это делать без ущерба всему гармоничному образу. На голову, подвергнутую довольно жестокой операции депиляцииили просто выбритую, надевали парик или сложную конструкцию из накладных волос Для придания очам блеска египетские красавицы капали сок белладонны, веки подводили краской углекислой меди и подрисовывали толстые длинные брови.

В своих сочинениях греческий историк Геродот пишет о том, что когда в египетской семье умирала кошка, то все жители дома брили брови.

Шумерские женщины любили подчеркивать свои брови, делая их толще, жирнее, выгибая по центру. Для достижения такого модного эффекта использовали густую смесь сажи и галенита, растворенного в животном жире. А в Японии, в период правления императоров Хайан (794-1185) был такой стандарт красоты: длинные черные волосы, белый порошок на лице, черные зубы (специально красили!), красные губы, сбритые брови и перерисованные высоко на лбу.

Также женщины Индии покрывали коричневой краской зубы (специально), чернили брови и золотили губы.

В Древней Греции женщины не были столь независимы, как в Древнем Египте. Поэтому замужние дамы и их дочери не использовали косметику вообще, так как греки были озабочены идеей женской чистоты. В то время косметику использовали лишь гетеры. Они придавали им яркий блеск при помощи смеси яичного белка и камеди и соединяли вместе на переносице черной жирной линией – с тех пор эта форма носит название «греческая бровь». Но независимо от социального класса, в то время считалось модным иметь монобровь. Посмотрите, например на фотографию бюста Юлии Домны.

Так же, как в Греции, в Риме высоко ценилась монобровь. Она являлась признаком высокого интеллекта. Один из самых интересных фактов о бровях в Древнем Риме заключался в использовании фальшивых бровей, сделанных из волос мертвой козы. Для  фиксации растительности на лице использовали древесную смолу. Наверное, весело было бы их снимать. 🙂

Средневековые тренды диктовали особое внимание к большому лбу. И чтобы зрительно увеличить лоб, женщины выщипывали брови. Узкие и тонкие как ниточка брови являлись стандартом красоты.
В так называемую елизаветинскую эпоху женщины окрашивали брови в рыжий цвет, подражая королеве Елизавете. Искусствоведы все еще спорят, почему общепризнанная красавица Мона Лиза была лишена великим Леонардо да Винчи бровей – того естественного волосяного покрова, который другой великий мастер Микеланджело — называл «вратами рая». Во всяком случае, «врата» рисовали по-разному. 🙂

В 1600-х годах было принято втирать масло грецкого ореха в брови детей для подавления роста волос. А в период правления королевы Виктории, королевы Великобритании и Ирландии, макияж женщин был осужден и рассматривался только проститутками. Дамы высшего общества оставляли свои брови первозданными и довольно густыми.

О декоративной косметике в Европе на время забыли. Лишь в Италии сохранился «восточный» макияж. Итальянские девушки нещадно мазали брови сурьмой и покрывали лицо белилами на основе свинца. Красавицы были прекрасно осведомлены о его вредном действии и, чтобы хоть как-то смягчить его, накладывали на ночь на лицо компрессы из говядины, вымоченной в молоке. Что забавно, уже тогда художники подрабатывали «визажистами» — разрисовывали лица модниц.

Тем временем, как русские женщины портили свои лица толстым слоем румян и белил, сурьмили ресницы и брови, чернили светлые и белили черные брови. Для белизны лица в России издавна применяли настой бензойной смолы, так называемое «девье молоко».

Но самыми актуальными оказались черненые брови в форме тонкой дуги. В средневековой Европе они были объектом беззаветного поклонения и поэтических воспеваний. Вплоть до середины прошлого века брови подбривали «в ниточку».

В XVIII веке появились накладные брови. Их изготавливали из кусочков мышиных шкурок. Ну а поскольку «прекрасная» дама могла не на шутку пленить сердце даже отъявленного Казановы, Сенат во Франкфурте издал указ, который признавал брак недействительным, если мужчину заставляли вступить в брак обманом, используя разные подложные средства, как то: румяна, белила, помаду, накладные волосы, вставные зубы и тому подобное. Женщину в таком случае судили за колдовство.

А в мусульманстве по сей день выщипывание бровей под запретом. «Пророк  запретил выщипывать брови. Абдуллах ибн Умар передал от пророка: «Что он проклял ту, которая подвязывает волосы чужими волосами и ту, которая просит подвязать их ей, и ту, которая наносит татуировки и ту, которая просит нанести их ей, и ту, которая выщипывает брови, и ту, которая просит их выщипать ей, а также запретил оплакивание». Однако имам Абу Ханифа разрешил выщипывание в случае, когда муж разрешает своей жене. Женщинам стоит относиться к этому разрешению с большой осторожностью.

Вдохновленные звездами кино, женщины 20-х годов носили прямые и очень тонкие брови, которые придавали им задумчивый и драматический вид. Чтобы предать своим бровям блеска и добавить акцента, они использовали вазелин смешанный с угольной пылью. Рисовая пудра к тому времени выпускалась уже нескольких видов: пять разных оттенков, а также два запах – для блондинок и брюнеток. Впервые в истории был открыт доступ к продажам косметических продуктов.

Вообщем, в ХХ веке форма бровей претерпела заметные изменения. Начиная с бовей-ниточек, придававших лицу задумчивое или удивленное выражение, и заканчивая естественной толщиной бровей, лишь слегка подправленных визажистом.

Сегодня мы старательно выщипываем волоски на переносице, так как сросшиеся брови в современном обществе – ну совсем не комильфо. Среди всего многообразия модных бровей, мы можем наблюдать, что основные тенденции повторяются. После тонких линий мы опять возвращаемся к толстым, пышным бровям с естественными арками. К счастью, мы не должны проводить с нашими пинцетами слишком много времени, но и забрасывать их далеко не следует, ведь резкие изменения тенденций, нравов и вкусов приводят нас к хорошо забытому старому вновь и вновь.

Читайте также:

Красная помада, как женское оружие

Красная роза или три перекрещенные лилии?!

Источник