Кто и когда придумал макияж
Макияж – привычное для большинства поколений людей явление. Но какова его история, в каких культурах, в какую эпоху он появился и для чего?
Из глубины веков
Вероятно, история макияжа началась в связи с проведением магических ритуалов. Узоры и рисунки наносились шаманами на лицо и другие части тела людей для защиты от злых сил, перед войной, для привлечения помощи из потустороннего мира, а также для устрашения противника. Шаманы для проведения обрядов также покрывали себя особыми узорами, а египетские фараоны подводили глаза, чтобы защититься от злых духов, способных проникнуть в человеческую душу через органы зрения. Благодаря некоторым племенам Африки, Южной Америки и других континентов, продолжающим вести традиционный образ жизни, мы можем наблюдать это многотысячелетнее ритуальное явление. С другой стороны, Ветхий Завет запрещает наносить на себя письмена (татуировки), как это делают язычники.
Пожалуй, считать родиной косметики (от греч. kosmetike, что значит «искусство украшения») можно Древний Восток. Красились как мужчины, так и женщины, причем представления о том, как украшать лицо и тело у разных народов было специфическим. Весьма активно заботились о внешности египтянки: уголь – вместо карандаша для бровей, кровь черных быков – в качестве темной краски для волос (этим не брезговала и сама Клеопатра, дабы скрыть седину), лак для ногтей, помада, средства для отбеливания зубов из минералов с растениями, толчеными костями и зубами животных и т. п. Макияж использовали и в медицинских целях: египтяне считали, что, подводя глаза, они предотвращают загноение глаз и воспаление век от суховеев и жаркого слепящего солнца. Сборник подобных косметических средств составила упомянутая выше Клеопатра, в нем содержались рецепты и куда менее приятные для современной девушки. Чего только стоят ванны из молока ослицы или размельченный помет крокодила, смешанный с белилами, – лишь бы кожа оставалась нежной и белесой.
Древние греки приписывали изобретение косметических средств богине Афродите. Однако яркий макияж был уделом исключительно гетер – публичных женщин. И подобное отношение к яркому макияжу повторялось в истории не раз. Ксенофонт Афинский писал, что применение красок для лица сродни мошенничеству, ведь это вводит в заблуждение относительно настоящего облика женщины.
Знатные древние римлянки среди других косметических причуд старались всеми средствами сохранить белизну кожи, ведь загар мог быть только у того, кто много работает под солнцем: у раба или простолюдина. «Визажисты» были и в Древнем Риме, назывались они косметами и находились в положении рабов. Косметы покрывали лица своих богатых хозяек свинцовыми белилами, прыщи и бородавки прятали под мушками. Правда, о свойстве свинца оседать в организме, накапливаться и медленно отравлять его в те времена не знали.
Средние века и Новое время
Когда в Европе наступила эпоха Средневековья, косметика перестала приветствоваться, ведь все, что от плоти и ради плоти, – «от дьявола». Но для светской жизни высших сословий это имело мало значения. При весьма низком уровне гигиены модники и модницы покупали в Италии помады, благовония, средства для грима и прочее. Кстати, в разные периоды Средневековья европейские барышни могли то увеличивать высоту лба, выбривая волосы на несколько сантиметров к макушке, то, наоборот, скрывать лоб. Бледный оттенок лица показывал принадлежность к высшему обществу, а испанские проститутки специально красили лица в розовый цвет, чтобы подчеркнуть свое отличие от бледнолицего высшего сословия. Со временем искусством макияжа овладела Франция. В XVIII веке эталоном женской красоты там служила столь тонкая кожа, через которую бы просвечивали жилки. Достичь необходимого эффекта позволяли белила, поверх которых рисовались эти самые жилки.
Елизавета I Тюдор
На Руси традиционными косметическими средствами были мука и мел – в качестве белил, свекла – в качестве румян, малина и вишня – в качестве помады, уголь и сажа – в качестве подводки. Лицо умывали водой с кислыми ягодами, например калиной или клюквой. Конечно, средства могли различаться в зависимости от статуса и богатства женщины, а также в зависимости от исторического этапа, обусловленного проникновением иной культуры и моды. Так, в XIX веке в Россию пришла мода на все французское, и уже в 1843 году московская фабрика Альфонса Ралле начала промышленный выпуск косметики.
Источник
Ученые согласны с тем, что точно невозможно сказать, кто конкретно придумал макияж, но мы можем с легкостью найти самую старую, но достоверную информацию об этом. Недавно археологи в одной из египетских гробниц обнаружили некие доказательства того, что египтянки прибегали к разным средствам для получения и нанесения макияжа. Были найдены глиняные контейнеры с косметикой, закопанные рядом с мертвыми. В контейнерах содержались цветовые палитры с черной краской для глаз, зеленой краской (тени) для век, а также были найдены яркие пигменты, которые использовали как краску для губ.
Найденные средства для макияжа глаз, оказывается, хранились там более 3000 лет. Другие находки из Мертвого моря, которые приписывали Клеопатре, — это продукты по уходу за кожей, изготовленные из хлорида калия, хлорида магния и брома.
В письменных источниках есть доказательства того, что египтяне начали самыми первыми использовать разные средства для макияжа. Плиний Старший подробно и с большим увлечением описывает египетский метод смешивания веществ и способы, как правильно наносить все эти средства на глаза.
Более поздние цивилизации, такие как греки и римляне, также прибегали к использованию макияжа, хотя эти цивилизации были более сдержанными в данном отношении.
Почему египтяне начали применять косметику?
Любители макияжа и историки называют много причин, почему люди стали использовать косметику. Существует множество вариантов, начиная от духовных убеждений и заканчивая улучшением своего внешнего вида. Этот список представляет собой самые популярные мнения, почему египтяне пользовались косметикой:
- Древние тенденции моды.
- Выражение принадлежности к определенному классу.
- Защита глаз от жарких солнечных лучей.
- Чтобы защитить владельца от сглаза.
- Защищает кожу лица от солнечных ожогов.
- Предотвращение глазных болезней.
Как это выглядело?
Египетские стили макияжа хорошо запечатлены на каменных рельефах, которые были найдены в гробницах, памятниках и на сохранившихся общественных зданиях. На протяжении веков мужчины и женщины наслаждаются этим стилем «тяжелого» макияжа, особенно во время Хэллоуина. Чтобы понять, как он выглядит, можно заглянуть в энциклопедии.
В онлайн-журнале National Geographic есть интересная статья и фотографии на тему древнеегипетского макияжа. Французские исследователи сосредоточились на духовном значении традиций нанесения косметики этой ранней цивилизации.
Другие цивилизации
Со временем и другие цивилизации начали разделять интересы египтян в данном вопросе, но по сравнению с нашими традициями и правилами, которые существуют сейчас, у них было совсем другое представление о макияже. У самых крупных цивилизаций того времени – греков и римлян — были свои собственные косметические средства, которые они предпочитали использовать.
Греция
Греческие женщины были увлечены тем, чтобы всеми возможными способами привлечь к своей персоне внимание молодого человека, как можно дольше сохранять молодость. Любовь к естественной красоте и вечной молодости спровоцировала появление определенных традиций относительно использования макияжа. Женщины, которые могли позволить себе дорогой свинцовый макияж, наносили его себе на лицо. Другие использовали оливковое масло, чтобы придать коже свежий и здоровый вид. Греческие женщины в основном не наносили румяна, но они всячески пытались затемнить брови.
Рим
На протяжении веков Рим считался центром стиля и моды. Римские женщины любили выглядеть бледными и использовали белую краску на основе свинца, чтобы добиться такого внешнего вида. Красную краску наносили на губы и щеки. Макияж смоуки-айс, подобный нашему, пользовался успехом, только был немного темнее. Римляне были хорошо осведомлены, как нужно правильно использовать ароматные эфирные масла в качестве духов.
Косметические изобретения
Много разных культур также внесли свой неоценимый вклад в традиции макияжа. Наши современные стили менее яркие, чем древние, косметические процедуры также значительно отличаются. Тем не менее личный стиль — это дело каждого.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Источник
Макия́ж (от фр. maquillage) — нанесение на кожу лица различных видов декоративной косметики с целью украшения, самовыражения, а также камуфлирования существующих изъянов. Макияж является разновидностью грима. Специалист по макияжу — визажист.
Определение[править | править код]
Макияж — это не только рисование, но и моделирование, подправка (коррекция) формы и цвета лица. С помощью применения декоративных препаратов ставится цель подчеркнуть привлекательные черты лица. Наиболее важно — это уметь использовать эти препараты. Хороший макияж должен быть нежным и подчёркивать всю тонкость самого макияжа, он должен быть естественным, почти незаметен. При правильном нанесении и своевременном устранении он не нарушает привычных процессов в коже. Днём он выполняет роль тонкого защитного слоя, обеспечивающего эффективную защиту кожи от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды. В декоративных препаратах, производимых современной косметической индустрией, содержится огромное количество полезных для кожи ингредиентов.
Пример «холодного» макияжа
Виды макияжа[править | править код]
Макияж зависит от времени года, времени суток (утро, день, вечер), а главное — от своего назначения, требует полной гармонии со всем внешним видом, с одеждой, аксессуарами, бижутерией, маникюром. Зачастую выделяют дневной (повседневный) и вечерний (торжественный) макияж. Также можно отдельно говорить о свадебном, театральном, конкурсном, карнавальном видах макияжа.
Макияж связан с модными художественными направлениями, — именно они задают цветовую гамму, форму бровей, губ, глаз. Сегодня макияж подчиняется трём направлениям в моде: классическому, романтическому и авангардному. Более спокойные тона и оттенки свойственны классическому и романтическому макияжу, контрастность, вычурность и вызывающая гамма цветов — авангардному.
По цветовой гамме принято разделять макияж на «тёплый» (преобладание жёлтых, зелёных, коричневых и бежевых оттенков) и «холодный» (розовые, серые, синие и фиолетовые оттенки). Тональность в основном определяется формой лица, цветом волос и кожи. Так же макияж подбирается под цвет глаз и под одежду. Поскольку макияж является так же частью самовыражения, то он может быть и более разнообразным и не соответствовать окружению, быть выделяющимся и играть роль декора.
Макияж лица[править | править код]
Косметика, предназначенная для использования на лице и в области вокруг глаз, обычно наносится кистью, губкой для макияжа или кончиками пальцев.
Праймер[править | править код]
Праймер — выпускается в формулах, соответствующих индивидуальным условиям кожи. Большинство из них предназначены для уменьшения размера пор, продления срока макияжа и более гладкого нанесения макияжа. Праймер наносятся перед основой или тенями в зависимости от того, где его следует наносить.
Тональный крем и консилер[править | править код]
Тональный крем — используется чтобы сгладить лицо, покрывая пятна, прыщи или неровный оттенок кожи. Они продаются в виде жидкости, крема или порошка или совсем недавно в виде мусса. Тональный крем обеспечивает чистое, матовое или светящиеся, влажное, лёгкое или плотное покрытие.
Консилер или корректор скрывает недостатки кожи. Он часто используется для дополнительного покрытия, необходимого, чтобы скрыть прыщи, пигментные пятна, круги под глазами и другие недостатки. Корректор гуще и прочнее основы (тонального крема), и обеспечивает более длительное и детальное покрытие, а также создаёт новую чистую основу для всего остального макияжа.
Некоторые консилеры предназначены только для глаз или только для лица. Этот продукт также можно использовать для контурирования лица, например, носа, скул и линии челюсти, чтобы подчеркнуть рельефность лица.
Пудра[править | править код]
Пудра используется для фиксации тонального крема на лице, матирования, выравнивания рельефа кожи, скрытия мелких недостатков или дефектов лица. Тонированные пудры для лица можно наносить отдельно в качестве лёгкой основы.
Румяна и хайлайтер[править | править код]
Хайлайтер, используется для привлечения внимания к наиболее выступающим частям лица, а также для добавления свечения и естественного блеска коже; производится в жидкой, кремовой и порошковой форме. Продукт часто содержит блёстки, чтобы обеспечить мерцание.
Румяна — это продукт розового или красного цвета, используемый для подчёркивания цвета щёк и чёткости скул. Они выпускаются в виде порошка, сливок и жидкости. Различные оттенки румян используются для различных оттенков кожи. Румяна-тинт отличаются стойкостью, в отличие от обычных румян они не остаются на поверхности, а впитываются и окрашивают кожу.
Бронзер[править | править код]
Бронзер придаёт коже лёгкий золотистый или бронзовый оттенок, выделяет скулы, а также используется для их контурирования. Бронзер создаёт натуральный оттенок кожи и может использоваться повседневно. Бронзер улучшает цвет лица, добавляя больше мерцания. Он может быть матовым, полуматовым, сатиновым или мерцающим.
Контуринг[править | править код]
Контуринг (англ. contouring, от contour — «контур») — техника в макияже, позволяющая скорректировать рельеф лица за счёт грамотного наслаивания тёмных и светлых тональных средств. С помощью контуринга можно, например, сузить лоб и нос, создать выразительные скулы, визуально убрать второй подбородок, добиться канонической овальной формы лица.
Скульптурирование возникло после появления кинематографа. Его применяли для решения проблемы, возникшей из-за использования искусственного освещения: при искусственном свете лица актёров в кадре выглядели плоскими. Тогда гримёры стали рисовать тени при помощи косметики. Звёздам кино так понравился эффект, что они начали наносить такой макияж и в обычной жизни. Затем техника стала использоваться на модных показах одежды. Всеобщую известность и популярность контуринг приобрёл благодаря американской актрисе и модели Ким Кардашьян[источник?]. Она выкладывала в своём профиле в Instagram фото до контуринга и после. Её многочисленные подписчики тоже стали применять эту технику на себе. Таким образом использование контуринга вошло в моду и стало массовым[источник?].
На данный момент контуринг стал неотъемлемой частью макияжа многих женщин. Он успешно фигурирует при различных фотосъёмках и в повседневной жизни. На всемирном рынке косметики появилось огромное количество средств для контуринга, так контуринг стали различать по способу нанесения — сухой или кремовый.
- Кремовый контуринг — средства для кремового контуринга чаще всего представляют собой специальные «стики» в виде большого грифеля из кремового плотного средства или палетки с кремовыми тенями. Такое средство наносится на кожу на нужных участках лица после тонального крема и буквально смешивается с ним, затем полученный результат фиксируется пудрой. Обычно для кремового контуринга используют кисти для нанесения тонального крема или специальные спонжи, так как они лучше наносят и распределяют подобную текстуру.
- Сухой контуринг — средства для сухого нанесения контуринга имеют вид пудры или специальных теней (спрессованный или рассыпчатый пигмент). Эти средства наносятся на лицо уже после нанесения пудры, поверх неё и не закрепляются снова. Для нанесения используются кисти для пудры или любые другие большие, мягкие и подвижные круглые кисти, они правильно распределяют продукт и соединяют его с пудрой.
Стробинг[править | править код]
Термин «стробинг» (англ. strobing — «засвет», «засветка») возник не так давно, хотя сам вид макияжа существует далеко не первый год. Стробинг получил своё название от стробоскопа, так как работает по схожему принципу — обнаруживает выпуклые участки лица и усиливает на них мерцание света.
Как и любой другой вид макияжа стробинг требует правильного ухода за лицом, так как только здоровая кожа может выглядеть красиво и ухоженно. Поэтому если кожа слишком жирная или имеет дефекты, то данная техника визажа только подчеркнёт недостатки. Блистающая «подсветка» — идеальный вариант для сухого и нормального типа кожи. В случае жирной кожи необходимо предварительное нанесение матирующего тонального крема, при этом крайне нежелательна подсветка Т-зоны[1].
Бейкинг[править | править код]
Бейкинг (англ. baking, от bake — «выпекать») — техника в макияже, основанная на использовании большого количества продуктов, финальным этапом которой является нанесение пудры влажным способом (например влажным спонжем), что создаёт на лице эффект маски. Техника позволяет добиться идеально ровного тона и увеличить стойкость макияжа. Бейкинг подходит для создания макияжа в стиле «бейби-фэйс» (baby-face). Получается идеально ровный тон и суперстойкий макияж для съёмок. Чаще всего этой техникой пользуются видеоблогеры и Instagram-блогеры[источник?].
Макияж глаз[править | править код]
Смоки-айз[править | править код]
Термин «smoky eyes» дословно переводится с английского как «дымчатые глаза». Данная техника подразумевает тщательную растушёвку теней, благодаря которой достигается томный и дымчатый взгляд. С помощью создания плавного перехода более светлых оттенков теней в более тёмные получается так называемый эффект дымки. При данной технике используется чёрный карандаш над линией ресниц, под ресницами и в зоне слёзного канала.
Стрелки[править | править код]
Стрелки впервые появились во времена древнего Египта и имели религиозный смысл: они имитировали разрез глаз кошек, считавшихся священными животными.
Стрелки подходят и для дневного макияжа и для вечернего. Форма и толщина стрелок определяется индивидуально в зависимости от формы глаз. В макияже со стрелками использование теней для век может быть минимальным или вообще отсутствовать.
Кошачий глаз[править | править код]
В макияже «cat eye» (с англ. — «кошачий глаз») присутствует сочетание смоки-айз и острых графичных стрелок. При выполнении этого макияжа целью является слегка вытянуть глаза и «приподнять» внешние уголки глаз, — так глаза напоминают по форме кошачьи.
Банан[править | править код]
Эта техника макияжа получила своё название из-за того, что очертания, которые прорисовываются на веке при помощи карандаша и теней, напоминают изгиб банана. При выполнении этой техники для начала разделяют карандашной линией подвижную и неподвижную часть верхнего века, граница должна быть видимой при открытых глаза и полностью повторять форму верхнего века. Затем проводят линию на подвижном веке по ресничному краю. Эти две линии соединяют плавным скруглённым переходом на внешнем уголке глаза. Карандаш растушёвывают, макияж дополняют тенями.
Макияж губ[править | править код]
Губная помада предназначена для придания губам яркого цвета и текстуры. Техника, текстура и цвет подбираются индивидуально под каждый макияж.
Омбре[править | править код]
Эта техника заключается в создании плавных переходов от более тёмного оттенка к светлому и наоборот. Используются средства разных тонов (более светлого и более тёмного), от двух и более. Переход между тонами может быть выполнен по-разному, например тёмные оттенки могут использоваться в центре губ, а светлые по краям и наоборот. Разные варианты этой техники позволяют добиться визуального увеличения или уменьшения губ, а также изменения их формы.
Текстуры помад в макияже[править | править код]
- Матовая помада — это помада, которая при высыхании на губах даёт равномерный плотный оттенок без блеска.
- Кремовая помада — при нанесении на губы даёт лёгкое или плотное покрытие, плотность которого можно изменять при желании. Текстура напоминает очень плотный крем. Такая текстура не держится долго на губах, а потому требует повторного нанесения в течение дня.
- Блеск — блески для губ предназначены для придания блеска губам и могут добавить оттенок цвета, а также могут быть ароматизированы.
- Бальзамы для губ чаще всего используются для увлажнения, подкрашивания и защиты губ. Некоторые из них содержат ультрафиолетовую защиту.
Последовательность нанесения макияжа[править | править код]
- Очищение и увлажнение кожи: умывание с использованием специального очищающего средства для лица и нанесение увлажняющего средства.
- Нанесение базы. В качестве базы под макияж обычно используют праймер, он выравнивает рельеф кожи и повышает стойкость макияжа.
- Выравнивание тона кожи — нанесение тональной основы (или BB/CC-крема) и консилера.
- Контурирование (если оно предполагается) и использование рассыпчатой косметики: румян и пудры. Пудра не только в принципе выравнивает тон кожи, но и «закрепляет» нанесённые прежде средства — тональную основу и консилер.
- Нанесение и растушёвка теней.
- Подводка линии ресниц, рисование стрелок.
- Окрашивание ресниц.
- Оформление бровей.
- Нанесение помады.
Кисти[править | править код]
Кисти для макияжа используется для нанесения макияжа на лицо. Существует два типа кисточек для макияжа: синтетические и натуральные.
Синтетические кисти лучше всего подходят для кремовых изделий, в то время как натуральные кисти идеально подходят для порошковых продуктов. Использование соответствующей кисти для нанесения определённого продукта позволяет продукту плавно и равномерно сливаться с кожей.
- Кисть для тонального крема, как правило, представляет собой плотную кисть, которая равномерно распределяет продукт, выравнивая тон лица. Эту кисть лучше всего использовать для достижения полного покрытия.
- Кисть для консилера имеет небольшой конусообразный наконечник, который обеспечивает точную точечную коррекцию, такую как пигментные пятна, неровности рельефа кожи или изменение цвета лица.
- Щётка с пипеткой имеет мягкую синтетическую щетину, которая даёт эффект аэрографии. Эта кисть лучше всего подходит для лёгкого и среднего покрытия.
- Косметический спонж для нанесения тонального крема, используется для плотного нанесения и для более плотных тональных кремов.
- Кисточка для румян бывает всех форм и размеров и используется для нанесения румян, позволяя пигменту выглядеть естественным, давая прилив цвета.
- Кисть для пудры имеет тенденцию быть большой и пушистой для быстрого и лёгкого нанесения присыпки по всему лицу. Порошок даёт вид матового эффекта и закрепляет весь предыдущий макияж.
- Кисть для бронзера и румян — это круглая, пушистая кисть, которая придаёт лицу «поцелованный солнцем» вид.
- Контурная кисть может иметь плоскую верхнюю часть или быть наклонной, что создаёт иллюзию наличия скул.
История[править | править код]
Леди Брассемпуи. Макияж с доисторических времён
Овидий в «Науке любви» в начале Новой эры[2]:
«Редко встречаешь лицо без изъяна.
Скрывайте изъяны.В теле своём и лице, если под силу их скрыть!»
Во второй половине XX века появились специальные разделы в журналах мод, а также в популярных журналах, которые были посвящены макияжу.
Процесс снятия макияжа[править | править код]
Макияж снимается различными специальными средствами, такими как мицеллярная вода, гидрофильное масло, молочко или гель для снятия макияжа.
При снятии макияжа мицеллярной водой используются косметические диски и ватные палочки. При использовании более плотных средств макияж обычно смывается руками: средство распределяется по лицу массажными движениями, а затем смывается водой.
После снятия макияжа рекомендуется нанести увлажняющие средства, например увлажняющий крем для лица.
См. также[править | править код]
- Косметика
- Грим
- Кайал
Примечания[править | править код]
Источник