Кусочек бровь пассажир столетие картина

Жизнь великого русского художника XIX Александра Иванова окутана мистической тайной. Современники считали его бездельником, критики освистали картину, потомки же называют гением и пытаются разгадать загадки его сложной судьбы. Это был человек, не понятый своим поколением, движимый страстью отразить нечто божественное.

В мастерской Александра Иванова

Гоголь любил наведываться к своему другу Александру Иванову. За порогом мастерской он видел просторное помещение со стеклянным потолком. Стены были исписаны углем и мелом. На полу были разбросаны наброски, тюбики краски, тряпки и обрывки бумаги.

Сам Иванов выглядел как городской сумасшедший. Лохматый, с безумным огоньком в глазах, он создавал впечатление помешанного на живописи человека. Сколько Гоголь его не переубеждал, Иванов был уверен, что кто-то хочет его отравить, потому питался исключительно хлебом и яйцами.

Сидя у себя в мастерской, Иванов подолгу отстранялся от внешнего мира в состоянии глубокой задумчивости.

Работа над картиной

Когда Иванову исполняется 21 год, он получает золотую медаль от императора и стажировку в Италии. Он с головой уходит в изучение итальянской живописи, особенно картин на библейские сюжеты. В 1837 году он начинает работать над картиной «Явление Христа народу». Он рисует 600 набросков и эскизов, которые впоследствии найдут свое место на полотне.

Иванов презирал пышные картины со скудным содержанием. Внешнему великолепию образов он предпочитал глубину чувств. Он посещал итальянские храмы и синагоги, чтобы поймать момент единения человека с Богом. Заключить в своей картине дух божественного присутствия стало навязчивой идеей.

Вскоре, из-за фанатичной работы у художника ухудшается зрение. Почти не покидая мастерской, он работает над картиной. Окружение беспокоится за его душевное состояние. Это начинает походить на безумие.

Завершение 20-летней работы

В 1857 году, спустя 20 лет, Иванов завершает свое произведение. Последний мазок кисти. Рука совершает последнее движение по холсту. Для художника, наверное, оно длится вечность. Иванов поднимает взгляд на картину.

Картина наконец закончена.

Когда Иванов плыл обратно в Россию, он опасался, что корабль потерпит крушение. Но переживал он не за свою жизнь, не за жизнь экипажа. Картина. Больше всего он боялся за картину.

Во время демонстрации «Явления Христа народу», Иванова было не узнать. Болезненный, почти ослепший, он создавал впечатление безумца, сбежавшего из желтого дома.

Что изображено на картине

Момент явления Христа народу Иванов считал ключевым моментом Евангелия.

Возвышенный и величественный, Иисус Христос ступает к людям. Его изображение слегка размыто, потому что человеческое сознание, как считал художник, не в состоянии вместить в себя истинный облик Христа.

На переднем плане к нему воздевает руки Иоанн Креститель. Его худое лицо освещено одухотворенным волнением. Возле него — апостолы, ученики Христа, которые будут разносить благую весть по миру.

На картине изображены самые разные люди. И раб, с недоверием и трепетом разглядывающий Мессию, и фарисеи с непроницаемыми лицами, и легионеры верхом на лошадях. На их лицах целая гамма чувств.

В картине нет пышности, вычурных образов, трагических поз. Замысел художника кроется в деталях: психологически точном изображении эмоций, тонкой мимике и жестикуляции, нюансах работы со светом и композицией.

Что было после

Публика была не готова к столь стилистической сдержанной картине. Несмотря на впечатляющие размеры полотна, содержание было полно скромной величественности.

Люди оценили работу холодно. Император признался, что разочарован. Покупать за предложенную цену отказались.

Это стало ударом для художника. 20 лет мучительных поисков, невыносимое психологическое напряжение, неутомимое стремление к совершенству — всё было напрасно?

Горечь и смятение, Иванов лишался рассудка. На слабое здоровье художника обрушилась холера. В 1837 году он скончался.

Но его тяжкий труд не был напрасным. Потомки заново открыли для себя его великую работу и оценили по достоинству. Его труд считается классикой русского искусства и внесен в учебники культуры. Мир никогда не забудет человека сложной судьбы, художника Александра Иванова.

Источник

Ìîëîäîìó õóäîæíèêó äàëè çàäàíèå îò íàðêîìàòà íàðèñîâàòü êàðòèíó «Ëåíèí ïðîâîæàåò íà Êðàñíîé ïëîùàäè ïîëêè íà ãðàæäàíñêóþ âîéíó».

Õóäîæíèê î÷åíü âîëíîâàëñÿ. ×òîáû âñå ïîëó÷èëîñü äîñòîâåðíî, ðèñîâàë Êðàñíóþ ïëîùàäü, ñèäÿ íà Êðàñíîé ïëîùàäè.  ðåçóëüòàòå ïîëó÷èëàñü êàðòèíà «Ëåíèí ïðîâîæàåò ïîëêè íà ãðàæäàíñêóþ âîéíó, ñòîÿ íà ñîáñòâåííîì Ìàâçîëåå».

 öåëîì êîìèññèÿ îäîáðèëà êàðòèíó. Ïðàâäà, äîëãî ñîâåùàëàñü, ÷òî çàêðàñèòü: Ìàâçîëåé èëè Ëåíèíà? Áîëüøèíñòâîì ãîëîñîâ áûëî ïðèíÿòî ðåøåíèå çàêðàñèòü Ëåíèíà. Òåì áîëåå ÷òî âñêîðå âåñü íàðîä ñîáèðàëñÿ ïðàçäíîâàòü äåíü ðîæäåíèÿ Ñòàëèíà. Ïðàâäà, ýòî áûëî áåñòàêòíî ñî ñòîðîíû ïîëêîâ — ñòîÿòü ñïèíîé ê Ñòàëèíó â åãî äåíü ðîæäåíèÿ… Õóäîæíèê ïîñëóøíî ðàçâåðíóë ïîëêè ëèöîì ê Ñòàëèíó, è êàðòèíà ñòàëà íàçûâàòüñÿ: «Ñòàëèí âñòðå÷àåò ïîëêè, êîòîðûå óõîäÿò íà ãðàæäàíñêóþ âîéíó â 1918 ãîäó, ñòîÿ íà Ìàâçîëåå Ëåíèíà â äåíü ñâîåãî ðîæäåíèÿ».

Читайте также:  Рейтинг краска для бровей и ресниц

Íîâàÿ êîìèññèÿ óêàçàëà íà íåñîâðåìåííîñòü ñþæåòà, ïîñêîëüêó óæå íà÷èíàëîñü ñòðîèòåëüñòâî ìåòðîïîëèòåíà. Õóäîæíèê áûñòðåíüêî ïðåâðàòèë ðóæüÿ â îòáîéíûå ìîëîòêè, ïðèîòêðûë ðîò Ñòàëèíó — è êàðòèíà ñòàëà íàçûâàòüñÿ «Ñòàëèí ãîâîðèò íàïóòñòâåííóþ ðå÷ü ïîëêàì êðàñíîàðìåéöåâ, óõîäÿùèì íà ñòðîèòåëüñòâî ìåòðîïîëèòåíà». Êàðòèíà çâàëà çà ñîáîé. Òåì áîëåå, ÷òî íà ñòðîèòåëüñòâî ìåòðîïîëèòåíà êðàñíîàðìåéöû íåñëè äàæå ðàíåíûõ. Îñîáåííî çâàë çà ñîáîé íà ñòðîèòåëüñòâî ìåòðîïîëèòåíà ñìåðòåëüíî ðàíåíûé êðàñíîàðìååö íà íîñèëêàõ ñ ïëàêàòîì â ðóêàõ «Ñìåðòü Âðàíãåëþ!»

Ñòàëèí ñêàçàë: «Ýòî íåñêðîìíî ñ ìîåé ñòîðîíû — îäíîìó ïðîâîæàòü ïîëêè íà òàêîå âàæíîå ìåðîïðèÿòèå!»

Õóäîæíèê òóò æå ïðèðèñîâàë ê Ñòàëèíó Êèðîâà, êîòîðûé æìåò ðóêó ïåðåäîâîìó ðàáî÷åìó, ðàíåííîìó íà ñòðîèòåëüñòâå ìåòðîïîëèòåíà. Íî òóò óáèëè Êèðîâà. Õóäîæíèê îñòàâèë îò Êèðîâà òîëüêî æìóùóþ ðóêó è ïðèñòàâèë ê íåé Âîðîøèëîâà. Ïîëó÷èëîñü íå÷òî âðîäå: «Âîðîøèëîâ ïîä íàïóòñòâåííóþ ðå÷ü Ñòàëèíà æìåò ðóêó ðàíåíîìó ðàáî÷åìó ðóêîé óáèòîãî Êèðîâà».

Ñòàëèí ïîñìîòðåë íà êàðòèíó è ñïðîñèë, ïî÷åìó åãî âñå âðåìÿ ðèñóþò íà Êðàñíîé ïëîùàäè, à íå, ñêàæåì, íà âîåííîì ïîãðàíè÷íîì êîðàáëå?

Õóäîæíèê â äâà äíÿ óòîïèë ïîëêè â ìîðå. Ìàâçîëåé ïîñòàâèë íà êðåéñåð, ðàíåíîãî ðàáî÷åãî çàìåíèë íà ñòîðîæåâóþ îâ÷àðêó, ïîäàþùóþ ëàïó Âîðîøèëîâó…

È êàðòèíà ñòàëà íàçûâàòüñÿ: «Ñòàëèí è Âîðîøèëîâ íà êðåéñåðå «Ìîëîòîâ» ñ ñîáàêîé Êàãàíîâè÷à».

Ïîñëå ðàçîáëà÷åíèÿ Ñòàëèíà õóäîæíèê íåìàëî ïîòðóäèëñÿ íàä ïîëîòíîì, è îíî ñòàëî íàçûâàòüñÿ: «Õðóùåâ è Âîðîøèëîâ îáíèìàþòñÿ â ÷åñòü ðàçîáëà÷åíèÿ Ñòàëèíà íà êóêóðóçíî-óáîðî÷íîì êîìáàéíå «Ìîëîòîâ». Îñîáåííî ðàäîâàëàñü è óëûáàëàñü ñîáàêà Êàãàíîâè÷à.

Íî òóò ðàçîáëà÷èëè è Ìîëîòîâà, è Âîðîøèëîâà, è ñîáàêó Êàãàíîâè÷à. Íî ðåàáèëèòèðîâàëè Êèðîâà. Õóäîæíèê ñðî÷íî ïåðåèìåíîâàë ñòîðîæåâîé êîìáàéí… Âîðîøèëîâà çàãðèìèðîâàë ïîä ñíîï êóêóðóçû, ñîáàêó ïîäíÿë íà çàäíèå ëàïû — ïîëó÷èëñÿ êîìñîìîëüñêèé âîæàê!

Íî òóò ñíÿëè Õðóùåâà.

Õóäîæíèê çàêðàñèë åãî ïî÷òè ïîëíîñòüþ, êðîìå âåðõíåé ÷àñòè ãîëîâû… ïîëó÷èëîñü ñîëíöå, âñòàþùåå íàä öåëèíîé. Îäíàêî âñêîðå êîìèññèÿ ïîòðåáîâàëà, ÷òîáû ê ñîëíöó áûëè ïðèðèñîâàíû áðîâè. Ïîñëå íåáîëüøèõ ïåðåäåëîê êàðòèíà ïðåâðàòèëàñü â ýïîïåþ: «Áðåæíåâ íà ïåððîíå ßðîñëàâñêîãî âîêçàëà ïðîâîæàåò íà ñòðîèòåëüñòâî Áàéêàëà-Àìóðñêîé ìàãèñòðàëè îòðÿäû êîìñîìîëüöåâ-ïåðâîïðîõîäöåâ».

 òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ëåò õóäîæíèêó ïðèõîäèëîñü ëèøü èíîãäà óäëèíÿòü ëåâîå ïëå÷î Ëåîíèäó Èëüè÷ó, ÷òîáû ïðèðèñîâàòü î÷åðåäíîé îðäåí. Ïîýòîìó Áðåæíåâ âñêîðå ñòàë ó íåãî îäíîñòîðîííåãî ðàçâèòèÿ. Ïîñëåäíèé îðäåí õóäîæíèê çàãíàë Ãåíñåêó â ïîäìûøêó, ïîäíÿë åìó ðóêè, ÷òîáû îðäåí áûë âèäåí, à ïîä ðóêè ïîäñòàâèë Ñóñëîâà è Ïåëüøå. Ïîëó÷èëàñü êàðòèíà «Ñóñëîâ è Ïåëüøå íåñóò Áðåæíåâà ïî ïåððîíó íà ñòðîèòåëüñòâî Áàéêàëî-Àìóðñêîé ìàãèñòðàëè».

Õóäîæíèê ñòàë ñòàð, êîãäà íà÷àëàñü ïåðåñòðîéêà.  åãî ãîëîâå âñå ïåðåïóòàëîñü, çà ÷òî îí ñî çëîñòè çàêðàñèë âñþ êàðòèíó ÷åðíîé êðàñêîé.

Êðèòèêè òóò æå íàçâàëè åå ãåíèàëüíîé. Âçÿëè íà âûñòàâêó… È òîëïû ëþäåé âî âñåì ìèðå òåïåðü îñòàíàâëèâàëèñü ïåðåä øåäåâðîì — ÷åðíûì ïðÿìîóãîëüíèêîì ïîä íàçâàíèåì «Êàðòèíà âåêà»!

Источник

Художником Пьером Брассо на поверку оказался четырёхлетний шимпанзе Питер

Пьер Брассо (фр. Pierre Brassau) — вымышленный художник-авангардист, картины которого, выставленные на художественной выставке в Гетеборге в 1964 году, вызвали восторг у критиков. Автором работ на поверку оказался четырёхлетний шимпанзе по имени Питер из зоопарка шведского городка Бурос, а само его участие в выставке — шуткой.

Мистификация с Пьером Брассо[править | править код]

Идея мистификации принадлежала журналисту шведского таблоида «Göteborgs-Tidningen» Эке «Даку» Аксельсону, который решил проверить, могут ли художественные критики отличить работы настоящих авангардистов от рисунков, сделанных обезьяной. Вместе с художником Ингве Функегардом они решили экспонировать на выставке серию картин, сделанных приматом, представив их как работы ранее неизвестного французского художника Пьера Брассо.

Шутники уговорили смотрителя местного зоопарка дать масляные краски и кисти шимпанзе. Четырёхлетней обезьяне по имени Питер процесс рисования пришелся по нраву, особенно понравился терпкий аромат синего кобальта. Когда в конце концов он начал мазать краску на полотна, тёмно-синие цвета заняли видное место в его «работах», очевидно, ввиду его вкусовых предпочтений. После того как Питер создал несколько картин, Аксельсон выбрал четыре лучшие и договорился, что они будут выставлены в галерее Christinae в Гетеборге.

Работы «мастера» сразу привлекли к себе внимание. В частности, искусствовед, обозреватель «Göteborgs-Posten» Рольф Анденберг восторженно писал в газете: «Пьер Брассо пишет мощными мазками, его кисть извивается на холсте с яростной утонченностью… Пьер — художник, выступающий с деликатностью балетного танцора…». А один из коллекционеров даже купил картину художника за 90 долларов (эквивалентно около $500 сегодня). Интересно, что даже после того, как мистификация была раскрыта, Анденберг продолжал настаивать, что картины Брассо в тот день были лучшими в экспозиции.

После скандала о работах Пьера Брассо не вспоминали, а в 1969 году Питер был передан Честерскому зоопарку в Англии, где прожил до конца жизни.

Читайте также:  Перманентный макияж бровей где сделать отзывы

Другие случаи с художниками-обезьянами[править | править код]

В декабре 2005 года немецкие газеты сообщили, что директора Государственного художественного музея в Морицбурге (Саксония) Катю Шнайдер попросили определить художника — автора одной из картин. Эксперт предположила, что работа похожа на произведения Эрнста Вильгельма Ная, известного использованием вкраплений цвета. На самом деле предоставленная на экспертизу картина была рисунком тридцатиоднолетней самки-шимпанзе по имени Банджи из зоопарка Галле. Когда ошибка была обнаружена, доктор Шнайдер призналась: «Я считаю, что это получилось немного поспешно». По словам людей, которые наблюдали за «творчеством» Банджи, обезьяна наслаждалась живописью, хотя большинство её работ не сохранились.

См. также[править | править код]

  • Конго (шимпанзе)
  • Произведения, созданные животными
  • Когнитивная этология

Источники[править | править код]

  • Pierre Brassau, Monkey Artist. The Museum of Hoaxes.
  • Avantgarde artist Pierre Brassau. ecclesiastes911.net.
  • Zoo Story (англ.) // Time : magazine. — 1964. — February.
  • Pierre Lemarquis. Portrait du cerveau en artiste. — P. 68. — ISBN 978-2-7381-7850-3.
  • Критики не смогли отличить картину, нарисованную шимпанзе, от произведения современного искусства. Фактрум.

Источник

Любовь и нелюбовь: Детали картин, которые сразу понимали зрители XIX века.

Любовь и нелюбовь: Детали картин, которые сразу понимали зрители XIX века.

Девятнадцатый век подарил человечеству много живописных полотен в самых разных жанрах и стилях. На них до сих пор приятно или интересно смотреть — недаром по сети продолжают гулять подборки живописи именно девятнадцатого века. Вот только многих намёков, понятных зрителю прошлого, современный зритель без подготовки не считывает.

На грани падения

На картинах американского художника Джорджа Уотерса и Маркуса Стоуна видны намёки на то, что девушки, выглядящие так благопристойно, или на грани падения, или уже состоявшиеся любовницы изображённых молодых людей. Возможно, речь также идёт о насилии.

Картина Джорджа Уотерса.

Картина Джорджа Уотерса.

Картина Маркуса Стоуна.

Картина Маркуса Стоуна.

Картины кажутся очень разными: на одной девушка улыбается и занята своими делами, на другой — отвернулась от мужчины (и картина называется «Ссора влюблённых»). На одной юноша неуверен в себе, на другой — выглядит даже нагловатым. Между двумя фигурами на картине Уотерса вписана статуя Амура — от того, что она на заднем плане, создаётся иллюзия того, что он порхает. На картине Стоуна девушка опустила полураскрытый веер — на языке балов это означало «Невозможно!»

В то же время, мы видим две общие черты: кавалеры сидят, раздвинув ноги (что противоречило, надо сказать, правилам этикета и было дозволено только в очень «свойской» компании), и на землю упало красное яблоко. Если сейчас мужчина с расставленными ногами может ассоциироваться с любовью захватывать чужие места в метро, то раньше этой позе приписывалась сексуальная агрессия. Что касается красного яблока — это постойнный символ соблазна на картинах прошлого, а яблоко упавшее — символ «падения», то есть того, что девушка соблазну поддалась или вот-вот поддастся.

Интересно, что на картине Стоуна девушка не просто отвернулась — она сидит настолько сильно согнувшись, словно её не держит собственный позвоночник. Она утратила силы. На земле возле неё валяется развязанная лента (непонятно, откуда), а кавалер практически прижимается ногой к ноге дамы. Всё это может быть намёком на уже произошедшее или намечающееся изнасилование. Картина Уотерса, для сравнения, выглядит намного более мирной: кавалер не вторгается в личное пространство девушки, а его поза не настолько открытая, он словно сдерживает свои порывы.

Трость на столе

На картине Уотерса видна ещё одна деталь — скабрёзный и смешной (в те времена) намёк. Его можно увидеть и на картине Сулакруа, изображающей свидание в саду. Это трость на столе, направленная от мужчины. Таким образом намекали на эрекцию. У Сулакруа мужчина также явно переходит в атаку: она приобнял женщину (и она не уклоняется от этого жеста), развёрнут так, чтобы касаться своим коленом её колена (именно этому прикосновению придавали особый эротический смысл). Девушка и сама как будто клонится к кавалеру. Скорее всего, вот-вот произойдёт поцелуй — но вряд ли нечто большее, ничто в облике девушки и её аксессуарах не говорит о том, что она согласна пойти дальше.

Картина Фредерика Сулакруа.

Картина Фредерика Сулакруа.

Девичья беда

О посыле картины Фредерика Кемеррера после знакомства с предыдущими картинами будет уже легче догадаться. Снова на полотне — свидание в укромном месте. Кавалер сидит, раздвинув ноги, но он не тянется к даме, как мужчины в предыдующих сюжетах. Он сидит в надменной позе, уперев руки в бёдра и расставив локти. Девушка возле него плачет; на её бёдрах спереди лежит красная шаль, а руку чуть выше локтя украшает браслет в виде змеи.

Читайте также:  Боль выше бровей давит на глаза

Картина Фредерика Кемеррера.

Картина Фредерика Кемеррера.

Вообще красная шаль — частая деталь картин о любовниках, но обычно она расположена за спиной героини. В таком случае она может символизировать страсть, которую вызывает женщина, или быть просто ярким цветовым пятном для равновесия на картине. А вот на полотне Кемеррера шаль прикрывает лоно девушки — она символизирует девственную кровь. Девушка отдалась мужчине, который на неё смотрит, и, может быть, не по своей воле — очень уж кроваво «растеклась» шаль. Кроме того, шаль так натягивает ткань платья, что под ней вполне может поместиться живот беременной женщины.

На картине Карла Швенингера красная шаль «подсвечивает» девушку сзади.

На картине Карла Швенингера красная шаль «подсвечивает» девушку сзади.

На картине Паля Мерсе явно изображены любовники.

На картине Паля Мерсе явно изображены любовники.

Змея, в виде которой выполнен браслет — символ греха, и браслет сжимает руку женщины как раз в том месте, за которое обычно хватают, когда женщина пытается развернуться и уйти. Это, возможно, ещё один намёк на то, что девушку не столько совратили, сколько некогда принудили к соитию. Теперь она беременна и не знает, что делать — но кавалер равнодушен к её беде. Вряд ли он собирается жениться.

Сцены в поезде

Картина Бертольда Вольтца «Навязчивый господин» представляет один из типичных сюжетов второй половины девятнадцатого века: мужчина заговаривает с хорошенькой девушкой. Название картины порой вызывает протест у комментаторов в интернете: мол, что теперь, не знакомиться в поездах? Что такого плохого?

Картина Бертольда Вольтца.

Картина Бертольда Вольтца.

Но если посмотреть на картину внимательно, мы заметим, что девушка — в чёрных одеждах и заплакана. Она только что кого-то потеряла, поэтому одета в траур и переживает острое горе. Желающий познакомиться мужчина просто игнорирует её состояние. К тому же он держит сигарету в её сторону — что по меркам девятнадцатого века очень грубо (и, кстати, в данном контексте может означать на картине то же, что значит трость на предыдущих). Чтобы подчеркнуть неуместность «непринуждённого разговора», который затеял попутчик, художник отделяет его от девушки спинкой сиденья — в отличие от обычных картин о разговоре попутчика с дамой, где они развёрнуты друг к другу.

Картина Абрахама Соломона.

Картина Абрахама Соломона.

Цыганская школа

Эта картина выбивается из общего ряда только на первый взгляд. На ней изображены мальчики, которые под руководством очень молодого мужчины в костюме, обычном для цыганского скрипача, явно разучивают какую-то пьесу. Главный юмор картины в том, что мальчики явно составляют традиционный цыганский венгерский оркестр — капеллу, а юноша ведёт себя как примаш — руководитель оркестра.

Картина Яноша Валентини — тоже о любви.

Картина Яноша Валентини — тоже о любви.

Однако в обычной капелле было не больше одного подростка-подмастерья, а руководителем был мужчина в годах. Вероятно, мы видим слишком амбициозного молодого человека, который намерен собрать собственный оркестр, а не подчиняться кому-то ещё — но под начало настолько молодого примаша готовы идти только мальчишки, которых ещё учить и учить. Можно только представить, как звучит эта безусая капелла!

Один из музыкантов уже явно схлопотал затрещину за плохую игру. И, если мы проследим за взглядом мальчика, без труда поймём, отчего он был так невнимателен на репетиции: подросток обменивается взглядами с девочкой, своей ровесницей, которая спряталась, чтобы не мешать брату, за печкой. Девочка откровенно смеётся тому эффекту, который она произвела на мальчишку с гобоем. Её руки сцеплены перед животом — она вряд ли расположена к гобоисту, иначе бы художник выразил это позой. Над незадачливым влюблённым посмеивается и его товарищ-скрипач.

Гадалки

В картинах с цыганками-гадалками было несколько повторяющихся сюжетов, и этот — самый популярный в восемнадцатом-девятнадцатом веках. На картинах Франсуа Навеза и Отоли Крашевской цыганка гадает девушки, а молодой человек вглядывается в лицо гадалки. Нет, он не влюбился в цыганку, позабыв о той, что рядом. Он заплатил гадалке заранее за то, чтобы она увидела в будущем возлюбленной идеального мужа с его приметами.

Картина Франсуа Навеза.

Картина Франсуа Навеза.

Картина Отоли Крашевский.

Картина Отоли Крашевский.

Вероятно, поэтому гадалка у Навеза и не смотрит в руку девушке — она пытается вспомнить, что ей велено говорить. Крашевская подчёркивает, что кавалер намерен получить себе даму, тем, как по-хозяйски он положил руку на спинку стула за её спиной. Притом девушка, возможно, сомневается в его чувствах: у неё в руке букет ромашек (любит? не любит?)

Живопись вообще может рассказать очень много, например, о моде знатных мусульманок прошлого. Каджарская живопись: окно в жизнь и моду мусульманских гаремов прошлых столетий.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник