Макияж для куклы из полимерной глины
Наверняка, у каждого ребенка есть любимая, дорогая для сердца игрушка. А многие, вырастая, хранят свои любимые игрушки вместе с теплыми воспоминаниями о таинственной, искрящейся солнцем и радостью стране детства.
А представьте, если такой любимой игрушкой будет сделанная своими руками прекрасная кукла. Всем, кто хочет окунуться в чудесный мир сказок и красоты — прошу за мной!
Для работы нам понадобятся:
1. Запекаемая полимерная глина (самые распространенные для кукольников- Living Doll, FIMO, ProSculpt.
2. Проволока для каркаса (из металла, не поддающегося ржавчине).
3. Фольга (лучше мягкая).
4. Влажные салфетки (без спирта).
5. Инструменты (маникюрные или стоматологические: лопатки, дотсы, всевозможные стеки, при желании можно обойтись подручными вязальными спицами и крючками, иголками и т.д.).
Чтобы сказку сделать былью,
Нужно нам совсем немного,
Только чуточку терпенья,
Знаний щёпоть, настроенья,
Чуть задора — и в дорогу.
Начать лучше всего в наброска либо схематичного изображения тела. Чтобы придерживаться правильных пропорций, очень важно сверять свое творение с желаемым на рисунке. Стилизовать можно как угодно, у куклы может быть по-детски большая голова, чрезмерно маленькие ладошки или стопы для придания пущей трогательности, или наоборот утонченно-вытянутое тело или грациозные длинные ноги. Но если происходит искажение остальных пропорций, эти ошибки очень бросаются в глаза.
Итак, набросок выполенен, переходим к изготовлению каркаса. Для средних и больших кукол, если они статичны, нужен крепкий, прочный каркас. Для этого лучше всего подойдет стальная проволока. Для маленьких фигурок, или для кукол с подвижными конечностями можно взять медную проволоку.
Каркас — очень важная часть изготовления куклы, он определяет пропорции, дает прочность всей конструкции, и поэтому должен быть выполенен тщательно. Проволоку не советуют скручивать, для прочности лучше всего несколько раз оплести её более тонкой проволокой.
Далее наращиваем объем при помощи фольги. Тщательно приглаживаем бугорки, избегаем вмятин и слишком глубоких впадин. Это важно, потому что слой глины должне быть равномерным во избежание трещин и попадания воздуха под нее. В то же время, если слишком тщательно загладить фольгу, глина по ней может гулять, будет трудно нарастить ее.
Каркас готов, сверяем с эскизом, подправляем, если что-то надо подправить, на этом этапе!
Теперь переходим к лепке.
Начинаем с тщательной подготовки поверхности. Лучше всего лепить на стекле или керамической плитке — с них проще всего удалить пыль, они гладкие и не оставят рельефных отпечатков. На запекаемую глину с удовольствием садятся разные пылинки-ворсинки, которые при выглаживании любят углубляться в массу. Может, тоже хотят быть увековеченными в искусстве, но нам этого совсем не надо. Поэтому тщательно вытираем пыль со всего — со стола, с полочек, с рук, с инструментов. Одежду лучше всего надеть не ворсистую, из гладкой ткани. Можно воздух оросить из пульвелизатора, дабы вся пыль опустилась вниз.
Пластику надо очень хорошо размять.
Я начинаю лепить с головы. Для этого беру лепешку глины, раскатанную равномерно, оборачиваю ей голову, разравниваю стыки.
По линии, разделяющей овал лица пополам горизонтально, вдавливаю глазницы. После выравниваю и отправляю на полузапек. Полузапек — это обжиг глины на более низкой температуре, как правило 90-100 градусов в течение 20-40 минут в зависимости от толщины слоя. При этом глина становится достаточно твердой, чтобы без деформации можно было вылепить остальное. В тоже время, впоследствии, полузапеченая глина совершенно не будет отличаться по цвету от последующих слоев.
Очень важно вопреки нетерпению дождаться полного остывания пластики вместе с духовкой, не открывая дверцу ни во время обжига, ни после. Кладу я обжигаемую деталь на фольгу или в стеклянную кастрюлю. Очень нужная вещь — термометр, который измеряет температуру ВНУТРИ духовки. Все плиты разные — в каких-то температура поднимается выше установленной, а потом некоторое время остывает, в других градус внутри выше или ниже. Из-за этого пластик может недопечься или наоборот «поджариться».
Итак, после полного остывания продолжаем работу. Наращиваем лоб и щеки.
Накладываем нос, губы, щечки.
Обратите внимание — на детском личике верхняя губка значительно выдается вперед, переносица у носика почти отсутствует, щечки не вогнутые, а пухлые. Глаза всегда расположены в углублении, они не могут выдаваться вперед надбровной дуги и щек.
Лопаткой приглаживаем стыки, стеком с шариком формируем нос.
Далее с помощью иглы и того же стека «прорисовывем» рот.
Проверяем симметрию на всех этапах со всех сторон.
Исправляем недочеты на каждом этапе лепки.
Небольшие овалы накладываем на глазницы, приглаживаем стыки лопаткой.
С помощью иголки «прорезаем» глаза, формируя нижнее и верхнее веко. Верхнее веко всегода будет выступать относительно нижнего, а глаз имеет форму шара, видимая его часть — полусфера, самая выпуклая точка — в центре глаза.
После с помощью инструмента выглаживаем веко .
В уголках глаз с помощью иглы также можно сделать углубления, это придаст живости взгляду.
После того, как обозначенны основные черты лица, наступает кропотливый процесс проверки симметрии, формирования эмоций и детализации. Когда вся работа завершена, с помощью влажной салфетки тщательно все выглаживаем. Если кукла крупнее, то выгладить все с помощью салфетки не удастся, тогда на помощь приходят инструменты — в труднодоступных местах, на больших участках — шлифовка, о ней чуть ниже.
Затем наносим растертую пастель на щечки, лоб, нос, губы. При запеке пигмент пастели усилится, цвета станут ярче. Некоторые марки пастели и вовсе могут слегка поменять оттенок, поэтому лучше сделать пробный запек на кусочке пластики.
Снова полузапек при 100 градусах. После полного остывания долепливаем затылок и ушки. Пластику лучше всего не размазывать, как глину, а налепливать и вминать. Чтобы сырая пластика «въелась» в полузапеченую и образовала более прочное сцепление, можно оставить необоженную куклу на сутки-двое, спрятав от пыли.
После головы приступаем к телу.
Здесь я увлеклась, гораздо логичнее было вылепить торс и сделать полузапек, а после долепливать руки и ноги, чтобы удобнее было держаться за твердое тело, не деформируя его. Но совмещать фотографирование и лепку оказалось не так просто, где уж тут вписать еще и мыслительный процесс 🙂
После полузапека долепливаем ручки до кисти и выравниваем стопы так, чтобы она стояла. Количество полузапеков может быть любым, лишь бы удобно было долепливать. Хотя после 3-4 полузапеков есть риск, что некоторые участки станут заметно темнее свежих слоев.
Снова выглаживаем салфетками, затем формируем кисти рук. Колбаски-пальчики соединяем с кистью, разравниваем стыки.
У больших кукол для прочности в пальчиках также делают каркас из проволоки. Эта куколка не игровая, к тому же маленькая, при бережном отношении все будет на месте.
Бисерной иголкой прорисовываем ноготки. На завершающем этапе оттеняем кончики пальцев и ладонь пастелью.
После этого отправляем куколку в духовку для полного запека — на 30-40 минут при 130-140 градусах. Важно учитывать, за какое время нагревается сама духовка. Недопеченый пластик будет хрупким, негибким, может крошиться. Перепеченый потемнеет, может даже обгореть. Возможно, тело куколки необходимо будет подшлифовать. Тогда лучше всего это сделать до полного запека. Удобно шлифовать, периодически обмывая фигурку в воде. Здесь важно после контакта с водой как следует просушить пластику (день-два до запека). Начинаем со шкурки покрупнее, заканчиваем самой мелкой. После можно слегка отполировать кусочком кожи или плотной тканью.
На макушке с помощью канцелярского ножа прорезаем пробор. Можно было сделать пробор еще во время лепки.
Теперь наводим красоту. Акварельными карандашами прорисовываем брови и веснушки.
Белки покрываем белой краской, полностью просушиваем. Основным цветом рисуем радужки, здесь я использую акрил. Акварельным карандашом прорисовываю кайму и зрачок. Белой краской ставлю блики. После покрываю лаком для пластики глаза и губы. (на глаза накладываю несколько очень тонких слоев с полной просушкой каждого). Многие советую покрывать обычным лаком для декупажа или лаком для ногтей. Если не хотите испортить изделие, лучше поэкспериментируйте — покройте этим лаком кусочек пластика и оставьте месяца на 2. Если за это время он не пожелтеет, не потрескается или не вступит в реакцию с пластикой, образуя очень липкий верхний слой, тогда он однозначно подходит. Но лучше всего пользоваться специальным лаком, или акриловым лаком на водной основе.
Настало время прически. Кудри козочки покрашены, смягчены бальзамом и готовы к поклейке.
Мне удобнее всего прижимать пряди волос металлической иглой или шилом. С них очень легко снимается клей, и не тянутся нити и волосы, как за деревянными шпажками.
Последним этапом вклеиваем прядки волос в пробор, заправляя их кончики с помощью иглы.
В результате должна получиться вот такая макушка. Такой способ, конечно, уступает по прочности парику или методу вживления, но для статичной прически очень даже хорош.
Теперь можно наряжать нашу красавицу. Выкроек кукольной одежды очень много, мне хотелось бы остановиться на таком моменте. Очень важно подготовить ткани. Каким бы ни был наряд — состаренным или современным, но выглаженные и торчащие колом вещи смотрятся не очень хорошо. Можно хотя бы смочить ткань и заложить необходимые складки. Также можно прорисовать складки и сгибы масляной краской более темного оттенка или провести по ним кисточкой с чаем.
Я заложила складки на юбке, искупала кружева и блузочную ткань в отваре трав.
Наряжаем, обуваем, укладываем прическу.
В выборе аксессуаров и деталей костюма помните о масштабе. Бусины размером с ее ладошку или слишком крупное кружево смотрятся грубовато.
Можно радоваться проделанной работе и ее результату:
Я не мастер, я только учусь.
Я очень благодарна всем людям, которые безвозмездно делились своим опытом, знаниями и мастерством. В этом мастер-классе мне хотелось объединить основную информацию, которая была собрана по маленьким кусочкам отовсюду и наработана в процессе. Я надеюсь, что хоть немного она окажется полезной.
Мастер-класс участвует в конкурсе «Лучшее — детям», буду очень благодарна, если вы отметите его, кликнув «нравится».
Спасибо за внимание!
Источник
Хотелось бы показать вам основные этапы создания куклы из полимерной глины на проволочном каркасе. Знаю, что многим интересно наблюдать за творческим процессом, я сама всегда с удовольствием смотрю, как работают мастера. Поэтому хочется поделиться тем, как творю я. Это не мастер-класс, а скорее процесс, так как подробности лепки я не показываю. В кукольном деле я не новичок, занимаюсь этим 3 года, кукол за это время слепилось около 30, с каждой следующей работой приходит опыт и навыки.
Куколка, которая рождается сегодня, лепилась по фото на заказ, милая 9-летняя девочка. Других кукол делаю по той же технологии, только времени на лепку уходит чуть меньше, чем на портретных. Использую полимерную глину Ливинг-долл.
Сначала я изучаю пропорции и телосложение девочки, выбираю позу, рассчитываю приблизительный размер головы в масштабе. Для ребенка 8-9 лет это где-то 1 к 6.
Для стилизации авторских кукол чаще используют другие пропорции, увеличивают голову, удлиняют шею или конечности, либо наоборот укорачивают и так далее. Но мы ведь делаем реалистичную куклу, поэтому выдерживаем масштаб и соблюдаем пропорции. Вообще, я люблю делать анатомичных кукол с проработанными деталями, пальчиками, складочками. Определившись с размером, делаю заготовку для головы из фольги. Размер заготовки обычно на 1 см меньше готовой головы. Сразу формирую череп — верхнюю часть шире, нижнюю уже, как яйцо. Это вид сбоку.
Сажаю заготовку на деревянную шпажку. Для глаз использую акриловые полубусины, они при запекании не текут, мне нравятся. Облепливаю голову глиной, прорабатываю лицо в соответствии с фото. Это очень долгий процесс, не всегда удается сразу ухватить особенности и добиться сходства.
Когда голова готова, приступаю к рукам. Также делаю заготовку-колбаску из фольги и облепляю глиной. Рука может быть вылепленной до локтя, до плеча или только кисть, в соответствии с задуманным образом. Сначала я леплю кисть, а потом выше, постепенно доходя до нужной длины.
После рук леплю ноги по той же схеме: колбаски их фольги облепляю пластиком, вылепливаю ступню с пальчиками и потом дальше ногу до нужной длины.
Когда лепные детали готовы, делаю тело. Я не спешу запекать руки-ноги, пока туловище не закончено, так как в процессе могу заметить какие-то неточности в пропорциях, и корректирую их. Например, полноту ног, длину до колена или локтя, положение ног в соответствие с позой и так далее. Для тела делаю каркас из проволоки и формирую выпуклости методом сухого валяния из синтепона. Валяю достаточно плотно.
Потом выкраиваю из телесного трикотажа прямоугольник шириной равный объему туловища. Разрезаю снизу «штанишки» для ног, сшиваю их, надеваю на туловище и сшиваю задний шов прямо на теле, утягиваю, если надо, чтобы сидело все плотненько. Отдельно вырезаю прямоугольники — рукава и пришиваю их.
К этому времени у меня уже готовы руки-ноги-голова, я их тонировала пастелью, запекла, расписала глазки и черты лица акрилом, приклеила волосы.
Соединяю конечности и голову с туловищем, использую клей момент-кристалл.
Куколка почти готова, осталось придумать и сшить наряд.
Делаю необходимые измерения, строю выкройку, крою и сшиваю все вручную. Ну, вот вроде бы все по этой куколке.
В дальнейшем попробую показать подробно, как лепить голову, особенности возрастной анатомии, основные ошибки при лепке на основе собственного опыта. Спасибо всем, кто досмотрел до конца, спрашивайте, критикуйте — отнесусь спокойно.
Источник
После создания Рапунцель, многие попросили меня сделать урок. К счастью, пока я творила свою первенькую куколку, фотографировала почти каждый шаг. Вот по этим этапам и собрала небольшой мастер-класс, который кому-нибудь, возможно, и пригодится. 🙂
Для работы нам понадобится:
- проволка
- малярная креппированная клейкая лента (скотч малярный)
- полимерная глина телесного цвета
- акриловые краски + лак для ногтей (по желанию)
- пастель
- волосы (парик)
- поролон
- ткань для платья
- тесёмки, бусинки для украшений
- клей для ткани, нитки, иголки
Для начала небольшой совет: чтобы соблюсти точно пропорции, можно нарисовать на листе бумаги силуэт будущей куклы в масштабе 1:1. Моя Рапунцель ровно 30 см.
Из проволоки делаем каркас куклы и обматываем малярной креппированной клейкой лентой. Затем, облепливая каркас пластикой, начинаем лепить тело, точнее его отдельные части.
Хорошо прорабатываем и разглаживаем детали, которые не прикрыты платьем (шея, декольте и т.д.).
Самое сложное – это голова. Т.к. она маленькая, мне пришлось поработать над ней несколько часов.
После того как мы вылепили голову, разрезаем оч. острым лезвием от соединения с шеей до темечка. Выковыриваем пластику в области соединения с шеей (см. рисунок). Голова должна свободно вращаться и крепко держаться на шее.
Запекаем всё по отдельности.
Руки всё-таки сложнее… Чтобы вылепить тоненькие пальчики, нужно набраться терпения и приложить ооочень много усилий.
Для рук тоже делаем каркас из более тонкой проволки. Скрепляем липкой лентой проволку и сгибаем пальчики, а затем облепливаем полимерной глиной и работаем над деталями.
Совет: чтобы проволка не проглядывала сквозь пластику, лучше сразу нарезать её нужной длины и правильно изогнуть.
Почти так же лепим ноги. Изгибаем толстую проволку по форме ноги, облепливаем пластикой и формируем изящные ножки.
После запекания соединяем все части. Если есть небольшие неровности, то шлифуем их сначала среднезернистой, потом мелкозернистой наждачкой.
Примеряем голову и если нужно, то подтачиваем, подрезаем и подгоняем до нужного результата. Затем склееваем и шлифуем шов.
Крепим руки и ноги к туловищу. Верхние проволочные части и талию обматываем поролоном и нитками.
Наша кукла почти готова! Теперь нужно бы её одеть.
Делаем наброски наряда, тчательно продумываем все детальки и подбираем ткани. Приступаем к шитью: части рук, ног и талию из поролона обклеиваем тканью, а затем пришиваем остальные части платья. Ну и в конце украшаем наряд бисером, бусами, тесёмками и т.д.
Самый простой способ: покупаем уже готовый парик для куклы. Или способ посложнее: приклееваем волосы сами. Для этого лучше всего подойдёт мохер, но если такого нет, то берём искусственные волосы.
Свои этапы я не сфотографировала, пришлось взять из интернета. На макушке головы сверлим дыру, затем карандашом рисуем спиральную линию (так, как растут волосы). Я использовала уже прошитые волосы. Их просто клеем по нарисованной линии, а в завершении мажем клеем пучок волос и вставляем в отверстие.
Завершающий этап – покраска.
Рисуем акрилом глаза. Розовой пастелью я нанесла румяна и немного затемнила вокруг носа, глаз, рта и подбородок. На веки и губы я нанесла лак для ногтей. Он оч. хорошо ложится на пластику и не облезает, хотя многие мастера не советуют наносить лак для ногтей на полимерную глину, т.к. он со врененем начинает липнуть (у моей красотки до сих пор всё в порядке). Теперь тоненькой кистью рисуем брови и ресницы.
Примечание: Чтобы сильно не заморачиваться росписью глаз, можно купить уже готовые стеклянные или акриловые глазки и пышные реснички.
Нанесли макияж, сделали прическу, теперь можно устраивать фотосессию!
Источник
В наше время полимерная глина является очень востребованным материалом для создания сувениров и украшений ручной работы. Красивые куклы из полимерной глины, сделанные своими руками, находятся на пике популярности. К тому же считаются практически архитектурным или живописным шедевром.
На первый взгляд кажется, что создать игрушечную красотку своими руками просто нереально. Однако, на самом деле процесс достаточно простой и доступный всем.
Особенности процесса создания кукол
Пожалуй, вам уже не раз приходилось видеть изделия из полимерной глины в виде забавных пупсов или очаровательных малышей. А вот куклы появились совсем недавно и сразу стали пределом совершенства в мастерстве создания изделий из полимерной глины.
Что нужно для изготовления кукол? Прежде всего, стоит определиться, какую конструкцию куклы вы хотели бы сделать:
- неподвижной формы, без суставов;
- на шарнирах, с подвижными шарообразными суставами предплечий, локтей или колен;
- комбинированную, из глины делаются элементы, находящиеся на виду, а скрытые из виду выполняются из текстильного материала.
Заранее определитесь, какой рост, пол, внешность и наряд будут у вашей куклы. Новичкам лучше начать с комбинированных моделей миниатюрных девочек в нарядах из плотной ткани, чтобы скрыть текстильные элементы туловища. Вашу первую модель можно выбрать по предлагаемым фото кукол из глины ручной работы.
Необходимые для работы материалы и инструменты
Приготовить полимерную глину можно несколькими способами. Главное, чтобы масса была крепкой, не бьющейся и не склонной к образованию трещин.
Поэтому в глиняное тесто нужно добавить стеариновую кислоту и крахмал в равных долях. Кроме того в работе вам пригодятся:
- пластиковые или металлические палочки (стеки);
- средней толщины проволока, чтобы не утяжелять изделие;
- клей-гель «Момент»;
- наждачка разной зернистости;
- простой карандаш и бумага;
- кусочек синтепона или ваты;
- отрез льняной или трикотажной ткани;
- принадлежности для шитья;
- плоскогубцы;
- краски на основе акрила;
- искусственные волосы или шелковые нити.
Порядок работы
Пошагово процесс производства куклы из полимерной глины своими руками выглядит следующим образом:
1-й этап: лепка открытых деталей тела куклы
Приготовьте глину комнатной температуры, чтобы стала пластичной и податливой. От мотка проволоки отщипните при помощи плоскогубцев 2 отрезка, длина которых больше длины руки куклы в 2,5 раза.
Согните их вдвое и слегка скрутите, с одного конца нужно оставить петельку для удобства просушки заготовки. На каждый элемент нанесите глину, придавая заготовкам форму кистей рук.
Металлической палочкой формируем 8 пальчиков и ноготки. Большой пальчик лепим отдельно и прикрепляем к остальным. Аналогично делаем кукольные ножки, но прорези пальчиков прорисовываем сразу все.
Сушим ручки и ножки, удаляем лишние части проволоки плоскогубцами. Шлифуем детали наждачной бумагой, чтобы они стали идеально гладкими.
2-й этап: раскрой и шитьё частей тела
Шитьё туловища можно начинать пока сушатся заготовки рук и ног куклы. Вначале раскроите элементы на бумаге, а затем скопируйте их на тканевую основу. Вырежьте их, сшейте и набейте наполнителем (ватой или синтепоном).
В полученное тканевое туловище вставьте готовые конечности и зафиксируйте их в местах стыковки при помощи клея. Оставьте изделие, чтобы клей хорошо схватился.
3-й этап: создание лица
Как правило, лицо создается в самом конце работы, когда голова зафиксирована на теле. После чего крепятся волосы, и наносится макияж. В связи с этим, в самом начале процесса нужно отделить кусок теста в виде шарика определенного размера для головы, сде?