Макияж для женщин в исламе

маргарита вирова

Сегодня, когда бьюти-блогеры в хиджабах перестали быть диковинкой, дискуссии о косметике в жизни мусульманок только набирают обороты. Как известно, в Коране нет прямых инструкций по нанесению макияжа — и многие трактуют религиозные предписания по своему усмотрению. Разбираемся, как мусульманские женщины выбирают косметику и используют её в повседневной жизни.

Можно ли мусульманкам краситься

В сегодняшнем мире мусульманки бывают очень разными: кто-то исправно соблюдает религиозный канон во всём, включая внешний вид, а кто-то выбирает образ жизни, более адаптированный под западные реалии. Свой вклад в трактовку «женского этикета» вносят и исламские учёные, и 

сами девушки. А макияж и способы украшения себя — тема живо обсуждаемая. Учитываются при этом не только требования шариата, но и конкретная «носибельность» косметических продуктов — они не должны мешать женщине совершать молитву.

Даже в самых ортодоксальных течениях ислама считается, что женщина должна украшать себя — разумеется, для мужа, — что и делает бьюти-практики обычной вещью для религиозных женщин. Разрешение «явной красоты» вполне присутствует в Коране: женщины могут красить глаза и руки хной и сурьмой, носить кольца и браслеты — подразумевается, что и посторонние могут видеть украшения на тех частях тела, которые не закрыты одеждой. Да, для тех, кто стремится жить в соответствии с ортодоксальным миропорядком, регулярный яркий макияж, как правило, оказывается запретной территорией, но в реальности большая часть мусульманок обсуждает множество нюансов. Например, если демонстрировать красоту перед мужчинами действительно нельзя, то про женщин ничего не сказано — так и действуют мусульманские бьюти-блогеры с закрытыми аккаунтами, а макияж остаётся вполне невинным развлечением и способом коммуникации.

Сегодня мусульманские учёные спорят даже о ботулотоксине и татуаже, вроде бы подпадающих под категорию недопустимых изменений внешности, не заложенных природой: в условиях гибкой морали оказывается, что и цели применения для этих процедур могут быть разными. Свобода выбора в обращении с собственным лицом и телом становится для мусульманок всё более важным вопросом, и способы его решения не так уж сильно совпадают с фотографиями западных блогеров в хиджабах. Макияж амбассадора CoverGirl Нуры Афиа можно увидеть на свадьбе, но в повседневной жизни мусульманки редко выбирают многослойную основу и контуринг всего подряд.

Макияж и молитва

Для того чтобы молитва считалась действительной, при омовении перед намазом ничто не должно препятствовать доступу воды к телу — с этим и связаны появившиеся на бьюти-рынке халяльные лаки для ногтей. Orly, кстати, не первая западная марка, которая делает для покупательниц такое предложение — так называемые дышащие лаки уже 

несколько лет существуют в ассортименте Inglot, а в прошлом году таковые появились у марки Maya Cosmetics. В связи с этим же требованием мусульманки редко выбирают плотные тональные основы, предпочитая им легко обновляющуюся пудру. Кто-то смывает макияж перед молитвой, а кто-то просто выбирает водостойкую косметику, которая и не потечёт, и оставит воду после намаза чистой соответственно требованиям Корана. Хитростей много, и, в общем-то, многие действуют по принципу разрешения всего того, что не запрещено прямо. Например, женщины не совершают намаз во время месячных — что означает, что на несколько дней в месяц «неудобная» косметика становится доступной. По той же логике к омовению нельзя приступать с накладными ресницами и ногтями.

Халяльная косметика

Халяль, конечно, представляет собой набор требований не только к еде, но и к косметике, бытовой химии и другим продуктам повседневного пользования. «Чистая» с точки зрения религиозных требований косметика не должна содержать алкоголя (то есть спирта и его производных) и веществ, полученных после переработки продуктов из свинины; накладные 

ресницы и парики не могут быть сделаны из человеческих волос. Помимо всего прочего, есть интересное предписание по поводу выщипывания бровей: поскольку Коран запрещает кардинально менять вид частей тела, то предполагается, что щипцы лучше отложить. Тем не менее многие девушки аккуратно поправляют естественную форму бровей и уж тем более благосклонно относятся к средствам для их макияжа.

По сути, ограничений не так уж много, и для того, чтобы ненароком не нанести на лицо что-то запретное, пользователям достаточно внимательно читать составы. Халяльные продукты способны предложить многие марки органической косметики и веганские бренды, поэтому отдельных мусульманских линеек на рынке мало и большой популярностью они не пользуются. Но многие находят удобство в выборе косметики, помеченной соответствиями религиозным требованиям, и небольшая аудитория у марок вроде калифорнийской Amara Halal Cosmetics или индийской Iba всё же есть.

Отдельно стоит сказать о двух веществах — это хна и сурьма. Хной привычно красят волосы и украшают ладони и ступни: нам эта практика знакома по менди или мехенди, росписи по телу, не так давно ставшей на время модной. Красящее вещество сурьма было известно на Востоке и в Египте ещё в древности, и его применяли для макияжа глаз и бровей. На арабском название звучит как «кохль» — по аналогии с ним применяется современный мягкий карандаш-кайал для подводки глаз. Сурьма по сей день пользуется успехом в Индии и восточных странах — и благодаря разнообразию форм, в которых она выпускается, и благодаря устоявшейся вере в её полезность для бровей и ресниц. Хна и сурьма оговорены и одобрены Кораном. 

Источник

Можно ли мусульманкам пользоваться косметикой?

К использованию декоративной косметики в Исламе особое отношение. Эта религия, пожалуй, как ни одна другая одобряет желание женщины выглядеть красивой и привлекательной. Ухаживать за собой, подчеркивать красоту свою мусульманка не только может, но и обязана. Вопрос только в том, для кого предназначена эта красота, и какие средства все же не следует использовать для этого. Могут ли мусульманки пользоваться косметикой и делать макияж?

Читайте также:  Какие выбрать пигменты для перманентного макияжа

Красота мусульманки – только для мужа

По сути, мусульманке доступны все возможности современной косметологии. Она может красить глаза и губы, наносить на лицо тональный крем и румяна, может пользоваться духами. Делает она это с той же целью, что и остальные женщины во всем мире – чтобы придать своей красоте еще больше выразительности. Но если обычная женщина наносит макияж перед выходом в общество, то мусульманка, наоборот, красится дома, для мужа — единственного мужчины, для которого она хочет стать самой привлекательной и желанной. Макияж мусульманки может быть ярким, если это нравится мужу. В таком виде она может появиться перед домашними и определенным кругом людей. Но перед тем, как выйти на улицу, если у нее открыто лицо, женщина обязана смыть с лица вызывающий, яркий макияж. Чересчур выразительный парфюм будут расцениваться как желание привлечь постороннего мужчину и приравниваться прелюбодейству, так что душитесь, но делайте это в меру.

Что запрещено?

Менять что-то в своей внешности по собственному желанию – значит быть недовольным тем, что дал тебе Аллах. Поэтому ислам не одобряет вмешательства в женскую внешность. Например, строго запрещается выщипывать брови и менять их форму, удалять волосы между бровями, делать татуаж, обтачивать зубы для красоты. Об этом есть достоверные хадисы. Кроме того, запрещается ярко красить ногти. Покрывать ногти лаком не разрешается и по другой причине. Во время омовения поверхность ногтей остается под лаком, и такое омовение не может считаться действительным. О маникюре мусульманок и лаках для ногтей мы написали отдельную статью, если вам интересно — обязательно прочтите.

Существует два разных мнения по поводу запрета на выщипывание бровей. В хадисах, где об этом упоминается, данная процедура обозначена словом «намс», что и означает «выщипывание, удаление волос на бровях». В то же время некоторые ученые полагают, что под это понятие не попадают другие действия, например, подрезание или прореживание слишком длинных, густых бровей. В этом случае их природная форма не меняется, а бровям придается более аккуратный, опрятный вид. Скорее всего, в хадисе говорится о предостережении женщинам, чтобы они не делали себе очень тонкие, кокетливо изогнутые брови, тем самым не уподоблялись женщинам легкого поведения доисламских времен.

Мусульманский макияж, красивые мусульманки

«Нур» на лице – лучшее украшение

Ничто так не украшает лицо девушки, как искренность, приветливая улыбка, глаза, излучающие любовь к окружающему миру. Но если мусульманка все же хочет скрыть небольшие недостатки на лице, для этого у нее есть возможности. Разрешается красить глаза, используя для этого сурьму и хну. Это природные вещества, не только не вредные, но и полезные для здоровья. Можно окрашивать волосы, если есть седина, но не приветствуется окрашивание в черный цвет. Кроме того, мусульманка может неограниченно пользоваться лечебной косметикой и средствами по уходу за лицом и телом. Главное, чтобы в их составе не оказалось веществ, запрещенных Шариатом. Вместо обычных духов, имеющих в своем составе алкоголь, мусульманка пользуется эфирными маслами и другими ароматическими средствами на основе натуральных трав и масел.

Какой косметикой пользоваться?

Не все, что предлагает мировая индустрия красоты, пригодно для применения в макияже мусульманки. Спиртосодержащая косметика, а также препараты, в составе которых есть вещества животного происхождения, не должны быть в ее косметичке. Каким бы мизерным не было количество этих веществ, они все же попадают через кожу в организм. Поэтому мусульманки стараются выбирать специальную халяльную косметику, которая не содержит спирта, животных жиров, различных кислот и консервантов, и не тестируется на животных.

Весь мир сегодня стремится к потреблению натуральных продуктов, возвращаются естественные, природные материалы, текстуры и цвета. И если мусульманка не желает прятать лицо за густым слоем макияжа — дело не только в запретах ее религии. Это означает, что мусульманка с достоинством и гордостью принимает подаренную природой особую, ни с чем не сравнимую женскую красоту.

Комментарии пользователей:

Источник

Какими способами женщина-мусульманка может украсить свою внешность? (Фото: freepik.com)

Какими способами женщина-мусульманка может украсить свою внешность? (Фото: freepik.com)

История косметики начинает свой отсчет от времен Древнего Египта, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. Признанной законодательницей египетской моды является царица Клеопатра, которая была автором собственной косметической линии и даже написала целую книгу с описанием различных косметических средств. 

Оттуда мы знаем, что египетские женщины пользовались в качестве косметики такими экзотическими веществами, как львиный жир и жир черных змей, бычья кровь или перетертые копыта животных. Более того, известно, что косметикой пользовались не только женщины, но и мужчины, в частности, фараоны и их жрецы, для которых косметика имела ритуальное значение. 

Женщины Древней Греции и Рима использовали в качестве косметических средств уже более привычные для нас вещества: оливковое масло, мед и пчелиный воск, популярны были маски для лица на основе глины. Следует отметить, что в иные эпохи, в частности, в викторианской Англии 19 века, использование косметики считалось признаком дурного тона. Красили лицо и волосы только женщины легкого поведения. Порядочным женщинам пользоваться губной помадой или румянами было неприлично. 

Что же говорит исламская религия об использовании косметических средств?

Религия советует мусульманкам отдавать предпочтение натуральным косметическим средствам, которые не только украшают женщину, но и полезны для здоровья. Здесь следует отметить, прежде всего, такие вещества, как хна и сурьма.

Читайте также:  Из простушки в красавицу макияж

Хна – вещество, которое изготавливают из растения лавсония, имеет огромный спектр применения. Из нее делают порошок, которым можно окрашивать волосы, делать рисунки на коже рук и ног (мехенди), окрашивать ногти. При этом хна обладает лечебным эффектом – ее используют для заживления ран, лечения ожогов.

Отваром листьев хны можно полоскать горло при простуде или мыть голову, если сильно выпадают волосы. Об этом целебном свойстве хны упоминается в хадисах. Известно, что Пророк (мир ему) рекомендовал своим сподвижникам хну от головной боли или для лечения ран и порезов. 

Абу Рафаи передал: «Я находился в присутствии Пророка (мир ему). Проведя рукой по своей голове, он (мир ему) сказал, что глава всех красителей – это хна, так как она придает сияние лицу и улучшает потенцию» (Абу Нуайм).

Пророк (мир ему) говорил людям о пользе хны:

«Лечитесь хной! Это сделает ваш разум светлым, а сердце чистым» (ат-Тирмизи).

Краска, изготовленная из хны, не препятствует проникновению воды на кожу, что немаловажно для мусульман, поскольку ее не нужно смывать перед совершением ритуального омовения.

Другое косметическое вещество – сурьма — также многократно упоминается в пророческих сообщениях как украшение для глаз, которым пользовались как мужчины, так и женщины. Чаще всего ее изготавливали из минерала под названием исмид, который благотворно влияет на зрение и укрепляет ресницы.

Передается, что у Пророка (мир ему) был сосуд с сурьмой, и он каждый вечер наносил сурьму на каждый глаз. Своим последователям он говорил о ее пользе:

«Наносите сурьму на глаза, так как это укрепляет зрение и способствует росту ресниц»

Как сделать ресницы длинными и объемными согласно Сунне?

Как сделать ресницы длинными и объемными согласно Сунне?

Если говорить об использовании декоративной косметики – помады, туши для ресниц, теней для век, румян, то их использование в принципе религия не запрещает, но с некоторыми оговорками:

1. Поскольку одним из важных качеств женщины является скромность, то не следует выходить из дома ярко и броско накрашенной, такой макияж лучше оставить для привлечения внимания мужа внутри дома.

2. Второй момент, который следует иметь в виду, – это состав косметики, не содержит ли она в своем составе вещества, которые считаются нечистыми (как этиловый спирт или животный жир). В противном случае ее придется смывать перед совершением омовения и ритуальной молитвой (намазом).

3. Также косметические средства не должны препятствовать проникновению воды на кожу лица, рук и ног, на поверхность ногтей, а также на волосы головы при совершении омовения. По этой причине женщинам-мусульманкам не рекомендуется использовать лак для ногтей – поскольку он закрывает доступ воде к поверхности ногтя, делая недействительным омовение.

Дозволяется использование кремов, масел, лечебных масок, бальзамов и шампуней для волос и иных средств гигиены. Но при их использовании также следует смотреть на состав – не содержат ли они веществ, считающихся нечистотой.

При использовании парфюмерных средств – духов, дезодорантов, следует также иметь в виду принцип скромности. Не следует использовать духи или дезодорант с резким, сильным запахом, поскольку это привлекает ненужное влияние к женщине. Такие духи лучше оставить для дома, чтобы доставить удовольствие супругу.

Следует также отметить, что некоторые средства украшения себя религией запрещены:

1. Сюда, в частности, относятся татуировки, введение красящих веществ под кожу, поскольку это действие относится к изменению творений Всевышнего. В хадисе говорится, что под проклятие Всевышнего подпадает как человек, которому делают татуировку, так и тот, кто этим занимается (Бухари и Муслим).

К сожалению, есть некоторые невежественные мусульмане, которые считают, что если они сделают рисунок с надписями: «Я люблю ислам» или «Улыбайся – это Сунна» (или им подобными), то это грехом якобы не будет. 

Можно ли делать татуировку по Исламу? >>

Как мы выше сказали, делать рисунки хной дозволяется, поскольку хна обычно наносится на поверхность кожи (а не под кожу), со временем такой рисунок смывается, и хна не мешает проникновению воды на кожу.

2. Религия запрещает женщине выщипывать брови, поскольку это также будет относиться к изменению естественного облика человека, сотворенного Всевышним. Исключение делается в случаях, если брови имеют слишком большую и некрасивую форму, так что придают женщине уродливый вид, или такие густые и длинные, что мешают видеть.

Удалять волосы с других мест лица, к примеру, над верхней губой, на подбородке, дозволяется. 

Единственный случай, когда женщине дозволено выщипывать брови >>

3. По этой же причине не следует делать пирсинг – прокалывать отверстия на теле, исключение делается для ушных серег (и по мнению некоторых ученых, для серьги в носу – в той местности, где это относится к принятым обычаям).

Анна Кобулова

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Источник

Опишите нормы, касающиеся одежды и макияжа при посещении мечети для совершения пятничной молитвы.

Важны умеренность, опрятность (чистота тела и одежды), аккуратность. Если хотите, делайте «естественный» макияж.

Для пользы дела процитирую вам ответ одного из современных арабских богословов[1] на реплику о макияже одного из «умных» в вопросах богословия, который, прочитав несколько брошюр или книг на арабском, захотел сделать сенсационное заявление. Имам аль-Буты ответил следующим образом: «Вы говорите, что «макияж для женщин — это крайне нежелательно, почти запретно (макрух тахриман)?!» Где это вы нашли такое положение, дорогой мой, утвердительно заявляющий друг? Да, запрещается женщине выставлять напоказ перед чужими для нее мужчинами[2] свою природную красоту, а также то, что делает ее более привлекательной, например макияж. Что же касается абсолютной запретности макияжа, то это я услышал только от вас (уважаемый, категорически заявляющий). То, что мы хорошо знаем из исламских положений, так это «разрешенность всего, что не имеет запрета каноническим текстом или богословско-оправданной причиной». Поэтому женщина, находясь дома или в кругу своих родных и близких, может применять все формы улучшения своего внешнего вида (подчеркивающие ее женственность и привлекательность). Еще в доисламский период женщины-арабки применяли различные способы увеличения своей привлекательности. С приходом канонов последнего Писания было поставлено ограничение на демонстрацию и подчеркивание женственности и красоты (через оголение тела) перед чужими людьми. Что касается окружения родных и близких, то это осталось дозволенным (мубах)».

Читайте также:  Макияж с открытыми и закрытыми глазами

«Я не знаю, — продолжает аль-Буты, — вы даете фетву (богословское заключение) или спрашиваете о ней. Но как вы можете говорить о том, что женщине нельзя молиться, когда, например, на лице у нее макияж?! И из какого это богословского источника вы взяли, что если женщина собирается молиться, то ей необходимо смыть тушь или косметические средства, что у нее на лице?! Правило гласит: «Все разрешено, за исключением того, что имеет запрещающий текст».

Думаю, что у уважаемого хорошо развито воображение, которое и выдает богословские заключения, что, в свою очередь, является крайне пагубным и недопустимым в религии. В Священном Коране сказано:

«Не говорите ложно (лживо) языками своими, что «это — запретно (харам), а это — разрешено (халяль)» (см. Св. Коран, 16:116)»[3].

Можно ли делать неброский макияж, выходя на улицу или работу? Просто не хочется, чтобы окружающие думали, что мусульманки совсем за собой не следят.

Естественной природной красоты вполне достаточно: чистота, опрятность, стильность, элегантность. Мусульманки всегда следят за собой, по крайней мере это очень важно и необходимо. Проявляется это прежде всего в манерах, выражении лица, естественной легкости, проницательности взгляда, внешней опрятности, аккуратности на рабочем месте, воспитанности в общении и внимании не только к душе, но и к телу, а также к интеллекту[4].

Женщинам лишь кажется, что макияж столь важен. На самом деле он больше отвлекает самих же женщин, особенно когда портится из-за воздействия влаги или других причин. Также замечу, что макияж чаще раздражает мужчин.

Неброский макияж, о котором вы спрашиваете, возможен[5], но это далеко не единственное из того, что украшает девушку, женщину.

Можно ли делать татуаж на лице в косметических целях? Люба, 21 год.

Можно ли делать татуаж бровей, век или губ с разрешения мужа? Насыпхан.

Это косметическая процедура, в процессе которой специалист вносит вещество краски (пигмент) в верхний слой кожи (татуаж век), бровей (татуаж бровей) или губ (татуаж губ). Не смываемо. Поэтому относится к «изменению облика, данного Всевышним», что запрещается текстом Священного Писания:

«Буду [говорит Сатана] приказывать им, и они изменят творение Аллаха [запретное (харам) превратят в разрешенное (халяль), а разрешенное — в запретное; будут стараться изменить законы и закономерности в природе]» (см. Св. Коран, 4:119).

Считаю, что не стоит этого делать. Кстати, что значит «в косметических целях»?

Отмечу, что многие (примерно 95%) сделавшие татуаж впоследствии сожалеют об этом, ибо понимают, что процедура испортила естественную красоту да к тому же требует поддержания полученных новых форм и очертаний бровей, губ или век. Это влечет за собой немалое количество непредвиденных ранее финансовых расходов, времени и вызывает море сомнений в привлекательности нового образа.

Можно ли молиться, если на лице косметика? Егяна.

Можно.

Можно ли подводить глаза сурьмой? Елена.

Можно.

Как совершать малое омовение, если на лице макияж (находясь на работе, постоянно удалять и заново наносить грим крайне неудобно)? Хамида.

Извините, конечно, но зачем так мучить себя, или, устраиваясь на работу, вы дали обещание об обязательном наличии грима или макияжа вашему начальнику?

Если макияж столь обязателен, то я советовал бы вам наносить его по минимуму, так, чтобы легко можно было смыть и восстановить. Поверьте, естественный внешний вид и облик человека намного более приятен для окружающих.

Нужно ли смывать тушь для ресниц перед совершением омовения? Я слышала, что тушь, как и лак для ногтей, мешает прохождению воды во время омовения. Получается, что от туши надо отказаться вовсе, невозможно наносить ее 4–5 раз в день. Диана.

При разумно нанесенном количестве туши на ресницы смывать ее не нужно.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Это Рамадан аль-Буты, который часто делает акцент на жесткость, а не послабление, например, в отличие от Юсуфа аль-Кардави.

[2] Те, которые не являются ее близкими родственниками.

[3] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 23, 24.

[4] В аятах Корана и хадисах человек, вне зависимости от того, мужчина это или женщина, многократно призываем к разумению, осмыслению и просвещению. Без этого жизнь не понять.

[5] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. С. 480, 485.

Источник