Макияж как у отто дикс

«Изображать страшные и спорные вещи само по себе есть знак инстинкта воли и величия художника, он не должен бояться этого. Нет такой вещи как пессимистическое искусство. Искусство — утверждает». Фридрих Ницше, германский мракобес*

Это последние десятилетия Отто Дикс (1891-1969) знаменит на
весь мир и его именем называют не имеющие к нему отношения вещи**, а до
этого-то он был сильно подзабыт. Хотя, казалось бы – ХХ век, Дикс — один из
лидеров немецкого авангардизма 20-30 гг. И жил не в совке, хоть бы и немецком.
Это у нас десятилетиями существовали насильно забытые герои авангарда, и люди,
вдруг прочитав где-нибудь на последней странице газеты маленький стыдливый
некролог, удивлялись – как, он(а) до сих пор был(а) жив(а): Татлин (умер в
53-м), Куприн (умер в 60-м), Удальцова (умерла в 61-м), Фальк (умер в 58-м),
Рождественский (умер в 63-м). Для публики-то они все закончились в начале 30-х.
А тут – ФРГ. Но вот так вышло.

Ну, ладно, пойдем по порядку. Дикс родился в семье
рабочего-металлиста, учился в дрезденской Академии художеств и испытывал
влияние самого мощного немецкого авангардистского течения –
экспрессионизма.
Потом началась Первая мировая война. Дикс взял с собой Библию и том Ницше и
добровольно ушел воевать француза/англичанина/русского – он провоевал
пулеметчиком всю войну и был на обоих фронтах. Был несколько раз ранен,
дослужился до ст. сержанта и получил Железный Крест. «Очевидно, я просто
слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь, как от
страха кладут себе в штаны. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие
бездонные глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно». В общем, все
у Дикса получилось удачно – все, что он хотел увидеть и испытать, он увидел и
испытал. Возможностей для этого было удивительно много. Он участвовал в
принципиальных бойнях во Фландрии, на Сомме и в Шампани. И всю войну рисовал.
Когда его длительная ознакомительная командировка в ад закончилась, у него
оказалось около 600 рисунков, из которых он сделал 50 листов графической серии
«Война».

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Из серии «Война»

Серия произвела фурор. Все-таки до Дикса мало кто так
показывал это, казалось бы, всем известное и распространенное явление. Пожалуй,
только Калло

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Жак Калло. Ужасы войны. Повешенные

и Гойя.

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Франсиско Гойя. Бедствия войны. «Какое геройство! Против мертвых»

Особенно были недовольны ветеранские организации. По
странному совпадению, в любой стране эти организации почти всегда в той или
иной степени ортодоксальны, мягко говоря. А уж в стране, проигравшей войну,
просто мракобесны. Это недовольство тем более удивительно, что члены этих
организаций сами нахлебались всего того, что показывал Дикс, сверх меры, и
ничего тут необычного для них не было. А вот не надо это показывать. Пусть мы
будем героические, смелые и победоносные. И не в слякоти этой, пожалуйста, а со
знаменем. Ранение можно, но аккуратное. Смерть — красивую. И больше пафоса.

Через несколько лет Дикс высказался на эту, видимо, вечную
тему огромным (центральная часть – 2х2 м) полиптихом.

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Война

Я не знаю другого произведения о войне, которое бы так било
по организму. Даже «Герника» моего любимого
Пикассо,
благодаря своим условностям и  довольно отстраненной символике, такого
впечатления не производит. Здесь же все наглядно и доходчиво. Вот люди идут,
вот они что-то делают, вот они уже лежат. И вот то, что они сделали. Благодаря
композиционным хитростям глаз все время ходит по кругу и в голове параллельно
тоже крутится вопрос – зачем все это?

Кроме своего антимилитаристского пафоса, полиптих имеет и
другие достоинства. Ну, во-первых, потому что он – полиптих. Эта форма была
очень популярна на севере Европы в средневековом и ренессансном искусстве, но,
ко временам Дикса, не то что полиптихов, диптихов-то почти никто не делал. Так
что Дикс это дело возрождал, тем более что его полиптих в самых что ни на есть
традициях написан на дереве. Во-вторых, это уже не экспрессионизм, а новая
вещественность.

Читайте также:  Если круглые глаза как наносить макияж

В
авангардизме
периодически возникали волны возвращения к, условно говоря, реализму. Ну, после
очередного витка безумств и новаций нужно было как-то придти в себя, подвести
промежуточные итоги – что сломали, что приобрели. Осмотреть как-то окрестности
– куда теперь двигаться, и т.д. Вот такая волна и была в 20-начале 30 гг. Новая
вещественность была локальным немецким вариантом этой волны. Она опиралась на
северное средневековое и ренессансное искусство – на что частично опирался и
предшествующий ей экспрессионизм, который, в не самых своих радикальных формах
вроде почти абстрактных работ Марка, новая вещественность впитала тоже. Была
новая вещественность с несколько мистическим отражением мира, тяготевшая к
итальянской метафизике, но говорить о ней я не буду – это не та новая
вещественность, которая нам нужна. Нам нужна простая, левая новая
вещественность, в рамках которой и протекало в это время творчество Дикса. Она
характеризовалась, в двух словах, настолько подчеркнутой натуралистичностью
деталей при неказистости и неправильности целого, что это сразу начинало
походить на гротеск и порождало эффект некой отстраненности и отчужденности.
Общей непонятки происходящего, короче.

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Матиас Грюневальд. Изингеймский алтарь. Центральная часть

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Матиас Грюневальд. Мертвые любовники

Вот такой ренессансный натурализм лежит в основе новой
вещественности. А от эскпрессионизма в нее вошли деформации и вольное отношение
к категориям классической живописи – перспективе линейной и воздушной, к
светотеневой моделировке и т.д. У Дикса это получалось так:

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Автопортрет с музой

Иногда, впрочем, он писал и такие вещи, в которых можно
найти следы
дадаизма
и даже
кубизма.

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Продавец спичек

Но это довольно ранняя его вещь, написанная сразу после
войны. Позже Дикс говорил: «Для меня новаторство в живописи заключается в
расширении ее содержания, в интенсификации средств ее выражения, т.е. всего
того, что уже присутствовало в творчестве старых мастеров. «Что» для меня
важнее чем «как»». Об интенсификации средств я уже поговорил, да и о расширении
содержания кое-что сказал, но еще не все.

Помимо темы военных безумий Дикс разрабатывал, может, не
самую новую тему – городскую – но в новых интерпретациях. Что-то вроде — «Эхо
войны», «Контрасты большого города», «Дно». Жизнь-то в Веймарской республике
шла веселая. То правые путчи, то левые. С одной стороны – нищие ветераны и
инвалиды вроде того же продавца спичек, с другой – биржевые махинации и
безумные деньги из воздуха. Жуткая инфляция. Повышенная, так свойственная
послевоенной обстановке, чувственность, легко переходящая в банальный
разврат.

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Большой город

При этом – никакого морализаторства у Дикса нет, как,
кстати, и в военных работах. Он стремился, как сам говорил, к беспристрастному
натурализму в духе Грюневальда, Босха и Брейгеля. Он не выдавал оценок, он
делал портрет эпохи, к которому очень подходит определение «беспощадный». Не
все это хорошо понимали, многие понимали просто плохо, поэтому в 1923 году над
Диксом нависло обвинение в порнографии. Спасло его вмешательство президента
Берлинской академии искусств Макса Либермана, что весьма странно – Либерман был
из доавангардистских художников, старым поздним импрессионистом с примесью
молодого модерна.

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Салон

А так, если не считать таких отдельных инцидентов, карьера
Дикса развивалась прекрасно. Он считался одним из крупнейших художников в
стране, его прекрасно знали за ее рубежами. В 1927 году он стал профессором
Дрезденской академии, в 1931 его избирали в члены Прусской академии в Берлине.
А еще через два года пришел Гитлер.

Читайте также:  Куплю иглы и колпачки для перманентного макияжа

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Семь смертных грехов

Поначалу положение Дикса было двойственно. С одной стороны –
авангардист, да еще с непреодолимой тягой к показу язв жизни и непатриотичному
изображению подвига германского народа в войне. С другой – его обращение к
национальным корням немецкого искусства частично совпадало с официальной
мифологией «почвы и крови». Либерально настроенные нацисты надеялись Дикса
слегка подправить и сделать своим. Поскольку уже начались гонения на мастеров
культуры, эти доброжелатели написали рекомендательное письмо премьер-министру
Саксонии, в которой жил Дикс. Премьер отозвался резолюцией: «Эта свинья еще
жива?». В результате, уже в апреле 1933 года его изгоняют из Дрезденской
академии с формулировкой: «Ваши картины представляют собой величайшее
оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального
возрождения нации». Как же все уродские режимы озабочены моралью нации.
Посмотреть хоть на нас. Ну, ладно. Короче, Дикс прошел тот же самый путь, что и
все лучшие немецкие художники – изъятие работ из госсобраний, выставка
«Дегенеративное искусство», уничтожение работ – 260 его картин были сожжены.
Его еще и арестовывали, ненадолго, правда. Почти весь период Третьего рейха
Дикс прожил в добровольной ссылке в глуши. Там он втихаря продолжал работать и
нашел еще одну тему – аллегорические и религиозные сюжеты.

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Триумф смерти

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Святой Христофор

Но в 1945 году он опять понадобился родине как солдат – его
призвали в фольксштурм. В этот раз он решил не воевать – не стоило оно того – и
быстро сдался французам.

Отто Дикс. Беспощадный авангардизм отстраненного авангардиста
Автопортрет в образе военнопленного

После войны каких-либо важных событий в жизни и творчестве
Дикса не происходило. Сначала фигуративное искусство в Германии воспринималось
как тоталитарное наследие – совсем как у нас в перестройку. Потом Европа и
Америка поддались очарованию абстрактного
экспрессионизма,
а еще потом –
поп-арта.
Искусство Дикса в эти направления никак не вписывалось. Его стали забывать.

Вспомнили его в 1971 году – в Штутгарте прошла его огромная
юбилейная выставка. Потом она переехала во Францию, где поимела мировую славу.
А еще через некоторое время на фасаде дома, в котором он жил и умер, появилась
доска со словами: «Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом
человеке что-то было». Ну, 50 – это многовато, 40 – в самый раз. Но все равно
много.

* В 1920-х гг. у нас был выпущен словарь «В помощь
читающим газеты». Там были всякие интересные дефиниции – «Гидра –
мифологическое животное, например, гидра контрреволюции». Хитом было такое
определение – «Серен Кьеркегор – датский мракобес». Вполне достаточно ведь,
чтобы правильно читать советские газеты.

** Например, Otto Dix – российская дарквэйв рок-группа с
элементами пост-индастриала.

Автор: Вадим Кругликов

Источник

День в истории. 2 декабря 1891. Отто Дикс (Otto Dix)

2 декабря 1891 родился Вильгельм Генрих Отто Дикс

Отто Дикс — немецкий художник-экспрессионист и график, автор эмоционально напряженных, способных шокировать картин.

The War Art of Otto Dix  

Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс.

  • В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны…«

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ !

Пост не рекомендуется к просмотру детям до 16 и людям с обострённым чувством морали. 

Ваши чувства могут быть оскорблены! 

Биография Отто Дикса

1915 Autoportrait en infirmier

Авангардист, в 1920-е годы был связан с дадаизмом и экспрессионизмом. Наряду с Георгом Гроссом Дикс был представителем так называемой «новой вещественности». Полотна Дикса отличают социальные и пацифистскиемотивы, мучительные духовные искания.

Читайте также:  Средства для снятия макияжа с витаминами

Отто Дикс является одним из основателей объединения художников под названием Дрезденский сецессион, появившегося в Дрездене в 1919 году.

В нацистской Германии Отто Дикс был отнесен к представителям т.н. «дегенеративного искусства». Уехал в деревню, где тайно писал пейзажи.

В последние месяцы Второй мировой войны Отто Дикс был призван в фольксштурм.

В конце войны он был взят в плен французскими войсками; в феврале 1946 года он был освобождён.

Отто Дикс жил в годы, когда Германия представляла собой два государства: ФРГ (Федеративную Республику Германия) и ГДР (Германскую Демократическую Республику). Как в ФРГ, так и в ГДР к художнику относились с большим уважением. Хотя он жил преимущественно в ФРГ, но в ГДР бывал неоднократно, а в Дрездене у него была мастерская по адресу Кессельсдорфер-Штрассе 11.

Творчество художника

Учился в дрезденской (1910-22; преподавал там же в 1927-33) и дюссельдорфской (1922-25) АХ, был членом ряда прогрессивных объединений. Несправедливость буржуазного общества пробуждала в Диксе чувство неистового гнева, глубокого беспокойства и потрясения. В 20-х гг. идущие отэкспрессионизма, дадаизма, «новой вещественности» гротескная фантастика, жёсткая точность деталей и беспощадность характеристик соединяются в произведениях Дикса с трагическую изломанностью форм и образов, придающих им острый социально-критический пафос («Мать с ребёнком», 1921,триптих «Война», 1929-30, — все в Картинной галерее, Дрезден).

Преследовался при фашистском режиме. В 30-х гг. Дикс широко использовал символику, сюжеты и стилистические приёмы немецкой и нидерландской живописи XV-XVI вв., а со второй половины 40-х гг. частично вернулся к традициям экспрессионизма, работал в свободной живописной манере. Духом непримиримого протеста проникнуты антивоенные произведения Дикса, впитавшие в себя страшный опыт обеих мировых войн, участником которых он был (антифашистские аллегории «Се человек», 1949, и др.; фреска «Война и мир», 1960, ратуша в Зингене). Дикс — мастер островыразительного, подчас резкого по характеристике портрета («Марианна Фогельзанг», 1931, Национальная галерея, Берлин).

Интересные факты из жизни художника Дикса

  • Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс.
    В статье были такие слова:

«Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны…«

  •  В 1923 году художнику было предъявлено обвинение в порнографии, и только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.
  • «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ) — это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма. Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.
  • Его могила находится в Hemmenhofen.
  • «Я стану либо известным, либо печально известным«, — однажды сказал еще молодой Отто Дикс. Он стал и тем и другим .Сегодня творчество Отто Дикса признается во всем мире. К Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное. После войны о нем практически забыли. Такова была судьба этого художника: одно десятилетие успеха и славы и долгие годы безвестности.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, art-drawing.ru.

 

 

 

 

 

Portrait of the Dancer Anita Berber, 1925

1925 veil

 

 

Moon Woman, 1919.

 

 

 

Mother and Eva, 1935.

Masks as Ruins, 1946.

Dr. Hans Koch, the Dermatologist and Urologist, 1921

Источник