Милый друг не печаль бровей
* * *
До свиданья, друг мой, до свиданья.
 Милый мой, ты у меня в груди.
 Предназначенное расставанье
 Обещает встречу впереди.
 До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
 Не грусти и не печаль бровей, —
 В этой жизни умирать не ново,
 Но и жить, конечно, не новей.
‹1925›
Примечания
В «Красной газете» и «Вечерней Москве» стихотворение опубликовано с ошибкой в ст. 5: вместо «До свиданья, друг мой, без руки, без слова» — «До свиданья, друг мой, без руки и слова». С этой ошибкой стихотворение печаталось во всех изданиях (кроме сб. «Избранное». М., 1946, сост. С. А. Толстая-Есенина) вплоть до Собр. соч. В 5-ти т. (М., 1966—1968), где в последнем томе (с. 374) дана следующая поправка: «В т. 3 на стр. 228 первую строку второй строфы следует читать: «До свиданья, друг мой, без руки, без слова».
Вместе с тем еще в 1926 году в журн. «Красная нива» (№ 4, 24 янв., с. ‹8›) было помещено факсимиле автографа с пояснением: «Мы воспроизводим здесь снимок этого последнего стихотворения Есенина. Стихотворение написано на клочке бумаги, вероятно, первом, попавшемся под руку».
Печатается по недатированному автографу (ИРЛИ). Автограф написан кровью.
В конце 80-х годов этот факт, а также авторство Есенина подверглись в ряде публикаций сомнению. В связи с этим комиссия Есенинского комитета Союза писателей организовала экспертизу автографа экспертно-криминалистическими и судебными экспертами. Выводы:
1. «Рукописный текст стихотворения ‹…› выполнен самим Есениным Сергеем Александровичем».
2. «Этот текст исполнен Есениным Сергеем Александровичем под влиянием необычных внутренних и внешних факторов, «сбивающих» привычный процесс письма и носящих временный характер. В числе таких факторов наиболее вероятными являются необычное психофизиологическое состояние С. Есенина (волнение, алкогольное опьянение и др.) и использование им пишущего прибора и красителя, обладающих плохими расписывающими свойствами» (Заключение от 15 апреля 1992 г., № 374/010).
(Вывод почерковедческой экспертизы, произведенной в конце 1920-х годов: «Предсмертное письмо Есенина (стихи) характерно резко выраженным центростремительным направлением строк, что указывает на депрессивность и подавленность состояния, в котором он находился в момент писания» — Зуев-Инсаров Д. М. Почерк и личность. 2-е испр. и доп. изд. М., 1930, с. 87).
3. «Микроспектральным методом, проведенным в лаборатории, установлено, что стихотворение написано кровью» (Заключение от 15 июня 1992 г., № 2028).
Датируется по свидетельствам Е. А. Устиновой и В. И. Эрлиха.
Утром 24 декабря 1925 года Есенин из Москвы приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер» («Интернационал»), где уже проживали знакомые поэта — супруги Г. Ф. и Е. А. Устиновы. Сюда в гости к Есенину приходили Н. Клюев, В. Эрлих, И. Приблудный, В. Измайлов, Д. Ушаков и другие литераторы.
Е. Устинова вспоминала: «27-го я встретила Есенина на площадке без воротничка и без галстука, с мочалкой и с мылом в руках. Он подошел ко мне растерянно и говорит, что может взорваться ванна: там будто бы в топке много огня, а воды в колонке нет.
Я сказала, что когда все будет исправлено, его позовут.
Я зашла к нему. Тут он мне показал левую руку: на кисти было три неглубоких пореза.
Сергей Александрович стал жаловаться, что в этой «паршивой» гостинице даже чернил нет, и ему пришлось писать сегодня утром кровью.
Скоро пришел поэт Эрлих. Сергей Александрович подошел к столу, вырвал из блокнота написанное утром кровью стихотворение и сунул Эрлиху во внутренний карман пиджака.
Эрлих потянулся рукой за листком, но Есенин его остановил:
— Потом прочтешь, не надо!» (Устинова Е. Четыре дня Сергея Александровича Есенина. — Сб. «Сергей Александрович Есенин. Воспоминания». Под ред. И. В. Евдокимова. М.; Л., 1926, с. 236).
Сам В. И. Эрлих, описывая события утра 27 декабря, так рассказывал о передаче ему листка из блокнота: «Сергей нагибается к столу, вырывает из блокнота листок, показывает издали: стихи. Затем говорит, складывая листок вчетверо и кладя мне в карман пиджака: «Это тебе. Я еще тебе не писал ведь? Правда… И ты мне тоже не писал!» Устинова хочет прочитать. Я тоже. Тяну руку в карман.
— Нет, ты подожди! Останешься один — прочитаешь. Не к спеху ведь» (Эрлих Вольф. Четыре дня. — Сб. «Памяти Есенина». М., 1926, с. 95).
Стихотворение было прочитано В. И. Эрлихом только 28 декабря.
Источник


Сергей Есенин, новое:
Трубит, трубит погибельный рог!
 Как же быть, как же быть теперь нам
 На измызганных ляжках дорог?
Вы, любители песенных блох,
 Не хотите ль…
Нивы сжаты, рощи голы,
 От воды туман и сырость.
 Колесом за сини горы
 Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
 Ей сегодня примечталось…
Я зажёг свой костёр,
 Пламя вспыхнуло вдруг
 И широкой волной
 Разлилося вокруг.
И рассыпалась мгла
 В беспредельную даль,
 С отягчённой груди…
Плачет метель, как цыганская скрипка.
 Милая девушка, злая улыбка,
 Я ль не робею от синего взгляда?
 Много мне нужно и много не надо.
Так мы…
Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся.
 Хорошо с любимой в поле затеряться.
Ветерок весёлый робок и застенчив,
 По равнине голой катится…
Любите поэзию?

Интересные цитаты
Ни мыльных пузырей, ни свинцовых пуль. Настоящее стихотворение незримо.
Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.
Стихотворение входит в подборки:
Сергей Есенин, самые читаемые стихотворения:
- Пой же, пой. На проклятой гитаре 
 Пальцы пляшут твои в полукруг.
 Захлебнуться бы в этом угаре,
 Мой последний, единственный друг.- Не гляди на её… 
- Ты меня не любишь, не жалеешь, 
 Разве я немного не красив?
 Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
 Мне на плечи руки опустив.- Молодая, с… 
- Кто я? Что я? Только лишь мечтатель, 
 Перстень счастья ищущий во мгле,
 Эту жизнь живу я словно кстати,
 Заодно с другими на земле.- И с тобой… 
- Я усталым таким ещё не был. 
 В эту серую морозь и слизь
 Мне приснилось рязанское небо
 И моя непутёвая жизнь.- Много женщин меня любило, 
 Да и сам…
- Ну, целуй меня, целуй, 
 Хоть до крови, хоть до боли.
 Не в ладу с холодной волей
 Кипяток сердечных струй.- Опрокинутая кружка 
 Средь весёлых не…
- В этом мире я только прохожий, 
 Ты махни мне весёлой рукой,
 У осеннего месяца тоже
 Свет ласкающий, тихий такой.- В первый раз я от месяца греюсь… 
- Какая ночь! Я не могу. 
 Не спится мне. Такая лунность.
 Ещё как будто берегу
 В душе утраченную юность.- Подруга охладевших лет, 
 Не называй игру…
- Заметался пожар голубой, 
 Позабылись родимые дали.
 В первый раз я запел про любовь,
 В первый раз отрекаюсь скандалить.- Был я весь — как… 
- Да! Теперь решено. Без возврата 
 Я покинул родные поля.
 Уж не будут листвою крылатой
 Надо мною звенеть тополя.- Низкий дом без меня ссутулится,… 
- Пускай ты выпита другим, 
 Но мне осталось, мне осталось
 Твоих волос стеклянный дым
 И глаз осенняя усталость.- О, возраст осени! Он мне 
 Дороже…
Лучшая поэзия, читайте на сайте
Что стоит прочитать?

Биографии хороших писателей редко бывают скучны. Кажется, они просто не приспособлены для скуки. Приключения и страсти…
Источник
Ïàìÿòè Ñåðãåÿ Åñåíèíà
 24 äåêàáðÿ 1925 ãîäà òðèäöàòèëåòíèé Ñåðãåé Åñåíèí ïðèåõàë â Ëåíèíãðàä. Ñîáèðàëñÿ ïðîáûòü äîëãî, íî ïðîæèë çäåñü ëèøü íåñêîëüêî äíåé, ïîñëåäíèõ… 
  òå äíè îí âñòðå÷àëñÿ ñ Í.À. Êëþåâûì, Ã.Ô. Óñòèíîâûì, Èâàíîì Ïðèáëóäíûì, Â.È. Ýðëèõîì, È.È. Ñàäîôüåâûì[1]è äðóãèìè ëèòåðàòîðàìè-ñîâðåìåííèêàìè.
 Óòðîì 28 äåêàáðÿ ïîýòà íàøëè ì¸ðòâûì â íîìåðå «ïÿòü» ãîñòèíèöû «Àíãëåòåð» . 
 Ïîñëåäíåå åãî ñòèõîòâîðåíèå  «Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, äî ñâèäàíüÿ
»  ïî ñâèäåòåëüñòâó Âîëüôà Ýðëèõà, áûëî ïåðåäàíî åìó íàêàíóíå. 
 Åñåíèí æàëîâàëñÿ, ÷òî â íîìåðå íåò ÷åðíèë, è îí âûíóæäåí áûë ïèñàòü ñâîåé êðîâüþ:
      Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, äî ñâèäàíüÿ.
      Ìèëûé ìîé, òû ó ìåíÿ â ãðóäè.
      Ïðåäíàçíà÷åííîå ðàññòàâàíüå
      Îáåùàåò âñòðå÷ó âïåðåäè.
      Äî ñâèäàíüÿ, äðóã ìîé, áåç ðóêè, áåç ñëîâà,
      Íå ãðóñòè è íå ïå÷àëü áðîâåé, 
      Â ýòîé æèçíè óìèðàòü íå íîâî,
      Íî è æèòü, êîíå÷íî, íå íîâåé.
31 äåêàáðÿ Ñåðãåé Àëåêñàíäðîâè÷ Åñåíèí áûë ïîõîðîíåí â Ìîñêâå íà Âàãàíüêîâñêîì êëàäáèùå
 Ñòèõè ïàìÿòè Ñåðãåÿ Åñåíèíà
Ñòèõè íà ñìåðòü Åñåíèíà, íàïèñàííûå åãî ñîâðåìåííèêàìè
***
 Íèêîëàé Êëþåâ
èç «ÏËÀ×À Î ÅÑÅÍÈÍÅ»
 *  *
 Ìû ñâîå îòáàÿëè äî ñðîêà 
 Æóðàâëè, çàñòèãíóòûå âüþãîé.
 Íàì â îòëåò íà ðîäèíå äàëåêîé
 Ñíåæíûé áîð çâåíèò ñâîåé êîëü÷óãîé
 Ïîìÿíè, ÷¸ðòóøêî, Åñåíèíà
 Êóòüåé èç óãëåé äà èç îìûëîê áàííûõ!
 À â ìîåé êâàøíå ïüÿíî âñïåíåíà
 Îïàðà äëÿ ñâàäåá äà èãðèù áàãðÿíûõ.
 À ó ìåíÿ èçáà íîâàÿ 
 Ïîëàòè ñ ïîäçîðîì, áîæíèöà íåóãàñèìàÿ,
 Íàìåë èç ïîäëàâî÷üÿ ÿðîãî ñëîâà ÿ
 Òåáå, ìîé ñîâåíîê, ïòàõà ìîÿ ëþáèìàÿ!
 Ïðèøåë òû èç Ðÿçàíè ïëàòî÷êîì áóõàðñêèì,
 Íåñòèðàíûì, íåïîëîñêàíûì, íåìûëåíûì,
 Çâàë ìîþ ïàçóõó óëóñîì òàòàðñêèì,
 Çóáû òàáóíàìè, à áîðîäó ôèëèíîì!
 Ëåïèë ÿ òâîþ äóøåíüêó, êàê ãíåçäî êàñàòêà,
 Ñëþíîé êðåïèë ìûñëè, ñëîâà ñëåçèíêàìè,
 Äà ïîãàñëà çàðíàÿ ñâå÷åíüêà, ìîÿ ëåñíàÿ ëàìïàäêà,
 Óøåë òû îò ìåíÿ ðàçáîéíûìè òðîïèíêàìè!
 Êðó÷èíóøêà áûëà äåäó ëåñíîìó,
 Òðåïàëèñü ïî óðî÷èùàì áåðåñòÿíûå ñåäèíû,
 Ïëàêàë äûìîì îâèííèê, à ïðÿñëà ñîëîìó
 Ïóñêàëè ïî âåòðó, êàê ïóõ ëåáåäèíûé.
*  *
 Äëÿ òîãî ëè, çîëîòîé ìîé áðàòåö, 
 Ìû çàáûëè ñòàðûå ïîâåðüÿ,  
 ×òî â ïëåíó ó æàá è êàðàêàòèö 
 Ñåðäöå-ëåáåäü ðàñòåðÿåò ïåðüÿ,
 ×òî òåáå èç ÷åðíîé êîíîïåëè 
 Íî÷ü áåçãëàçàÿ ñîâü¸ò âåð¸âêó, 
 Ìíå æå áåëîìîðñêèå ìåòåëè 
 Âûòêóò ñàâàí  ãîðüêóþ îáíîâêó.
 Ìû ñâî¸ îòáàÿëè äî ñðîêà  
 Æóðàâëè, çàñòèãíóòûå âüþãîé. 
 Íàì â îòë¸ò íà ðîäèíå äàë¸êîé 
 Ñíåæíûé áîð çâåíèò ñâîåé êîëü÷óãîé.
 [1926]
***
 Â. Êíÿçåâ
 Â ìàëåíüêîé ìåðòâåöêîé ó îêíà 
 Çîëîòàÿ ãîëîâà íà ïëàõå; 
 Ïîëîñà íà øåå íå âèäíà  
 Òîëüêî êðîâü ÷åðíååò íà ðóáàõå.
 Âêðóã, íà ëàâêàõ, â ïîëóòåìíîòå, 
 Ïðîñòûíÿìè ñâåæèìè áåëåÿ,  
 Äåâÿòíàäöàòü íåïîäâèæíûõ òåë  
 Ëåäÿíûõ òîâàðèùåé Ñåðãåÿ.
 ß ïðèñåë íà ÷åé-òî ãðóáûé ãðîá 
 È ãëÿæó òóìàííûìè ãëàçàìè. 
 Ïîäàâëÿÿ ñëåçû è îçíîá, 
 Çàñòûâàÿ è äàâÿñü ñëåçàìè.
 Çà îêíîì  ïóñòûííûé áåëûé äâîð; 
 Äàëüøå  ãîðîä â ïîëóìðàêå ñèíåì 
 
 ß äà òðóïû  áîëüøå íèêîãî  
 Íà ïî÷åòíîì êàðàóëå ñòûíåì 
 Âîò Ñìèðíîâ (äîëæíî áûòü ëîìîâîé),  
 Êàìåííî-îãðîìíûé è òÿæåëûé,  
 Ãîëîâà ñ áåññìåðòíîé ãîëîâîé,  
 Êî÷åíååò íà ñêàìåéêå ãîëîé.
 Âîí Áåëÿåâ 
 êðîâüþ çàëèò âåñü 
 
 Ìàëü÷èê, ñìåðòü íàøåäøèé ïîä òðàìâàåì. 
 Âîí åùå 
 Íî âñåõ íå ïåðå÷åñòü; 
 Âñå ìû òðóï áåñöåííûé îõðàíÿåì 
 Ãîðîä ñïèò. Íî ñïÿò ëè òå, êîãî 
 Ýòà âåñòü ïî ñåðäöó ïîëîñíóëà, 
 ×òî íå ñòàëî áîëåå åãî, 
 ×òî ñâèðåëü ðåìíåì ïåðåõëåñòíóëî 
 Íåò, íå ñïÿò 
 Ïóñêàé òåìíû äîìà, 
 Ïóñòü çàêðûòû íà çàäâèæêè äâåðè,  
 Òàì, çà íèìè  ìå÷óòñÿ âïîòüìàõ 
 Ðàíåííûå óæàñîì ïîòåðè 
 Òàì íå çíàþò, ãäå áåñöåííûé òðóï, 
 Òåëî íåíàãëÿäíîå, ðîäíîå; 
 È íåñ÷åòíîñòü âîñïàëåííûõ ãóá 
 Õðèïëî øåï÷åò èìÿ äîðîãîå 
 Â ëåäÿíîé ìåðòâåöêîé ó îêíà 
 Çîëîòàÿ ãîëîâà íà ïëàõå; 
 Ïîëîñà íà øåå íå âèäíà; 
 Êðîâü, è ëèñò, ïðèêîëîòûé ê ðóáàõå. 
 [1926]
***
 Â. Ìàÿêîâñêèé
ÑÅÐÃÅÞ ÅÑÅÍÈÍÓ
                 Âû óøëè,
                 êàê ãîâîðèòñÿ,
                 â ìèð èíîé.
                 Ïóñòîòà…
                 Ëåòèòå,
                 â çâåçäû âðåçûâàÿñü.
                 Íè òåáå àâàíñà,
                 íè ïèâíîé.
                 Òðåçâîñòü.
 Íåò, Åñåíèí,
                 ýòî
                 íå íàñìåøêà.
                 Â ãîðëå
                 ãîðå êîìîì 
                 íå ñìåøîê.
                 Âèæó 
                 âçðåçàííîé ðóêîé ïîìåøêàâ,
                 ñîáñòâåííûõ
                 êîñòåé
                 êà÷àåòå ìåøîê.
                  Ïðåêðàòèòå!
                 Áðîñüòå!
                 Âû â ñâîåì óìå ëè?
                 Äàòü,
                 ÷òîá ùåêè
                 çàëèâàë
                 ñìåðòåëüíûé ìåë?!
                 Âû æ
                 òàêîå
                 çàãèáàòü óìåëè,
                 ÷òî äðóãîé
                 íà ñâåòå
                 íå óìåë.
                 Ïî÷åìó?
                 Çà÷åì?
                 Íåäîóìåíüå ñìÿëî.
                 Êðèòèêè áîðìî÷óò:
                  Ýòîìó âèíà
                 òî…
                 äà ñ¸…
                 à ãëàâíîå,
                 ÷òî ñìû÷êè ìàëî,
                 â ðåçóëüòàòå
                 ìíîãî ïèâà è âèíà. 
                 Äåñêàòü,
                 çàìåíèòü áû âàì
                 áîãåìó
                 êëàññîì,
                 êëàññ âëèÿë íà âàñ,
                 è áûëî á íå äî äðàê.
                 Íó, à êëàññ-òî
                 æàæäó
                 çàëèâàåò êâàñîì?
                 Êëàññ  îí òîæå
                 âûïèòü íå äóðàê.
                 Äåñêàòü,
                 ê âàì ïðèñòàâèòü áû
                 êîãî èç íàïîñò_î_â 
                 ñòàëè á
                 ñîäåðæàíèåì
                 ïðåìíîãî îäàð¸ííåé.
                 Âû áû
                 â äåíü
                 ïèñàëè
                 ñòðîê ïî ñò_î_,
                 óòîìèòåëüíî
                 è äëèííî,
                 êàê Äîðîíèí.
                 À ïî-ìîåìó,
                 îñóùåñòâèñü
                 òàêàÿ áðåäü,
                 íà ñåáÿ áû
                 ðàíüøå íàëîæèëè ðóêè.
                 Ëó÷øå óæ
                 îò âîäêè óìåðåòü,
                 ÷åì îò ñêóêè!
                 Íå îòêðîþò
                 íàì
                 ïðè÷èí ïîòåðè
                 íè ïåòëÿ,
                 íè íîæèê ïåðî÷èííûé.
                 Ìîæåò,
                 îêàæèñü
                 ÷åðíèëà â «Àíãëåòåðå»,
                 âåíû
                 ðåçàòü
                 íå áûëî á ïðè÷èíû.
                 Ïîäðàæàòåëè îáðàäîâàëèñü:
                 áèñ!
                 Íàä ñîáîþ
                 ÷óòü íå âçâîä
                 ðàñïðàâó ó÷èíèë.
                 Ïî÷åìó æå
                 óâåëè÷èâàòü
                 ÷èñëî ñàìîóáèéñòâ?
                 Ëó÷øå
                 óâåëè÷ü
                 èçãîòîâëåíèå ÷åðíèë!
                 Íàâñåãäà
                 òåïåðü
                 ÿçûê
                 â çóáàõ çàòâîðèòñÿ.
                 Òÿæåëî
                 è íåóìåñòíî
                 ðàçâîäèòü ìèñòåðèè.
                 Ó íàðîäà,
                 ó ÿçûêîòâîðöà,
                 óìåð
                 çâîíêèé
                 çàáóëäûãà ïîäìàñòåðüå.
                 È íåñóò
                 ñòèõîâ çàóïîêîéíûé ëîì,
                 ñ ïðîøëûõ
                 ñ ïîõîðîí
                 íå ïåðåäåëàâøè ïî÷òè
                 Â õîëì
                 òóïûå ðèôìû
                 çàãîíÿòü êîëîì 
                 ðàçâå òàê
                 ïîýòà
                 íàäî áû ïî÷òèòü?
                 Âàì
                 è ïàìÿòíèê åùå íå ñëèò, 
                 ãäå îí,
                 áðîíçû çâîí
                 èëè ãðàíèòà ãðàíü? 
                 à ê ðåøåòêàì ïàìÿòè
                 óæå
                 ïîíàíåñëè
                 ïîñâÿùåíèé
                 è âîñïîìèíàíèé äðÿíü.
                 Âàøå èìÿ
                 â ïëàòî÷êè ðàññîïëåíî,
                 âàøå ñëîâî
                 ñëþíÿâèò Ñîáèíîâ
                 è âûâîäèò
                 ïîä áåðåçêîé äîõëîé 
                 «Íè ñëîâà,
                 î äðó-óã ìîé,
                 íè âçäî-î-î-î-õà».
                 Ýõ,
                 ïîãîâîðèòü áû èíà÷å
                 ñ ýòèì ñàìûì
                 ñ Ëåîíèäîì Ëîýíãðèíû÷åì!
                 Âñòàòü áû çäåñü
                 ãðåìÿùèì ñêàíäàëèñòîì:
                 Íå ïîçâîëþ
                 ìÿìëèòü ñòèõ
                 è ìÿòü! 
                 Îãëóøèòü áû
                 èõ
                 òðåõïàëûì ñâèñòîì
                 â áàáóøêó
                 è â áîãà äóøó ìàòü!
                 ×òîáû ðàçíåñëàñü
                 áåçäàðíåéøàÿ ï_î_ãàíü,
                 ðàçäóâàÿ
                 òåìü
                 ïèäæà÷íûõ ïàðóñîâ,
                 ×òîáû
                 âðàññûïíóþ
                 ðàçáåæàëñÿ Êîãàí,
                 âñòðå÷åííûõ
                 óâå÷à
                 ïèêàìè óñîâ.
                 Äðÿíü
                 ïîêà ÷òî
                 ìàëî ïîðåäåëà.
                 Äåëà ìíîãî 
                 òîëüêî ïîñïåâàòü.
                 Íàäî
                 æèçíü
                 ñíà÷àëà ïåðåäåëàòü,
                 ïåðåäåëàâ 
                 ìîæíî âîñïåâàòü.
                 Ýòî âðåìÿ 
                 òðóäíîâàòî äëÿ ïåðà,
                 íî ñêàæèòå
                 âû,
                 êàëåêè è êàëåêøè,
                 ãäå,
                 êîãäà,
                 êàêîé âåëèêèé âûáèðàë
                 ïóòü,
                 ÷òîáû ïðîòîïòàííåé
                 è ëåãøå?
                 Ñëîâî 
                 ïîëêîâîäåö
                 ÷åëîâå÷üåé ñèëû.
                 Ìàðø!
                 ×òîá âðåìÿ
                 ñçàäè
                 ÿäðàìè ðâàëîñü.
                 Ê ñòàðûì äíÿì
                 ÷òîá âåòðîì
                 îòíîñèëî
                 òîëüêî
                 ïóòàíèöó âîëîñ.
                 Äëÿ âåñåëèÿ
                 ïëàíåòà íàøà
                 ìàëî îáîðóäîâàíà.
                 Íàäî
                 âûðâàòü
                 ðàäîñòü
                 ó ãðÿäóùèõ äíåé.
                 Â ýòîé æèçíè
                 ïîìåðåòü
                 íå òðóäíî.
                 Ñäåëàòü æèçíü
                 çíà÷èòåëüíî òðóäíåé.
                 [1926]
***
 	Àëåêñàíäð Àôèíîãåíîâ
  
 «Äà, ìû âñå ïîìíèì è áóäåì ïîìíèòü Åñåíèíà, èìåííî, êàê öâåòîê, íåïîâòîðèìûé íå òîëüêî â òâîð÷åñòâå, íî è, ãëàâíûì îáðàçîì,  â ñâîåé ðàçäâîåííîñòè, êîòîðàÿ ïðèâåëà åãî  ê ïå÷àëüíîìó êîíöó è êîòîðîé íå áóäåò ìåñòà â óñëîâèÿõ àêòèâíîãî  òâîð÷åñòâà íîâîé, ñîöèàëèñòè÷åñêîé äåéñòâèòåëüíîñòè». 
 /»Æèçíåííûé ïóòü Ñåðãåÿ Åñåíèíà», 1926 ã./
 <> <> <>
 Èîñèô Óòêèí
ÑËÎÂÎ ÅÑÅÍÈÍÓ
 Êðàñèâûì, ñèíåãëàçûì 
 Íå ïðîñòî óìèðàòü. 
 . . 
 Îí ïåë, ëþáèë ïðîêàçû, 
 Ñòèõè, ñåëî è ìàòü.. .
 Íàì âñåì äàíà îò÷èçíà 
 È ïðàâî æèòü è ïåòü, 
 È, êðîìå ïðàâà æèçíè,  
 È ïðàâî óìåðåòü.
 Íî îòäàííûå ñèëîé 
 Íàãàíó è ïåòëå,  
 Õðàíèì ìû âåðíîñòü ìèëîé, 
 Îñòàâëåííîé çåìëå.
 ß âèäåë, êàê â àòàêàõ 
 Ãëîòàëè ïîä êîíåö 
 Áåññòðàøíûå âîÿêè 
 Òðàãè÷åñêèé ñâèíåö.
 Îíè ëè íå ðóáèëè 
 Áåçäàðíóþ ñóäüáó? 
 Îíè ëè íå ëþáèëè 
 È çåìëþ, 
 È áîðüáó?
 Êîãäà áðîñàþò æåíùèí, 
 Ëóêàâûõ, íî ðîäíûõ, 
 Òî ëþáÿò èõ íå ìåíüøå, 
 È óõîäÿ îò íèõ.
 Åñòü óæàñ áåçäîðîæüÿ, 
 È â íåì  êîíåö êîíþ! 
 È ÿ òåáÿ, Ñåðåæà, 
 Íè êàïëè íå âèíþ.
 Áóíòóþùèé è øàëûé, 
 Òû âûêèïåë äî äíà. 
 Êîìó íóæíû áîêàëû, 
 Áîêàëû áåç âèíà?. .
 Êèïèò, öâåòåò îò÷èçíà, 
 Íî òû íå ìîæåøü ïåòü! 
 À êðîìå ïðàâà æèçíè, 
 Åñòü ïðàâî óìåðåòü.
***
 Âèêòîð Áîêîâ
ÏÀÌßÒÈ ÅÑÅÍÈÍÀ
 Íà Âàãàíüêîâñêîì êëàäáèùå îñåíü è îõðà,
 Íåáî  ñåðûé ñâèíåö ïîïîëàì ñ ñèíåâîé.
 Òàì ëîïàòû ñòó÷àò, íî çåìëÿ íå îãëîõëà 
 Ñëûøèò, ìàòóøêà, ìóçûêó æèçíè æèâîé.
 À æèâûå èäóò íà ìîãèëó Åñåíèíà,
 Îòäàâàÿ åìó è âîñòîðã è ïå÷àëü.
 Îí  Íàäåæäà. Îí  Ðóñü. Îí  å¸ Âîçíåñåíèå.
 Ïîòîìó è áåññìåðòüå åìó ïî ïëå÷àì.
 Êòî îí?
 Áîã èëü áåçáîæíèê?
 Ðàçáîéíèê èëü àíãåë?
 ×åì îí òðîãàåò ñåðäöå
 Â íàø àòîìíûé âåê?
 ×òî âñå ëåñòíèöû ñëàâû,
 Ðàíæèðû è ðàíãè
 Ïåðåä çâàíüåì ïðîñòûì:
 Îí  äóøà-÷åëîâåê!
 Âñ¸ â í¸ì áûëî 
 È áóéñòâî, è òèøü, è ñìèðåíüå.
 Òîëüêî Âîëãà îöåíèò òàêóþ ãóëüáó!
 Íå ïîýòîìó ëü êàæäîå ñòèõîòâîðåíüå,
 Êàê òåëîê, ïðèçíàâàëîñü:
  ß òðàâû ëþáëþ!
 È ñíåãà, è çàêàòû, è ðîùè, è íèâû
 Òèõî, íåæíî ïðîñèëè:  Îò íàñ ãîâîðè! 
 Íå ïîýòîìó ëü òàê îõðàíÿë îí ðåâíèâî
 Ñëîâî ðóññêîå íàøå, ñâåòèâøåå ñâåòîì çàðè.
 Ñëàâà ãåíèþ ÷àñ íåçàêàòíûé ïðîáèëà,
 Îí äîñòîèí å¸, ïîëåâîé ñîëîâåé.
 Äîðîãà áåñêîíå÷íî íàì ýòà ìîãèëà,
 ß ñòîþ íà êîëåíÿõ è ïëà÷ó íàä íåé!
____________
Êëþåâ Íèêîëàé Àëåêñååâè÷ [10 (22) îêòÿáðÿ 1884  ìåæäó 21 è 23 îêòÿáðÿ 1937]  ðóññêèé ïîýò, ïðåäñòàâèòåëü òàê íàçûâàåìîãî íîâîêðåñòüÿíñêîãî íàïðàâëåíèÿ â ðóññêîé ïîýçèè XX âåêà.
Óñòèíîâ Ãåîðãèé Ôåîôàíîâè÷ (1888  1932)  ïèñàòåëü è æóðíàëèñò, ñ êîòîðûì Åñåíèí ïîçíàêîìèëñÿ â êîíöå 1918 ã.
Èâàí Ïðèáëóäíûé (íàñòîÿùåå èìÿ Îâ÷àðåíêî ßêîâ Ïåòðîâè÷), [1 (14) äåêàáðÿ 1905  13 àâãóñòà 1937]  ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò.
Ýðëèõ Âîëüô Èîñèôîâè÷ [7 èþíÿ 1902  24 íîÿáðÿ 1937]  ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò.
Ñàäîôüåâ Èëüÿ Èâàíîâè÷ (12 èþëÿ 1889  17 èþëÿ 1965)  ðóññêèé ñîâåòñêèé ïîýò, ïåðåâîä÷èê.
Источник
