Можно ли делать перманентный макияж мусульманкам
Сегодня татуаж достиг пика своей популярности не только в
среде определённых субкультур. Его распространённость в наши дни отрицать не
приходится, ведь уже очень многие «продвинутые» девушки и даже некоторые парни
сделали это.
Мусульманкам же приходится задумываться о том, разрешается
ли эта новая мода Исламом и как это сможет отразиться на её духовных и
нравственных качествах.
Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо понять сущность татуажа и его
процедуру.
Итак, начнём…
«Перманентный макияж бывает нескольких видов. Существует
перманентный макияж бровей. Популярен перманентный макияж глаз и перманентный
макияж губ. Все они появились из искусства татуировки благодаря косметологу из
США. Он придумал электрическую машинку для накалывания рисунка на кожу. Направление
татуажа стало необычайно популярным. Через сто лет косметологи решили
использовать аппарат для коррекции лица. Новый вид татуажа назвали
микропигментирование, позже – перманентный макияж» (x-tattoo.ru).
Из вышепрочитанного следует, что татуаж берёт свои истоки от
искусства татуировок. А татуировки в Исламе запрещены согласно достоверному
хадису Пророка (мир ему и благословение).
Процедура татуажа, или «вашму»
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сообщается: «Проклял
Аллах метящих (вашимат) и просящих об этом (муставшимат), выщипывающих волосы и
просящих об этом, подпиливающих между зубами для красоты – изменяющих творение
Аллаха» (Сахих аль-Бухари, № 4604; Муслим, № 2125).
Давайте разберёмся, кто подразумевается под словом «метящие» (вашимат).
Если откроем книгу имама Навави «Шархуль Муслим», что является
комментариями хадисов Муслима, то найдём следующее толкование: «Вашима
(проклятая Всевышним в досточтимом хадисе) – это женщина, наносящая татуировки,
а именно прокалывающая кожу с помощью иглы, спицы или чего-то подобного на
тыльных сторонах ладоней, запястьях, губах или на иных органах тела женщины до
момента появления крови, затем подкрашивает эти места сурьмой или известью,
из-за чего кожа приобретает зеленоватый оттенок. Наносится эта краска для
различных узоров…» («Шарх Навави аля аль-Муслим», № 14/106).
Подобное же объяснение мы можем найти и в «Тафсируль
Куртуби»: «Вашму… это прокалывание кожи на тыльной стороне руки или
запястья женщины, затем подкрашивание этих мест сурьмой или известью, из-за
чего кожа приобретает зеленоватый цвет…» («Тафсируль Куртуби», №
5/392).
Такое объяснение дают учёные Ислама слову «вашму», который,
согласно хадису Пророка (мир ему и благословение) , попадает под проклятие
Всевышнего!
А теперь давайте прочтём о процедуре татуажа и сравним,
похожа ли она на «вашму»,запрещённый Исламом, или это совсем разные
вещи.
«Процедура татуажа выполняется при помощи специального
прибора, оснащённого сменными безопасными гигиеническими модулями со встроенными
иглами. Иглы для татуажа имеют особую заточку и лазерную полировку, что
позволяет идеально и максимально точно вводить пигмент под кожу. Процедура
весьма болезненна, поэтому использование анестетика обязательно. Для этого чаще
всего используются специальные кремы и гели, некоторые приводят к лёгкому
охлаждающему эффекту (к примеру, «Сустаин», «Эльма», «Анестоп» и др.). Даётся
около 5–10 минут на его впитывание и начало действия. Затем мастер приступает к
непосредственному нанесению перманентного макияжа. Подкожно тонкой иголкой на
глубину около 0,8 мм (главное – не превышать максимум в 1,5 мм) вводится
окрашивающий состав. В качестве красителя могут использоваться, в принципе, как
минеральные, так и натуральные (растительные) вещества» (JenDoctor.ru).
Как мы видим из прочитанного, процедуры вашму и татуажа
проходят одинаково. Отсюда понимаем, что запрещённый в хадисе вашму относится к
татуажу.
Почему запрет настолько строгий?
В чём причина того, что Пророк (мир ему и благословение)
проклял вашму – татуаж? Среди учёных есть разные мнения, более достоверным
является то, что причина запрета заключается в изменении творения Аллаха
(«Тафсируль Куртуби»,
№ 5/393).
Всевышний Аллах в священном Коране говорит (смысл): «Поклоняются
многобожники идолам, подобным Ал-лат, Аль-узза и Манат. Поклоняются они тем
самым непокорному шайтану, которого проклял Аллах, отдалив его от Своей
милости. И сказал шайтан: «Я непременно сделаю для себя долю из Твоих
рабов, призвав их к поклонению мне. И собью их с пути. Внушу в их сердца мечты
о долгой жизни, что не будет отчёта и воскрешения. И повелю им обрезать уши
скота. И повелю им изменять творения Аллаха» (в «Тафсируль Куртуби» (№
5/392) говорится: «Некоторые учёные говорят о том, что под словом «изменять творения
Аллаха» имеется в виду «вашму» – татуаж). И тот, кто берёт для себя шайтана
покровителем, понесёт явный урон, так как местом возврата для него будет вечный
Ад» («Тафсируль Джалалайни», сура «Ан-Ниса», № 117–119).
Подобное объяснение «изменению творений Аллаха» можно
найти и в «Тафсиру Табари», в суре «Аль-Исра», аяте 119.
А если татуаж уже нанесён?
Если же по разным обстоятельствам татуаж всё-таки нанесён,
то, во-первых, необходимо искренне раскаяться в содеянном и больше не
возвращаться к подобному. В книге «Ианату Талибин» написано: «Обязуется
удалить вашму (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже,
из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае удалять тату
необязательно. В «Буджайрими» сказано: «Если вашму нанесён до
совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях,
когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и
намаз, совершённый с вашму, не считается действительным»» («Ианату
Талибин», № 4/55).
Подобное говорится и в следующих книгах: «Асналь
маталиби», № 1/172; «Аль-Икънау ли Ширбини», №
1/151; «Хашияту Буджайрими аляль Хатиби», № 4/441; «Хашиятуль
Джамали аляль Мангьаджи Ли Шайхиль Ислам Закарийя», № 2/426; «Мугъниль
Мухтадж», № 1/191; «Нигьаятуль Мухтадж», № 2/22.
В «Тафсируль Хазин» сообщается, что иблис
обратился к Аллаху: «О Господь, ты отправил пророков и ниспослал к ним
книги, а что же будет моей книгой?»Всевышний ответил: «Вашм» (татуировка,
татуаж) («Тафсируль Хазин», сура «Аль-Исра», аяты 65–69).
Когда можно делать татуаж?
Имам Ахмад (1123) и Насаи (5104) передают: «Пророк
(мир ему и благословение) проклял делающую вашму (татуировку или татуаж) и ту,
которая просит этого, кроме как для лечения».
Исходя из этого хадиса, разрешается прибегать к татуажу с
целью устранить такие дефекты, которые создают человеку физические препятствия
или же вызывают у него гнетущий психологический дискомфорт, неловкость при
общении с окружающими, если нет иных способов. В этом случае он может
прибегнуть к исправлению своих внешних дефектов. И это разрешение обусловлено
отсутствием вреда коже от татуажа.
Однако это разрешение в Исламе действует с одной оговоркой: процедура татуажа
должна быть относительно безопасной и её должен порекомендовать достойный
доверия и надёжный специалист (или специалисты) в этой области, который
подтвердит, что татуаж сможет убрать имеющийся дефект.
За чьей модой следовать?
Некоторые в оправдание совершению татуажа говорят: «Ведь
сегодня модно так ходить. Я же не для кого-то, я для себя». Сестра, ты ведь
знаешь, что каждая эпоха диктует определённые представления о красоте, и,
соответственно, вводит свою моду. К примеру, во времена да Винчи женщины
объявили войну бровям и нещадно с ними боролись. В России в это же время дамы
жевали белладонну, чтобы добиться «томных» расширенных зрачков. Вспомните
корсеты, свинцовые белила, слои подъюбников… Все эти спортивные костюмы,
кожаные куртки, золотые цепи, малиновые пиджаки… Согласитесь, сёстры, что мода
1990-х сегодня нам кажется смешной и вызывает улыбку. Спустя 20 лет трудно
представить, как это можно было считать красивым. Так и через двадцать лет
будет трудно представить, как это можно было считать красивым и модным
перманентный макияж. Поэтому, сёстры, не обманывайтесь причудливой модой:
сегодня она есть, завтра нет, – и если сегодня Вы последуете за ней, то завтра
её не будет, а Вы, ослушавшись запрета Всевышнего, останетесь под гневом
Всевышнего Аллаха у разбитого корыта и начнёте в недоумении вопрошать: как это
я, зомбированная глянцевыми журналами, ходила с этим татуажем на улицу?
Красота требует жертв
Кто-то может в оправдание татуажа сказать: «Красота
требует жертв».
Сестра, ты понимаешь, чем жертвуешь? Неужели ради татуажа можно пожертвовать
довольством Всевышнего и заслужить Его проклятия?
Недавно на одном рекламном щите изобразили всю в татуаже,
напудренную актрису или певицу, точно не помню. На заднем фоне был изображён
пылающий огонь и надпись:«Войди в огонь, в котором я горю». Я не
женщина, но если бы ею был, мне бы не захотелось ради татуажа зайти в её огонь.
А вам?
Источник: https://www.assalam.ru/content/story/2783
Источник
Вопрос: Учитывая то, что «уашм» запрещен Исламом из-за его вредного воздействия на кожу, в качестве альтернативы для этих целей люди используют хну для нанесения разного рода рисунков и узоров. Однако недостаток этого способа в том, что желаемый узор не получается столь отчетливо как при нанесении реального тату и несмотря на то, что впоследствии рисунок можно удалить, он все же держится на коже в течении продолжительного периода. С учетом проблематичности обоих этих способов в качестве замены им предлагается нанесение тату при помощи наклеек, более известное как «стикер-тату». Так, к примеру, ее можно нанести ночью и избавиться от нее тут же после того как цель, для которой она предполагалась, будет достигнута. Каково шариатское постановление относительно «стикер-тату», клеящегося на тело, а затем удаляемого с него без следа?
Ответ:
Хвала Аллаху!
Во-первых:
С точки зрения Шариата существует разница между украшением тела при помощи окончательного изменения формы или цвета какого-либо из органов тела или участков кожи, и между подобными украшениями, имеющим временный характер. Что касается первого, то это является запретным и расценивается как изменение творения Всевышнего Аллаха, что же до второго, то это дозволено и относится к разрешенным видам украшения тела.
Уашм (тату) – это изменение цвета кожи (на определенном участке тела) при помощи прокалывания ее иглой до момента появления крови, а затем подкрашивание этого места сурьмой или иной краской, для того чтобы добиться изменения ее первоначального сотворенного Всевышним Аллахом цвета.
Что же касается нанесения узоров на кожу при помощи хны и подобных веществ, то это не относится к изменению творения Аллаха, поскольку не меняет цвет кожи, являясь не более чем рисунками и надписями, самоудаляемыми, со временем, естественным образом.
Всевышний Аллах позволил женщинам украшаться при помощи подобных узоров, с условием, что данные рисунки не будут олицетворять собой какие либо живые существа, как например людей или животных, а также не будут демонстрироваться для посторонних им мужчин. Способ, которым пользуются испокон веков, упомянутый нами выше (при помощи иглы).
Имам ан-Науауи, да помилует его Аллах писал:
«Уашима это женщина, наносящая татуировки, а именно, прокалывающая кожу с помощью иглы, спицы или нечто подобного, на тыльных сторонах ладоней, запястьях, губах или на иных органах тела женщины, до момента появления крови, затем подкрашивающая эти места сурьмой или известью, из-за чего кожа приобретает зеленоватый оттенок. С помощью этого она может наносить на кожу различные узоры и надписи в виде больших или маленьких рисунков. Проделывающая все это называется «уашимой». Женщина же, которой наносятся татуировки, называется «маушумой», а та кто просит нанести ей на кожу татуировку – «мустаушимой». Это является запретным, как для той, кто делает эти татуировки, так и для тех, кому они наносятся, с их позволения или по их просьбе». См. «Шарх ан-Науауи ‘аля Муслим» 14/106.
2) Использования разного рода химических препаратов и хирургического вмешательства, приводящих к изменению цвета всей кожи или некоторой ее части.
Шейху Мухаммад Салих аль-‘Усаймину, да помилует его Аллах, однажды задали вопрос:
Среди людей сегодня, а особенно среди женщин, широко распространено использование химических препаратов, а также препаратов, растительного происхождения с целью изменить природный цвет кожи и придать ей иной желаемый цвет. Так, например, после прохождения всех этих процедур, смуглая коричневая кожа становится белой. Не является ли это запретным с точки зрения Шариата? Следует также отметить, что порой сами мужья велят своим женам делать с собой это, объясняя это тем, что женщина обязана украшаться перед своим супругом.
На что шейх ответил:
«Если это изменение имеет окончательный и необратимый характер, то это безусловно запрещено, более того это является одним из величайших грехов, ибо это даже хуже чем уашм (татуировки). Достоверно известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял «уасылю и мустаусылю», «уашиму и мустаушиму». В обоих «Сахихах» приводится хадис от ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Проклял Аллах метящих и просящих об этом, выщипывающих и просящих об этом, подпиливающих для красоты – изменяющих творение Аллаха». Затем Ибн Мас’уд сказал: «Почему же и я не должен проклинать тех, кого проклял сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?!»
Уасыля (подвязывающая) – это женщина, занимающаяся подвязыванием прядей к голове женщины у которой свои волосы редкие или короткие.
Мустаусыля – это та, кто просит о подвязывании прядей.
Уашима (метящая) – это, так кто при помощи иглы наносит на кожу татуировки, изменяющие цвет кожи.
Мусташима – это, так то просит о нанесении татуировок.
Намиса (выщипывающая) – это та, кто выщипывает и удаляет волосы с лица женщины, например брови.
Мустанмиса – та, кто просит об этом.
Мутафаллиджа – это женщина, обращающаяся с просьбой о подпиливании ее зубов, так чтобы между ее зубами появились щели.
Все это является изменением творения Аллаха. А процедуры, о которых говорит задающий вопрос еще хуже, чем изменения творения Аллаха, упомянутые в хадисе». См. «Маджму’ аль-Фатауа шейх ‘Усаймин» 17/4.
3) Метод нанесения временных тату, срок длительности которых может достигать года и более.
Шейха ‘Абдуллаха ибн Джибрина, да помилует его Аллах, спросили:
В наши дни появились новые технологии нанесения татуировок, а также изменения и корректировки контуров губ при помощи нанесения временных тату, срок которых может достигать шести и даже двенадцати месяцев. Каково постановление Шариата относительно этого?
Шейх ответил:
«Это не позволительно, поскольку также входит в понятие «уашм», а ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял уашиму и мустаушиму. Так, эффект от подведения контура глаз и губ при помощи это способа длится от полугода до года, затем когда достигнутый результат ослабевает, женщина возобновляет эту процедуру для того чтобы эффект длился постоянно. И, таким образом, это становится подобным постоянному уашму.
В основе своей сурьма является средством лечения болезней глаз. Как правило, она бывает черного или серого цвета. Ее закладывают под веко или наносят на ресницы при конъюктивите или для профилактики глазных заболеваний. Также она используется, женщинами, в качестве дозволенного украшения. Что же касается корректировки контура губ при помощи временной татуировки (с использованием сурьмы), то я считаю, что это недозволенно. И пусть женщины остерегаются совершения подобного рода сомнительных поступков. Аллаху ведомо лучше, и да благословит Он и приветствует Мухаммада, его семью и сподвижников».
Наше мнение относительного временного «уашма» (кстати более правильным будет не называть его «уашм», поскольку, если это полностью соответствует тому виду, о котором упомянуто в вопросе и не относится к запретным видам татуировок, в Шариате это имеет положение нанесения узоров при помощи хны и не более). Однако дозволенность этих тату обусловлена следующими пунктами:
1. Чтобы данный узор можно было удалить, и он не был постоянным.
2. Чтобы в подобных узорах не фигурировало изображение живых существ.
3. Чтобы эти тату не демонстрировались посторонним мужчинам.
4. Чтобы их нанесение не нанесло вреда кожи с точки зрения медицины.
5. Чтобы в этих узорах не прослеживалось уподобление распутницам или неверным.
6. Чтобы тату не содержали в себе отличительных символов и орнаментов искаженных религий, порочных идеологий и заблудшего образа жизни.
7. Чтобы наносящей эти тату была женщиной, и чтобы они не наносились на места «‘аурата».
Имам ас-Сан’ани, да помилует его Аллах, писал: «В некоторых хадисах запретность уашма мотивируется изменением творения Аллаха, к которому он приводит. Однако нельзя утверждать, что нанесение узоров при помощи хны содержит в себе тот же мотив. И даже если заявить подобное, то это все равно являлось бы исключением согласно единогласному мнению ученых (иджма’) а также, поскольку это практиковалось при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует». См. «Субуль ас-Салям» (1/150).
Ранее мы уже приводили вопрос заданный шейху ‘Усаймину:
«Среди людей сегодня, а особенно среди женщин, широко распространено использование химических препаратов, а также препаратов, растительного происхождения с целью изменить природный цвет кожи…»
В продолжении своего ответа шейх сказал:
«…процедуры, о которых говорит задающий вопрос еще хуже, чем изменения творения Аллаха, упомянутые в хадисе. Что же касается изменения временного, не носящего постоянный необратимый характер, как например узоры при помощи хны и т.п., то нет никаких проблем в их использовании, поскольку они устраняются естественным путем и подобны сурьме, губной помаде и румянам для щек. Однако следует помнить, что обязательно остерегаться самим и предостерегать других от изменений творения Аллаха, более того необходимо распространять это среди людей, дабы в последствие в исламской Умме это зло не стало нормой, устранение которой будет затруднительным».
См. «Маджму’ аль-Фатауа шейх ‘Усаймин» 17/4.
Также следует отметить, что некоторые медики предостерегает от нанесения временных «стикер-тату».
Так в саудийской газете «аль-Йаум» была размещена статья следующего содержания:
«…Временные тату, сегодня, пользуется растущим спросом среди девушек всех возрастных категорий, особенно это заметно в период праздников и начала школьных каникул. Однако доктор Усама аль-Багдади – специалист по кожным заболеваниям – предупреждает о вредных последствий этих стикеров. В первую очередь, это опасность обезображивания участка кожи, на который они были нанесены. Также это риск развития разного рода кожных заболеваний, зависящий от степени опасности клея, используемого в стикерах. Этот клей, сквозь поры кожи, проникает в организм и смешивается с системой кровообращения. Помимо этого химические красители, входящие в состав самой тату, могут негативно отразиться на общем состоянии здоровья». См. Газета «аль-Йаум» №11159, от 11/11/1424 г.х. соответствующему 1/3/2004 г.г.
Итак, если выяснится, что данный вид тату («стикер-тату») приводит к кожным или иным заболеваниям, то это станет запретным с точки зрения Шариата, поскольку мусульманин не имеет право совершать что-либо приносящее вред ему самому или кому-либо другому. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет в Исламе причинения вреда самому себе или кому-либо другому». См. «Сунан ибн Маджах»/784. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «Ируа аль-Гъалиль».
А Аллаху ведомо лучше!
https://islamqa.com/ar/ref/99629/
الوشم
Источник