Можно ли стричь брови в исламе мужчинам
Анонимный вопрос · 13 июля 2018
24,9 K
Аллах Всевышний наделил каждого человека особой красотой. Поэтому каждый человек обязан сохранять свою врожденную красоту, беречь ее и быть благодарным за это. Поэтому если нет жизненной необходимости, то не следует изменять что-то в своем теле или внешнем облике. Так как любое необоснованное вмешательство в естественный облик может повлечь серьезную ответственность. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), который был категорически против любых необоснованных изменений внешнего вида, предупреждал, что те, кто наращивает свои волосы при помощи искусственных или чужих волос, делает татуировки, стачивает зубы, а также выщипывает брови и ресницы, могут лишиться милости Аллаха Всевышнего. Исходя из этого хадиса, факихи пришли к заключению, что женщина может удалять усы и волосы, растущие у нее на подбородке. Однако, по их мнению, выщипывание бровей, то есть придание им неестественной формы, а также использование накладных ресниц, является запрещенным. Так как зубы, брови и ресницы являются частями тела человека, тогда как волосы, растущие на других участках лица женщины, не относятся к этой категории, и, соответственно, в их удалении нет ничего предосудительного. Точно так же нет ничего предосудительного в удалении женщиной волос на ногах. Если взглянуть в книги по фикху, то мы увидим следующие хукмы: Женщина может удалять те волосы на лице, которые портят ее внешность. Если у женщины появляются усы или волосы на подбородке, то в этом случае удаление этих волос разрешено. Что касается волос, которые растут между бровей или по краям бровей, то по этому поводу можно сказать следующее: У каждой женщины есть нормальная, то есть ее естественная форма бровей, волосы, выходящие за эти рамки и придающие женщине отталкивающий вид, могут быть удалены. Что же касается выщипывания бровей и их утончения, то это считается запрещенным (Хайреддин Караман). По мнению большинства алимов, для того, чтобы выглядеть более привлекательно в глазах своего мужа, женщине разрешено удалять со своего лица волосы, неприсущие женщинам, например, над верхней губой или с подбородка, а также волосы растущие вокруг бровей, а также делать для своего мужа макияж. Что же касается запретов, содержащихся в хадисах по этому поводу, то они касаются тех случаев, когда женщина удаляет лишние волосы для того, чтобы привлекать к себе внимание посторонних мужчин.
Пророка М. С. А. В сказал. Если женщине выщипывает брови. То этой ночью её будет проклянат
Non refert, qui sum…Quod ego facio…I vide de abysso» — «Не важно кто…
По Корану удалять предусмотрено только очень грубые волоски на бровях. А вот на переносице, между бровями можно удалять волоски, так как переносица никакого отношения к бровям не имеет.
А достоверный хадис можно?
Или это нововедение? Потому что ясно сказано что брови щипать нельзя. И к чему тогда… Читать дальше
Как сделать брови более выразительными?
Если женщина внезапно замолкла, значит, она хочет что-то сказать
Выразительные брови — это ухоженные брови красивой формы (только, пожалуйста, не увлекайтесь покраской бровей у непроверенных горе-мастеров, Брежневские брови уже не в моде)
Форма бровей должна сочетаться с особенностями лица. Брови-ниточки не подойдут девушкам с крупными чертами лица. А густые брови сделают аристократичное лицо грубым. —
Чтобы определить начало и конец брови, воспользуйтесь карандашом. Приложите карандаш к ноздре, параллельно к носу — в месте соприкосновения с бровью будет ее начало.
Приложите карандаш к ноздре под углом, чтобы карандаш проходил через зрачок — так вы определите место изгиба брови. Соединив край ноздри и внешний край глаза вы найдете окончание брови. Если бровь короткая — можно попробовать ее скорректировать, дорисовать но аккуратно, так лицо будет выглядеть гармоничнее.
Чтобы сделать брови выразительными, можно их подкрасить карандашом или темными тенями. Главное: цвет бровей должен максимально совпадать с цветом волос. Причешите волоски бровей вверх. Проведите нижний контур, затем заполните пустые места, где не хватает волосков. Затем очертите кончик брови и верхнюю границу. У переносицы лучше не прорисовывать брови, а прочесать щеточкой или карандашом по росту волос.
Нанесите консилер между бровью и веком, так брови будут выглядеть более четкими.
Прочитать ещё 1 ответ
Можно ли бить женщину, если она не понимает?
Не считаю это допустимым ни при каких обстоятельствах, тем более, что касается «понимания», для этого есть слова, от ваших ударов понимания не прибавится. Если вам хочется ударить женщину, с которой вы общаетесь/живёте, то зачем вы с ней вообще общаетесь/живёте? Мужчины сильнее, и это может быть опасно. Да и вообще, решение вопросов физической силой в современном мире — это не самый адекватный вариант, как по мне, вне зависимости от пола. Давать сдачу женщине, я считаю, нужно только в том случае, когда вашему здоровью реально угрожает опасность, а не когда вам дали пощёчину, например.
Прочитать ещё 3 ответа
Почему мусульманам нельзя стричь ногти вечером?
Провизор-клинический фармаколог, мусульманин
Мир вам!
Ногти можно укорачивать (стричь, пилить) в любое время: днём, ночью, будь это во время поста или нет, в дни и ночи месяца Рамадан или же в любой другой день или ночь! Нет в шариате никакого ограничения во времени укорачивания ногтей, ни какими либо часами в течении суток и ни какими днями в течении года!
Но! Мы должны знать, что нельзя подстригать ни волосы, ни ногти (вырывать, подкорачивать, брить, подпиливать) только двум людям:
1- Находящемуся в ихраме хаджию, совершающему Умру или Хадж. Этому человеку нельзя подкорачивать волосы и ногти с момента вхождения в состояния «ихрам» и до момента выхода из состояния «ихрам» (т.е. заканчиванием Умры для совершающего Умру, и совершением частичного тахаллюля для совершающего Хадж).
2- Человеку, намеревающемуся совершить жертвоприношение во время Курбан-байрама. Этому человеку нельзя подкорачивать волосы и ногти с момента наступления месяца Зуль-Хиджа ( это месяц в котором совершается Хадж) вплоть до момента совершения жертвоприношения.
Так же хотелось бы отметить, что ученые Ислама считают хорошим нравом подстригать ногти в пятницу до выхода на пятничную молитву, подкрепляя своё мнение действиями сподвижников и табиинов. Некоторые считают это деяние желательным (мустахаб), так как это входит в общее понятие очищения, а очищение в пятницу до пятничного намаза является Сунной Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Имам Куртуби сказал: (Сорок дней — это ограничение наибольшего времени (разрешающего не подстригать ногти, усы, волосы подмышками и на лобке), а желательным же является уделение внимания этому каждую пятницу, и нет среди ученых кто бы определил наименьшее время для этого дела…). Книга аль-Муфхим.
Поэтому, когда человек чувствует нужду в укорачивании волос или ногтей, он это делает.
Имам ан-Навави сказал: (Определяющим время подстригания (в течении сорока дней) является нужда человека).
Имам Ибн Хаджар, добавляя к этим словам сказал: ( Но при этом не запрещается уделять этому дополнительное внимание в пятницу, так-как проявление большего внимания чистоте в этот день является обоснованным в шариате (машруг). Книга «Фатхуль-Бари шарх сахих аль-Бухари», глава — Одежда, раздел- подкорачивание усов, под номером хадиса (5439)
И для обобщения приведу высказывания ученого хадисоведа имама Сахави в книге «Макасыд хасана», где он сказал относительно ногтей:
(Не пришло в достоверной Сунне от Пророка (мир ему и благословение от Аллаха) чего-либо указывающего на порядок подстригания ногтей и на определение какого-либо дня для этого) (стр.:422).
Взято с сайта: whyislam.ru
Прочитать ещё 4 ответа
Источник
1. – Жена попросила у меня развода – на это у неё была причина. При свидетелях я произнёс бракоразводные слова один раз. Но затем в течение трёх месяцев я много раз говорил ей, что возвращаю её, но она как будто не слышит меня и не возвращается. Прошло уже больше года Является ли она до сих пор моей женой? И что вы посоветуете делать?
2.– Может ли один из братьев выдать сестру замуж без согласия остальных?
3. – Можно ли слушать аяты Корана лёжа перед сном?
4. – Дозволено ли мужчинам и женщинам выщипывать или укорачивать брови, придавая им форму?
5. – Можно ли в мечетях вести мирские разговоры?
6. – Дозволено ли вешать фотографии в мечети?
статья опубликована в номере: 19 (560) / от 01 октября 2018 (Мухаррам 1440 г.)
1822
1. – Жена попросила у меня развода – на это у неё была причина. При свидетелях я произнёс бракоразводные слова один раз. Но затем в течение трёх месяцев я много раз говорил ей, что возвращаю её, но она как будто не слышит меня и не возвращается. Прошло уже больше года Является ли она до сих пор моей женой? И что вы посоветуете делать?
– Если вы сказали жене просто слово «талак», то развод не произошёл. Но если вы сказали «я даю тебе талак», то в этом случае развод совершается. Но если вы вернули её в течение идды, то есть пока не закончились три очищения от менструального цикла, то она является вашей законной женой вне зависимости от того, прошёл год или больше этого времени, и вы должны ей об этом сообщить. В любом случае вам будет лучше обратиться к имаму мечети для решения этого вопроса.
2.– Может ли один из братьев выдать сестру замуж без согласия остальных?
– Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет: «Если девушка, у которой есть несколько опекунов, имеющих равное право выдать её замуж, например несколько братьев, попросит одного из них об этом, то он обязан выполнить её просьбу. Если же сестра даст согласие одному из братьев, то другой брат не имеет права выдать её замуж, кроме как с согласия уполномоченного ею брата».
«Однако если один из них выдаёт девушку замуж за неравного ей по статусу без согласия остальных братьев, то такой брак считается недействительным» («Тухфат аль-мухтадж», т. 7, с. 268–275). Заключение: Если у девушки нет отца или деда со стороны отца, то замуж её выдаёт с её словесного согласия родной брат.
И если у неё несколько братьев, то выдаёт замуж за человека с соответствующим её статусу положением тот из братьев, кому она дала на это согласие, даже если остальные выражают своё несогласие. Если же этот человек (за которого выдают) не соответствует ей по определённым установленным критериям, таким как знатность, интеллект, дееспособность, то брак без согласия остальных недействителен.
3. – Можно ли слушать аяты Корана лёжа перед сном?
– Имамы аль-Бухари и Муслим передали, что Пророк ﷺ в комнате Айши رضي الله عنها читал Коран облокотившись. Имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Этот хадис указывает на дозволенность чтения Корана лёжа на спине и облокотившись».
4. – Дозволено ли мужчинам и женщинам выщипывать или укорачивать брови, придавая им форму?
– Имам Абдулхамид аш-Ширвани в субкомментариях к книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Запрещается женщине «ат-танмис» – выщипывание (удаление) волос с лица и бровей для красоты. Если же муж дал ей разрешение на это, тогда оно дозволяется, потому что подобное украшение в его интересах» («Тухфат аль-мухтадж», т. 2, с. 127).
Имам Ибн Хаджар в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет: «Учёные (мазхаба имама аш-Шафии) упомянули некоторые нежелательные действия, касающиеся бороды и т. п. К ним относятся выщипывание и бритьё бороды и бровей» («Тухфат аль-мухтадж», т. 2, с. 375–376). Учёный мазхаба имама Ахмада аль-Бухути в книге «Кашаф аль-Кина» пишет: «Женщине можно брить и подстригать волосы на лице согласно тексту имама Ахмада (насс).
Запретным же является лишь выщипывание волос на лице, как об этом сказал автор ‘‘Аль-Хашии’’» («Кашаф аль-Кина», т. 1, с. 83). Заключение: • По мазхабу имама аш-Шафии замужней женщине запрещено удаление волос бровей путём выщипывания, бритья и подстригания. Замужняя женщина вправе это сделать лишь с разрешения мужа. Мужчинам вышеупомянутое дозволено, но нежелательно.
Также это дозволено тем, у кого на лице имеются волосы, которые уродуют их внешний вид или же мешают нормальной повседневной жизни. Согласно шариатскому принципу ситуации крайней необходимости дозволяют запретное. • По мазхабу имама Ахмада запрещено только выщипывание бровей. Подстригание же бровей по этому мазхабу является нежелательным действием.
5. – Можно ли в мечетях вести мирские разговоры?
– Если в мечети звучит дозволенная речь, в которой обсуждаются мирские дела, то она не запрещена. Однако следует, чтобы такие разговоры велись только по необходимости. Ни в коем случае нельзя вести беседы, содержащие ложь, обман, мешающие людям молиться, читать Коран или же получать религиозные знания и т. д.
Имам ан-Навави в книге «Аль-Маджму» пишет следующее: «Разрешается в мечетях вести мирские разговоры, обсуждения и тому подобное при условии, чтобы в них не было лжи, обмана и т. д., даже если эти разговоры, обсуждения сопровождаются смехом, не переходящим при этом границы дозволенного». В подтверждение вышесказанному имам ан-Навави приводит хадис Посланника Аллаха ﷺ, переданный от сподвижника Джабира رضي الله عنه.
«Пророк ﷺ не вставал с места, где совершал утреннюю молитву, до восхода солнца (читая в это время зикр, дуа и т. п.), и только после восхода солнца он поднимался. Сподвижники же в это время вспоминали доисламские времена, смеялись, и Пророк ﷺ улыбался, глядя на них» (Муслим).
Заключение:
Из вышеприведённого ясно, что, будучи в мечети, прежде всего следует сосредоточиться на поклонении и постараться избегать пустых и бессмысленных разговоров и обсуждений, хотя это не запрещено.
6. – Дозволено ли вешать фотографии в мечети?
– Недопустимо украшать стены изображениями живых существ, даже если это фантастическое существо, например пегас, в том числе люди, животные и насекомые, изображённые или вылепленные в полном объёме. Если же живые существа изображены в несовместимом с жизнью образе (к примеру, без головы, или бюсты), то подобные картины разрешены.
Разрешены также изображения, используемые без почтения к ним, например ковёр с изображениями животных, постеленный на полу, и т. д. Не запрещаются также картины с пейзажами живой и неживой природы («Минхаджу атТалибин»).
• Если в мечети на стены вешают фотографии с изображением живых существ в совместимом с жизнью образе, то это запрещено. Если же речь идёт об изображениях Каабы и т. д., – это не запрещено.
Источник
Можно ли женщине выщипывать брови?
В Коране приводятся слова Дьявола, смысл которых следующий:
«Все усилия приложу, чтобы увести людей от верного пути [буду постоянно подталкивать к совершению ошибок, грехов и преступлений, ослепляя их, дабы не могли они предвидеть, чем все это может закончиться]; возбужу в них [пробужу] несбыточные желания (буду тешить надеждами) [сделаю все, чтобы они забыли о том, что жизнь может в любой момент закончиться и что затем последует возмездие и ответ за поступки]; прикажу им, и будут они резать уши жертвенным животным [выполнять жертвенные и иные ритуалы для своих идолов и богов]; буду приказывать им, и они изменят творение Аллаха [запретное (харам) превратят в разрешенное (халяль), а разрешенное — в запретное; будут стараться изменить законы и закономерности в природе]». Кто берет себе в покровители Дьявола (Сатану) вместо Аллаха (Бога, Господа) [отвергая тем самым Творца, отстраняясь от Него], тот, без сомнения, [как ни крути, все равно] окажется в явном проигрыше» (Св. Коран, 4:119).
«…Буду приказывать им, и они изменят творение Божье». Здесь также имеются в виду изменения, затрагивающие внешний облик человека в тех случаях, когда нет на то острой жизненной необходимости или однозначных медицинских показаний, рекомендаций. Если же они имеются (острая необходимость, настойчивые медрекомендации или иная весомая причина), тогда возможны исключения, канонические послабления. В обычных ситуациях выщипывать брови, изменяя тем самым их форму, запрещено (харам)[1]. Выщипывать можно лишь выходящие из общего ряда отдельные волоски, что не меняет форму, а придает аккуратности.
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял (1) тех женщин, которые делают татуировки другим (наколки[2]), и тех, кому делают татуировку [как мужчин, так и женщин], (2) тех женщин, которые удаляют волосы на лице себе или другим либо просят об этом других[3] (выщипывают брови) [изменяя их форму, делая более тонкими], и (3) тех женщин, которые подпиливают свои зубы (делает искусственные расщелины между зубов[4]), прихорашиваясь тем самым[5]. Они изменяют данное им Богом творение»[6].
Правда ли, что мусульманке нельзя выщипывать брови? У меня есть слабая надежда на то, что это касается мужчин. Диана.
Правда. На этот счет есть достоверный хадис. Исключением могут быть только отдельно растущие большие волосинки, вносящие беспорядок во внешний вид.
Я знаю, что выщипывать брови — харам. А что делать, если они у меня слишком густые? Знаете, это придает неухоженный вид.
Хотелось бы узнать по поводу корректирования бровей.
Придать ухоженный вид канонически разрешается[7]. Необходимо уловить ту грань, при которой ваши брови будут аккуратны, но их форма не изменится.
От вас я узнала, что выщипывать брови — харам. Я очень жалею, что начала заниматься этим несколько лет назад, но, к сожалению, не могу прекратить, так как, если я перестану выщипывать брови, они уже не примут естественный вид (сейчас они очень тонкие) и будут выглядеть просто неэстетично. Я понимаю, что сама виновата, но как быть в данной ситуации?
Как быть? Не усложнять себе жизнь. Поступайте в соответствии с теми обстоятельствами, в которых вы оказались.
Вы пишете, что брови выщипывать запрещено. А недавно я прочитала в Интернете, что девушке после замужества можно выщипывать «нижнюю часть» бровей под основной массой, не меняя их формы. Правда ли это? Г.
Выщипывание лишних крупных или отдельно растущих волосинок возможно.
Как быть, если моя жена сделала татуаж себе на бровях и выщипывала их до того, как мы полностью приняли Ислам. А теперь если их не выщипывать, брови выглядят ужасно, так как есть четкие линии татуажа. E., 26 лет.
Учитывая смысл регламентирующего этот вопрос хадиса, постарайтесь найти некий оптимальный и реалистичный вариант между тем, что было, что стало, и тем, что вам следует делать впредь, сохраняя красоту лица и не игнорируя запрета.
О других темах, связанных с женской красотой читайте в следующих материалах:
— гигиена и уход за собой,
— удаление волос на теле,
— солнечные ванны.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 467–469.
[2] В хадисе использовано слово, которое подразумевает повреждение кожного покрова и введение специальных красок, чернил, которые после заживления кожи сохраняются практически на всю оставшуюся жизнь, изменяя тем самым кожный покров человеческого тела.
[3] Устранение не свойственной женщинам растительности на лице возможно. Это может касаться, например, появившихся вдруг усов или бороды в результате гормонального сбоя.
[4] Лечение зубов или исправление прикуса к данному запрету не имеют никакого отношения. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 107. Лечиться и быть здоровым нужно и важно, о чем настоятельно говорится в других достоверных хадисах.
[5] В древности у некоторых народов пожилые женщины делали себе такие процедуры на старости лет, преследуя цели некоего омоложения лица и внешнего вида.
[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1881, хадис № 5931; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 461, 462, хадис № 5939 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 446, хадис № 7272, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 467; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 347, хадис № 4/1647 и пояснение к нему.
Также см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 102-107, хадисы № 115 (2122) –120 (2125) и пояснения к ним.
[7] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 480, 481, а также т. 2. С. 344.
Источник