Можно ли выщипывать брови на переносице в исламе
Можно ли женщине выщипывать брови?
В Коране приводятся слова Дьявола, смысл которых следующий:
«Все усилия приложу, чтобы увести людей от верного пути [буду постоянно подталкивать к совершению ошибок, грехов и преступлений, ослепляя их, дабы не могли они предвидеть, чем все это может закончиться]; возбужу в них [пробужу] несбыточные желания (буду тешить надеждами) [сделаю все, чтобы они забыли о том, что жизнь может в любой момент закончиться и что затем последует возмездие и ответ за поступки]; прикажу им, и будут они резать уши жертвенным животным [выполнять жертвенные и иные ритуалы для своих идолов и богов]; буду приказывать им, и они изменят творение Аллаха [запретное (харам) превратят в разрешенное (халяль), а разрешенное — в запретное; будут стараться изменить законы и закономерности в природе]». Кто берет себе в покровители Дьявола (Сатану) вместо Аллаха (Бога, Господа) [отвергая тем самым Творца, отстраняясь от Него], тот, без сомнения, [как ни крути, все равно] окажется в явном проигрыше» (Св. Коран, 4:119).
«…Буду приказывать им, и они изменят творение Божье». Здесь также имеются в виду изменения, затрагивающие внешний облик человека в тех случаях, когда нет на то острой жизненной необходимости или однозначных медицинских показаний, рекомендаций. Если же они имеются (острая необходимость, настойчивые медрекомендации или иная весомая причина), тогда возможны исключения, канонические послабления. В обычных ситуациях выщипывать брови, изменяя тем самым их форму, запрещено (харам)[1]. Выщипывать можно лишь выходящие из общего ряда отдельные волоски, что не меняет форму, а придает аккуратности.
Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял (1) тех женщин, которые делают татуировки другим (наколки[2]), и тех, кому делают татуировку [как мужчин, так и женщин], (2) тех женщин, которые удаляют волосы на лице себе или другим либо просят об этом других[3] (выщипывают брови) [изменяя их форму, делая более тонкими], и (3) тех женщин, которые подпиливают свои зубы (делает искусственные расщелины между зубов[4]), прихорашиваясь тем самым[5]. Они изменяют данное им Богом творение»[6].
Правда ли, что мусульманке нельзя выщипывать брови? У меня есть слабая надежда на то, что это касается мужчин. Диана.
Правда. На этот счет есть достоверный хадис. Исключением могут быть только отдельно растущие большие волосинки, вносящие беспорядок во внешний вид.
Я знаю, что выщипывать брови — харам. А что делать, если они у меня слишком густые? Знаете, это придает неухоженный вид.
Хотелось бы узнать по поводу корректирования бровей.
Придать ухоженный вид канонически разрешается[7]. Необходимо уловить ту грань, при которой ваши брови будут аккуратны, но их форма не изменится.
От вас я узнала, что выщипывать брови — харам. Я очень жалею, что начала заниматься этим несколько лет назад, но, к сожалению, не могу прекратить, так как, если я перестану выщипывать брови, они уже не примут естественный вид (сейчас они очень тонкие) и будут выглядеть просто неэстетично. Я понимаю, что сама виновата, но как быть в данной ситуации?
Как быть? Не усложнять себе жизнь. Поступайте в соответствии с теми обстоятельствами, в которых вы оказались.
Вы пишете, что брови выщипывать запрещено. А недавно я прочитала в Интернете, что девушке после замужества можно выщипывать «нижнюю часть» бровей под основной массой, не меняя их формы. Правда ли это? Г.
Выщипывание лишних крупных или отдельно растущих волосинок возможно.
Как быть, если моя жена сделала татуаж себе на бровях и выщипывала их до того, как мы полностью приняли Ислам. А теперь если их не выщипывать, брови выглядят ужасно, так как есть четкие линии татуажа. E., 26 лет.
Учитывая смысл регламентирующего этот вопрос хадиса, постарайтесь найти некий оптимальный и реалистичный вариант между тем, что было, что стало, и тем, что вам следует делать впредь, сохраняя красоту лица и не игнорируя запрета.
О других темах, связанных с женской красотой читайте в следующих материалах:
— гигиена и уход за собой,
— удаление волос на теле,
— солнечные ванны.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 467–469.
[2] В хадисе использовано слово, которое подразумевает повреждение кожного покрова и введение специальных красок, чернил, которые после заживления кожи сохраняются практически на всю оставшуюся жизнь, изменяя тем самым кожный покров человеческого тела.
[3] Устранение не свойственной женщинам растительности на лице возможно. Это может касаться, например, появившихся вдруг усов или бороды в результате гормонального сбоя.
[4] Лечение зубов или исправление прикуса к данному запрету не имеют никакого отношения. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 107. Лечиться и быть здоровым нужно и важно, о чем настоятельно говорится в других достоверных хадисах.
[5] В древности у некоторых народов пожилые женщины делали себе такие процедуры на старости лет, преследуя цели некоего омоложения лица и внешнего вида.
[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1881, хадис № 5931; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 461, 462, хадис № 5939 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 446, хадис № 7272, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 467; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 347, хадис № 4/1647 и пояснение к нему.
Также см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 102-107, хадисы № 115 (2122) –120 (2125) и пояснения к ним.
[7] См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 1. С. 480, 481, а также т. 2. С. 344.
Источник
Можно ли выщипывать брови в исламе? Многие мусульманские женщины имеют представление о том, что согласно хадисам от Аллаха, им нельзя проводить некоторые косметические манипуляции, включающие коррекцию надбровных дуг. Изменять творение пророка нельзя, такое мнение принято в мире правоверных, следовать ли ему – решение каждой женщины, рассмотрим официальную позицию по этому вопросу.
Почему мусульманкам нельзя выщипывать брови?
Выщипывание волосков или проведение иных процедур, например, для придания дополнительного объема проводятся многими представительницами прекрасного пола. Но мусульманский мир имеет жесткое мнение на этот счет, не приемлющее никаких вмешательств в природную красоту человека.
Этот запрет часто вводит девушек в недоумение, потому что данный способ коррекции надбровных дуг широко распространен во всем мире, применяется уже много веков подряд. Трудно себе представить девушку. ухаживающую за собой, следящую за своей красотой, но отказавшуюся от удаления нежелательной растительности вокруг бровей.
По сохранившимся данным, пророк считал, вмешательство в человеческий облик происками дьявола, которые специально проводятся для того, чтобы сбить человека с пути к Всевышнему.
Мусульманские богословы придерживаются целого ряда позиций относительного данного вопроса:
- полный запрет: здесь Аллах полностью отвергает любое вмешательство во внешний облик человека, сюда включают ношение париков, исправление прикуса, коррекцию надбровных дуг;
- дозволение на некоторые изменения: придание формы дугам, при условии их неаккуратной формы, торчащей растительности, волос на переносице разрешается, с целью придания человеку опрятного внешнего вида (считается, что такое воздействие будет способом улучшения божьего творения).
По сохранившимся заветам Аллаха, похвальным считается поддержание чистоплотности, аккуратного внешнего вида каждого человека, главной целью, к достижению которой должны стремиться все правоверные.
Радикальное отношение исламистов к простой косметической процедуре имеет свои корни:
- с арабского слово «намс» переводится как удаление волосков бровей;
- Мухаммед относил эти манипуляции к греховному деянию;
- согласно историческим данным, во время прохождения доисламского периода невежества выщипыванием занимались только проститутки, полностью удаляя волосяной покров из этой зоны.
Исламские ученые считают, что чрезмерное увлечение коррекцией собственной внешности противно человеческой природе. Удаление волосяного покрова дозволяется только тогда, когда он обезображивает внешний вид, это касается усиков, растущих на женских лицах.
Возбранению не подлежит удаление тех элементов растительности, что выходя за естественные пределы дуг, тем самым, нарушая гармонию внешнего вида.
Любое вмешательство во внешний вид должно быть строго обосновано, только тогда оно не будет считаться противным Аллаху.
Ислам ограничивает возможность проведения девушками не только коррекции, но татуажа надбровных дуг, прикрепления накладных ресниц, всяческое изменение собственной внешности.
Какие процедуры разрешены мусульманкам?
Пытаться сделать облик человека гармоничным, ухоженным, аккуратным – в этом нет ничего предосудительного, даже для мусульманских женщин.
Существует перечень процедур, которые мусульманки могут проводить, без боязни прогневать Аллаха, есть такие мероприятия, которые находятся под строгим запретом.
Отношение ислама к разным косметическим манипуляциям разнится.
Основные запреты:
- подстригание, укладка шевелюры лицам противоположного пола;
- окрашивание волос в черный оттенок, цвета (фиолетовый, синий), которые создают распущенный, безнравственный вид;
- изменение формы, удаление части растительности с надбровных дуг не поощряется из-за внесения изменения во внешность (процедура запрещена для представительниц прекрасного пола и мастеров женского пола, проводящих такие манипуляции с другими людьми);
- наращивание ресниц, бровей (здесь есть исключение, процесс допускается производить, если исходное сырье получено не от свиней или людей);
- удаление волос из зоны бикини, восковая эпиляция (строго запрещено воздействие на области от груди до коленей, это считается вершиной бесстыдства);
- раскрытие собственного тела перед немусульманками (допустимо показать только кисти рук, ступни ног, лицо);
- указанные выше нормы применимы к лазерной эпиляции.
Мусульмане допускают коррекционное воздействие при:
- сросшихся дугах;
- густых, слишком длинных волосках;
- неаккуратной форме;
- отсутствии правильного контура.
Если соблюдаются вышеперечисленные нормы, касающиеся волосков, то их можно удалить.
Мусульманкам разрешено стричь, укладывать волосы на голове, главное, чтобы результат не был мужеподобным.
Источник
- 08.05.2017 (изменено: 07.05.2020)
Многим мусульманским девушкам знаком хадис о том, что Всевышний разгневался на тех, кто пытается придать своему лицу привлекательность путём такой косметической процедуры, как выщипывание бровей: «Аллах проклял женщин, наносящих татуировку, и тех, кого татуируют, женщин, выщипывающих брови, и тех, кому их выщипывают, и женщин, подпиливающих зубы и изменяющих творение Аллаха» (Бухари и Муслим).
Этот запрет обескураживает многих, ведь данная процедура наведения красоты прижилась по всему миру и стала неотъемлемой частью ухода за собой. Между тем, вмешательство человека во внешний облик творения Самого Создателя считается элементом козней шайтана, который поклялся сбивать с пути рабов Всевышнего:
«Аллах проклял его, и он сказал: «Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха». Кто сделал дьявола своим покровителем и помощником вместо Аллаха, тот уже потерпел очевидный убыток» (4:118-119)
Однако мусульманские богословы придерживаются разных позиций относительно дозволенности придания формы бровям (в том числе, например, подрисовывания) либо их подрезания.
Сторонники полного запрета опираются на следующий хадис Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.), который приводит, в частности, ан-Навави: «Аллах проклял женщин, которые наносят татуировки себе на тело, носят парики и выщипывают себе брови, и тех, кто искусственно расширяет промежутки между зубами». Другая группа учёных выступает за разрешение некоторых видов изменения форм бровей. В приведённых выше хадисах, уверены они, запрет относится непосредственно лишь к выщипыванию бровей, поскольку такие действия в прямом смысле искажают творения Создателя. Поэтому с их точки зрения придание бровям формы в случаях, когда они неаккуратные, подрезывание чересчур длинных либо густых бровей считается лишь улучшением божьего творения. Ведь Господь желает, чтобы мусульмане были чистоплотными и опрятными. И на это есть прямое указание в Благородной сунне: «Поистине, Аллах – Красивый, и Он любит красоту» (хадис передали Муслим, Ахмад и Тирмизи).
В оригинале рассматриваемых в этой статье хадисов используется арабское слово «намс», которое переводится именно как «выщипывание (бровей)». И Милость миров Мухаммад (с.г.в.) отнёс к вмешательству творения Всевышнего, т.е. к греховному деянию, только такую косметическую процедуру. И связано это с тем, что в эпоху джахилии (т.е. в доисламский период невежества) свои брови выщипывали только проститутки. В те времена женщины полностью удаляли волосяной покров с бровей. Сегодня это снова стало в моде среди некоторых представительниц прекрасной половины человечества: женщины удаляют данные им от природы брови и делают имитирующий татуаж, сбрасывая со счетов тот факт, что это негативно сказывается на их здоровье, ведь брови защищают наши глаза. Исламские учёные единодушны в одном: разрешено удалять волосяной покров между бровями и на других частях лица, если это обезображивает внешний вид девушек или не свойственно их изначальной природе (например, усы и волосы, растущие на подбородке). Не возбраняется также удалять волоски, которые вырастают за пределами естественной формы бровей и придают женщине, тем самым, неопрятный, отталкивающий вид. В любом случае, вмешательство в натуральный человеческий облик, считают богословы, должно быть обосновано, а не вызвано собственной прихотью или следованием моде. К ограничениям относительно изменения формы бровей в исламе относится и запрет на их татуаж, а также на применение накладных ресниц. Всё это признаётся изменением творений Аллаха. Мнение факихов на запрет данных действий едино.
Источник
1. – Жена попросила у меня развода – на это у неё была причина. При свидетелях я произнёс бракоразводные слова один раз. Но затем в течение трёх месяцев я много раз говорил ей, что возвращаю её, но она как будто не слышит меня и не возвращается. Прошло уже больше года Является ли она до сих пор моей женой? И что вы посоветуете делать?
2.– Может ли один из братьев выдать сестру замуж без согласия остальных?
3. – Можно ли слушать аяты Корана лёжа перед сном?
4. – Дозволено ли мужчинам и женщинам выщипывать или укорачивать брови, придавая им форму?
5. – Можно ли в мечетях вести мирские разговоры?
6. – Дозволено ли вешать фотографии в мечети?
статья опубликована в номере: 19 (560) / от 01 октября 2018 (Мухаррам 1440 г.)
1553
1. – Жена попросила у меня развода – на это у неё была причина. При свидетелях я произнёс бракоразводные слова один раз. Но затем в течение трёх месяцев я много раз говорил ей, что возвращаю её, но она как будто не слышит меня и не возвращается. Прошло уже больше года Является ли она до сих пор моей женой? И что вы посоветуете делать?
– Если вы сказали жене просто слово «талак», то развод не произошёл. Но если вы сказали «я даю тебе талак», то в этом случае развод совершается. Но если вы вернули её в течение идды, то есть пока не закончились три очищения от менструального цикла, то она является вашей законной женой вне зависимости от того, прошёл год или больше этого времени, и вы должны ей об этом сообщить. В любом случае вам будет лучше обратиться к имаму мечети для решения этого вопроса.
2.– Может ли один из братьев выдать сестру замуж без согласия остальных?
– Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет: «Если девушка, у которой есть несколько опекунов, имеющих равное право выдать её замуж, например несколько братьев, попросит одного из них об этом, то он обязан выполнить её просьбу. Если же сестра даст согласие одному из братьев, то другой брат не имеет права выдать её замуж, кроме как с согласия уполномоченного ею брата».
«Однако если один из них выдаёт девушку замуж за неравного ей по статусу без согласия остальных братьев, то такой брак считается недействительным» («Тухфат аль-мухтадж», т. 7, с. 268–275). Заключение: Если у девушки нет отца или деда со стороны отца, то замуж её выдаёт с её словесного согласия родной брат.
И если у неё несколько братьев, то выдаёт замуж за человека с соответствующим её статусу положением тот из братьев, кому она дала на это согласие, даже если остальные выражают своё несогласие. Если же этот человек (за которого выдают) не соответствует ей по определённым установленным критериям, таким как знатность, интеллект, дееспособность, то брак без согласия остальных недействителен.
3. – Можно ли слушать аяты Корана лёжа перед сном?
– Имамы аль-Бухари и Муслим передали, что Пророк ﷺ в комнате Айши رضي الله عنها читал Коран облокотившись. Имам ан-Навави, комментируя данный хадис, сказал: «Этот хадис указывает на дозволенность чтения Корана лёжа на спине и облокотившись».
4. – Дозволено ли мужчинам и женщинам выщипывать или укорачивать брови, придавая им форму?
– Имам Абдулхамид аш-Ширвани в субкомментариях к книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Запрещается женщине «ат-танмис» – выщипывание (удаление) волос с лица и бровей для красоты. Если же муж дал ей разрешение на это, тогда оно дозволяется, потому что подобное украшение в его интересах» («Тухфат аль-мухтадж», т. 2, с. 127).
Имам Ибн Хаджар в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет: «Учёные (мазхаба имама аш-Шафии) упомянули некоторые нежелательные действия, касающиеся бороды и т. п. К ним относятся выщипывание и бритьё бороды и бровей» («Тухфат аль-мухтадж», т. 2, с. 375–376). Учёный мазхаба имама Ахмада аль-Бухути в книге «Кашаф аль-Кина» пишет: «Женщине можно брить и подстригать волосы на лице согласно тексту имама Ахмада (насс).
Запретным же является лишь выщипывание волос на лице, как об этом сказал автор ‘‘Аль-Хашии’’» («Кашаф аль-Кина», т. 1, с. 83). Заключение: • По мазхабу имама аш-Шафии замужней женщине запрещено удаление волос бровей путём выщипывания, бритья и подстригания. Замужняя женщина вправе это сделать лишь с разрешения мужа. Мужчинам вышеупомянутое дозволено, но нежелательно.
Также это дозволено тем, у кого на лице имеются волосы, которые уродуют их внешний вид или же мешают нормальной повседневной жизни. Согласно шариатскому принципу ситуации крайней необходимости дозволяют запретное. • По мазхабу имама Ахмада запрещено только выщипывание бровей. Подстригание же бровей по этому мазхабу является нежелательным действием.
5. – Можно ли в мечетях вести мирские разговоры?
– Если в мечети звучит дозволенная речь, в которой обсуждаются мирские дела, то она не запрещена. Однако следует, чтобы такие разговоры велись только по необходимости. Ни в коем случае нельзя вести беседы, содержащие ложь, обман, мешающие людям молиться, читать Коран или же получать религиозные знания и т. д.
Имам ан-Навави в книге «Аль-Маджму» пишет следующее: «Разрешается в мечетях вести мирские разговоры, обсуждения и тому подобное при условии, чтобы в них не было лжи, обмана и т. д., даже если эти разговоры, обсуждения сопровождаются смехом, не переходящим при этом границы дозволенного». В подтверждение вышесказанному имам ан-Навави приводит хадис Посланника Аллаха ﷺ, переданный от сподвижника Джабира رضي الله عنه.
«Пророк ﷺ не вставал с места, где совершал утреннюю молитву, до восхода солнца (читая в это время зикр, дуа и т. п.), и только после восхода солнца он поднимался. Сподвижники же в это время вспоминали доисламские времена, смеялись, и Пророк ﷺ улыбался, глядя на них» (Муслим).
Заключение:
Из вышеприведённого ясно, что, будучи в мечети, прежде всего следует сосредоточиться на поклонении и постараться избегать пустых и бессмысленных разговоров и обсуждений, хотя это не запрещено.
6. – Дозволено ли вешать фотографии в мечети?
– Недопустимо украшать стены изображениями живых существ, даже если это фантастическое существо, например пегас, в том числе люди, животные и насекомые, изображённые или вылепленные в полном объёме. Если же живые существа изображены в несовместимом с жизнью образе (к примеру, без головы, или бюсты), то подобные картины разрешены.
Разрешены также изображения, используемые без почтения к ним, например ковёр с изображениями животных, постеленный на полу, и т. д. Не запрещаются также картины с пейзажами живой и неживой природы («Минхаджу атТалибин»).
• Если в мечети на стены вешают фотографии с изображением живых существ в совместимом с жизнью образе, то это запрещено. Если же речь идёт об изображениях Каабы и т. д., – это не запрещено.
Источник