Нежный рот и высокие брови

Зое посвящено множество произведений культуры. Охватить все в рамках статьи, конечно, невозможно. Отметим важнейшие. Например, поэму Маргариты Алигер «Зоя». В предисловии Алигер пишет: «Я писала в поэме обо всем, чем жили мы, когда воевали с немецким фашизмом, обо всем, что было для нас в те годы важно».

«Родина,
мне нет другой дороги.
Пусть пройдут, как пули, сквозь меня
все твои раненья и тревоги,
все порывы твоего огня!
Пусть во мне страданьем отзовется
каждая печаль твоя и боль.
Кровь моя твоим порывом бьется.
Дочка,
отпусти меня,
позволь.
Все, как есть, прости мне, дорогая.
Вырастешь, тогда поговорим.
Мне пора!
Горя и не сгорая,
терпит пытку девочка другая,
называясь именем твоим».

Кукрыниксы. «Зоя Космодемьянская».jpg
Кукрыниксы. «Зоя Космодемьянская»

Значимость народной героини прекрасно показана Робертом Рождественским:

Зоя!
Зоя!
Над жизнью не властна петля, —
ты живёшь!
В памяти —
вечной, как эта Земля,
ты живёшь.
В повлажневших глазах
повзрослевших детей
ты живёшь.
В каждом вздохе людей,
в каждом шаге людей
ты живёшь.
Самолётом в качающейся синеве
ты живёшь.
Старожилом — в Челнах,
новосёлом — в Москве
ты живёшь.
В беспричинных смешинках
счастливых подруг
ты живёшь.
И в руках,
обнимающих солнечный круг,
ты живёшь!
В полыханье салюта
и в Вечном огне
ты живёшь.
Во вчерашнем, сегодняшнем,
завтрашнем дне
ты живёшь!
В нотных знаках,
в граните,
на чутком холсте
ты живёшь.
В славе нашей Отчизны
и в нашей мечте
ты живёшь!

МОЧАЛЬСКИЙ Д. К. Зоя К..jpg
Дмитрий Мочальский. «Зоя Космодемьянская»

Не менее прекрасно стихотворение Юлии Друниной:

Нежный рот и высокие брови —
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.
Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал.
Посылал командир на заданье —
Оказалось, в Бессмертье послал.
Ты попалась гестаповцам в лапы,
В беспощадные клещи беды,
И палач раскаленную лампу
Подносил тебе вместо воды.

И тебя сапогами топтали:
— Где другие бандиты, ответь!
Как зовут? Ты откуда?
— Я — Таня…
— Где другие?
— Готовят вам смерть…
И по снегу ногами босыми,
Крепко сжав окровавленный рот,
Как на трон, партизанка России
На скрипящий взошла эшафот.

Огляделась:
— Что плачете, люди?
За меня и за вас отомстят!
…Ветер осени слезы мне студит.
Неужели тебе шестьдесят?
Нет, осталась ты юною, слышишь?
Над тобою не властны года.
В небе Вечности всходишь все выше
Комсомольская наша звезда!

1280px-Могила_Зои_Космодемьянской.JPG
Памятник Зое на Новодевичьем кладбище

Зое Космодемьянской посвящены не только стихи и монументы. Фильм о ней был снят в 1944 Львом Арнштамом.

Есть и документальные картины. Например, фильм телеканала «Россия» 2005 года «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге»

Одним из главных и самых массовых способов выразить народную память являются почтовые конверты и марки. Память о подвиге Зои отражена и на них.

Почтовая марка ГДР..JPG
Почтовая марка ГДР

Почтовая марка СССР, 1942 год..jpg
Почтовая марка СССР, 1942 год

Почтовый конверт СССР, 1983 год..jpg
Почтовый конверт СССР, 1983 год

Источник

ГОЛОС КЛАРЫ

К. Давидюк и К. Гнедаша похоронили вместе в центре белорусского города Слоним.

Никогда и никто

Разлучить нас друг с другом не сможет,

Нас война повенчала

В солдатской могиле одной.

Кто за право быть вместе

Платил в этом мире дороже?—

За него заплатили мы

Самой высокой ценой.

Каждый год по весне

К нам сбегаются маки, алея,

Полыхают тюльпаны,

Пионы сгорают до тла…

Ни о чем не жалею,

Нет, я ни о чем не жалею:

Я счастливой была,

Я счастливою, мама, была!

ЭПИЛОГ

Уже смягчили боль десятилетья,

Лишь на Басманной так же плачет мать.

Шумят за окнами чужие дети,

Фронтовики приходят помолчать.

Еще доски мемориальной нету…

И все ж, пробившись через толщу лет,

Вдруг вспыхнуло звездою имя это

И в душах яркий прочертило след.

А я бессонной вспоминаю ночью,

Что мы встречались — и не раз, не пять.

Когда бы знала я тогда!.. Но, впрочем,

Что я тогда могла о Кларе знать?

ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЖИЗНЬ…

Порошили снега,

Затяжные дожди моросили,

Много раз соловьи

Возвещали о новой весне…

Ясноглазые парни —

Кристальная совесть России,

Не дают мне стоять

От житейских тревог в стороне.

А когда покачнусь

(И такое бывает порою),

Незаметно помогут,

Спокойно поддержат меня

Ясноглазые парни,

Которых военной сестрою

Мне пришлось бинтовать,

Довелось выносить из огня.

Продолжается жизнь.

И нельзя в стороне оставаться,

Потому что за мной

Боевым охраненьем стоят

Ясноглазые парни,

Которым навек восемнадцать —

Батальоны домой

Никогда не пришедших солдат.

«Колдует тропинка лесная…»

Колдует тропинка лесная

Над шалою талой водой…

Я зависти к юным не знаю —

Была в свой черед молодой.

И шла наша молодость к маю

По самой Великой войне.

Я зависти к юным не знаю —

Пускай позавидуют мне!

«Мне близки армейские законы…»

Мне близки армейские законы,

Я недаром принесла с войны

Полевые мятые погоны

С буквой «Т»— отличьем старшины.

Я была по-фронтовому резкой,

Как солдат, шагала напролом,

Там, где надо б тоненькой стамеской,

Действовала грубым топором.

Мною дров наломано немало,

Но одной вины не признаю:

Никогда друзей не предавала —

Научилась верности в бою.

«Я — ТАНЯ»

Нежный рот и упрямые брови —

Восемнадцать девчоночьих лет.

В партизанских лесах Подмосковья

Никогда не сотрется твой след.

Олененок с большими глазами,

Смуглых щек полудетский овал…

Посылал командир на заданье —

Оказалось, в бессмертье послал.

Ты попалась гестаповцам в лапы —

Тяжелей не придумать беды.

И палач раскаленную лампу

Подносил тебе вместо воды.

Сапогами девчушку топтали:

— Где другие бандиты, ответь!

Как зовут? Ты откуда?

— Я — Таня.

Где другие? Готовят вам смерть!

И по снегу ногами босыми,

Крепко сжав окровавленный рот,

Как на трон, партизанка России

На высокий взошла эшафот.

Огляделась: «Что плачете, люди!

Наши близко! Они отомстят…»

Ветер осени слезы мне студит —

Было б нынче тебе шестьдесят.

Нет, осталась ты юною, слышишь?

Над тобою не властны года.

В небе Вечности всходишь все выше

Комсомольская наша звезда!

«Когда проходят с песней батальоны…»

Когда проходят с песней батальоны,

Ревнивым взглядом провожаю строй —

И я шагала так во время оно

Военной медицинскою сестрой.

Эх, юность, юность! Сколько отмахала

Ты с санитарной сумкой на боку!..

Ей-богу, повидала я немало

Не на таком уж маленьком веку.

Но ничего прекрасней нет, поверьте

(А было всяко в жизни у меня!),

Чем защитить товарища от смерти

И вынести его из-под огня.

«А годы, как взводы, идут в наступленье…»

А годы, как взводы, идут в наступленье…

Ворчит мой комбат: «Опухают колени,

И раны болят, и ломает суставы…»

А ты поднимись, как у той переправы,

У той переправы в районе Ельца,

Где ты батальон выводил из кольца!

Комбат мой качает висками седыми:

— Мы были тогда, как щенки, молодыми,

И смерть, как ни странно, казалась нам проще —

Подумаешь, пули невидимый росчерк!

Комбат, что с тобой? Ты не нравишься мне!

Забыл ты, что мы и сейчас на войне.

Что годы, как взводы, идут в наступленье…

А ты примиряешься с мыслью о плене —

О плене, в который нас время берет…

А может, скомандовать сердцу: «Вперед!»

А может быть, встать, как у той переправы?

Плевать, что скрипят, как протезы, суставы!

Он чиркает спичкой, он прячется в дыме,

Он молча качает висками седыми…

Источник

5 мая 2009 г.

Андрей, 37 лет, Подольск

Вопрос:

Нужны стихотворения о Зое Космодемьянской. Заранее благодарен.

Ответ:

Я – Таня

К 60-летию

Зои Космодемьянской

Нежный рот и высокие брови –
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.

Оленёнок с большими глазами,
Смуглых щёк полудетский овал…
Посылал командир на заданье –
Оказалось, в Бессмертье послал.

Ты попалась гестаповцам в лапы,
В беспощадные клещи беды,
И палач раскалённую лампу
Подносил тебе вместо воды.

И тебя сапогами топтали:
— Где другие бандиты, ответь!
Как зовут? Ты откуда?
— Я – Таня…
— Где другие?
— Готовят вам смерть…

И по снегу ногами босыми,
Крепко сжав окровавленный рот,
Как на трон, партизанка России
На скрипящий взошла эшафот.

Огляделась:
-Что плачете, люди?
За меня и за вас отомстят!
…Ветер осени слёзы мне студит.
Неужели тебе шестьдесят?

Нет, осталась ты юною, слышишь?
Над тобою не властны года.
В небе Вечности всходишь всё выше –
Комсомольская наша звезда.

1983

Зоя

Зоя Космодемьянская родилась на Тамбовщине.

Памятник её стоит в центре города, у
ног её всегда цветы

Что такое подвиг?
Прощанье или встреча?
Что такое подвиг?
Секунда или вечность?
Шла она неслышно
От школьного порога,
Уходила девочка
в бессмертную дорогу.
Зимы пройдут, вёсны пройдут –
Дорога не кончится эта.
Лунного,
зимнего,
красного цвета –
Дорога не кончится эта…
А слова в тетрадках
В линеечку косую
По спине, по сердцу
Плетью полосуют.
Красно бились банты
У школьного порога.
Алая, как лента, —
В бессмертие дорога…
Закричать бы надо
Те слова, что знаются.
Знак-вопрос петлёю
Под метелью ладится.
Точки, запятые –
У школьного порога.
Крики, восклицания —
В бессмертие дорога.
Кто придумал петли
Высоко над бедами,
У снегов России
Над детьми да дедами?..
Улыбнись с портрета
У школьного порога,
Станет белоснежною
В бессмертие дорога.
Зимы пройдут, вёсны пройдут –
Дорога не кончится эта.
Лунного,
зимнего,
красного цвета –
Дорога не кончится эта…
Шла она неслышно
От школьного порога.
Уходила девочка
В бессмертную дорогу…

И сегодня рядом с нами Зоя

Женственною, хрупкою,
но твёрдой
Героиня замерла в веках,
В партизанской стёганке потёртой,
В стоптанных солдатских башмаках.
Над винтовкой –
небо голубое,
За спиною –
яблони в цвету.
И сегодня рядом с нами Зоя
На бессменном бронзовом посту.
А вокруг – Тамбовщина,
Россия,
Добрый взгляд родимой стороны,
Юные ровесники,
живые,
Никогда не знавшие войны…
Власти нет над памятью людскою!
Сколько новых вёсен ни пройдёт,
В тихом сквере
к памятнику Зое
Юности тропа не зарастёт.

Литература:

Ты осталась в народе живая…[Текст]
: книга о Зое Космодемьянской / сост.
: В. Т.
Дорожкина, И. И. Овсянников. – Тамбов : Тамбовполиграфиздат,
2003. – 180 с.

Источник

Зоя Космодемьянская известна каждому со школьной скамьи, её история давно, ещё в советское время, стала частью как бы «национального мифа». Даже ничего не знающий о ней по существу человек что-то да слышал, как правило это «что-то» — представления о героизме, готовности отдать жизнь за народ. Народ, впоследствии сделавший её своею Жанной д’Арк. То, что Зоя стала частью народного мифа о себе же, не делает её историю менее реальной. Но как же изображена Зоя Космодемьянская в культуре?

Зое посвящено множество произведений культуры. Приводить все — бессмысленно. Слишком много всего. Стоит отметить важнейшие. Например, замечательную во всех отношениях поэму Маргариты Алигер «Зоя». В предисловии к поэме Алигер пишет: «Я писала в поэме обо всем, чем жили мы, когда воевали с немецким фашизмом, обо всем, что было для нас в те годы важно».

«Родина, 
мне нет другой дороги. 
Пусть пройдут, как пули, сквозь меня 
все твои раненья и тревоги, 
все порывы твоего огня! 
Пусть во мне страданьем отзовется 
каждая печаль твоя и боль. 
Кровь моя твоим порывом бьется. 
Дочка, 
отпусти меня, 
позволь. 
Все, как есть, прости мне, дорогая. 
Вырастешь, тогда поговорим. 
Мне пора! 
Горя и не сгорая, 
терпит пытку девочка другая, 
называясь именем твоим».

Кукрыниксы. «Зоя Космодемьянская»

Значимость народной героини прекрасно показана Робертом Рождественским:

Зоя! 
Зоя! 
Над жизнью не властна петля, — 
ты живёшь! 
В памяти — 
вечной, как эта Земля, 
ты живёшь. 
В повлажневших глазах 
повзрослевших детей 
ты живёшь. 
В каждом вздохе людей, 
в каждом шаге людей 
ты живёшь. 
Самолётом в качающейся синеве 
ты живёшь. 
Старожилом — в Челнах, 
новосёлом — в Москве 
ты живёшь. 
В беспричинных смешинках 
счастливых подруг 
ты живёшь. 
И в руках, 
обнимающих солнечный круг, 
ты живёшь! 
В полыханье салюта 
и в Вечном огне 
ты живёшь. 
Во вчерашнем, сегодняшнем, 
завтрашнем дне 
ты живёшь! 
В нотных знаках, 
в граните, 
на чутком холсте 
ты живёшь. 
В славе нашей Отчизны 
и в нашей мечте 
ты живёшь!

Дмитрий Мочальский. «Зоя Космодемьянская»

Не менее прекрасно стихотворение Юлии Друниной:

Нежный рот и высокие брови — 
Восемнадцать девчоночьих лет. 
В партизанских лесах Подмосковья 
Никогда не исчезнет твой след. 
Олененок с большими глазами, 
Смуглых щек полудетский овал. 
Посылал командир на заданье — 
Оказалось, в Бессмертье послал. 
Ты попалась гестаповцам в лапы, 
В беспощадные клещи беды, 
И палач раскаленную лампу 
Подносил тебе вместо воды. 

И тебя сапогами топтали: 
— Где другие бандиты, ответь! 
Как зовут? Ты откуда? 
— Я — Таня… 
— Где другие? 
— Готовят вам смерть… 
И по снегу ногами босыми, 
Крепко сжав окровавленный рот, 
Как на трон, партизанка России 
На скрипящий взошла эшафот. 

Огляделась: 
— Что плачете, люди? 
За меня и за вас отомстят! 
…Ветер осени слезы мне студит. 
Неужели тебе шестьдесят? 
Нет, осталась ты юною, слышишь? 
Над тобою не властны года. 
В небе Вечности всходишь все выше 
Комсомольская наша звезда!

Памятник Зое на Новодевичьем кладбище

Зое Космодемьянской посвящены не только стихи и монументы. Фильм о ней был снят в 1944 Львом Арнштамом

Есть и документальные картины. Например, фильм телеканала «Россия» 2005 года «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге»

Одним из главных и самых массовых способов выразить народную память являются почтовые конверты и марки. Память о подвиге Зои отражена и на них.

Почтовая марка ГДР

Почтовая марка СССР, 1942 год

Почтовый конверт СССР, 1983 год

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник

Не какое, а какие! Таких стихотворений много. Только некоторые приведу.

Юлия Друнина, «Зинка» — поэма посвящена памяти однополчанки Юлии, Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой — https:// militera.lib.ru/poetry/russian/drunina/02.html

Юлия Друнина,

«Я — Таня»
Нежный рот и высокие брови —
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.

Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал…
Посылал командир на заданье —
Оказалось, в Бессмертье послал.

Ты попалась гестаповцам в лапы,
Тяжелей не придумать беды.
И палач раскаленную лампу
Подносил тебе вместо воды.

Сапогами девчушку топтали:
— Где другие бандиты, ответь!
Как зовут? Ты откуда? — Я — Таня…
— Где другие? — Готовят вам смерть…

И по снегу ногами босыми,
Крепко сжав окровавленный рот,
Как на трон, партизанка России
На высокий взошла эшафот.

Огляделась: -Что плачете, люди?
Наши близко! Они отомстят!
…Ветер осени слезы мне студит.
Неужели тебе шестьдесят?

Нет, осталась ты юною, слышишь!
Над тобою не властны года.
В небе Вечности всходишь все выше,
Комсомольская наша звезда!

Михаил Светлов — поэмы «Двадцать восемь» (о героях-панфиловцах), «Лиза Чайкина» (о партизанке — Герое Советского Союза)

Маргарита Алигер, «Зоя» — https:// lib.spnet.ru/koi.pl/POEZIQ/ALIGER_M/zoya.txt

М.И. Комиссарова, поэма «Лиза Чайкина»

Баллада о капитане Гастелло
Музыка: В. Белый Слова: В. Винников

Летел на битву капитан Гастелло,
Как гордый сокол, выше облаков.
На крыльях сокола гроза летела,
Чтоб град стальной обрушить на врагов.

Но враг поджёг бензиновые баки.
Раздался взрыв, и вспыхнул самолет…
Казалось, что летит под небом факел,
Как метеор, в единственный полет!

Дрожит мотор в последнем содроганьи,
Кругом бушует и гремит гроза.
Нет времени для мысли, для дыханья,
Нет силы приоткрыть в огне глаза!

Но капитан всей волею последней
Ведёт машину прямо на врага!

Горят цистерны, гибнут вражьи танки,
Гремит металл, врагов сбивая с ног…
Мёртв капитан , и на его останки
Ложится пламя кругом, как венок.

Так умер в битве капитан Гастелло …
Запомним навсегда его, друзья!
Народ, способный на такую смелость,
Ни запугать, ни победить нельзя!

Баллада о Матросове
Музыка: М. Коваль Слова: Л. Ошанин

Зимний ветер свистел на откосах,
Мы лежали в цепи огневой;
С нами был комсомолец Матросов –
Друг, товарищ боец рядовой.

Командир наш, испытанный, бледен:
Неужели мы здесь не пройдём? –
Вражий дот на дороге к победе
Косит русские цепи огнём.

Не подняться в огонь пулемёта,
Но Матросов рванулся вперёд.
Прямо к чёрному вражьему доту
Друг, товарищ бесстрашно ползёт.

Вражьи пули свистят на откосах
Лютой злобой к герою полны,
Но внезапно, не дрогнув, Матросов
Поднялся у бетонной стены.

И, рванувшись в атаку за другом,
В этот миг услыхали друзья,
Что свинцовая кончилась вьюга,
Огневая замолкла струя.

Это трепетом сердца живого
Наш Матросов закрыл пулемёт…
Никогда своего рядового
Не забудет советский народ!

Стихи о героях «Молодой гвардии» — https:// https://www.molodguard.ru/creation20.htm

Стихи о ветеранах войны: https:// https://www.clubochek.ru/vers.php?id=15179
https:// stihi.pro/995-otechestvennaya.html

Борис Ткаля,
ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Каким он был, тот первый день Победы,
Уже не все, наверно, знают деды.
Ушли года, как капельки воды,
И поредели славные ряды.

Ещё блестят мундиры и награды,
Ещё они приходят на парады,
Глава державы отдаёт им честь –
А ветеранам хочется… поесть.

Не засчитал им пенсионный фонд
Ни кровь за Родину, ни фронт.
Им – обелиски, митинги («в связи») –
Хоть камни славы нынешней грызи.

Стоит старик, опершись на костыль.
Он наше прошлое, живая быль.
Бормочет тихо: – Ну, ядрёна мать!
Где наш глава мог совесть потерять?

Нас, кто отвёл от Родины беду,
Солдатской кашей кормят раз в году!

Источник

Шестого июня 1799 года — день рождения великого Александра Сергеевича Пушкина. Эта дата важна для России, в нашей стране он поэт номер один и, можно сказать, основатель русского языка — такого, каким мы его знаем сегодня. Известно, что Пушкин был личностью неординарной и часто участвовал или даже был виновником резонансных мероприятий. В Краснодаре живёт Эмилия Николаевна Гавриленко (урождённая Каратыгина). Она рассказала «АиФ-Юг» необычную историю о том, как поэт стал виновником забавного светского скандала с ее родственницей.

Такая эпиграмма была бы обидна каждой

О Пушкине, казалось бы, всё давно изучено, рассказано, пушкинисты написали целые тома. Но осталось ещё то, о чём можно рассказать.

«Как-то случайно я услышала в телевизионной передаче упоминание о нелестной эпиграмме, которой Александр Сергеевич уколол одну даму (прозвучала фамилия: Колосова-Каратыгина). Я, к сожалению, услышала лишь концовку: «Размалёванные брови и огромная нога!», — рассказала Эмилия Гавриленко. — Поскольку я сама из дворянского рода Каратыгиных, разволновалась. Эта эпиграмма меня заинтриговала, и я стала её искать».

Искала долго, нашла в академическом издании сочинений А.С. Пушкина. Разыскала также сведения о происхождении этой эпиграммы. Поиски привели к большой интересной семье актёров императорских театров Санкт-Петербурга XIX века Каратыгиных. Василий Каратыгин был драматическим актёром, его брат Пётр — комиком и переводчиком пьес, их родители также были актёрами.

«Я знала о существовании этой ветви Каратыгиных давно, — продолжает Эмилия Николаевна. — Даже специально ездила в Санкт-Петербург, собрала о них материалы, посетив музеи, архивы, библиотеки. Составила генеалогическое древо, которое начинается с 1746 года (около 30 человек). Но это отдельная тема. Я же хочу рассказать о творческой связи актёров Каратыгиных с поэтом Пушкиным. Итак, Александра Михайловна Колосова (дочь известной балерины Евгении Ивановны Колосовой), Петербургская драматическая актриса, была знакома с семьёй Пушкиных. Она общалась с Александром Сергеевичем в театральных кругах, написала воспоминания о нём, а сам поэт часто посещал дом Колосовой и пользовался большим расположением самой Александры Михайловны. Она часто просила Пушкина написать стихи в её дневник. Он долго молчал, но когда она настойчиво просила исполнить свою просьбу, он написал такую эпиграмму, датированную 1819 годом.

Все пленяет нас в Эсфири:

Упоительная речь,

Поступь важная в порфире,

Кудри чёрные до плеч,

Голос нежный, взор любови,

Набеленная рука,

Размалёванные брови

И огромная нога!

Пушкин зло проехался по дебюту Колосовой в главной роли в постановке «Эсфирь» и умудрился задеть такую важную тему, как внешняя привлекательность. Конечно, такая эпиграмма была бы обидна любой женщине! Между актрисой и поэтом произошла размолвка. Колосова больше не приглашала Пушкина в дом».

Бенефис был отменён из-за траура

«Через два года поэт уже сожалел об этой эпиграмме и в письме 1822 года к Александре Михайловне попросил прощения, — делится Эмилия Николаевна. — Однако обида женщины была слишком велика. И только лишь 17 июня 1827 года при посредничестве друзей и близкого друга поэта, литературного деятеля Павла Александровича Катенина, произошла, наконец, личная встреча и примирение. То есть, с момента размолвки прошло восемь лет!

Ещё через год Александра Михайловна Колосова вышла замуж и добавила к своей фамилию мужа, став Колосовой-Каратыгиной. Избранником её стал коллега по цеху — Василий Андреевич Каратыгин, который чуть позже, с 1832 года, стал ведущим актёром-трагиком Петербургского Александрийского театра. Он был первым исполнителем Чацкого, Дон-Жуана, Арбенина, огромную славу ему принесла роль Гамлета. Он был «звездой» в театральном мире своего времени. Его любил Николай Первый.

Пушкин высоко ценил талант Каратыгина, подружился с ним, с 1827 года они состояли в постоянной переписке. Однако то ли молодому мужу было обидно за оскорбление, некогда нанесённое его супруге, или же он был откровенен… Третьим лицами он о творчестве Пушкина высказывал нелестные замечания. В одном из писем Катенину Каратыгин отозвался о «Полтаве» и о «Борисе Годунове» не иначе как «галиматья в Шекспировском духе». Тем не менее, доброжелательность и открытость Пушкина одержали победу. Дружба крепла. В начале 1830 года поэт читал Каратыгину «Бориса Годунова» и просил исполнить сцену у фонтана, а ещё подарил ему рукопись пьесы «Скупой рыцарь» для бенефиса, который так и не состоялся. Актёр отменил его из-за траура в связи со смертью поэта.

Известно, что по приглашению Натальи Николаевны Пушкиной Василий Андреевич Каратыгин и его супруга Александра Михайловна Колосова-Каратыгина присутствовали на отпевании поэта.

«Я думал о нём, как о родном», — так сказал Василий Андреевич, прощаясь с другом».

Лишён дворянства за убийство в порыве гнева

Эмилия Гавриленко не имеет прямых доказательств своего родства с Кратыгиными-актёрами. Родилась она в Хабаровске, основателем её рода был бывший каторжник.

Леонид Каратыгин родился в 1866 году в городе Санкт-Петербурге в дворянской семье, учился в Высшем военном инженерном училище. «За убийство человека в порыве гнева» был лишён дворянства, наследства и отправлен на каторгу на Сахалин. Было ему в ту пору 20 лет.

Кстати, Василий Андреевич Каратыгин жизнь прожил недолгую, он скончался в 1853 году в возрасте 51 года. А вот Александра Михайловна Колосова-Каратыгина прожила 84 года, скончавшись в 1886 году. Теоретически дворяне, носящие одну фамилию, живущие в одном городе, скорее всего родственники. В таком случае, Леонид Каратыгин наверняка не раз общался с пожилой актрисой, которую когда-то обидел Пушкин, а потом просил прощения.

После каторги путь Леонида Каратыгина (деда Эмилии Николаевны) лежал на золотые прииски в верховьях Амура. Он неплохо обосновался в городе Зея, дела пошли в гору, информация о нём хранится в музее золотопромышленников.

Пушкин не так уж редко писал эпиграммы злые и обидные. Не щадил мужчин, женщин и самого царя. Для себя он приберёг… эпитафию. Причём задолго до того, как стал знаменитым. В 1815 году поэту исполнилось 16 лет. «Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою, с любовью, леностью провёл весёлый век. Не делал доброго, однако ж был душою. Ей-богу, добрый человек».

«Ещё до революции он добивался, чтобы ему выдали чистый паспорт, мечтал вернуться в Санкт-Петербург, но существовало предписание, запрещавшее ему въезд в обе столицы. Переехать он смог лишь в 1920-е годы. Упоминать о дворянском происхождении уже было опасно. Восстанавливать старые родственные связи также не имело смысла. У меня не получается соединить деда с теми самыми Каратыгиными. Просто не хватает информации», — говорит женщина.

Источник