Нежный рот и высокие брови
Зое посвящено множество произведений культуры. Охватить все в рамках статьи, конечно, невозможно. Отметим важнейшие. Например, поэму Маргариты Алигер «Зоя». В предисловии Алигер пишет: «Я писала в поэме обо всем, чем жили мы, когда воевали с немецким фашизмом, обо всем, что было для нас в те годы важно».
«Родина,
мне нет другой дороги.
Пусть пройдут, как пули, сквозь меня
все твои раненья и тревоги,
все порывы твоего огня!
Пусть во мне страданьем отзовется
каждая печаль твоя и боль.
Кровь моя твоим порывом бьется.
Дочка,
отпусти меня,
позволь.
Все, как есть, прости мне, дорогая.
Вырастешь, тогда поговорим.
Мне пора!
Горя и не сгорая,
терпит пытку девочка другая,
называясь именем твоим».
Кукрыниксы. «Зоя Космодемьянская»
Значимость народной героини прекрасно показана Робертом Рождественским:
Зоя!
Зоя!
Над жизнью не властна петля, —
ты живёшь!
В памяти —
вечной, как эта Земля,
ты живёшь.
В повлажневших глазах
повзрослевших детей
ты живёшь.
В каждом вздохе людей,
в каждом шаге людей
ты живёшь.
Самолётом в качающейся синеве
ты живёшь.
Старожилом — в Челнах,
новосёлом — в Москве
ты живёшь.
В беспричинных смешинках
счастливых подруг
ты живёшь.
И в руках,
обнимающих солнечный круг,
ты живёшь!
В полыханье салюта
и в Вечном огне
ты живёшь.
Во вчерашнем, сегодняшнем,
завтрашнем дне
ты живёшь!
В нотных знаках,
в граните,
на чутком холсте
ты живёшь.
В славе нашей Отчизны
и в нашей мечте
ты живёшь!
Дмитрий Мочальский. «Зоя Космодемьянская»
Не менее прекрасно стихотворение Юлии Друниной:
Нежный рот и высокие брови —
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.
Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал.
Посылал командир на заданье —
Оказалось, в Бессмертье послал.
Ты попалась гестаповцам в лапы,
В беспощадные клещи беды,
И палач раскаленную лампу
Подносил тебе вместо воды.
И тебя сапогами топтали:
— Где другие бандиты, ответь!
Как зовут? Ты откуда?
— Я — Таня…
— Где другие?
— Готовят вам смерть…
И по снегу ногами босыми,
Крепко сжав окровавленный рот,
Как на трон, партизанка России
На скрипящий взошла эшафот.
Огляделась:
— Что плачете, люди?
За меня и за вас отомстят!
…Ветер осени слезы мне студит.
Неужели тебе шестьдесят?
Нет, осталась ты юною, слышишь?
Над тобою не властны года.
В небе Вечности всходишь все выше
Комсомольская наша звезда!
Памятник Зое на Новодевичьем кладбище
Зое Космодемьянской посвящены не только стихи и монументы. Фильм о ней был снят в 1944 Львом Арнштамом.
Есть и документальные картины. Например, фильм телеканала «Россия» 2005 года «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге»
Одним из главных и самых массовых способов выразить народную память являются почтовые конверты и марки. Память о подвиге Зои отражена и на них.
Почтовая марка ГДР
Почтовая марка СССР, 1942 год
Почтовый конверт СССР, 1983 год
Источник
ГОЛОС КЛАРЫ
К. Давидюк и К. Гнедаша похоронили вместе в центре белорусского города Слоним.
Никогда и никто
Разлучить нас друг с другом не сможет,
Нас война повенчала
В солдатской могиле одной.
Кто за право быть вместе
Платил в этом мире дороже?—
За него заплатили мы
Самой высокой ценой.
Каждый год по весне
К нам сбегаются маки, алея,
Полыхают тюльпаны,
Пионы сгорают до тла…
Ни о чем не жалею,
Нет, я ни о чем не жалею:
Я счастливой была,
Я счастливою, мама, была!
ЭПИЛОГ
Уже смягчили боль десятилетья,
Лишь на Басманной так же плачет мать.
Шумят за окнами чужие дети,
Фронтовики приходят помолчать.
Еще доски мемориальной нету…
И все ж, пробившись через толщу лет,
Вдруг вспыхнуло звездою имя это
И в душах яркий прочертило след.
А я бессонной вспоминаю ночью,
Что мы встречались — и не раз, не пять.
Когда бы знала я тогда!.. Но, впрочем,
Что я тогда могла о Кларе знать?
ПРОДОЛЖАЕТСЯ ЖИЗНЬ…
Порошили снега,
Затяжные дожди моросили,
Много раз соловьи
Возвещали о новой весне…
Ясноглазые парни —
Кристальная совесть России,
Не дают мне стоять
От житейских тревог в стороне.
А когда покачнусь
(И такое бывает порою),
Незаметно помогут,
Спокойно поддержат меня
Ясноглазые парни,
Которых военной сестрою
Мне пришлось бинтовать,
Довелось выносить из огня.
Продолжается жизнь.
И нельзя в стороне оставаться,
Потому что за мной
Боевым охраненьем стоят
Ясноглазые парни,
Которым навек восемнадцать —
Батальоны домой
Никогда не пришедших солдат.
«Колдует тропинка лесная…»
Колдует тропинка лесная
Над шалою талой водой…
Я зависти к юным не знаю —
Была в свой черед молодой.
И шла наша молодость к маю
По самой Великой войне.
Я зависти к юным не знаю —
Пускай позавидуют мне!
«Мне близки армейские законы…»
Мне близки армейские законы,
Я недаром принесла с войны
Полевые мятые погоны
С буквой «Т»— отличьем старшины.
Я была по-фронтовому резкой,
Как солдат, шагала напролом,
Там, где надо б тоненькой стамеской,
Действовала грубым топором.
Мною дров наломано немало,
Но одной вины не признаю:
Никогда друзей не предавала —
Научилась верности в бою.
«Я — ТАНЯ»
Нежный рот и упрямые брови —
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не сотрется твой след.
Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал…
Посылал командир на заданье —
Оказалось, в бессмертье послал.
Ты попалась гестаповцам в лапы —
Тяжелей не придумать беды.
И палач раскаленную лампу
Подносил тебе вместо воды.
Сапогами девчушку топтали:
— Где другие бандиты, ответь!
Как зовут? Ты откуда?
— Я — Таня.
Где другие? Готовят вам смерть!
И по снегу ногами босыми,
Крепко сжав окровавленный рот,
Как на трон, партизанка России
На высокий взошла эшафот.
Огляделась: «Что плачете, люди!
Наши близко! Они отомстят…»
Ветер осени слезы мне студит —
Было б нынче тебе шестьдесят.
Нет, осталась ты юною, слышишь?
Над тобою не властны года.
В небе Вечности всходишь все выше
Комсомольская наша звезда!
«Когда проходят с песней батальоны…»
Когда проходят с песней батальоны,
Ревнивым взглядом провожаю строй —
И я шагала так во время оно
Военной медицинскою сестрой.
Эх, юность, юность! Сколько отмахала
Ты с санитарной сумкой на боку!..
Ей-богу, повидала я немало
Не на таком уж маленьком веку.
Но ничего прекрасней нет, поверьте
(А было всяко в жизни у меня!),
Чем защитить товарища от смерти
И вынести его из-под огня.
«А годы, как взводы, идут в наступленье…»
А годы, как взводы, идут в наступленье…
Ворчит мой комбат: «Опухают колени,
И раны болят, и ломает суставы…»
А ты поднимись, как у той переправы,
У той переправы в районе Ельца,
Где ты батальон выводил из кольца!
Комбат мой качает висками седыми:
— Мы были тогда, как щенки, молодыми,
И смерть, как ни странно, казалась нам проще —
Подумаешь, пули невидимый росчерк!
Комбат, что с тобой? Ты не нравишься мне!
Забыл ты, что мы и сейчас на войне.
Что годы, как взводы, идут в наступленье…
А ты примиряешься с мыслью о плене —
О плене, в который нас время берет…
А может, скомандовать сердцу: «Вперед!»
А может быть, встать, как у той переправы?
Плевать, что скрипят, как протезы, суставы!
Он чиркает спичкой, он прячется в дыме,
Он молча качает висками седыми…
Источник
5 мая 2009 г.
Андрей, 37 лет, Подольск
Вопрос:
Нужны стихотворения о Зое Космодемьянской. Заранее благодарен.
Ответ:
Я – Таня
К 60-летию
Зои Космодемьянской
Нежный рот и высокие брови –
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.
Оленёнок с большими глазами,
Смуглых щёк полудетский овал…
Посылал командир на заданье –
Оказалось, в Бессмертье послал.
Ты попалась гестаповцам в лапы,
В беспощадные клещи беды,
И палач раскалённую лампу
Подносил тебе вместо воды.
И тебя сапогами топтали:
— Где другие бандиты, ответь!
Как зовут? Ты откуда?
— Я – Таня…
— Где другие?
— Готовят вам смерть…
И по снегу ногами босыми,
Крепко сжав окровавленный рот,
Как на трон, партизанка России
На скрипящий взошла эшафот.
Огляделась:
-Что плачете, люди?
За меня и за вас отомстят!
…Ветер осени слёзы мне студит.
Неужели тебе шестьдесят?
Нет, осталась ты юною, слышишь?
Над тобою не властны года.
В небе Вечности всходишь всё выше –
Комсомольская наша звезда.
1983
Зоя
Зоя Космодемьянская родилась на Тамбовщине.
Памятник её стоит в центре города, у
ног её всегда цветы
Что такое подвиг?
Прощанье или встреча?
Что такое подвиг?
Секунда или вечность?
Шла она неслышно
От школьного порога,
Уходила девочка
в бессмертную дорогу.
Зимы пройдут, вёсны пройдут –
Дорога не кончится эта.
Лунного,
зимнего,
красного цвета –
Дорога не кончится эта…
А слова в тетрадках
В линеечку косую
По спине, по сердцу
Плетью полосуют.
Красно бились банты
У школьного порога.
Алая, как лента, —
В бессмертие дорога…
Закричать бы надо
Те слова, что знаются.
Знак-вопрос петлёю
Под метелью ладится.
Точки, запятые –
У школьного порога.
Крики, восклицания —
В бессмертие дорога.
Кто придумал петли
Высоко над бедами,
У снегов России
Над детьми да дедами?..
Улыбнись с портрета
У школьного порога,
Станет белоснежною
В бессмертие дорога.
Зимы пройдут, вёсны пройдут –
Дорога не кончится эта.
Лунного,
зимнего,
красного цвета –
Дорога не кончится эта…
Шла она неслышно
От школьного порога.
Уходила девочка
В бессмертную дорогу…
И сегодня рядом с нами Зоя
Женственною, хрупкою,
но твёрдой
Героиня замерла в веках,
В партизанской стёганке потёртой,
В стоптанных солдатских башмаках.
Над винтовкой –
небо голубое,
За спиною –
яблони в цвету.
И сегодня рядом с нами Зоя
На бессменном бронзовом посту.
А вокруг – Тамбовщина,
Россия,
Добрый взгляд родимой стороны,
Юные ровесники,
живые,
Никогда не знавшие войны…
Власти нет над памятью людскою!
Сколько новых вёсен ни пройдёт,
В тихом сквере
к памятнику Зое
Юности тропа не зарастёт.
Литература:
Ты осталась в народе живая…[Текст]
: книга о Зое Космодемьянской / сост. : В. Т.
Дорожкина, И. И. Овсянников. – Тамбов : Тамбовполиграфиздат,
2003. – 180 с.
Источник
Зоя Космодемьянская известна каждому со школьной скамьи, её история давно, ещё в советское время, стала частью как бы «национального мифа». Даже ничего не знающий о ней по существу человек что-то да слышал, как правило это «что-то» — представления о героизме, готовности отдать жизнь за народ. Народ, впоследствии сделавший её своею Жанной д’Арк. То, что Зоя стала частью народного мифа о себе же, не делает её историю менее реальной. Но как же изображена Зоя Космодемьянская в культуре?
Зое посвящено множество произведений культуры. Приводить все — бессмысленно. Слишком много всего. Стоит отметить важнейшие. Например, замечательную во всех отношениях поэму Маргариты Алигер «Зоя». В предисловии к поэме Алигер пишет: «Я писала в поэме обо всем, чем жили мы, когда воевали с немецким фашизмом, обо всем, что было для нас в те годы важно».
«Родина,
мне нет другой дороги.
Пусть пройдут, как пули, сквозь меня
все твои раненья и тревоги,
все порывы твоего огня!
Пусть во мне страданьем отзовется
каждая печаль твоя и боль.
Кровь моя твоим порывом бьется.
Дочка,
отпусти меня,
позволь.
Все, как есть, прости мне, дорогая.
Вырастешь, тогда поговорим.
Мне пора!
Горя и не сгорая,
терпит пытку девочка другая,
называясь именем твоим».
Кукрыниксы. «Зоя Космодемьянская»
Значимость народной героини прекрасно показана Робертом Рождественским:
Зоя!
Зоя!
Над жизнью не властна петля, —
ты живёшь!
В памяти —
вечной, как эта Земля,
ты живёшь.
В повлажневших глазах
повзрослевших детей
ты живёшь.
В каждом вздохе людей,
в каждом шаге людей
ты живёшь.
Самолётом в качающейся синеве
ты живёшь.
Старожилом — в Челнах,
новосёлом — в Москве
ты живёшь.
В беспричинных смешинках
счастливых подруг
ты живёшь.
И в руках,
обнимающих солнечный круг,
ты живёшь!
В полыханье салюта
и в Вечном огне
ты живёшь.
Во вчерашнем, сегодняшнем,
завтрашнем дне
ты живёшь!
В нотных знаках,
в граните,
на чутком холсте
ты живёшь.
В славе нашей Отчизны
и в нашей мечте
ты живёшь!
Дмитрий Мочальский. «Зоя Космодемьянская»
Не менее прекрасно стихотворение Юлии Друниной:
Нежный рот и высокие брови —
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.
Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал.
Посылал командир на заданье —
Оказалось, в Бессмертье послал.
Ты попалась гестаповцам в лапы,
В беспощадные клещи беды,
И палач раскаленную лампу
Подносил тебе вместо воды.
И тебя сапогами топтали:
— Где другие бандиты, ответь!
Как зовут? Ты откуда?
— Я — Таня…
— Где другие?
— Готовят вам смерть…
И по снегу ногами босыми,
Крепко сжав окровавленный рот,
Как на трон, партизанка России
На скрипящий взошла эшафот.
Огляделась:
— Что плачете, люди?
За меня и за вас отомстят!
…Ветер осени слезы мне студит.
Неужели тебе шестьдесят?
Нет, осталась ты юною, слышишь?
Над тобою не властны года.
В небе Вечности всходишь все выше
Комсомольская наша звезда!
Памятник Зое на Новодевичьем кладбище
Зое Космодемьянской посвящены не только стихи и монументы. Фильм о ней был снят в 1944 Львом Арнштамом
Есть и документальные картины. Например, фильм телеканала «Россия» 2005 года «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге»
Одним из главных и самых массовых способов выразить народную память являются почтовые конверты и марки. Память о подвиге Зои отражена и на них.
Почтовая марка ГДР
Почтовая марка СССР, 1942 год
Почтовый конверт СССР, 1983 год
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник
Не какое, а какие! Таких стихотворений много. Только некоторые приведу.
Юлия Друнина, «Зинка» — поэма посвящена памяти однополчанки Юлии, Героя Советского Союза Зинаиды Самсоновой — https:// militera.lib.ru/poetry/russian/drunina/02.html
Юлия Друнина,
«Я — Таня»
Нежный рот и высокие брови —
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.
Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал…
Посылал командир на заданье —
Оказалось, в Бессмертье послал.
Ты попалась гестаповцам в лапы,
Тяжелей не придумать беды.
И палач раскаленную лампу
Подносил тебе вместо воды.
Сапогами девчушку топтали:
— Где другие бандиты, ответь!
Как зовут? Ты откуда? — Я — Таня…
— Где другие? — Готовят вам смерть…
И по снегу ногами босыми,
Крепко сжав окровавленный рот,
Как на трон, партизанка России
На высокий взошла эшафот.
Огляделась: -Что плачете, люди?
Наши близко! Они отомстят!
…Ветер осени слезы мне студит.
Неужели тебе шестьдесят?
Нет, осталась ты юною, слышишь!
Над тобою не властны года.
В небе Вечности всходишь все выше,
Комсомольская наша звезда!
Михаил Светлов — поэмы «Двадцать восемь» (о героях-панфиловцах), «Лиза Чайкина» (о партизанке — Герое Советского Союза)
Маргарита Алигер, «Зоя» — https:// lib.spnet.ru/koi.pl/POEZIQ/ALIGER_M/zoya.txt
М.И. Комиссарова, поэма «Лиза Чайкина»
Баллада о капитане Гастелло
Музыка: В. Белый Слова: В. Винников
Летел на битву капитан Гастелло,
Как гордый сокол, выше облаков.
На крыльях сокола гроза летела,
Чтоб град стальной обрушить на врагов.
Но враг поджёг бензиновые баки.
Раздался взрыв, и вспыхнул самолет…
Казалось, что летит под небом факел,
Как метеор, в единственный полет!
Дрожит мотор в последнем содроганьи,
Кругом бушует и гремит гроза.
Нет времени для мысли, для дыханья,
Нет силы приоткрыть в огне глаза!
Но капитан всей волею последней
Ведёт машину прямо на врага!
Горят цистерны, гибнут вражьи танки,
Гремит металл, врагов сбивая с ног…
Мёртв капитан , и на его останки
Ложится пламя кругом, как венок.
Так умер в битве капитан Гастелло …
Запомним навсегда его, друзья!
Народ, способный на такую смелость,
Ни запугать, ни победить нельзя!
Баллада о Матросове
Музыка: М. Коваль Слова: Л. Ошанин
Зимний ветер свистел на откосах,
Мы лежали в цепи огневой;
С нами был комсомолец Матросов –
Друг, товарищ боец рядовой.
Командир наш, испытанный, бледен:
Неужели мы здесь не пройдём? –
Вражий дот на дороге к победе
Косит русские цепи огнём.
Не подняться в огонь пулемёта,
Но Матросов рванулся вперёд.
Прямо к чёрному вражьему доту
Друг, товарищ бесстрашно ползёт.
Вражьи пули свистят на откосах
Лютой злобой к герою полны,
Но внезапно, не дрогнув, Матросов
Поднялся у бетонной стены.
И, рванувшись в атаку за другом,
В этот миг услыхали друзья,
Что свинцовая кончилась вьюга,
Огневая замолкла струя.
Это трепетом сердца живого
Наш Матросов закрыл пулемёт…
Никогда своего рядового
Не забудет советский народ!
Стихи о героях «Молодой гвардии» — https:// https://www.molodguard.ru/creation20.htm
Стихи о ветеранах войны: https:// https://www.clubochek.ru/vers.php?id=15179
https:// stihi.pro/995-otechestvennaya.html
Борис Ткаля,
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Каким он был, тот первый день Победы,
Уже не все, наверно, знают деды.
Ушли года, как капельки воды,
И поредели славные ряды.
Ещё блестят мундиры и награды,
Ещё они приходят на парады,
Глава державы отдаёт им честь –
А ветеранам хочется… поесть.
Не засчитал им пенсионный фонд
Ни кровь за Родину, ни фронт.
Им – обелиски, митинги («в связи») –
Хоть камни славы нынешней грызи.
Стоит старик, опершись на костыль.
Он наше прошлое, живая быль.
Бормочет тихо: – Ну, ядрёна мать!
Где наш глава мог совесть потерять?
Нас, кто отвёл от Родины беду,
Солдатской кашей кормят раз в году!
Источник
Шестого июня 1799 года — день рождения великого Александра Сергеевича Пушкина. Эта дата важна для России, в нашей стране он поэт номер один и, можно сказать, основатель русского языка — такого, каким мы его знаем сегодня. Известно, что Пушкин был личностью неординарной и часто участвовал или даже был виновником резонансных мероприятий. В Краснодаре живёт Эмилия Николаевна Гавриленко (урождённая Каратыгина). Она рассказала «АиФ-Юг» необычную историю о том, как поэт стал виновником забавного светского скандала с ее родственницей.
Такая эпиграмма была бы обидна каждой
О Пушкине, казалось бы, всё давно изучено, рассказано, пушкинисты написали целые тома. Но осталось ещё то, о чём можно рассказать.
«Как-то случайно я услышала в телевизионной передаче упоминание о нелестной эпиграмме, которой Александр Сергеевич уколол одну даму (прозвучала фамилия: Колосова-Каратыгина). Я, к сожалению, услышала лишь концовку: «Размалёванные брови и огромная нога!», — рассказала Эмилия Гавриленко. — Поскольку я сама из дворянского рода Каратыгиных, разволновалась. Эта эпиграмма меня заинтриговала, и я стала её искать».
Искала долго, нашла в академическом издании сочинений А.С. Пушкина. Разыскала также сведения о происхождении этой эпиграммы. Поиски привели к большой интересной семье актёров императорских театров Санкт-Петербурга XIX века Каратыгиных. Василий Каратыгин был драматическим актёром, его брат Пётр — комиком и переводчиком пьес, их родители также были актёрами.
«Я знала о существовании этой ветви Каратыгиных давно, — продолжает Эмилия Николаевна. — Даже специально ездила в Санкт-Петербург, собрала о них материалы, посетив музеи, архивы, библиотеки. Составила генеалогическое древо, которое начинается с 1746 года (около 30 человек). Но это отдельная тема. Я же хочу рассказать о творческой связи актёров Каратыгиных с поэтом Пушкиным. Итак, Александра Михайловна Колосова (дочь известной балерины Евгении Ивановны Колосовой), Петербургская драматическая актриса, была знакома с семьёй Пушкиных. Она общалась с Александром Сергеевичем в театральных кругах, написала воспоминания о нём, а сам поэт часто посещал дом Колосовой и пользовался большим расположением самой Александры Михайловны. Она часто просила Пушкина написать стихи в её дневник. Он долго молчал, но когда она настойчиво просила исполнить свою просьбу, он написал такую эпиграмму, датированную 1819 годом.
Все пленяет нас в Эсфири:
Упоительная речь,
Поступь важная в порфире,
Кудри чёрные до плеч,
Голос нежный, взор любови,
Набеленная рука,
Размалёванные брови
И огромная нога!
Пушкин зло проехался по дебюту Колосовой в главной роли в постановке «Эсфирь» и умудрился задеть такую важную тему, как внешняя привлекательность. Конечно, такая эпиграмма была бы обидна любой женщине! Между актрисой и поэтом произошла размолвка. Колосова больше не приглашала Пушкина в дом».
Бенефис был отменён из-за траура
«Через два года поэт уже сожалел об этой эпиграмме и в письме 1822 года к Александре Михайловне попросил прощения, — делится Эмилия Николаевна. — Однако обида женщины была слишком велика. И только лишь 17 июня 1827 года при посредничестве друзей и близкого друга поэта, литературного деятеля Павла Александровича Катенина, произошла, наконец, личная встреча и примирение. То есть, с момента размолвки прошло восемь лет!
Ещё через год Александра Михайловна Колосова вышла замуж и добавила к своей фамилию мужа, став Колосовой-Каратыгиной. Избранником её стал коллега по цеху — Василий Андреевич Каратыгин, который чуть позже, с 1832 года, стал ведущим актёром-трагиком Петербургского Александрийского театра. Он был первым исполнителем Чацкого, Дон-Жуана, Арбенина, огромную славу ему принесла роль Гамлета. Он был «звездой» в театральном мире своего времени. Его любил Николай Первый.
Пушкин высоко ценил талант Каратыгина, подружился с ним, с 1827 года они состояли в постоянной переписке. Однако то ли молодому мужу было обидно за оскорбление, некогда нанесённое его супруге, или же он был откровенен… Третьим лицами он о творчестве Пушкина высказывал нелестные замечания. В одном из писем Катенину Каратыгин отозвался о «Полтаве» и о «Борисе Годунове» не иначе как «галиматья в Шекспировском духе». Тем не менее, доброжелательность и открытость Пушкина одержали победу. Дружба крепла. В начале 1830 года поэт читал Каратыгину «Бориса Годунова» и просил исполнить сцену у фонтана, а ещё подарил ему рукопись пьесы «Скупой рыцарь» для бенефиса, который так и не состоялся. Актёр отменил его из-за траура в связи со смертью поэта.
Известно, что по приглашению Натальи Николаевны Пушкиной Василий Андреевич Каратыгин и его супруга Александра Михайловна Колосова-Каратыгина присутствовали на отпевании поэта.
«Я думал о нём, как о родном», — так сказал Василий Андреевич, прощаясь с другом».
Лишён дворянства за убийство в порыве гнева
Эмилия Гавриленко не имеет прямых доказательств своего родства с Кратыгиными-актёрами. Родилась она в Хабаровске, основателем её рода был бывший каторжник.
Леонид Каратыгин родился в 1866 году в городе Санкт-Петербурге в дворянской семье, учился в Высшем военном инженерном училище. «За убийство человека в порыве гнева» был лишён дворянства, наследства и отправлен на каторгу на Сахалин. Было ему в ту пору 20 лет.
Кстати, Василий Андреевич Каратыгин жизнь прожил недолгую, он скончался в 1853 году в возрасте 51 года. А вот Александра Михайловна Колосова-Каратыгина прожила 84 года, скончавшись в 1886 году. Теоретически дворяне, носящие одну фамилию, живущие в одном городе, скорее всего родственники. В таком случае, Леонид Каратыгин наверняка не раз общался с пожилой актрисой, которую когда-то обидел Пушкин, а потом просил прощения.
После каторги путь Леонида Каратыгина (деда Эмилии Николаевны) лежал на золотые прииски в верховьях Амура. Он неплохо обосновался в городе Зея, дела пошли в гору, информация о нём хранится в музее золотопромышленников.
Пушкин не так уж редко писал эпиграммы злые и обидные. Не щадил мужчин, женщин и самого царя. Для себя он приберёг… эпитафию. Причём задолго до того, как стал знаменитым. В 1815 году поэту исполнилось 16 лет. «Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою, с любовью, леностью провёл весёлый век. Не делал доброго, однако ж был душою. Ей-богу, добрый человек».
«Ещё до революции он добивался, чтобы ему выдали чистый паспорт, мечтал вернуться в Санкт-Петербург, но существовало предписание, запрещавшее ему въезд в обе столицы. Переехать он смог лишь в 1920-е годы. Упоминать о дворянском происхождении уже было опасно. Восстанавливать старые родственные связи также не имело смысла. У меня не получается соединить деда с теми самыми Каратыгиными. Просто не хватает информации», — говорит женщина.
Источник