Приподнял бровь в скептическом взгляде
Если вы хотите понять мысли и чувства человека, нужно знать, на что следует обращать внимание. Потому что иногда язык тела может выдать то, что человек пытается скрыть.
Чтение невербальных жестов — коварная штука.
Кто-то скрестил руки на груди? На вас он произведёт впечатление закрытого человека. А на самом деле он всего лишь замёрз.
Давайте разберёмся в тонкостях невербального общения, чтобы не допускать таких ошибок.
1. Пожимание плечами: человек не знает, что происходит
Этот жест показывает, что собеседник не понимает вас. При этом мы поднимаем плечи (с целью защитить горло от атаки), брови (в знак подчинения) и демонстрируем раскрытые ладони.
2. Раскрытые ладони: человек выражает свою честность
Раскрытая ладонь всегда ассоциировалась с правдой, честностью, верностью и подчинением. Мы подсознательно демонстрируем свои ладони, чтобы показать, что мы не вооружены и не представляем для собеседника никакой опасности.
3. Отсутствие «гусиных лапок»: возможно, человек улыбается неискренне
Искреннюю улыбку учёные называют «улыбкой Дюшена» (в честь французского невролога Гийома Дюшена, который исследовал мышечные сокращения). Нашу радость при этом выражают не только губы, но и глаза. Поэтому считается, что из-за той самой искренней улыбки должны обязательно появляться морщинки вокруг глаз. Кстати, согласно некоторым исследованиям, даже симулирование «улыбки Дюшена» может положительно отразиться на вашей карьере. Однако учитывайте, что «гусиные лапки» не являются гарантом прекрасного настроения вашего собеседника.
4. Поднятые брови: человек чувствует дискомфорт
Мы поднимаем брови, когда переживаем, удивляемся или боимся. Так что, если какая-то знакомая делает комплимент вашей новой причёске и при этом поднимает брови, помните, что, возможно, она вам льстит.
5. Направленный на вас указательный палец: человек пытается показать своё превосходство
Такой жест принуждает собеседника к покорности, но, конечно, не всегда приводит к ожидаемому результату. Он моментально вызывает подсознательные негативные чувства, так как ассоциируется у нас с последующим ударом.
Greg van Brug/Flickr.com
6. Повторение ваших жестов: человеку комфортно общаться с вами
Если разговор проходит хорошо, собеседники копируют позу и жесты друг друга. Друзья и влюблённые непроизвольно повторяют движения друг за другом. Это происходит потому, что мы чувствуем связь с этим человеком.
7. Слишком долгий взгляд в глаза: возможно, человек врёт
В попытке скрыть обман или подлость, человек может смотреть в ваши глаза дольше обычного, при этом молчать и даже не моргать. Согласитесь, что это весьма некомфортно.
8. Визуальный контакт: человек проявляет к вам интерес
Взгляд глаза в глаза приводит нас в состояние повышенной активности. Пристальный взгляд незнакомца нервирует или даже пугает нас. А взгляд человека, который нам нравится, наоборот, приводит в состояние возбуждения. Всё зависит от ситуации.
9. Открытая поза: человек расслаблен и уверен в себе
Поза человека может многое рассказать о его эмоциональном состоянии. Если человек зажат, это говорит о его неуверенности и страхе.
10. Множество жестов: человек действительно чувствует связь между вами
Девушка смотрит вам в глаза, опускает взгляд, поправляет волосы и снова смотрит на вас? Поздравляем! Вы ей нравитесь!
11. Скрещённые ноги: человек сопротивляется и плохо воспринимает информацию
Обратите внимание, что такой жест вашего собеседника при переговорах — плохой знак. Это говорит о том, что человек ментально, эмоционально и физически закрыт. В таком случае ему сложно идти на контакт.
12. Сжатая челюсть, втянутая шея, нахмуренные брови: человек испытывает стресс
Например, пропустив нужный автобус, мы злимся и хмурим брови. Такие жесты — наша непроизвольная реакция на какую-либо неприятную ситуацию.
13. Частое касание лица или рук: возможно, человек нервничает
Эту эмоцию мы способны передать без слов. Если мы испытываем дискомфорт, мы теребим что-то в руках или касаемся своего лица. Удивительно, но мы можем даже не замечать за собой этого.
14. Совместный смех: вы нравитесь человеку
Не секрет, что смех сближает людей. Контакт налажен, если человек смеётся над вашими шутками. Смех — это сигнал о желании поддерживать отношения, будь они платоническими или романтическими.
15. Уверенная поза: человек демонстрирует лидерство
Лидера по натуре (или человека, который хочет казаться таким) отличает прямая осанка, уверенная походка, сложенные или опущенные ладони.
16. Потрясывание ногой: человека что-то беспокоит
Такой жест показывает беспокойство и раздражение. Не забывайте, что собеседник обязательно заметит вашу дёргающуюся ногу.
17. Улыбка и прямой взгляд: возможно, человек пытается вас обольстить
Когда мы пытаемся обольстить кого-то, мы слегка улыбаемся и прямо смотрим в глаза объекту нашего желания. При этом такая улыбка может выражать как подчинение (взгляд снизу, слегка опущенная голова), так и доминирование (гордый взгляд в сторону).
18. Движение внутренних уголков бровей: человек грустит
Когда нам грустно, мы непроизвольно поднимаем и опускаем внутренние уголки бровей. Если этого не происходит, то, возможно, человек не так уж и расстроен, как кажется.
19. Асимметрия движений мышц лица: возможно, человек демонстрирует неискренние эмоции
В следующий раз, когда будете рассказывать шутку, обратите внимание на симметричность улыбки собеседника.
Источник
Люди, как правило, думают одно, а говорят другое. Поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% её сообщается посредством слов (вербально), 30% передаётся звучанием голоса и более 60% идёт по прочим невербальным каналам (жест, взгляд, мимика, поза).
Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое следует в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других «сопроводителей» общения. Ваш собеседник может попытаться обмануть Вас словами, но он не обманет своими телодвижениями, которые будут говорить обратное! Таким образом, Невербалика – это способ прочитать истинное настроение, мысль и намерение собеседника, даже если он пытается их скрыть.
Невербалику изучают профессиональные следователи, бизнесмены и шпионы. Лишь очень немногие люди могут в совершенстве контролировать свои невербальные реакции. Это, как правило, кадровые разведчики и некоторые преступники.Ниже приведены некоторые невербальные реакции человеческого организма, которые несут в себе массу информации.
Мимика
§ Чрезмерная улыбчивость – потребность в одобрении.
§ Кривая улыбка – знак контролируемой нервозности.
§ Улыбка при поднятых бровях – готовность подчиниться.
§ Улыбка при опущенных бровях – высказывание превосходства.
§ Улыбка без подъёма век – неискренность.
§ Улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания – угроза.
Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях таковы:
§ Радость. Губы искривлены и их уголки оттянуты назад, возле глаз мелкие морщинки.
§ Интерес. Брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены.
§ Счастье. Внешние уголки губ приподняты и отведены назад, глаза спокойные.
§ Удивление. Поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлённую форму.
§ Отвращение. Брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят, человек словно подавился или сплёвывает.
§ Подозрение. Бровь приподнята, лицо вытянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-либо сверху-вниз, он как бы отстраняется от собеседника.
§ Страх. Брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причём нижнее веко напряжено, а верхнее слегка поднято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад. Когда в наличии лишь упомянутое положение бровей – это контролируемый страх.
§ Гнев. Мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет.
§ Стыд. Голова опущена, лицо отвёрнуто, взгляд отведён, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда сомкнуты, лицо краснеет, пульс учащённый, дыхание с перебоями.
§ Скорбь. Брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ несколько опущены.
Знать выражение лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (перед зеркалом) своих рабочих имитаций.
Взгляд и глаза
Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза, недаром опытные игроки пытаются прикрыть их выражение за стёклами тёмных очков. Людей обычно выдают:
§ Какие-либо изменения в обычном выражении глаз, возникновение новых эмоций, сигнал реагирования на стимул.
§ Непроизвольные движения глаз («бегающие глаза») – тревога, стыд, обман, страх, неврастения.
§ Блестящий взгляд – горячка, возбуждение.
§ Остекленелый взгляд – чрезвычайная усталость, наркотическое опьянение.
§ Расширение зрачков – ощущение интереса и получение удовольствия от информации, но так же сильное страдание, употребление некоторых лекарств или наркотиков.
§ Сужение зрачков – раздражение, злоба, ненависть и действие некоторых наркотиков.
§ Сумбурные движения глаз – опьянение.
§ Усиленное моргание – раздражение, обман.
Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кто им нравится или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения. В ходе общения чаще всего смотрят партнёру в глаза, когда слушают, а не когда говорят. Хотя, осуществляя внушение, смотрят прямо в глаза, когда говорят.
Субъект, который смотрит вам в глаза меньше трети периода всего общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то. Тот же, кто усиленно смотрит вам в глаза – выказывает интерес либо раздражение, либо пытается доминировать.
Поза и её детали
Значительную информацию о внутреннем состоянии человека даёт статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности. Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют своё лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида:
§ Руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен – чувство уверенности в себе и превосходство над другими.
§ Корпус подан вперёд, руки подбоченясь на бёдрах – уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность и готовность отстаивать свою позицию до конца.
§ Стояние с опорой руками о стул или стол – ощущение неполноты контакта с партнёром.
§ Руки с расставленными локтями отведены за спину – ощущение превосходства над партнёром.
§ Закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов – знак агрессивности и уверенности в себе.
§ Высовывание больших пальцев рук из карманов – знак превосходства.
§ Скрещенные конечности – скептическая, защитная установка.
§ Нескрещенные конечности и расстёгнутый пиджак – установка доверия.
§ Наклон головы в сторону – пробуждение интереса.
§ Наклон головы вниз – отрицательное отношение.
§ Лёгкий отклон головы назад – агрессивность.
§ Сидение на краешке стула – готовность вскочить в любой момент, чтобы уйти или действовать, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору.
§ Закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди – знак отключения от разговора.
§ Забрасывание ноги на подлокотник кресла, сидя на нём – знак пренебрежения к окружающим и потеря интереса.
§ Скрещенные лодыжки у сидящего – сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние.
§ Положение сидя или стоя, с ногами, ориентированными на выход – явное желание прекратить разговор и уйти.
§ Частая перемена поз, ёрзанье на стуле, суетливость – внутреннее беспокойство, напряжённость.
§ Вставание – сигнал о том, что некое решение принято, беседа закончена, что-то удивило или шокировало.
§ Сцепленность пальцев рук – разочарование и желание скрыть отрицательное отношение.
§ Кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются – знак превосходства, уверенности в себе и своих словах, критическое отношение к словам собеседника.
§ Руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом – скрывание своих истинных намерений, игра с партнёром в «кошки-мышки».
§ Поддерживание головы ладонью – скука.
§ Пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы – признак заинтересованности.
§ Подпирание большим пальцем подбородка – критическая оценка.
§ Обхватывание своего бокала двумя руками – замаскированная нервозность.
§ Выпускание дыма от сигареты вверх – положительный настрой, уверенность в себе.
§ Выпускание дыма от сигареты вниз – негативный настрой со скрытыми или подозрительными мыслями.
Жесты и телодвижения
Жест есть не движение тела, а движение души. Он сообщает о желании человека и о том, что он в данный момент испытывает. Внешне одинаковые жесты могут означать у разных людей совершенно разные вещи, но существуют и тождественные моменты:
§ Активная жестикуляция – положительный компонент, понимаемый как дружеский настрой и заинтересованность.
§ Чрезмерная жестикуляция – выказывание беспокойства и неуверенности.
§ Демонстрация открытых ладоней – показатель откровенности.
§ Сжатие кулаков – возбуждение, агрессивность.
§ Прикрывание рта рукой или бокалом в руке – удивление, неуверенность, ложь, доверительное сообщение или профессиональная подстраховка от чтения по губам.
§ Прикосновение к носу или лёгкое почёсывание его – неуверенность в сообщаемом, ложь или поиск в процессе разговора новых контраргументов.
§ Потирание пальцем века – ложь, но иногда как ощущение лжи со стороны партнёра.
§ Потирание и почёсывание различных фрагментов головы – озабоченность, смущение, неуверенность.
§ Поглаживание подбородка – момент принятие решения.
§ Суетливость рук – настороженность, нервозность, смущение.
§ Пощипывание ладони – готовность к агрессии.
§ Покусывание ногтей – внутреннее беспокойство.
§ Всевозможные движения руки поперёк тела (поправить часы, прикоснуться к запонкам, поиграть пуговицей) – маскируемая нервозность.
§ Собирание ворсинок с одежды – неодобрение.
§ Оттягивание от шеи воротничка – гнев, человек подозревает, что другие распознали его обман.
§ Протирание стёкол очков, либо покусывание дужки – пауза для обдумывания, просьба подождать.
§ Снятие очков и бросание на стол – чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема.
§ Гашение или откладывание сигареты – максимальное напряжение.
§ Частое сбивание пепла с сигареты – нервозность.
§ Наклон головы набок – пробуждение интереса.
§ Быстрый наклон или поворот головы в сторону – желание высказаться.
§ Постоянное отбрасывание якобы мешающих волос со лба – беспокойство.
Явное желание опереться обо что-либо – ощущение сложности и неприятности момента.
Источник
Выдающийся ученый В. М. Бехтерев, о котором часто упоминают телепаты, достаточно много внимания уделял в своих исследованиях мимике. Он считал, что все мимические движения представляют в своей сути изменение или смешение двух основных проявлений. К этим двум основным проявлениям мимики он относил:
· Положительный мимический тон. Для него характерны: разглаживание всех складок на лбу, оттягивание углов рта, улыбка, оживленное выражение лица (так называемое «веселое»). Положительный мимический тон сопровождается общим повышением тонуса всех мышц и легким увлажнением глаз (блеск глаз).
· Отрицательный мимический том. Для него характерны: понижение углов (опускание) рта, сдвигание бровей, опускание нижней челюсти при общем ослабленном тонусе всей мышечной системы.
Выражения лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:
· Удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот.
· Страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт.
· Гнев — брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты.
· Отвращение — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой.
· Печаль — брови сведены, глаза потухшие, часто внешние утолки губ слегка опущены.
· Счастье — глаза спокойные, внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад.
Смотрите на левую половину лица
Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая его стороны отражают эмоции по-разному. Недавние исследования объяснили это тем, что левая и правая половины лица находятся под контролем различных полушарий мозга.
Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются: работа левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой половине лица, то на этой стороне труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются равномерно на обеих сторонах, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения.
Глаза
Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 — улыбки.
С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы человеческой коммуникации. Поэтому очень важно во время разговора контролировать поведение своих глаз. Для того чтобы построить хорошие отношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60–70 % всего времени общения. Не удивительно, что скованный собеседник, который встречается с вами взглядом менее трети времени общения, редко пользуется доверием.
Три разновидности взгляда
Деловой взгляд. Ведя деловой разговор, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник, в вершинах углов которого расположены глаза. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу. Собеседник будет чувствовать, что вы настроены по-деловому, правда, при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз. Этим вы сможете контролировать ход беседы при помощи взгляда.
Социальный взгляд. Когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, создаются условия для общения на социальном уровне. Взгляд при этом концентрируется в треугольнике между глазами и ртом.
Интимный взгляд. Он спускается от глаз ниже подбородка. При тесном общении — до уровня груди, при дальнем — до промежности.
Зрачки
Если искушенные собеседники в состоянии сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то никто не способен контролировать поведение своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное.
Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сокращаются. Поэтому, когда вы разговариваете, смотрите в зрачки. Этим приемом пользуются опытные предприниматели. К примеру, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, зрачки его расширяются.
Расшифровка взгляда
Взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения. Он может говорить о многом, что видно из приведенной ниже таблицы.
Взгляд и сопутствующие движения — Значение взгляда
Подъем головы и взгляд вверх — Подожди минуту, подумаю
Улыбка, возможно, легкий наклон головы — Понимаю, мне нечего добавить
Ритмичное кивание головой — Ясно, понял, что тебе нужно
Долгий, неподвижный взгляд в глаза собеседнику — Хочу подчинить себе
Взгляд в сторону — Пренебрежение
Взгляд в пол — Страх и (или) желание уйти
Движение головой и насупленные брови — Не понял, повтори
Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу. По не более 10 секунд. И даже такой непродолжительный, но для визуального контакта растянувшийся на вечность «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале, после первых фраз разговора. В дальнейшем общении этот период все уменьшается, причем тем более, чем неприятнее разговор.
Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Более того, слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждебности.
Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».
Губы
Они способны многое сказать о состоянии человека. Плотно сжатые губы означают глубокую задумчивость; изогнутые — сомнение и сарказм.
Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость общению. Но поскольку улыбка может отражать самые различные мотивы, нужно быть осторожным в ее истолковании. Так, чрезмерная улыбчивость может быть проявлением болезненной потребности в одобрении или уничижительности перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать — быть своеобразной вежливой вывеской, маской.
Когда люди улыбаются, их лицо делается несравненно лучше. В улыбке, по словам Л. Толстого, содержится в лице то, что называется его красотой.
Существует непосредственная связь между душевным и физическим состоянием человека и его улыбкой. Если на душе скверно, улыбка будет страдальческой.
Если вам хорошо, улыбка радостная. Душевное спокойствие всегда отражается в улыбке. Люди благодарно воспринимают улыбки, выражающие приветливость или дружелюбие. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение. В жизни всегда имеется много проблем. С меньшими душевными и физическими потерями их преодолевают те люди, которые умеют улыбаться.
Источник