С весьма черными густыми бровями и несколько подмигивающим левым глазом

Прокурор.
Художник В. Далькевич

Прокурор является одним из второстепенных персонажей в поэме «Мертвые души» Гоголя.

В этой статье представлена цитатная характеристика прокурора в поэме «Мертвые души»: образ в цитатах, описание смерти прокурора.

Смотрите: 
— Все чиновники в таблице
— Все материалы по поэме «Мертвые души»

Прокурор в поэме «Мертвые души»: образ, характеристика, описание (смерть прокурора)

О внешности прокурора известно, что это полный мужчина с густыми бровями и моргающим глазом:

«…вошел в гостиную прокурор с вечно неподвижною своей физиономией, густыми бровями и моргавшим глазом…» 

«…знакомый читателю прокурор-моргун…» 

«…сколько ни продолжал он стоять на одном и том же месте, хлопать левым глазом и бить себя платком по бороде, сметая оттуда табак, но ничего решительно не мог понять…» 

«…он наконец присоединился к толстым, где встретил почти всё знакомые лица: прокурора с весьма черными густыми бровями и несколько подмигивавшим левым глазом так, как будто бы говорил: «Пойдем, брат, в другую комнату, там я тебе что-то скажу», – человека, впрочем, серьезного и молчаливого…» 

«…бедный прокурор поворачивал на все стороны свои густые брови…»

«…был так часто виден между чиновников с своими густыми бровями и мигающим глазом…»

«…у тебя всего только и было, что густые брови…»

Господин прокурор — серьезный и молчаливый человек:

«…человека, впрочем, серьезного и молчаливого…»

По словам Собакевича, среди всех чиновников прокурор является единственным порядочным человеком среди чиновников-мошенников. При этом тот же Собакевич называет героя «свиньей»:

«…Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья…» (Собакевич о чиновниках города N)

Судя по всему, господин прокурор является небедным человеком. Он устраивает у себя небольшой обед, который в итоге «стоит большого», то есть обходится не дешево:

«…Потом был… на небольшом обеде у прокурора, который, впрочем, стоил большого…»

По словам Собакевича, прокурор — праздный, ленивый человек, за которого всю работу делает стряпчий Золотуха:

«…Пошлите теперь же к прокурору, он человек праздный и, верно, сидит дома, за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире…» (Собакевич о прокуроре)

Судя по всему, господин прокурор женат и имеет детей:

«…редкий отец, примерный супруг…»

Когда мошенник Чичиков приезжает в город N, прокурор и его коллеги любезно общаются с гостем. Чиновники не догадываются, что аферист Чичиков скупает «мертвые души». Прокурор и другие чиновники помогают Чичикову оформить документы, не подозревая о мошенничестве. В это время в губернии меняется генерал-губернатор, а также появляются слухи о каких-то мошенниках. Прокурор и другие чиновники начинают подозревать, что Чичиков может быть аферистом. Они боятся, что новый генерал-губернатор накажет их за аферу Чичикова. Прокурор переживает настолько сильно, что даже худеет:

«…чиновники имели случай заметить друг другу, что они даже похудели от этих забот и тревог. В самом деле, назначение нового генерал-губернатора, и эти полученные бумаги такого сурьезного содержания, и эти бог знает какие слухи – все это оставило заметные следы в их лицах, и фраки на многих сделались заметно просторней. 

Все подалось: и председатель похудел, и инспектор врачебной управы похудел, и прокурор похудел…» (чиновники похудели, переживая из-за аферы Чичикова)

Смерть прокурора в поэме «Мертвые души»: описание в цитатах

Прокурор переживает за свою карьеру настолько сильно, что внезапно умирает. Его смерть описана в главе X поэмы:

«…Все эти толки, мнения и слухи, неизвестно по какой причине, больше всего подействовали на бедного прокурора. Они подействовали на него до такой степени, что он, пришедши домой, стал думать, думать и вдруг, как говорится, ни с того ни с другого умер. 

Параличом ли его или чем другим прихватило, только он как сидел, так и хлопнулся со стула навзничь. Вскрикнули, как водится, всплеснув руками: «Ах, боже мой!» – послали за доктором, чтобы пустить кровь, но увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. 

Тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал…»  

«…тот, кто еще не так давно ходил, двигался, играл в вист, подписывал разные бумаги и был так часто виден между чиновников с своими густыми бровями и мигающим глазом, теперь лежал на столе, левый глаз уже не мигал вовсе, но бровь одна все еще была приподнята с каким-то вопросительным выражением. О чем покойник спрашивал, зачем он умер или зачем жил, об этом один Бог ведает…» 

«…И вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин, редкий отец, примерный супруг, и много напишут всякой всячины; прибавят, пожалуй, что был сопровождаем плачем вдов и сирот; а ведь если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови…»

Источник

    

    Прокурор («Мертвые души»)

    Смотри также Творчество Гоголя

    Человек серьезный и молчаливый, «с вечно неподвижною физиономией» «с весьма черными густыми бровями и несколько подмигивавшим левым глазом так, как будто бы говорил: «пойдем, брат, в другую комнату; там я тебе что-то скажу». Играя с Ноздревым «в большую игру, П. вместе с полицмейстером чрезвычайно внимательно рассматривали взятки Ноздрева и следили почти за всякою картою, с которой он ходил». — Толки о «мертвых душах» и слухи о назначении нового генерал-губернатора «неизвестно по какой причине больше всего подействовали на бедного прокурора. Они подействовали на него до такой степени, что он, пришедши домой, стал думать, думать и вдруг, как говорится, ни с того, ни с другого, умер. Параличом ли его, или чем другим прихватило, только он как сидел, так и хлопнулся со стула навзничь. Вскрикнули, как водится, всплеснув руками: «Ах, Боже мой! — послали за доктором, чтобы пустить кровь, но увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. Тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он, по скромности своей, никогда ее не показывал».

    Словарь литературных типов. — Пг.: Издание редакции журнала «Всходы».
    Под редакцией Н. Д. Носкова.
    1908-1914.

    Смотреть что такое «Прокурор («Мертвые души»)» в других словарях:

    • Мертвые души — Мёртвые души (первый том) Заглавный лист первого издания Автор: Николай Васильевич Гоголь Жанр: Поэма (роман, роман поэма[1], прозаическая поэма[2]) Язык оригинала: Русский …   Википедия

    • Мертвые души, или похождения Чичикова (Гоголя) — [ Мертвые души , по выражению Гоголя, являются историею его собственной души . О сюжете поэмы, рассказанном Гоголю Пушкиным, . Гоголя т. IV, . Воспоминания. СПБ. 1909 г. (статья: Гоголь в Риме ), . Этюды и характеристики М. 1907 г. ( Мертвые души …   Словарь литературных типов

    • «МЕРТВЫЕ ДУШИ»1 —         Инсценировка одноименной поэмы (1842 1852) Николая Васильевича Гоголя (1809 1852). Премьера во МХАТе состоялась 28 ноября 1932 г. При жизни Булгакова не публиковалась. Впервые: Булгаков М. Пьесы. М.: Советский писатель, 1986 г. Работу над …   Энциклопедия Булгакова

    • Мертвые души (фильм, 1984) — Мёртвые души Жанр Сатирическая трагикомедия Режиссёр Михаил Швейцер В главных ролях Александр Калягин Александр Трофимов …   Википедия

    • Мертвые души (фильм, 1960) — Мёртвые души Жанр комедия Режиссёр Леонид Трауберг Автор сценария Леонид Трауберг В главных ролях   Оператор Константин Бровин …   Википедия

    • Ноздрев («Мертвые души») — Смотри также Помещик. Человек лет тридцати. Чернявый , среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами . Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось …   Словарь литературных типов

    • Чичиков, Павел Иванович («Мертвые души») — Смотри также Отставной коллежский советник. Мужчина средних лет , не слишком толстый, однако ж и не тонкий. Юношей был довольно заманчивой наружности . По словам дам города N., не первый красавец, но зато таков, как следует быть мужчине: будь он… …   Словарь литературных типов

    • Собакевич, Михайло Семенович («Мертвые души») — Смотри также Помещик. Весьма похож на средней величины медведя . Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь, и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги ; он …   Словарь литературных типов

    • Юрисконсулы («Мертвые души», II) — Смотри также Как скрытый маг ворочал всем механизмом; всех опутал решительно, прежде чем кто успел осмотреться . Ведя дело Чичикова о наследстве по подложному завещанию, произвел чудеса на гражданском поприще: губернатору дал знать стороною, что… …   Словарь литературных типов

    • прокурор — а, м. procureur m. <лат. procurare заботиться. 1. С 20 х гг. 18 в. в яз. администрации. Чиновник, ведающий надзором за деятельностью коллегии, надворных судов, духовного ведомства, осуществляющий протестацию по поводу неисправностей в них и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Книги

    • Мертвые души (спектакль), Николай Гоголь. Над аудиоспектаклем работали: Авторы инсценировки – Виктор Трухан, Игорь Жуков Режиссер-постановщик – Виктор Трухан Композитор – Шандор Каллош Звукорежиссер –Галина Засимова Редактор –… Подробнее  Купить за 299 руб аудиокнига
    • Мертвые души (CDmp3), Гоголь Николай Васильевич. Издание включает два спектакля по гениальной поэме в прозе великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809-1852) «Мертвые души» . Первый том был издан в 1842 году. Чиновничий и… Подробнее  Купить за 221 руб
    • Мертвые души. Тома I и II (спектакли), Николай Гоголь. Издание включает два спектакля по гениальной поэме в прозе великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809—1852) «Мертвые души». Первый том был издан в 1842году. Чиновничий и… Подробнее  Купить за 124 руб аудиокнига

    Источник

    Ñòðàíèöû:

    2 







    10 
    11 
    12 
    13 
    14 
    15 
    16 
    17 
    18 
    19 
    20 
    21 
    22 
    23 
    24 
    25 
    26 
    27 
    28 
    29 
    30 
    31 
    32 
    33 
    34 
    35 
    36 
    37 
    38 
    39 
    40 
    41 
    42 
    43 
    44 
    45 
    46 
    47 
    48 
    49 
    50 
    51 
    52 

    Âåñü ñëåäóþùèé äåíü ïîñâÿùåí áûë âèçèòàì; ïðèåçæèé îòïðàâèëñÿ äåëàòü âèçèòû âñåì ãîðîäñêèì ñàíîâíèêàì. Áûë ñ ïî÷òåíèåì ó ãóáåðíàòîðà, êîòîðûé, êàê îêàçàëîñü, ïîäîáíî ×è÷èêîâó áûë íè òîëñò, íè òîíîê ñîáîé, èìåë íà øåå Àííó, è ïîãîâàðèâàëè äàæå, ÷òî áûë ïðåäñòàâëåí ê çâåçäå; âïðî÷åì, áûë áîëüøîé äîáðÿê è äàæå ñàì âûøèâàë èíîãäà ïî òþëþ. Ïîòîì îòïðàâèëñÿ ê âèöå-ãóáåðíàòîðó, ïîòîì áûë ó ïðîêóðîðà, ó ïðåäñåäàòåëÿ ïàëàòû, ó ïîëèöåéìåéñòåðà, ó îòêóïùèêà, ó íà÷àëüíèêà íàä êàçåííûìè ôàáðèêàìè… æàëü, ÷òî íåñêîëüêî òðóäíî óïîìíèòü âñåõ ñèëüíûõ ìèðà ñåãî; íî äîâîëüíî ñêàçàòü, ÷òî ïðèåçæèé îêàçàë íåîáûêíîâåííóþ äåÿòåëüíîñòü íàñ÷åò âèçèòîâ: îí ÿâèëñÿ äàæå çàñâèäåòåëüñòâîâàòü ïî÷òåíèå èíñïåêòîðó âðà÷åáíîé óïðàâû è ãîðîäñêîìó àðõèòåêòîðó. È ïîòîì åùå äîëãî ñèäåë â áðè÷êå, ïðèäóìûâàÿ, êîìó áû åùå îòäàòü âèçèò, äà óæ áîëüøå â ãîðîäå íå íàøëîñü ÷èíîâíèêîâ.  ðàçãîâîðàõ ñ ñèìè âëàñòèòåëÿìè îí î÷åíü èñêóñíî óìåë ïîëüñòèòü êàæäîìó. Ãóáåðíàòîðó íàìåêíóë êàê-òî âñêîëüçü, ÷òî â åãî ãóáåðíèþ âúåçæàåøü, êàê â ðàé, äîðîãè âåçäå áàðõàòíûå, è ÷òî òå ïðàâèòåëüñòâà, êîòîðûå íàçíà÷àþò ìóäðûõ ñàíîâíèêîâ, äîñòîéíû áîëüøîé ïîõâàëû. Ïîëèöåéìåéñòåðó ñêàçàë ÷òî-òî î÷åíü ëåñòíîå íàñ÷åò ãîðîäñêèõ áóäî÷íèêîâ; à â ðàçãîâîðàõ ñ âèöå-ãóáåðíàòîðîì è ïðåäñåäàòåëåì ïàëàòû, êîòîðûå áûëè åùå òîëüêî ñòàòñêèå ñîâåòíèêè, ñêàçàë äàæå îøèáêîþ äâà ðàçà: «âàøå ïðåâîñõîäèòåëüñòâî», ÷òî î÷åíü èì ïîíðàâèëîñü. Ñëåäñòâèåì ýòîãî áûëî òî, ÷òî ãóáåðíàòîð ñäåëàë åìó ïðèãëàøåíèå ïîæàëîâàòü ê íåìó òîãî æå äíÿ íà äîìàøíþþ âå÷åðèíêó, ïðî÷èå ÷èíîâíèêè òîæå, ñ ñâîåé ñòîðîíû, êòî íà îáåä, êòî íà áîñòîí÷èê, êòî íà ÷àøêó ÷àþ.

    Î ñåáå ïðèåçæèé, êàê êàçàëîñü, èçáåãàë ìíîãî ãîâîðèòü; åñëè æå ãîâîðèë, òî êàêèìè-òî îáùèìè ìåñòàìè, ñ çàìåòíîþ ñêðîìíîñòèþ, è ðàçãîâîð åãî â òàêèõ ñëó÷àÿõ ïðèíèìàë íåñêîëüêî êíèæíûå îáîðîòû: ÷òî îí íåçíà÷àùèé ÷åðâü ìèðà ñåãî è íå äîñòîèí òîãî, ÷òîáû ìíîãî î íåì çàáîòèëèñü, ÷òî èñïûòàë ìíîãî íà âåêó ñâîåì, ïðåòåðïåë íà ñëóæáå çà ïðàâäó, èìåë ìíîãî íåïðèÿòåëåé, ïîêóøàâøèõñÿ äàæå íà æèçíü åãî, è ÷òî òåïåðü, æåëàÿ óñïîêîèòüñÿ, èùåò èçáðàòü íàêîíåö ìåñòî äëÿ æèòåëüñòâà, è ÷òî, ïðèáûâøè â ýòîò ãîðîä, ïî÷åë çà íåïðåìåííûé äîëã çàñâèäåòåëüñòâîâàòü ñâîå ïî÷òåíèå ïåðâûì åãî ñàíîâíèêàì. Âîò âñå, ÷òî óçíàëè â ãîðîäå îá ýòîì íîâîì ëèöå, êîòîðîå î÷åíü ñêîðî íå ïðåìèíóëî ïîêàçàòü ñåáÿ íà ãóáåðíàòîðñêîé âå÷åðèíêå. Ïðèãîòîâëåíèå ê ýòîé âå÷åðèíêå çàíÿëî ñ ëèøêîì äâà ÷àñà âðåìåíè, è çäåñü â ïðèåçæåì îêàçàëàñü òàêàÿ âíèìàòåëüíîñòü ê òóàëåòó, êàêîé äàæå íå âåçäå âèäûâàíî. Ïîñëå íåáîëüøîãî ïîñëåîáåäåííîãî ñíà îí ïðèêàçàë ïîäàòü óìûòüñÿ è ÷ðåçâû÷àéíî äîëãî òåð ìûëîì îáå ùåêè, ïîäïåðøè èõ èçâíóòðè ÿçûêîì; ïîòîì, âçÿâøè ñ ïëå÷à òðàêòèðíîãî ñëóãè ïîëîòåíöå, âûòåð èì ñî âñåõ ñòîðîí ïîëíîå ñâîå ëèöî, íà÷àâ èç-çà óøåé è ôûðêíóâ ïðåæäå ðàçà äâà â ñàìîå ëèöî òðàêòèðíîãî ñëóãè. Ïîòîì íàäåë ïåðåä çåðêàëîì ìàíèøêó, âûùèïíóë âûëåçøèå èç íîñó äâà âîëîñêà è íåïîñðåäñòâåííî çà òåì î÷óòèëñÿ âî ôðàêå áðóñíè÷íîãî öâåòà ñ èñêðîé. Òàêèì îáðàçîì îäåâøèñü, ïîêàòèëñÿ îí â ñîáñòâåííîì ýêèïàæå ïî áåñêîíå÷íî øèðîêèì óëèöàì, îçàðåííûì òîùèì îñâåùåíèåì èç êîå-ãäå ìåëüêàâøèõ îêåàí. Âïðî÷åì, ãóáåðíàòîðñêèé äîì áûë òàê îñâåùåí, õîòü áû è äëÿ áàëà; êîëÿñêà ñ ôîíàðÿìè, ïåðåä ïîäúåçäîì äâà æàíäàðìà, ôîðåéòîðñêèå êðèêè âäàëè — ñëîâîì, âñü êàê íóæíî. Âîøåäøè â çàë, ×è÷èêîâ äîëæåí áûë íà ìèíóòó çàæìóðèòü ãëàçà, ïîòîìó ÷òî áëåñê îò ñâå÷åé, ëàìï è äàìñêèõ ïëàòüåâ áûë ñòðàøíûé. Âñå áûëî çàëèòî ñâåòîì. ×åðíûå ôðàêè ìåëüêàëè è íîñèëèñü âðîçíü è êó÷àìè òàì è òàì, êàê íîñÿòñÿ ìóõè íà áåëîì ñèÿþùåì ðàôèíàäå â ïîðó æàðêîãî èþëüñêîãî ëåòà, êîãäà ñòàðàÿ êëþ÷íèöà ðóáèò è äåëèò åãî íà ñâåðêàþùèå îáëîìêè ïåðåä îòêðûòûì îêíîì; äåòè âñå ãëÿäÿò, ñîáðàâøèñü âîêðóã, ñëåäÿ ëþáîïûòíî çà äâèæåíèÿìè æåñòêèõ ðóê åå, ïîäûìàþùèõ ìîëîò, à âîçäóøíûå ýñêàäðîíû ìóõ, ïîäíÿòûå ëåãêèì âîçäóõîì, âëåòàþò ñìåëî, êàê ïîëíûå õîçÿåâà, è, ïîëüçóÿñü ïîäñëåïîâàòîñòèþ ñòàðóõè è ñîëíöåì, áåñïîêîÿùèì ãëàçà åå, îáñûïàþò ëàêîìûå êóñêè ãäå âðàçáèòíóþ, ãäå ãóñòûìè êó÷àìè Íàñûùåííûå áîãàòûì ëåòîì, è áåç òîãî íà âñÿêîì øàãó ðàññòàâëÿþùèì ëàêîìûå áëþäà, îíè âëåòåëè âîâñå íå ñ òåì, ÷òîáû åñòü, íî ÷òîáû òîëüêî ïîêàçàòü ñåáÿ, ïðîéòèñü âçàä è âïåðåä ïî ñàõàðíîé êó÷å, ïîòåðåòü îäíà î äðóãóþ çàäíèå èëè ïåðåäíèå íîæêè, èëè ïî÷åñàòü èìè ó ñåáÿ ïîä êðûëûøêàìè, èëè, ïðîòÿíóâøè îáå ïåðåäíèå ëàïêè, ïîòåðåòü èìè ó ñåáÿ íàä ãîëîâîþ, ïîâåðíóòüñÿ è îïÿòü óëåòåòü, è îïÿòü ïðèëåòåòü ñ íîâûìè äîêó÷íûìè ýñêàäðîíàìè. Íå óñïåë ×è÷èêîâ îñìîòðåòüñÿ, êàê óæå áûë ñõâà÷åí ïîä ðóêó ãóáåðíàòîðîì, êîòîðûé ïðåäñòàâèë åãî òóò æå ãóáåðíàòîðøå. Ïðèåçæèé ãîñòü è òóò íå óðîíèë ñåáÿ: îí ñêàçàë êàêîé-òî êîìïëèìåíò, âåñüìà ïðèëè÷íûé äëÿ ÷åëîâåêà ñðåäíèõ ëåò, èìåþùåãî ÷èí íå ñëèøêîì áîëüøîé è íå ñëèøêîì ìàëûé. Êîãäà óñòàíîâèâøèåñÿ ïàðû òàíöóþùèõ ïðèòèñíóëè âñåõ ê ñòåíå, îí, çàëîæèâøè ðóêè íàçàä, ãëÿäåë íà íèõ ìèíóòû äâå î÷åíü âíèìàòåëüíî. Ìíîãèå äàìû áûëè õîðîøî îäåòû è ïî ìîäå, äðóãèå îäåëèñü âî ÷òî áîã ïîñëàë â ãóáåðíñêèé ãîðîä. Ìóæ÷èíû çäåñü, êàê è âåçäå, áûëè äâóõ ðîäîâ: îäíè òîíåíüêèå, êîòîðûå âñü óâèâàëèñü îêîëî äàì; íåêîòîðûå èç íèõ áûëè òàêîãî ðîäà, ÷òî ñ òðóäîì ìîæíî áûëî îòëè÷èòü èõ îò ïåòåðáóðãñêèõ, èìåëè òàê æå âåñüìà îáäóìàííî è ñî âêóñîì çà÷åñàííûå áàêåíáàðäû èëè ïðîñòî áëàãîâèäíûå, âåñüìà ãëàäêî âûáðèòûå îâàëû ëèö, òàê æå íåáðåæíî ïîäñåäàëè ê äàìàì, òàê æå ãîâîðèëè ïî-ôðàíöóçñêè è ñìåøèëè äàì òàê æå, êàê è â Ïåòåðáóðãå. Äðóãîé ðîä ìóæ÷èí ñîñòàâëÿëè òîëñòûå èëè òàêèå æå, êàê ×è÷èêîâ, òî åñòü íå òàê ÷òîáû ñëèøêîì òîëñòûå, îäíàêî æ è íå òîíêèå. Ýòè, íàïðîòèâ òîãî, êîñèëèñü è ïÿòèëèñü îò äàì è ïîñìàòðèâàëè òîëüêî ïî ñòîðîíàì, íå ðàññòàâëÿë ëè ãäå ãóáåðíàòîðñêèé ñëóãà çåëåíîãî ñòîëà äëÿ âèñòà. Ëèöà ó íèõ áûëè ïîëíûå è êðóãëûå, íà èíûõ äàæå áûëè áîðîäàâêè, êîå-êòî áûë è ðÿáîâàò, âîëîñ îíè íà ãîëîâå íå íîñèëè íè õîõëàìè, íè áóêëÿìè, íè íà ìàíåð «÷åðò ìåíÿ ïîáåðè», êàê ãîâîðÿò ôðàíöóçû, — âîëîñû ó íèõ áûëè èëè íèçêî ïîäñòðèæåíû, èëè ïðèëèçàíû, à ÷åðòû ëèöà áîëüøå çàêðóãëåííûå è êðåïêèå. Ýòî áûëè ïî÷åòíûå ÷èíîâíèêè â ãîðîäå. Óâû! òîëñòûå óìåþò ëó÷øå íà ýòîì ñâåòå îáäåëûâàòü äåëà ñâîè, íåæåëè òîíåíüêèå. Òîíåíüêèå ñëóæàò áîëüøå ïî îñîáåííûì ïîðó÷åíèÿì èëè òîëüêî ÷èñëÿòñÿ è âèëÿþò òóäà è ñþäà; èõ ñóùåñòâîâàíèå êàê-òî ñëèøêîì ëåãêî, âîçäóøíî è ñîâñåì íåíàäåæíî. Òîëñòûå æå íèêîãäà íå çàíèìàþò êîñâåííûõ ìåñò, à âñå ïðÿìûå, è óæ åñëè ñÿäóò ãäå, òî ñÿäóò íàäåæíî è êðåïêî, òàê ÷òî ñêîðåé ìåñòî çàòðåùèò è óãíåòñÿ ïîä íèìè, à óæ îíè íå ñëåòÿò. Íàðóæíîãî áëåñêà îíè íå ëþáÿò; íà íèõ ôðàê íå òàê ëîâêî ñêðîåí, êàê ó òîíåíüêèõ, çàòî â øêàòóëêàõ áëàãîäàòü áîæèÿ. Ó òîíåíüêîãî â òðè ãîäà íå îñòàåòñÿ íè îäíîé äóøè, íå çàëîæåííîé â ëîìáàðä; ó òîëñòîãî ñïîêîéíî, ãëÿäü — è ÿâèëñÿ ãäå-íèáóäü â êîíöå ãîðîäà äîì, êóïëåííûé íà èìÿ æåíû, ïîòîì â äðóãîì êîíöå äðóãîé äîì, ïîòîì áëèç ãîðîäà äåðåâåíüêà, ïîòîì è ñåëî ñî âñåìè óãîäüÿìè. Íàêîíåö òîëñòûé, ïîñëóæèâøè áîãó è ãîñóäàðþ, çàñëóæèâøè âñåîáùåå óâàæåíèå, îñòàâëÿåò ñëóæáó, ïåðåáèðàåòñÿ è äåëàåòñÿ ïîìåùèêîì, ñëàâíûì ðóññêèì áàðèíîì, õëåáîñîëîì, è æèâåò, è õîðîøî æèâåò. À ïîñëå íåãî îïÿòü òîíåíüêèå íàñëåäíèêè ñïóñêàþò, ïî ðóññêîìó îáû÷àþ, íà êóðüåðñêèõ âñå îòöîâñêîå äîáðî. Íåëüçÿ óòàèòü, ÷òî ïî÷òè òàêîãî ðîäà ðàçìûøëåíèÿ çàíèìàëè ×è÷èêîâà â òî âðåìÿ, êîãäà îí ðàññìàòðèâàë îáùåñòâî, è ñëåäñòâèåì ýòîãî áûëî òî, ÷òî îí íàêîíåö ïðèñîåäèíèëñÿ ê òîëñòûì, ãäå âñòðåòèë ïî÷òè âñå çíàêîìûå ëèöà: ïðîêóðîðà ñ âåñüìà ÷åðíûìè ãóñòûìè áðîâÿìè è íåñêîëüêî ïîäìèãèâàâøèì ëåâûì ãëàçîì òàê, êàê áóäòî áû ãîâîðèë: «Ïîéäåì, áðàò, â äðóãóþ êîìíàòó, òàì ÿ òåáå ÷òî-òî ñêàæó», — ÷åëîâåêà, âïðî÷åì, ñåðüåçíîãî è ìîë÷àëèâîãî; ïî÷òìåéñòåðà, íèçåíüêîãî ÷åëîâåêà, íî îñòðÿêà è ôèëîñîôà; ïðåäñåäàòåëÿ ïàëàòû, âåñüìà ðàññóäèòåëüíîãî è ëþáåçíîãî ÷åëîâåêà, — êîòîðûå âñå ïðèâåòñòâîâàëè åãî, êàê ñòàðèííîãî çíàêîìîãî, íà ÷òî ×è÷èêîâ ðàñêëàíèâàëñÿ íåñêîëüêî íàáîê, âïðî÷åì, íå áåç ïðèÿòíîñòè. Òóò æå ïîçíàêîìèëñÿ îí ñ âåñüìà îáõîäèòåëüíûì è ó÷òèâûì ïîìåùèêîì Ìàíèëîâûì è íåñêîëüêî íåóêëþæèì íà âçãëÿä Ñîáàêåâè÷åì, êîòîðûé ñ ïåðâîãî ðàçà åìó íàñòóïèë íà íîãó, ñêàçàâøè: «Ïðîøó ïðîùåíèÿ». Òóò æå åìó âñóíóëè êàðòó íà âèñò, êîòîðóþ îí ïðèíÿë ñ òàêèì æå âåæëèâûì ïîêëîíîì. Îíè ñåëè çà çåëåíûé ñòîë è íå âñòàâàëè óæå äî óæèíà. Âñå ðàçãîâîðû ñîâåðøåííî ïðåêðàòèëèñü, êàê ñëó÷àåòñÿ âñåãäà, êîãäà íàêîíåö ïðåäàþòñÿ çàíÿòèþ äåëüíîìó. Õîòÿ ïî÷òìåéñòåð áûë î÷åíü ðå÷èñò, íî è òîò, âçÿâøè â ðóêè êàðòû, òîò æå ÷àñ âûðàçèë íà ëèöå ñâîåì ìûñëÿùóþ ôèçèîíîìèþ, ïîêðûë íèæíåþ ãóáîþ âåðõíþþ è ñîõðàíèë òàêîå ïîëîæåíèå âî âñå âðåìÿ èãðû. Âûõîäÿ ñ ôèãóðû, îí óäàðÿë ïî ñòîëó êðåïêî ðóêîþ, ïðèãîâàðèâàÿ, åñëè áûëà äàìà: «Ïîøëà, ñòàðàÿ ïîïàäüÿ!», åñëè æå êîðîëü: «Ïîøåë, òàìáîâñêèé ìóæèê!» À ïðåäñåäàòåëü ïðèãîâàðèâàë: «À ÿ åãî ïî óñàì! À ÿ åå ïî óñàì!» Èíîãäà ïðè óäàðå êàðò ïî ñòîëó âûðûâàëèñü âûðàæåíèÿ: «À! áûëà íå áûëà, íå ñ ÷åãî, òàê ñ áóáåí!» Èëè æå ïðîñòî âîñêëèöàíèÿ: «÷åðâè! ÷åðâîòî÷èíà! ïèêåíöèÿ!» èëè: «ïèêåíäðàñ! ïè÷óðóùóõ! ïè÷óðà!» è äàæå ïðîñòî: «ïè÷óê!» — íàçâàíèÿ, êîòîðûìè ïåðåêðåñòèëè îíè ìàñòè â ñâîåì îáùåñòâå. Ïî îêîí÷àíèè èãðû ñïîðèëè, êàê âîäèòñÿ, äîâîëüíî ãðîìêî. Ïðèåçæèé íàø ãîñòü òàêæå ñïîðèë, íî êàê-òî ÷ðåçâû÷àéíî èñêóñíî, òàê ÷òî âñå âèäåëè, ÷òî îí ñïîðèë, à ìåæäó òåì ïðèÿòíî ñïîðèë. Íèêîãäà îí íå ãîâîðèë: «âû ïîøëè», íî: «âû èçâîëèëè ïîéòè», «ÿ èìåë ÷åñòü ïîêðûòü âàøó äâîéêó» è òîìó ïîäîáíîå. ×òîáû åùå áîëåå ñîãëàñèòü â ÷åì-íèáóäü ñâîèõ ïðîòèâíèêîâ, îí âñÿêèé ðàç ïîäíîñèë èì âñåì ñâîþ ñåðåáðÿíóþ ñ ôèíèôòüþ òàáàêåðêó, íà äíå êîòîðîé çàìåòèëè äâå ôèàëêè, ïîëîæåííûå òóäà äëÿ çàïàõà. Âíèìàíèå ïðèåçæåãî îñîáåííî çàíÿëè ïîìåùèêè Ìàíèëîâ è Ñîáàêåâè÷, î êîòîðûõ áûëî óïîìÿíóòî âûøå. Îí òîò÷àñ æå îñâåäîìèëñÿ î íèõ, îòîçâàâøè òóò æå íåñêîëüêî â ñòîðîíó ïðåäñåäàòåëÿ è ïî÷òìåéñòåðà. Íåñêîëüêî âîïðîñîâ, èì ñäåëàííûõ, ïîêàçàëè â ãîñòå íå òîëüêî ëþáîçíàòåëüíîñòü, íî è îñíîâàòåëüíîñòü; èáî ïðåæäå âñåãî ðàññïðîñèë îí, ñêîëüêî ó êàæäîãî èç íèõ äóø êðåñòüÿí è â êàêîì ïîëîæåíèè íàõîäÿòñÿ èõ èìåíèÿ, à ïîòîì óæå îñâåäîìèëñÿ, êàê èìÿ è îò÷åñòâî.  íåìíîãî âðåìåíè îí ñîâåðøåííî óñïåë î÷àðîâàòü èõ. Ïîìåùèê Ìàíèëîâ, åùå âîâñå ÷åëîâåê íå ïîæèëîé, èìåâøèé ãëàçà ñëàäêèå, êàê ñàõàð, è ùóðèâøèé èõ âñÿêèé ðàç, êîãäà ñìåÿëñÿ, áûë îò íåãî áåç ïàìÿòè. Îí î÷åíü äîëãî æàë åìó ðóêó è ïðîñèë óáåäèòåëüíî ñäåëàòü åìó ÷åñòü ñâîèì ïðèåçäîì â äåðåâíþ, ê êîòîðîé, ïî åãî ñëîâàì, áûëî òîëüêî ïÿòíàäöàòü âåðñò îò ãîðîäñêîé çàñòàâû. Íà ÷òî ×è÷èêîâ ñ âåñüìà âåæëèâûì íàêëîíåíèåì ãîëîâû è èñêðåííèì ïîæàòèåì ðóêè îòâå÷àë, ÷òî îí íå òîëüêî ñ áîëüøîþ îõîòîþ ãîòîâ ýòî èñïîëíèòü, íî äàæå ïî÷òåò çà ñâÿùåííåéøèé äîëã. Ñîáàêåâè÷ òîæå ñêàçàë íåñêîëüêî ëàêîíè÷åñêè: «È êî ìíå ïðîøó», — øàðêíóâøè íîãîþ, îáóòîþ â ñàïîã òàêîãî èñïîëèíñêîãî ðàçìåðà, êîòîðîìó âðÿä ëè ãäå ìîæíî íàéòè îòâå÷àþùóþ íîãó, îñîáëèâî â íûíåøíåå âðåìÿ, êîãäà è íà Ðóñè íà÷èíàþò âûâîäèòüñÿ áîãàòûðè.

    Ñòðàíèöû:

    2 







    10 
    11 
    12 
    13 
    14 
    15 
    16 
    17 
    18 
    19 
    20 
    21 
    22 
    23 
    24 
    25 
    26 
    27 
    28 
    29 
    30 
    31 
    32 
    33 
    34 
    35 
    36 
    37 
    38 
    39 
    40 
    41 
    42 
    43 
    44 
    45 
    46 
    47 
    48 
    49 
    50 
    51 
    52 

    Ñêà÷àòü ïîëíûé òåêñò (507 Êá)
    Ïåðåéòè íà ñòðàíèöó àâòîðà

    Источник