Смотри на точку между бровями
Свами Криянанда
Глава шестая
Концентрация
Пришло время подробно рассмотреть значение концентрации в точке между бровями.
Эта точка известна как центр Христа, или, на санскрите, Кутастха Чайтанья.
Именно здесь медитирующий при глубокой концентрации созерцает духовное око, или
третий глаз, — явление, известное с древних времен.
Легенды, возраст которых насчитывает тысячи лет, говорят о том, что третий глаз
расположен в центре лба. Художники изображали его в виде полумесяца, а
современные ученые отвергают его как плод воображения или считают просто
символом. Но лишь немногие ученые достаточно осведомлены о медитационных
практиках, ведь и понимание у них сугубо интеллектуальное. На протяжении многих
лет, описывая духовное око новичкам в медитации, я всегда обращал внимание на
восклицания некоторых из них: «Так вот, что я видел!» Они видели его при первых
попытках успокоить ум или даже в моменты засыпания.
Духовное око представляет собой отражение астрального света в продолговатом
мозге. Центр Христа, где оно находится, соответствует положительному полюсу
продолговатого мозга: как я уже говорил, это точка расположения эго-сознания.
Когда его видно четко, оно принимает форму пятиконечной звезды на фоне
темно-синего или фиолетового пятна света, окруженного сияющим золотым кольцом. В
состоянии экстаза сознание через духовное око проникает во внутренние сферы.
Воистину, как сказал Иисус Христос, «Царство Божие внутри вас».
Сознание большинства людей сосредоточено в продолговатом мозге. Все, что они
делают, думают и представляют, концентрируется в эго-сознании и начинается из
этой точки.
Сознание просветленных существ, с другой стороны, концентрируется в Христовом
центре между бровями, откуда исходят все их действия, мысли и представления.
Свое осознание продолговатого мозга полезно углублять, так как это точка, через
которую должны проходить сознание и энергия для достижения центра Христа.
Собственно, в достижении Христова центра и состоит цель. Оставаться запертым в
продолговатом мозге — значит, питать эго-сознание. (Обратите внимание в этой
связи на то, как гордецы держат голову и двигают ею.)
Во время медитации сосредоточьтесь на точке между бровями. Устремите взор вверх,
но не скашивая глаза, а фокусируя их в точке, которая находится на кончике
поднятого большого пальца вытянутой вперед руки. Не старайтесь, однако, слишком
точно определить положение этой точки. Здесь важно только, чтобы ваше внимание
было сосредоточено в точке между бровями.
Помните те знаки, которые вы, наверно, видели на пересечении автомобильной
дороги с железнодорожными путями в городе? «Остановитесь! Смотрите! Слушайте!»
Вот что вам нужно теперь делать:
Остановитесь и прекратите беспокоиться и планировать. Мир по-прежнему будет на
своем месте, когда вы выйдете из медитации. Оставьте на этот краткий период все,
как есть.
Смотрите: пристально вглядывайтесь во тьму и за тьму, которую видите в точке
между бровями, когда закрываете глаза. Чем внимательнее, глубже и спокойнее вы
будете смотреть, тем скорее в центре этой тьмы вы увидите островок голубого или
фиолетового света, окруженный, может быть, неясным белым колечком. Поначалу
свет, скорее всего, будет тусклым, но это зародыш того, что со временем примет
форму духовного ока.
Слушайте! — не только ушами, но всем своим существом. Ощутите в себе резонанс
духовной близости с вибрациями внутреннего безмолвия.
Древние греки, которые больше, чем принято считать, соприкасались с восточными
учениями, говорили о «музыке сфер». Так они поэтически описывали явление,
которое подробно объясняли древнеиндийские мудрецы: звук, исходящий из сердца
мироздания, который уносит сознание во внешние миры, поддерживает его и, в конце
концов, вновь растворяет в Беспредельном Духе. Этот звук представляет собой
«Слово» Нового Завета, «Аминь» Книги Откровения. В Индии же этот космический
звук получил название АУМ.
Внимательно прислушивайтесь — особенно правым ухом — к каждому звуку, который вы
слышите. Вряд ли вы сразу же отчетливо услышите АУМ, но концентрация на любом
внутреннем звуке поможет вам постепенно настроить свое сознание на тонкую
Космическую Вибрацию.
Духовные звуки обычно слышатся не в левом, а в правом ухе. Если же вы слышите их
в левом ухе, то постарайтесь постепенно начать воспринимать их правым. Слушайте
эти звуки, пребывая в состоянии покоя в Христовом центре. Отдайте ум, сердце и
тело Беспредельной Вибрации.
Точка между бровями — это телесный центр концентрации. Обратите внимание, что
всякий раз при глубокой сосредоточенности брови, как правило, сдвигаются, а вы
сами устремляете взор вверх. У людей, склонных к глубокой сосредоточенности,
между бровями обычно проходят одна–две глубокие морщины.
Кроме того, центр Христа — это еще и центр сверхсознательного экстаза. Обратите
также внимание на то, что когда вы особенно радостны, то смотрите обычно вверх,
а иногда даже поднимаете брови.
Возможно, вы читали о так называемом «языке тела». Как известно, телесные
проявления отражают наше психологическое состояние. Физические движения и позы
суть репрезентация жизненной силы, которая, в свою очередь, отвечает нашим
мыслям и чувствам.
Когда мы подавлены, жизненная сила течет вниз по позвоночнику и, соответственно,
распространяется по всему телу. Когда же у нас хорошее настроение, она течет
вверх.
Вы, конечно, замечали — когда энергия течет вниз, вы склонны «вешать» голову,
смотреть вниз, опускать уголки губ и плечи, сгибаться, а если вы стоите, то
тяжело опускаете собственный вес на пятки. Сама походка становится тяжелой.
Когда же энергия течет вверх, осанка изменяется. Вы поднимаете голову и взгляд,
в улыбке — уголки губ. Вы прямо сидите, а когда стоите, то ваш вес приходится на
подушечки ступней. Идете же вы легким шагом.
Медитируя, смотрите вверх. Направляйте вверх по телу жизненную силу. Высвободите
ее из эго-центра в продолговатом мозге, чтобы она не была приземленной.
Посылайте ее кверху и вовне через центр Христа. Вы — орел, воспаряющий на
могучих крыльях божественного устремления.
Помните, я предлагал вам увидеть энергетические лучи, исходящие из сердечного
центра? А теперь представьте себе свое сердце в виде водяной лилии (в восточной
традиции она соответствует лотосу). Ее лепестки раскрываются во все стороны и
расстилаются по воде. Считайте эти лепестки сердца лучами света и энергии,
струящимися вовне и взаимодействующими с миром.
А теперь мысленно обратите эти лепестки — лучи света и энергии — вверх. Они
больше не стремятся к взаимодействию с миром, а тянутся выше, к Божественному.
Представьте, как ваше сердце самозабвенно воспаряет к Высочайшему Существу,
алтарь которого находится в мозге, в центре Христа. Духовное око — это врата в
Бесконечность.
В глубокой тишине обратите себя к тому высшему, что заключено в вас.
Вопросы и ответы
Вопрос: Если центром концентрации является точка между бровями, не
следует ли в медитации слегка сводить брови?
Ответ: Быть может, иногда, но это не должно войти в длительную практику.
Не медитируйте телом. Старайтесь освободить ум от телесного сознания.
Вопрос: Целесообразно ли поддерживать концентрацию сознания в точке между
бровями, даже когда я не медитирую и занимаюсь повседневными делами?
Ответ: Несомненно. Йогананда говорил, что можно значительно ускорить
духовный прогресс, все время фокусируя ум в центре Христа.
Вопрос: Можете ли вы посоветовать что-нибудь для поддержания концентрации
ума в этом центре? В течение дня мне приходится думать о множестве дел. Мои
мысли уходят от внутренней сущности, которую я чувствую в медитации.
Ответ: Да, поддерживать контакт с внутренней сущностью нелегко, особенно
в наши дни, из-за множества требований, которые предъявляются нам миром. Есть,
однако, некоторые аспекты современной жизни, которые можно направить на
получение исключительной — даже беспрецедентной — пользы.
Телевизионные и компьютерные экраны, например, и иные технологии, известные как
«виртуальная реальность», предлагают совершенно новый подход к концентрации ума
на внутренней сущности.
Одна из проблем визуализации центра Христа во время активности заключается в
том, что она требует ментальной неподвижности. Однако все, что мы делаем вовне,
предполагает движение. Даже в медитации достаточно трудно сфокусировать ум в
неподвижной точке, а при любой деятельности это становится в тысячу раз сложнее.
Совет, поэтому, будет таков: в точке между бровями представляйте себе
видеоэкран! Через него, как через окно, направляйте ум в мир «виртуальной
реальности». На самом деле, все вокруг нас — мир виртуальной реальности. Это
иллюзия, просто для нас она реальнее любого видео — лишь потому, что отвечает
всем пяти чувствам, а не только слуху и зрению. Тем не менее, по сути своей она
не более реальна, чем любой кинофильм.
Взаимодействуя с окружающим вас миром и другими людьми, проецируйте свое
сознание и энергию к ним через этот «видеоэкран» своего духовного ока!
Визуализация
В медитации важно развивать способность к концентрации. Следующая визуализация
поможет вам сфокусировать ум.
Мысленно перенеситесь на берег реки, где вы ждали в конце предыдущей главы,
когда бурный поток мыслей и чувств помешал вам перебраться на противоположный
берег. Представьте, что в руках вы держите наполненный гелием шар. Нить
вырывается у вас из рук, и шар пытается освободиться и умчаться в небо.
А теперь отпустите нить. Смотрите, как шар поднимается к небу, становясь все
меньше и меньше. Внимательно наблюдайте за ним. Пусть все ваши мысли
сосредоточатся на этом маленьком объекте. Поднимаясь выше облаков, он медленно
уменьшается в размерах.
Легкий ветерок уносит его к далеким горам. Вот он уже поднялся над горами.
Неуклонно уменьшаясь, он исчезает, наконец, в пустом небе.
предыдущая глава
следующая глава
Подписаться на рассылку
вдохновений и новостей на сайте
Подписка на Курс
180 Уроков-Наставлений Парамахансы Йогананды
Если информация вам понравилась и вы сочли её полезной,
мы были бы очень признательны
за поддержку наших усилий по
распространению знаний о Самореализации и Крийя Йоге
Источник
Вопрос: Находясь в хорошем месте, где природа располагает к медитации. Лучше медитировать на внешнее (красоту природы) или на внутренние? Как медитировать на внешнее?
Виктория: Существуют медитации на внутренних и на внешних объектах. Медитации на том и на другом замечательные. Концентрация на внутренних структурах, каких-либо внутренних образах иногда сложнее, чем на внешние объекты. Если Вы находитесь на природе, Вы можете в-первую очередь медитировать на красоту природы, и это будет тоже очень сильная медитация. Но что бы это не превратилось в пяти минутное занятие. Первые несколько минут – это все красиво, здорово, замечательно, а потом все надоедает, глаз уже приедается, и уже все обычно, и уже не хочется на этом концентрироваться. Но если Вы целенаправленно медитируете на внешних объектах, то как следует проводите практику.
Если медитируете на море, то концентрируйтесь не секунду, а потом сознание куда-то убежало, а положенное время, чтоб, действительно, у Вас получилась концентрация и методом энергии и методом сознания. Вы должны соединить два метода концентрации (сознания и энергии) тогда это будет, действительно, медитация. Очень сильная медитация, если Вы концентрируетесь, например, на восходящее солнце, внешнюю медитацию можно соединить с внутренней. Вы медитируете на бескрайнее море, на чистое голубое небо, и оно подобно внутренней и ментальной пустоте. Очень много медитаций существует. Или медитация на звездное небо, где огромное количество звезд, и Вы растворяетесь во всем этом. Еще есть медитации, когда мы соединяем внутренние и внешние, где стирается грань между микро- и макрокосмосом. И медитируя, воспринимая внешние объекты медитации, Вы воспринимаете и больше понимаете глубину внутренних объектов и явлений. Так что хорошо и то и другое, оно должно присутствовать в нашей жизни и практике.
Практика.
Упражнение 1.
Сегодня будем медитировать на точку между бровей. Выполняем эту практику с закрытыми глазами. Наша цель — не отвлекаться на переживания, на образы, которые будут всплывать во время нашей концентрации.
Наша задача, чтоб наше внимание не прыгало как обезьянка, и чтобы мы вытащили лучи своего сознания из других объектов и полностью перенесли на наш объект медитации (на точку между бровей). Если совсем трудно ощутить, то можно ногтем сковырнуть эту область, но, конечно, не до крови.
Вопрос: Когда концентрируешься на точке между бровей, можно туда внимание направлять, а можно туда и еще глаза (зрачки) направлять. Здесь как правильно?
Виктория: Да, конечно. Когда туда (в точку между бровей) внимание притягивается, то и взгляд туда направляется.
Вопрос: А где физиологически эта точка точно находится? Между бровей или чуть повыше?
Виктория: Мы смотрим в точку между бровей и естественным образом получится.
Вопрос: Один раз прикасаемся к этой точке или можно держать там палец?
Виктория: Если постоянно держать, то Вы будите, потом концентрироваться на неприятных ощущениях в руке. Поэтому один раз сделали и достаточно.
При выполнении этой практики у Вас может заболеть голова. Тогда расслабьте мышцы глаз, а внимание оставьте на этой точке. Потому что, как правило, боль возникает тогда, когда мы физически начинаем смотреть на эту точку. Поэтому, если возникла боль, мы расслабляем глаза. А внимание у нас, все равно, остается на этой области. Итак, никаких мыслей. Не отвлекаемся ни на что постороннее, ни на внешние звуки, ни на мысли, все наше внимание погружено в эту область.
Практика медитации на область между бровей – 10 минут.
Виктория: На сколько Вас хватило?
Ответ: Были моменты, когда хорошо шла медитация, а были моменты, когда появляется сразу много мыслей, и они уводят, и на короткие моменты забывала про эту точку. И когда вспоминаешь, возвращаешься, и концентрация идет сильней. Ощущала тепло.
Виктория: Кто еще хочет поделиться?
Ответ: Такой интересный момент был, когда мы закончили, внимание растеклось по всему телу, и я поняла, что очень ярко ощущаю все тело, как будто оно разогретое, как после крии. Т.е. внимание видимо настолько там собралось, что потом когда расплылось, оно так четко высветило тело. Что у меня было такое ощущение, что я каждую клеточку чувствую.
Виктория: Очень хорошее замечание.
Ответ: Я обнаружила, что концентрация на каком-то месте на теле и мыслеобразования — это разные вещи. Т.е. можно нормально концентрироваться и идет мыслеобразование. Конечно, смотришь на них со стороны, но они все равно появляются, но ты не вовлекаешься. Это разные вещи оказались.
Ответ: Я так и не смогла локализовать эту точку, она крутится. Я подключила ощущения, представила, что в эту точку мне долбят гвоздем, но не больно, а ощутимо. Жестоко, но очень действенно, я никуда не отвлекалась.
Виктория: Жестоко ты к своему телу. Лучше бы представила капельку расы, прекрасный цветок.
Ответ: У меня были какие-то странные ощущения, когда я начала концентрироваться, потом я вдруг поняла, что мой лоб ко мне, на самом деле, мало имеет отношения. Что значит концентрироваться на моем лбу? Какой-то внешний объект. И я не здесь, а, допустим, сижу где-то в копчике (например). Т.е. для меня это было концентрацией, как на чем-то внешнем, например, на дереве. Как будто мой лоб, мое тело — это не я на самом деле. Оно для меня стало каким-то внешним, как дерево или что-то прочие.
Виктория: Т.е. ты перестала ощущать эту часть тела, настолько сильно, что она превратилось во что-то постороннее, отличное от твоего «Я». Мы с Вами уже концентрировались и на позвоночнике, и на макушке головы, и на точке между бровей, и на животе (область пупка). Для домашней практики берите любой объект и концентрируйтесь. Здесь, конечно, имеет значение на чем мы концентрируемся, но в большей степени влияет насколько сильно мы смогли вовлечься и насколько времени нас хватило. Но если Вам, к примеру, не доставляет никакого труда концентрироваться на точке между бровей, но Вы не ощущаете позвоночник, то уделите больше времени тому объекту, на котором сложно сконцентрироваться. У нас же сейчас концентрация методом сознания. Мы развиваем произвольную концентрацию внимания, на чем мы сами выбрали, где нам даже тяжело. Т.е. мы должны применять волю. По времени желательно концентрироваться 15-20 минут.
Упражнение 2.
Концентрация на идее. Сегодняшней нашей идеей, на которой мы будем концентрироваться, будет наше Высшее «Я». Чтобы все мысли вертелись вокруг нашего «Я»: «у меня есть «Я», что такое «Я», какое мое «Я», от кого-то я слышал, что оно свободное, всемогущее, что мое «Я» и Абсолют – это одно и тоже, мое «Я» и «Я» человека сидящего рядом нельзя разделить, где заканчиваюсь «Я» и начинается другой человек? И т.д.».
Главное, чтоб Вы капали глубже и глубже эту тему. У нас сейчас есть какое-то поверхностное понимание, мы нахватали какую-то информацию, но мы не прониклись этим знанием, мы его не прочувствовали. Мы просто его держим в голове. А теперь мы должны проникнуть в эту информацию. Чтоб эта информация стала знанием (джнаной). Сейчас погружаемся в какие-то афоризмы, которые прочитали или услышали, какие-то изречения и т.д. Это может увести очень далеко. Здесь на тематических занятиях Вам даются затравочки, это ассоциативные связи. Хоть что-то нам надо прочертить, хоть слабую линию. Это как по стеклу прочертишь тонюсенькую линию, а потом раз и сломал.
Точно также и на занятиях, мы чертим тоненькую линию, чтобы потом эта линия могла что-то осуществить, реализовать, что-то сделать. Т.е. мы должны хоть что-то сделать, чтоб потом эта ассоциативная связь росла, крепла, чтобы все-таки рано или поздно Вы эти упражнения вспомнили и начали их практиковать, реализовывать в своей жизни. Все равно это отложится, это уже ассоциативная связь. Вы привлекли и аспект сознания, и аспект энергии (это практика): Вы услышали, Вы восприняли, Вы и практиковали, пускай даже пять минут. Это уже ассоциативная связь, которая может превратиться в очень сильную, устойчивую связь.
Источник
Фокусирование взгляда между бровями
Попытайтесь сфокусировать взгляд на точке между бровями (рис. 60). Выполняйте упражнение в течение 30–60 секунд. Потом закройте глаза и отдохните. Это очень непростое упражнение, далеко не у всех получается его выполнить. Безусловно, вы сразу не увидите точку между бровями, смотрите в этом направлении и представляйте, что видите ее. При упорных тренировках со временем вы сможете увидеть настоящую точку. Для облегчения задачи можно приклеить между бровями цветной кружок, как это делают в Индии.
Рис. 60
При неприятных ощущениях в глазах немедленно прекратите выполнять упражнение!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Похожие главы из других книг:
Различие между болезненным фантазированием и псевдогаллюцинированием. Различие между псевдогаллюцинациями острых больных и хроников
Чрезмерное фантазирование больных (hyperphantasia) обыкновенно бывает соединено с псевдогаллюцинированием. Тем не менее болезненно
Два взгляда на Гипотиреоз
Удивительно, но врачи и пациенты оценивают гипотиреоз по-разному. В поликлиниках, на конференциях, в монографиях — везде обсуждение гипотиреоза представляется врачами в виде оценки лабораторных показателей. В статьях и книгах дотошно
§ 21. ЙОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВЗГЛЯДА НА ИСТОЧНИКАХ СВЕТА
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВЗГЛЯДА НА ПЛАМЕНИ СВЕЧИ
Комментарий. Упражнение выполняется обычно вечером, после захода солнца, в темноте или полутьме.1. Установите зажженную свечу на уровне глаз или чуть выше,
Подчиним силу взгляда
Благодаря зрению человек получает более 80 % всей информации об окружающем его мире. В то же время глаза отражают состояние здоровья. Так, по радужной оболочке можно определить, какой орган болен. Еще с большей точностью по глазам можно определить
Шамбхави-мудра (сосредоточение взгляда на точке между бровями)
Примите любую медитативную асану, выпрямите спину, положите руки на колени, придав пальцам форму чин – или гьяна-мудры. Смотрите вперед, зафиксировав взгляд на одной точке. Затем, не двигая головой, поверните
Перемещение взгляда
Усваивайте новые зрительные привычки: не сосредотачивайте взгляд на одной точке!
Это упражнение для глаз расслабляет глазные мышцы и избавляет от привычки смотреть, не мигая в одну точку.Перемещайте взгляд, осматривая все находящиеся помещении
Перемещение взгляда
Вот как это делается:• Снимите очки!• Сядьте или лягте в удобной для вас позе, предельно расслабившись. Двигаться должны только глаза, голова при выполнении упражнений остается неподвижной.• Сделав глубокий вдох, посмотрите как можно выше
Сосредоточение на точке между бровями
Исходное положение – то же, что в предыдущем упражнении. Сведите глаза кверху и внутрь, сосредоточив взор в точке между бровями. Дышим глубоко и ритмично, смотрим в межбровный промежуток: и то, и другое – спокойно, без напряжения.
Фокусирование взгляда
Перечисленные ниже упражнения на фокусирование взгляда на разных частях тела можно выполнять либо по отдельности, либо комбинируя их в комплексы. Выполняйте, например, комплексное динамическое упражнение, поочередно фокусируя взгляд то на
Фокусирование взгляда на кончике носа
Помимо источников света, полезно фокусировать взгляд на других объектах. Примите любую удобную позу и расслабьтесь. При этом туловище и шея должны быть выпрямлены. Попытайтесь сфокусировать взгляд на кончике носа (рис. 59). Смотрите
Фокусирование взгляда на плече
Выпрямите туловище и шею. Не поворачивая головы, попробуйте сфокусировать взгляд на правом плече (рис. 61). Смотрите на плечо в течение 30–60 секунд, потом закройте глаза и отдохните. Проделайте такое же упражнение с фокусировокой взгляда на
Уход ресницами и бровями
Красить брови и ресницы можно только при абсолютно здоровых глазах, после чего их следует промыть соленой водой (1 дес. л. на 200 г кипяченой воды) или физиологическим раствором. Перед первым применением краски для бровей и ресниц необходимо сделать
УХОД ЗА БРОВЯМИ И РЕСНИЦАМИ
Волосы ресниц и бровей отличаются от тех, что растут на волосяной части головы. Их принято называть щетинистыми. Такие волосы неоднократно сменяются с определенной цикличностью. С возрастом щетинистые волосы (особенно брови у мужчин) могут
Упражнение 4:
Фокусирование на черной точке
Техника черной точки уже много лет используется в системе тренировки зрения доктора Бейтса. Мы считаем, что это одно из наиболее эффективных упражнений для улучшения зрения одновременно и на близком, и дальнем
Блок бросков между ног (броски между ног)
Бросок между ног — пробрасывание гири между ног с последующим её приёмом той же рукой. Броски между ног выполняются в направлении «назад между ног» из замаха спереди с поворотом на 180° (рис. 22) и «вперёд между ног» из замаха сзади
Источник