Вскинула бровь от удивления что мы

Вски́дывание брове́й[1] (также взмах бровями, сигнал бровями и т. д.) — мимический жест, обозначающий удивление и, шире, желание привлечь внимание другого человека[2][3]. Может длиться очень короткое время (170 мс)[2].

Функция[править | править код]

Согласно Эйбл-Эйбесфельду[de], это несознательный социальный сигнал, посылаемый одним человеком другому знакомому человеку с намерением подойти и установить социальный контакт (например, приветствие). Выражается приподнятием бровей на приблизительно две десятых секунды[4][5]. Люди обычно отвечают вскидыванием бровями на аналогичный жест других людей, кроме случаев когда другой человек им незнаком или уводит взгляд непосредственно после этого движения[6]. Посыл должен быть интерпретирован в контексте. Психологи и социологи считают, что вскидывание бровей может быть реакцией на страх или неожиданность[7].

Мышцы и стадии движения[править | править код]

Граммер и др.[8] определяют вскидывание бровей как сокращение поднимателя внутренней части брови (медиальная часть лобной мышцы) и поднимателя внешней части брови (латеральная часть лобной мышцы), по определению cистемы кодирования лицевых движений (AU1 и AU2). Во вскидывании бровей выделяется три временных интервала:

  • проявление — время, за которое брови поднимаются до своего максимального положения;
  • вершина — время, которое брови проводят в своём максимальном положении;
  • завершение — время, за которое брови возвращаются в своё исходное положение.

Исследования и значение[править | править код]

В работе Карла Граммера[8] исследовалось лицевое движение, известное как «вскидывание бровями». Вертикальные лобные движения, которые уже были упомянуты Дарвином, но не смогли привлечь внимание исследователей, были ещё раз обнаружены Эйбл-Эйбесфельдом во время просмотра фильмов, снятых в нескольких полевых исследованиях. Эйбл-Эйбесфельд описал это движение как «приветствие глазами». Оно состоит из очень быстрого поднятия бровей. В случаях, наблюдаемых в фильме, брови были максимально подняты в течение 167 мс. Дальнейшее наблюдение выражения этого движения показало, что в большинстве случаев голова поднимается незадолго до начала действия, а улыбка сопровождает всю последовательность стадий движения. Также было установлено, что многие из индивидов совершают кивок головой сразу после того, как брови опускаются в исходное положение.

Название «приветствие глазами» касается функции и социального контекста: соответствующее поведение наблюдалось во время ситуаций приветствия, особенно в приветствии на расстоянии. Более поздние наблюдения показали, что существует целый спектр возможных значений этого быстрого вскидывания бровями, который можно описать как готовность к социальному взаимодействию. Это действие возможно интерпретировать как подтверждение взаимного согласия, как приветствие, как выражение сочувствия, как невербальный признак благодарности и как жест,
сопровождающий дружеские шутки. Кроме того, «вскидывание бровей» можно наблюдать в диалоге, когда кто-то из собеседников подчеркивает собственную уверенность в транслируемом сообщении.

В результате сравнительных исследований Эйбл-Эйбесфельда предполагалось, что данный вид поднятия бровей происходит от открытия глаз в ситуациях неожиданности. В связи с этим появились два типа движения с противоположными значениями. Помимо дружественного и позитивного вскидывания бровями, существует ещё одно, которое выражает возмущение, удивление, гнев, неудовольствие, неприятие и надменность. В этих случаях брови остаются поднятыми в течение более длительного периода; Дополнительные мимические маркеры, такие как морщины на носу, определяют это вскидывание бровей как увеличение социальной дистанции.

Кросс-культурное исследование[править | править код]

В исследовании, проведённом в 1987 году, было записано около 67 часов произвольных социальных взаимодействий 255 индивидов в 3 локациях: Западная Новая Гвинея, Папуа — Новая Гвинея и Верхняя Ориноко[8]. Исследование обнаружило значительную разницу в возрасте и поле отправителей и принимающих данный сигнал среди рассматриваемых популяций. Например, мужчины народа Эйпо из Западной Новой Гвинеи чаще оказывались отправителями, а мужчины народа Тробриан из Папуа — Новой Гвинеи чаще оказывались на принимающей стороне. Среди всех трёх народов вскидывание бровей часто совпадало с опусканием век или движением головой. Люди из всех трёх народов производили более длительные вскидывания бровей в начале диалогов, чем во время них.

Примечания[править | править код]

  1. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. — СПб: Прайм-Еврознак, 2004. — С. 47—49. — 256 с. — ISBN 5-93878-128-0.
  2. 1 2 https://books.google.com/books?id=uaJUDwAAQBAJ&pg=PA51
  3. ↑ https://books.google.com/books?id=gJthtnfibukC&pg=PA48
  4. Crystal, David. How Language Works (неопр.). — One Overlook Drive, Woodstock, NY 12498: The Overlook Press (англ.)русск., 2005. — С. 7. — ISBN 1-58567-848-1.
  5. ↑ SIRC guide to flirting. Дата обращения 3 декабря 2010.
  6. Hinde, Robert. Non-verbal communication (неопр.). — Cambridge University Press, 1975. — С. 300. — ISBN 0-521-29012-0.
  7. Kelleher, Kathleen. In the World of Psychology, the Eyebrows Surely Have It, Los Angeles Times (19 августа 1996). Дата обращения 17 декабря 2011.
  8. 1 2 3 Grammer, Karl; Schiefenhövel, Wulf; Schleidt, Beatrice; Eibl-Eibesfeldt, Irenäus. Patterns on the Face: The Eyebrow Flash in Crosscultural Comparison (англ.) // Ethology : journal. — 1987. — 12 January (vol. 77). — P. 279—299. — doi:10.1111/j.1439-0310.1988.tb00211.x.

Источник

Это работа косметолога Юлианы Шиян

Мимика наше все. Мы смеемся, вскидываем брови от удивления или возмущения, хмуримся на солнце или думая о чем-то. В юности, пока кожа молодая и упругая, морщин не образуется на коже поле мимических движений, буквально пара минут и она снова гладкая и ровная.

С возрастом же, часто после 25-30 лет, волокон, составляющих каркас кожи и отвечающих за ее эластичность становится все меньше и после активной мимики уже можно проследить статические морщинки (те, которые не исчезают даже при отсутствии мимики некоторое время).

Заломы могут быть поверхностные или достаточно глубокие, даже в достаточно молодом возрасте, это зависит от степени активности мимических мышц и качества кожи. Большинство пациентов обращающихся за коррекцией мимических морщин считают, что он прибавляют лицу как минимум несколько лет.

Чаще всего морщины мимики формируются в области:

  • лба
  • межбровья
  • контурную пластику (объемная коррекция филлерами)
  • у глаз («гусиные лапки»)
  • углы губ

Сейчас есть прекрасная возможность не допустить образования заломов или, если они уже сформировались, значительно уменьшить их. Препараты на основе ботулинотоксина типа А (Ботокс, Диспорт, Ксеомин и др) блокируют на время нежелательную мимику полностью или частично, тем самым не давая мышце сокращаться и формировать морщины. Есть варианты нитевого лифтинга

Перед процедурой врач обязательно проводит полную консультацию, выясняет показания и возможные противопоказания, подробно отвечает на все вопросы. Пациент изучает и подписывает информированное согласие. Сама процедура заключается в инъекции раствора ботулотоксина в микродозах в нужную мышцу, переносится она хорошо. Результат нарастающий от 3го до 10 дня. Через 2 недели оценивается результат. Регулярность проведения процедур в среднем раз в 6-8 месяцев.

Мимические морщины на переносице — Мимические морщины — 1

Мимические морщины около глаз

Ботулинотерапия (инъекции ботулотоксина) — это все же именно профилактика появления морщин. Препарат не воздействует на качество кожи, не заполняет он просто выключает мимику. Это значит, что если на коже есть выраженные заломы, то они скорее всего останутся даже после процедуры, будет лишь небольшое разглаживание из-за отсутствия мимики в этой области.

Именно поэтому, чтобы не пришлось в дальнейшем применять дополнительные методики для устранения уже заложившихся морщин, пациенты предпочитают не дать им сформироваться. Как только вы начинаете замечать, что линии на лбу, у глаз, в области межбровья остаются больше 2-3 часов или не проходят вообще, то идти на процедуру к косметологу самое время.

В данном случае у пациентки именно профилактика. У нее замечательная упругая кожа, но очень тонкая, это приводит к ранним морщинкам в подвижных зонах. Мы раз в 6 месяцев прорабатываем эти области с помощью препарата Ботокс и вы можете оценить результат. Гладкая кожа без морщин. При этом заметно, что нет полного отсутствия мимики, легкая подвижность бровей сохранена, чтобы лицо было «живым».

Работа косметолога:

  • Гладкая кожа без морщин
  • Подвижность бровей
  • Присутствует мимика
  • «Живое» лицо
  • Инъекции ботулотоксина
  • Профилактика

Тяжи на шее

Мимические морщины — 2. Тяжи на шее

Тяжи на шее, также как и руки, очень сильно выдают возраст. У женщин от 35-40, они не так сильно могут быть заметны, благодаря всё еще хорошему тонусу кожи, но все равно обращают на себя внимание при движении, поворотах головы в стороны, во время смеха или просто разговора. Появляются такие тяжи из-за повышенного тонуса мышцы шеи, которая называется платизма. Она очень тонкая и широкая, покрывает переднюю и боковые поверхности шеи, поэтому тяжи можно пронаблюдать и сбоку от ключиц, и под подбородком.

Контролировать процесс ее напряжения невозможно, поэтому если тяжи не нравятся и вам кажется, что они «старят», то нужно эту мышцу расслаблять. Самый эффективный способ — это микроинъекции препаратов ботулинического токсина. Процедура переносится очень хорошо и занимает буквально несколько минут. Эффект наступает уже с 3го дня и нарастает до 10го. Интервал между процедурами обычно составляет от 6 до 8 месяцев.

В данном случае мы оценили результат спустя 2 недели, пациентка осталась довольна полученным эффектом. Шея стала выглядеть гораздо моложе, хотя мы всего лишь расслабили платизму и еще не работали с качеством кожи.

Работа косметолога:

  • Шея моложе
  • Расслабили платизму
  • результат через 2 недели
  • Микроинъекции Ботокса
  • Интервал до 8 месяцев

Запись на консультацию к врачу-косметологу Юлиане Шиян

Источник

«Я тебя так ненавижу, что, наверное, влюблюсь»

XII часть

Предыдущая часть

Начало

https://www.firestock.ru/category/peoples

Неужели они всерьез думают, что сестра жены самого Кравцова может исчезнуть бесследно? Ну, ладно еще эти двое, но Николаев — Николаев уж точно знает, с кем ему придется иметь дело!

Маша скосила глаза на бывшего подчиненного (разумеется, бывшего — теперь уже ни каких сомнений, пусть даже не рассчитывает особо). Он сидел слева от нее и терпеливо, хотя и не сказать, что покорно, выслушивал упреки свей матери. Когда Николаев резко обернулся к ней, отвести глаза Маша не успела. Внимательный и оценивающий взгляд не сделала более мягким даже улыбка, которая, видимо, в этом обществе считалась признаком хорошего воспитания, особенно, если терпеть не можешь собеседника.

А в том, что Николаев ее тереть не может, Маша не сомневалась. И если раньше он ее почти откровенное презирал за непрофессионализм и праздный образ жизни — нет, прямо, он, конечно, никогда бы не осмелился ей такое сказать в лицо, — но Маша, не смотря на внешнюю легкомысленность, обладала неплохой интуицией.

-Положить вам картофель, Мария Игоревна?

-Что? — не переставая в упор смотреть на Николаева, переспросила Маша.

Николаев кивнул на блюдо (по виду, серебро) с теплой, но уже не дымящейся картошкой и повторил.

-Рекомендую картофель. В этом году удивительный урожай.

Молчание он воспринял, как согласие, и положил на Машину, до сих пор пустую тарелку пару крупных клубней.

-Вина?

-О, да, круто, — с готовностью согласилась Маша. Ничто так хорошо, не очищает мозг, как бокал хорошего вина (и лучше — два).

А вино, действительно, оказалось хорошее. Как и картофель. И хотя Маша думала, что не сможет впихнуть в себя ни кусочка после услышанного, очень даже неплохо впихнула да еще и добавки попросила.

-Пожалуйста, — невозмутимо отозвался Николаев, и казалось потерял к Маше интерес, вернувшись к прерванной беседе с родственниками.

-Мама, ты сама не раз говорила про моего уважаемого прадеда, который захватил с собой из путешествия собаку, — напомнил он чинно жующей даме какой-то, по всей видимости, значимый семейный эпизод. Однако это вызвало у его матери лишь недовольство.
После своего короткого замечания относительно Машиного туалета, она больше не удостоила Машу добрым (и злым тоже) словом, но после слов сына, бросила на нее все же мимолетный взгляд и поджала губы.

-Я, конечно, не в восторге от твоей выходки. Но сравнивать эту девушку с собакой — это чересчур! Да, твой прадед также не слишком обдуманно привез с собой Артура. И, тем не менее, это оказался вполне воспитанный и добрый пес, — «чего не скажешь о твоей новой знакомой» хотела сказать она, но осеклась и быстро пригубила вино из своего бокала, чтобы не сказать лишнего, как бы не желалось. — Ты же понимаешь, какие трудности ожидают нас в связи с появлением этой женщины?

Вновь обернувшись к Маше, Николаев неохотно, но согласно кивнул.
-Да, безусловно…

Женщину? Машу еще никто не назывался женщиной! Да кто она вообще такая, чтобы так ее оскорблять! И все-таки, надо признать, ее слово здесь далеко не последнее. Если они все-таки имеют против нее нехорошие мысли молчать и делать вид, что ничего не понимаешь больше нельзя.

Маша отложила приборы, глотнула еще вина для храбрости и громко сказала (громко, потому что за последние пятнадцать минут чувствовала себя почти невидимкой и уже стала сомневаться, замечают ли ее остальные).

-Послушайте… Я не знаю, как вас зовут…

-О, — воскликнул Николаев почти сразу, — это моя оплошность, простите. Мария Игоревна, и разрешите представить мою мать — Ольга Павловна Николаева.

Ольга Павловна слегка опустила глаза в знак приветствия и бросила неодобрительный взгляд на сына, как бы говоря, что война войной, а хорошие манеры никто не отменял.

-Ольга Павловна! — решительно, тем временем, продолжила Маша. Видимо слишком громко, так как углу что-то грохнуло, и все обернулись. Это Дарья опрокинула поднос с фруктами, опять сделалась белой, как привидение, закрыла лицо руками, и, расстроенно мыча, выбежала из комнаты.
Компания еще несколько секунд хранила тишину, а потом невозмутимо (все, кроме Маши) вернулась к ужину.

-Ольга Павловна, я вижу, что мне тут не особо рады, — Анна кинула на Машу ироничный взгляд, но вмешаться, заметив предостерегающий жест матери, не решилась. — Понятия не имею, что вам наговорил обо мне Николаев, — опять она что-то не то ляпнула судя по реакции стола — ну и фиг с ним. — Только я, не меньше вас, мечтаю покинуть этот гостеприимный (на самом деле нет) дом. Если вы вызовите мне такси до Москвы — сестра все оплатит, — последнее предложение Маша произнесла уже своим обычным покровительственным тоном. Как она могла забыть, кто ее сестра! Кем бы не были эти люди — семья Кравцовых занимает слишком высокое положение, чтобы с ней не считаться. Даже в этом захолустье сржи ряженых клоунов.

И Николаеву не стоит об этом забывать. Вскинув бровь, Маша выразительно на него посмотрела, но в ответ, к удивлению, поймала жалость и… сочувствие?

-В общем, — стараясь не терять уверенности. — Я хочу немедленно вернуться домой. И требую, чтобы вы вызвали мне такси. Или отвезли на своей машине, — заметив, как остальные в очередной раз обменялись многозначительными взглядами, Маша не выдержала, вскочила из-за стола, но услышала жалобный треск узкого платья, и тут же села обратно. Еще не хватало голой перед Николаевым предстать. Сравнение будет не пользу его худосочных родственников. -Только не говорите, пожалуйста, что у вас тут одни кони да экипажи. Никогда не поверю! Никогда!

Ее «никогда» поднялось на верх к элегантной лепнине потолка, замерло там на мгновение и шлепнулось о стол вместе с ладонью Ольги Павловны. Не поднимаясь со своего места, она пригвоздила Машу (или попыталась это сделать) тяжелым, особенно для такой хрупкой и миниатюрной на вид женщины, не терпящим возражения взглядом.

-Она требует! Какая вопиющая бестактность! Андрей! Неужели там, — «там» прозвучало громче и выразительнее, если это вообще возможно, учитывая бескомпромиссность ее тона, — неужели ТАМ все барышни такие?

Пряча улыбку (а улыбался Андрей не часто — и зря, ему очень идет), Николаев ответил уклончиво:

-Мир сильно изменится, мама.

-Есть вещи, например, воспитание и целомудренность, которые не должны меняться, — жестко отрезала его мать. — Но, как бы там ни было, барышня — Мария Игоревна, я не ошибаюсь? Вы не в том положении, чтобы диктовать нам условия. Прошу не забываться! Кто вы — и кто мы!

Маша чуть не задохнулась от ярости. Да кто она, собственно, такая, чтобы читать ей нотации о воспитании?

-Вот именно, — высокомерно заметила она, стараясь нее повышать голос в тон Ольге Павловне. Она ей еще покажет, что тоже вполне может владеть собой. — Наша семья очень крутая. И вы очень сильно пожалеете, если и дальше будете силой удерживать меня здесь.

К удивлению, эффект от ее речи оказался прямо противоположным ожидаемому. Родственники за столом развеселились, Николаев коротко хохотнул, и даже Анна не удержалась от замечания.

-Вот смех! Как жаль, что Алексей спит — от души бы повеселился.

Обескураженная, Маша нахмурилась.

-Да вы хоть у него, — она кивнула на Николаева, — спросите. Андрей, скажите им, кто такой Кравцов, — потребовала она.

Но ответить Николаеву помешала вездесущая Ольга Павловна. В отличие от остальных она не явно выражала свои чувства, но тоже не смогла скрыть снисходительной улыбки.

-Мне неведомо, какое положение вы занимаете у себя. В любом случае, вам об этом придется забыть. Вероятнее всего, навсегда. Здесь вы — большая проблема и угроза для нашей семьи. Которую мы должны устранить до того, как невеста Андрея и его родственники прибудут в усадьбу.

Продолжение

Источник

Как выглядит удивление

Для демонстрации типичных выражений лица нами используются фотографии двух людей, Патрисии и Джона. В Приложении I описывается, какие задачи мы перед собой ставили, делая эти фотографии, как они были получены и кто эти люди.

Каждая из трех частей лица, выражающего удивление, имеет свои внешние характерные особенности. Брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы.

Брови

Брови изгибаются и приподнимаются. На рис. 4 вы видите удивленные брови Патрисии (Б) и ее брови в нормальном или нейтральном состоянии (А). Кожа под поднятыми бровями растягивается и становится более заметной, чем обычно (стрелка 1). Поднятие бровей приводит к появлению длинных горизонтальных морщин на лбу (стрелка 2). Эти морщины появляются не у каждого. Их нет у большинства маленьких детей, даже когда брови находятся в приподнятом положении, а также иногда отсутствуют и у взрослых. Некоторые люди имеют горизонтальные морщины — бороздки, постоянно присутствующие на коже лица, — даже при неподвижности бровей, но обычно такие морщины появляются в среднем возрасте. Если эти постоянные морщины имеются на нейтральном лице, то они становятся еще глубже и заметнее, когда брови удивленно приподнимаются вверх.

ris11.jpg

А

ris12.jpg

Б

Рисунок 4

Хотя у человека, испытывающего удивление, обычно не только приподнимаются брови, но и широко раскрываются глаза и опускается челюсть, поднятые брови можно наблюдать и на нейтральном лице. В таких случаях выражение лица больше не отражает эмоцию; оно приобретает другие значения, причем некоторые из них могут иметь отношение к удивлению. На рис. 5 вы видите удивленные брови на нейтральном лице (Б) и абсолютно нейтральное лицо (А). Когда брови удерживаются в приподнятом положении в течение нескольких секунд, то это выражение лица становится эмблемой сомнения или вопроса. Часто так поступает человек, слушая, что говорит ему кто-то другой; таким образом он без слов выражает вопрос или сомнение в том, что ему говорят. Вопрос или сомнение могут быть серьезными или нет; часто такая эмблема выражает ироническое сомнение, скептицизм или удивление слушателя по поводу сказанных слов. Если это дополняется движением головой в сторону или назад, мы наблюдаем немое восклицание. Если же удивленно приподнятые брови дополняет искривленный в гримасе отвращения рот, то эмблема приобретает несколько иное значение — скептического неверия или же, если человек начинает покачивать головой взад и вперед, — недоверчивого немого восклицания (см. Рис. 28).

ris13.jpg

А

ris14.jpg

Б

Рисунок 5

На рис. 5 раскрывается что-то еще, имеющее очень важное значение при рассмотрении выражений лица. Патрисия, по-видимому, выражает сомнение на всем своем лице, но эта фотография является составной. Поднятые брови — это только часть измененного ранее нейтрального лица, показанного на левой фотографии. Если вы закроете ее брови рукой, то убедитесь в этом сами. Несмотря на существование многих выражений лица, изменение только в одной области создает впечатление, что остальные черты лица также изменились.

Если удивленные брови удерживаются в приподнятом состоянии очень ненадолго, это может свидетельствовать о других значениях. Если поднятие бровей сопровождается наклоном головы или легким движением головы вверх и вниз, то мы наблюдаем эмблему приветствия, называемую вскидыванием бровей; такая эмблема, встречающаяся в Меланезии, была названа одним исследователем универсальной. Быстрое вскидывание бровей может также использоваться как разговорный «знак препинания». Когда человек что-то говорит, он может быстро поднимать и опускать брови, чтобы акцентировать внимание на конкретном слове или фразе. Выражения лица акцентируют внимание на произносимых словах подобно тому, как это делает курсив в напечатанном тексте. Другие движения бровей и движения прочих частей лица также используются как «знаки препинания», о чем мы обязательно поговорим позже.

Глаза

На лице, выражающем удивление, глаза широко открыты, нижние веки расслаблены, а верхние веки приподняты. На рис. 6 (слева) у Патрисии и Джона удивленно раскрытые глаза; для сравнения в правой части рисунка показаны их глаза при нейтральном выражении лица. Отметьте, что в состоянии удивления узкие полоски белков глаз — склеры становятся видны между верхним веком и радужной оболочкой (окрашенной центральной частью глаза). Склера может также быть видна и ниже радужной оболочки, но это зависит от того, насколько глубоко посажены глаза, и опущена ли нижняя челюсть достаточно низко, чтобы натянуть кожу под глазами. Таким образом, когда вы видите белок ниже радужной оболочки глаза, это не является таким же надежным индикатором удивления, как появление склеры между верхним веком и радужной оболочкой.

ris15.jpg

ris16.jpg

ris17.jpg

ris18.jpg

Рисунок 6

Обычно удивленные глаза дополняются удивленными бровями, удивленным ртом или тем и другим одновременно, но иногда они появляются сами по себе. Когда верхние веки приподнимаются, показывая склеру при отсутствии соответствующих изменений положений бровей и рта, то это движение почти всегда оказывается кратковременным и длится малые доли секунды. Такие раскрытые глаза могут служить отражением мгновенно возникшего интереса либо дополнением или заменой, например, такому слову как «Здорово!» Широко раскрытые глаза могут также использоваться как разговорные «знаки пунктуации», акцентирующие внимание на конкретном прозвучавшем слове.

Нижняя часть лица

В момент удивления нижняя челюсть опускается, в результате чего разжимаются зубы и размыкаются губы. На рис. 7 показано, что приоткрытый от удивления рот расслаблен, а не напряжен; губы не сомкнуты и не оттянуты назад. Вместо этого рот выглядит так, будто он раскрылся естественным образом. Рот может быть приоткрыт лишь слегка, умеренно приоткрыт, как это показано на рис. 7, или раскрыт более широко, и эта степень раскрытия зависит от того, насколько сильным оказывается удивление. Мы приведем пример таких вариаций ниже.

ris19.jpg

ris20.jpg

Рисунок 7

Челюсть может опускаться без каких-то движений остальных элементов лица. На рис. 8 показано лицо, на котором удивление отражается только в нижней его части в виде опущенной челюсти, а для сравнения показано то же лицо в нейтральном состоянии. Смысл опускания челюсти состоит в том, чтобы выразить ошеломление. Опускание челюсти могло бы произойти, если бы Патрисия действительно была чем-то ошеломлена; оно может служить эмблемой, если Патрисия захочет заявить, что она была ошеломлена в какой-то момент в прошлом; или оно может использоваться для придания лицу притворного выражения, когда она захочет разыграть ошеломление. Рисунки 8 и 5 показывают, как изменение одной части лица приводит к полному изменению выражения всего лица. Взгляните на область глаз на рис. 8Б: кажется, что выражается чуть больше удивления, чем на рис. 8А. Но это также составная фотография; если вы закроете своей рукой области рта на обоих изображениях, то увидите, что глаза и брови — лоб на обеих фотографиях одинаковы.

ris21.jpg

А

ris22.jpg

Б

Рисунок 8

От легкого удивления к крайнему

Испытываемое удивление различается по своей интенсивности, и лицо отражает эти вариации. Хотя при этом наблюдаются незначительные изменения бровей (немного приподнимаются) и глаз (расширяются и открываются чуть шире), главным индикатором интенсивности удивления является нижняя часть лица. На рис. 9А показано легкое удивление, а на рис. 9Б — умеренное удивление. Брови и глаза на обеих фотографиях выглядят одинаково; изменяется только уровень опускания челюсти. Чем сильнее удивление, тем шире раскрывается рот. Проявления крайнего удивления часто сопровождаются восклицаниями наподобие «О-о» или «Ого».

ris23.jpg

А

ris24.jpg

Б

Рисунок 9

Четыре типа удивления

Удивление может быть выражено посредством всего двух областей лица, при этом третья область останется нейтральной. Каждое лицо, на котором удивление проявляется на двух частях, имеет свое несколько особое значение. На рис. 10 показаны четыре типа удивления. Но прежде чем мы приступим к объяснениям того, какое сообщение, по нашему мнению, передается каждым из этих лиц и как различия во внешнем виде лица формируют эти разные сообщения, взгляните на каждую из этих фотографий и спросите себя: «Какое это сообщение?» и: «Чем это лицо по внешнему виду отличается от других лиц?»

На рис. 10А Патрисия демонстрирует вопросительное удивление, имеющее довольно неопределенный характер. Это выражение лица могли бы сопровождать, к примеру, такие слова: «Это так?» или: «О, в самом деле?» Оно является в точности таким же, как и показанное на рис. 10Г, с той лишь разницей, что на рис. 10Г удивленный рот был заменен на нейтральный. Если вы закроете пальцами области рта на лицах, показанных на рис. 10А и 10Г, то увидите, что эти лица тождественны во всем, кроме формы рта. Удивление выглядит вопросительным, когда выражение удивления на лице создается только за счет движений бровей и глаз.

На рис. 10Б Патрисия демонстрирует удивление, достигшее изумления. Это выражение лица может сопровождаться такими словами, как «Что?», или звуками наподобие «Ах», издаваемыми одновременно с быстрым вдохом. Если вы закроете пальцами брови и лоб на лицах, показанных на рис. 10Б и 10Г, то увидите, что эти лица идентичны во всем, кроме закрытых частей — областей бровей и лба. Удивление достигает изумления, когда оно выражается на лице только за счет движений глаз и рта.

ris25.jpg

А

ris26.jpg

Б

ris27.jpg

В

ris28.jpg

Г

Рисунок 10

На рис. 10В Патрисия демонстрирует удивление, более близкое к ошеломлению, или менее заинтересованное удивление, или удивление, которое может выражать на лице внутренне опустошенный или находящийся под влиянием наркотиков человек. Если вы закроете глаза на рис. 10В и 10Г, то увидите, что на них все одинаково, кроме глаз. Удивление выглядит подобным ошеломлению, когда оно выражается только движениями бровей и рта.

На рис. 10Г показано выражение удивления, создаваемое с помощью элементов всех трех областей лица. Смысл сообщения, распространяемого таким лицом, заключается в одном слове — удивление.

Источник