2 пальца от брови устав

«Зимой и летом одним цветом»… Так говорили не только о вечнозеленом дереве, но и о военной форме в СССР. Ведь по сравнению с экипировкой американского солдата, у которого ее было не менее десяти фасонов, согласно Уставу, советскому воину позволялось менять в своем обмундировании лишь головной убор, белье да портянки. С летних на зимние. 

Впрочем, даже в Советской Армии находились модники, которые не желали мириться с однообразием. Казалось бы, ну откуда взяться в армии какой-либо моде? Выдали такую же, как у всех, форму на складе — вот и носи, пока не отслужишь. Но нет, солдату ничто человеческое не чуждо. И мириться с таким однообразием защитники Отечества не желали. В 70-80-х годах стройные ряды Советской Армии начал массово косить неведомый доселе вирус военной моды.

Два пальца от бровей

Экипировка советского солдата — это вообще-то притча во языцех. Кто только не пинал наши высшие командные и тыловые органы, принимавшие на вооружение армии те или иные предметы снаряжения, экипировки и повседневного быта! Начнем с головных уборов. Манера ношения этого и любых других предметов армейского гардероба негласно регламентировалась сроком службы того или иного солдата. У старослужащих шапка должна была находиться где-то в районе «дедушкиной» макушки, а у «салабонов» — на расстоянии двух пальцев от бровей. Уходящим на дембель зимняя шапка «отбивалась» — выглаживалась, зауживалась, ушивалась и вытягивалась так, что становилась почти квадратной и очень высокой.  Для этого мокрую ушанку натягивали на какую-нибудь форму, например, на стопку книг (в основном, Маркса — Энгельса, потому что они были в каждой части), и оставляли на несколько дней сушиться в каптерке (или гладили через вафельное полотенце). Кокарды иногда гнулись так, что чуть ли не складывались вдвое — металлические хлебные колосья почти сходились за красной звездой. Некоторые командиры (или «дедушки», если согнуть кокарду осмеливался «салабон») исправляли такую «неуставщину» кулаком по солдатской голове.

1975 год. Еще не дед, поэтому и козырек на фуражке как лопата

2 пальца от брови устав

Я служил на советско-иранской границе, где летом вместо пилотки военнослужащие носили панаму. И этот вид головных уборов имел свой «апгрейд». В том виде, в котором ее положено носить по Уставу, она неважно выглядела на даже самой правильной голове. Но после доработки и заламывания на шляпе головной убор выглядел очень уж по-модному. А козырек фуражки отпарывали и пришивали новый, намного меньшего размера.

8 мая 1975 года, третий месяц на заставе «Каушут». Панаму разрешалось носить только так, и не иначе

2 пальца от брови устав

Модная хлорка

Главным атрибутом зимних «дембелей» была шинель. Настоящим шиком считалась особая ворсистость шинели, которая достигалась с помощью металлической щетки. Шинельное сукно расчесывалось ею до состояния мохерового пальто. Еще одним ярким атрибутом солдатского гардероба советских времен являлся, казалось бы, ерундовый подворотничок. Подшивание последнего к гимнастерке было обязательным ежедневным ритуалом армейского бытия. Для этого у каждого бойца имелся некоторый запас белого подшивного материала. «Духи» и «слоны» пришивали подворотничок, сложенный из двух-трех слоев «подшивы». К «дембелю» же подвортник толстел, становился настолько многослойным, что его уж никак иначе, как «матрасом», не называли. Мне как-то довелось видеть, как в учебке один рядовой, который не успевал подшиться перед построением, умудрился следы грязи на старом подворотничке замазать зубной пастой. Представляете, как у него потом чесалась шея?

Повседневное «хэбэ» некоторые бойцы модернизировали с помощью… хлорки. Вываренная до белизны форма, мол, наряднее и создает впечатление, что ее хозяин не один месяц провел вне казармы, пропитывая своим потом гимнастерку и отстирывая ее после дочиста. А тем, кто служил на жарком юге страны, не надо было и этого делать — постиранные гимнастерки сразу же выцветали под лучами палящего солнца. Кстати, манера ношения  х/б также регламентировалась сроком службы. Одно из основных отличий «духов» от «черпаков» и прочих тотемов — способ заправки гимнастерки за ремень. Делать аккуратную складочку сзади негласные правила разрешали только более служивым воинам. Лишь старослужащие могли позволить себе «нагладить стрелку», чаще всего на спине гимнастерки — по уровню лопаток от плеча до плеча.

У развернутого знамени в/ч 2088. 26 сентября 1976 года

2 пальца от брови устав

«Носить ремень на яй..х»

Неотъемлемая часть солдатского обмундирования — ремень. Армейским щеголям «по сроку» службы полагалось носить не традиционные для советских сухопутных войск жесткие синтетические ремни, а более мягкие кожаные. Последние по Уставу полагались только матросам и солдатам, проходящим службу за границей. Бляха на таком ремне выгибалась под стать кокарде на головном уборе и слепила своим блеском. Вот здесь все должно было быть по словам командира: «Чтоб бляха блестела, как у кота я..а!» А достигался такой эффект благодаря суконке и пасте ГОА (в обиходе — паста гойя). Главное же направление ременной моды состояло в том, что каждые полгода бойцу позволялось (разумеется, неформально) носить ремень чуть посвободнее, чем в предыдущий период службы. Например, «духам» приходилось затягивать пояс так, чтобы под него нельзя было просунуть более двух пальцев. У «дедушек» же между ремнем и животом запросто бы поместились несколько кулаков. И, как говорится, слов из песни не выбросишь, тем более из армейской — это называлось «носить ремень на яй…х».

Зверев с Юдашкиным нервно курят в сторонке

Возвращаться домой полагалось дембелям красиво, поэтому в преддверии демобилизации советские воины колдовали долгими ночами в каптерке или комнате отдыха над своей парадной формой. Дембельский костюм порой принимал такие формы и виды, что Зверев с Юдашкиным нервно курят в сторонке, завидуя счастливым обладателям этого наряда. Кстати, все делалось терпеливыми, пугливыми и осторожными руками бойцов молодого пополнения. Если во время повседневной службы желание выделиться проявлялось в виде отдельных элементов формы, то носители долгожданного статуса «ДМБ» изощрялись уже по полной программе. Среди изобилия значков на кителе на нем не хватало разве что «Золотой звезды» Героя Советского Союза. Помню, как мой товарищ, несший службу в наряде РСП (роты сопровождения поездов) увидел в вагоне дембеля-«шурупа» (так называли всех солдат с черными погонами — прим. автора), у которого на груди красовался юбилейный знак КСАПО (Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа). На вопрос, откуда награда, тот бесхитростно ответил: «Вручили за задержание нарушителя границы»…  Естественно, не обходилось без аксельбанта — из парашютных строп с настоящим патроном в качестве подвески. Все это великолепие подпоясывалось белым парадным ремнем. На ногах — сапоги с укороченными до невозможности голенищами и набитым каблуком повыше. Особые эстеты подбивали каблуки вставками из победита (сверла по бетону) — чтоб искры летели.

Ефрейтор Бондаренко с иконостасом знаков и значков, а также неуставными ефрейторскими лычками на погонах

2 пальца от брови устав

По дороге домой встречные патрули закрывали на эту красоту глаза далеко не всегда — в военных комендатурах тогда висели стенды с наглядными примерами, что не должен носить советский солдат, и патруль вполне мог содрать все его дембельские «причиндалы» и «неуставняк».

Уезжая на дембель, я на зеленые погоны с фибровыми вставками наклеил золотистую ефрейторскую лычку, но сами понимаете, что ее ширина соответствовала званию старшего сержанта. Поэтому, когда на железнодорожном вокзале в Днепропетровске меня окликнул военный патруль: «Товарищ старший сержант, предъявите документы!», я сначала не среагировал на приказ, подумав, что это обращаются не ко мне, но, быстро сообразив, показал военный билет. Хорошо, что попался патруль, который «пожалел» дембеля…

Дембельская форма, в которой я уехал домой в январе 1977 года

2 пальца от брови устав

Многое еще чего делалось для того, чтобы затратить месяцы работы на эту дивную помесь солдатского и гусарского наряда для своего торжественного возвращения в мирную жизнь, чтобы потом дома повесить дембельскую форму в шкаф и никогда ее больше не надевать. Но ведь на такую обвешанную «орденами» грудь раньше толпами вешались девчонки — служить-то в армии было престижно…

В.Куленко

Источник

Согласно уставу, советскому воину позволялось менять в своем обмундировании лишь головной убор, белье да портянки. С летних на зимние! Впрочем, даже в Советской Армии находились модники, которые не желали мириться с однообразием.

Казалось бы, ну, откуда взяться в армии какой-либо моде? Выдали такую же, как у всех, форму на складе – вот и носи, пока не отслужишь. Тем более что тут все по уставу – ни шагу в сторону! Ан нет, солдат тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Блог «Ретро-Запорожье» тщательно изучил солдатский гардероб дедов и отцов нынешних защитников Отечества.

Два пальца от бровей

Начнем с головных уборов. Манера ношения, а также «апгрейд» этого и любых других предметов армейского гардероба негласно регламентировались сроком службы того или иного солдата. Так, шапка «старослужащего» должна была непременно находиться где-то в районе «дедушкиного» затылка. «Так положено по сроку службы», – ответит любой отслуживший в Советской Армии. По той же причине головной убор молодых солдат – «духов», надвигался почти на глаза – «на расстояние двух пальцев от бровей».

С приближением долгожданного «дембеля» менялся и внешний вид головных уборов. Зимняя шапка «отбивалась» – выглаживалась, зауживалась-ушивалась и вытягивалась так, что становилась почти квадратной и очень высокой. Головной убор мочили и сушили, чтобы он, высохнув, принял искомую форму – для этого ушанку натягивали, например, на стопку книг. Эталон высоты «дедушкиной» шапки – генеральские папахи. А уж для самых отчаянных модников и того круче – боярские головные уборы времен Ивана Грозного. Для этого мокрую ушанку надевали на какую-нибудь форму, например, трехлитровую банку и оставляли на несколько дней сушиться в каптерке.

Шапка в гуталине

Последний штрих «тюнинга» шапки – ее покраска. Ушаночка ближе к «дембелю» ее владельца из обычной серенькой должна была превратиться в благородную… лилово-фиолетовую! Очень часто для этой цели использовался… ни за что не догадаетесь – обычный сапожный крем. Можете представить себе, такой «шарман» – нечто пафосно-приподнятое, четырехгранное и с гуталиновыми переливами!

Некоторые из советских «дедушек» модифицировали и фуражки. Они выпарывали у этих головных уборов козырек, обрезали его по краям и уже уменьшенный пришивали снова. Кстати, «апгрейду» подвергались и венчающие головные уборы кокарды. У старослужащих они гнулись так, что едва ли не складывались вдвое – металлические хлебные колосья почти сходились друг с другом за красной звездой. Такую «неуставщину» чересчур ретивые офицеры иногда правили радикальным способом – кулаком по солдатской голове. «А наш комбат и вовсе табуретом такие кокарды выравнивал», – вспоминает запорожец и экс-мотострелок Алексей Кривошеин.

Многофункциональная шинель

Под стать квадратному «чуду» на голове должна была быть и «дембельская» шинель. Этот предмет солдатского гардероба у каждого «понюхавшего порох» воина должен был быть непременно «с начесом». Главный шик – особая ворсистость – достигался с помощью металлической щетки. Расчесывали сукно до такого состояния, что шинель приобретала вид, будто изготовлена из пушистых мохеровых ниток. «В таких мы больше на медвежонков походили, а не на бойцов Советской Армии», – с улыбкой вспоминает младший сержант запаса запорожец Андрей Дробот.

Кстати, шинельное сукно в руках солдата Советской Армии было поистине многофункциональным – им можно было до блеска «надраить» сапоги или пряжку на ремне, а также обтянуть обложку так называемого «дембельского» альбома с иллюстрациями и фотографиями на память об армейской службе.

«Матрасы» на шее

Еще одним ярким атрибутом солдатского гардероба советских времен являлся, казалось бы, ерундовый подворотничок. Подшивание последнего к гимнастерке было обязательным ежедневным ритуалом армейского бытия. Для этого у каждого бойца имелся некоторый запас белого подшивного материала – «подшивы». «Духи» и «слоны» пришивали подворотничок, сложенный из двух-трех слоев «подшивы». К «дембелю» же подвортник толстел, становился настолько многослойным, что его уж никак иначе, чем «матрасом» не называли. Причем «матрасик» этот иногда совсем не походил на требуемый уставом белоснежный воротник. Неуставная «подшива» – непременно умопомрачительного цвета. Например, бордового – привет бархатной занавеси из полкового клуба!

Модная хлорка

Повседневное «хэбэ» некоторые бойцы Советской Армии модернизировали с помощью… хлорки. Вываренная до белизны форма, мол, наряднее и создает впечатление, что ее хозяин не один месяц провел под палящим солнцем, пропитывая своим потом гимнастерку и отстирывая ее после дочиста. В общем, видно сразу, что не «дух»!

Кстати, манера ношения х/б также регламентировалась сроком службы. Одно из основных отличий «духов» от «черпаков» и прочих тотемов – способ заправки гимнастерки за ремень. Делать аккуратную складочку сзади негласные правила разрешали только более служивым воинам. Лишь старослужащие, начиная с третьего периода службы, могли позволить себе и «нагладить стрелку». Стрелка наглаживалась чаще всего на спине гимнастерки – по уровню лопаток от плеча до плеча.

«Деревяшкой» подпоясанные

Неотъемлемая часть солдатского обмундирования – ремень. Армейским щеголям «по сроку» службы полагалось носить не традиционные для советских сухопутных войск жесткие синтетические ремни-«деревяшки», а более мягкие кожаные. Последние по уставу полагались только матросам и солдатам, проходящим службу за границами СССР.

Бляха на таком ремне выгибалась под стать кокарде на головном уборе и слепила своим блеском – спасибо суконке и пасте ГОА! Нередко свободный за фиксатором конец ремня обрезали, причем не абы как, а «художественно» – в виде какого-нибудь контура, косички или даже обнаженного женского силуэта!

Главное же направление ременной моды состояло в том, что каждые полгода бойцу позволялось (разумеется, неформально) носить ремень чуть посвободнее, чем в предыдущий период службы. Например, «духам» приходилось затягивать пояс так, чтобы под него нельзя было просунуть более двух пальцев. У «дедушек» же между «кожаком» и животом запросто бы просвистело несколько кулаков! Слов из песни не выбросишь, тем более из армейской – это называлось «носить ремень на яйцах».

Пора домой!

Если во время повседневной службы желание выделиться проявлялось в виде отдельных элементов формы, то носители долгожданного статуса «ДМБ» изощрялись уже по полной программе. В преддверии демобилизации над парадной формой советские воины едва ли не колдовали. В итоге дембельский китель превращался в некое подобие новогодней елки! Среди изобилия значков на нем не хватало разве что «Золотой звезды» Героя Советского Союза. Естественно, не обходилось без аксельбанта – из парашютных строп с настоящим патроном в качестве подвески. Мундирчик же демобилизованному товарищу следовало укоротить так, чтоб ниже ремня торчал ровно на десять сантиметров. По краю воротника – кант из белого полихлорвинилового провода. Под погоны – закругленные жесткие прокладки, чтоб погон был твердый и выгнутый. Для таких вставок использовали все, что было под рукой – от оргстекла до тубусов из-под заряда гранотомета! Ну и побольше грозных нашивок!

Все это великолепие подпоясывалось белым парадным ремнем. А на голову часто нахлобучивался голубой десантный берет – даже если «дембель» два года махал лопатой в «стройбате». На ногах – сапоги с укороченными до невозможности голенищами и набитым каблуком повыше. Особые эстеты подбивали каблуки вставками из победита (сверла по бетону) – чтоб искры летели!

И на такую обвешанную «орденами» грудь раньше толпами вешались девчонки. Служить-то в армии было престижно. Не то, что сейчас…

Источник

По одной из версий это пошло со средних веков: воинское приветствие – рыцарская традиция. Встречаясь друг с другом, рыцари движением руки приподнимали забрало шлема, чтобы показать, что за доспехами скрывается лицо друга.  Или же они поднимали забрало чтобы показать свои мирные намерения.

По другой версии традиция современного военного приветствия берет начало на острове Великобритания. Во многих армиях мира младшие чины приветствовали старших, снимая шляпу, так было и в британской армии, однако к XVIII—XIX векам головные уборы солдат стали столь громоздкими, что это приветствие свелось к простому касанию козырька. Известное нам приветствие оформилось в 1745 году в полку Колдстрим — элитном гвардейском подразделении личной охраны английской королевы.

В полковом уставе гвардейцев записали: «Личному составу приказано не поднимать шляпы, когда они проходят мимо офицера или обращаются к нему, но лишь прижимать руки к шляпе и кланяться». В 1762 году устав уже шотландских гвардейцев уточняет: «Так как ничто так не обезображивает головной убор и не загрязняет шнуровки, как снятие шляпы, личному составу на будущее приказано только коротким жестом поднимать к шляпе ладонь при проходе мимо офицера». Подобное новшество вызвало определенное сопротивление, но, как видим, все-таки прижилось.

При этом большое значение придается тому, что при военном приветствии голову не наклоняют и не опускают глаз, это означает, что военнослужащие разных рангов — свободные люди, служащие одному государству. К середине XIX века военное приветствие в Великобритании претерпело новые изменения: поднесенная к головному убору (точнее, к правой брови) рука обращена ладонью вовне. Эта традиция существует по сей день.

В США руку выносят чуть вперед, как бы закрывая глаза от солнца, а ладонь смотрит в землю. На американский жест повлияли традиции британского ВМФ: еще во времена парусных кораблей моряки использовали смолу и деготь для заделки щелей в деревянных частях корабля, чтобы они не пропускали морскую воду. Руки при этом защищали белыми перчатками, но показывать грязную ладонь было недостойно, поэтому на флоте рука приветствия развернулась на 90 градусов вниз. Так же салютуют военные во Франции.

В царской России военные салютовали двумя пальцами (эта традиция осталась до сих пор в Польше), а в советской и современной российской армии честь отдают уже всей ладонью, обращенной вниз, причем средний палец смотрит в висок.

Кстати, подчеркнём деталь, на которую стоит обратить внимание: если раньше ритуал назывался «отдание воинской чести», то сегодня российский воинский устав как бы возвращает нас к требованиям благородных рыцарей: «душу — богу, жизнь — отечеству, сердце — даме, честь — никому!» (как говорят автор этого высказывания Л.Г. Корнилов ?). Теперь этот ритуал называется «воинское приветствие»

Согласно устава Вооруженных сил Российской Федерации все военнослужащие  при встрече или обгоне обязаны приветствовать друг друга при этом должны строго соблюдать правила отдания воинского приветствия установленные строевым уставом ВС РФ.

Воинское приветствие это воплощение уважения, сплоченности, товарищества, проявление культуры.

Источник