Бровь да глаз рядом живут значение пословицы

ПОСЛОВИЦЫ НА  УРОКЕ  И  ВО  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

Астровская Светлана Ивановна

учитель начальной школы

ГБОУ школы № 337

Невского района

Учитель начальных  классов должен широко использовать в своей работе  произведения народного творчества – сказки, загадки, пословицы, поговорки, рассматривать устное народное творчество как средство выражения мировоззрения народа, как богатейший духовный источник,  в котором верно отражена народная жизнь, черты русского национального характера.

Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам родного языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире. На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформулировать главную мысль прочитанного. Так, после чтения статьи «Родина» по Н. Михайлову спрашиваю у ребят: «Какой смысл вкладывает автор в слово Родина?  Как велика наша страна? Чем она богата? Почему мы гордимся ею? Как об этом сказано в статье?»

И только после беседы  предлагаю детям прочитать пословицу «Береги землю родимую как мать любимую»

Ученики узнают, как мы называем свою родину и почему должны беречь её как мать, приводят пословицы о Родине.

Работая с детьми, я заметила, что они охотно читают пословицы и обсуждают их смысл. Многие из пословиц им понятны, доступны и вызывают интерес. Чтобы помочь детям понять смысл пословицы, ставлю перед ними вопросы, дающие возможность оценивать поведение действующих лиц, их отношение к окружающей действительности. Наиболее целесообразным является вопрос «Как бы  вы поступили в данном случае?», который шире, чем другие  раскрывает жизненную позицию детей.

Мы все хотим, чтобы дети выросли мужественными, целеустремлёнными, умными и добрыми, четными и трудолюбивыми. В сложном деле воспоминания среди наших помощников, одно из важных мест принадлежит пословицам.

Использование пословиц в работе нужно рассматривать как материал, который поможет учителю улучшить процесс изучения русского языка.

Ниже приводятся пословицы, которые целесообразно использовать при изучении следующих тем:

ПРАВОПИСАНИЕ  БЕЗУДАРНЫХ  ГЛАСНЫХ

Какие труды, такие и пл_ды.

Мороз л_нивого за нос хв_тает, а перед провонрым шапку сн_мает. Дерево сильно к_рнями, а человек своими трудами. З_рно в кол_су – торопись сжать пол_су.

ПРАВОПИСАНИЕ  ЗВОНКИХ  И  ГЛУХИХ  СОГЛАСНЫХ

Кто любит труд, того люди чтут. Терпение и труд все перетрут. Сорвать прут не большой труд. В мае дождь – будет рожь. Был бы покос, да пришёл мороз. Жидка слеза, да едка. Красная ягодка, да на вкус горька. Рыбка мелка, да уха сладка. Бровь да глаз рядом живут рядом. Не тот друг, кто мельком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

ПРАВОПИСАНИЕ  РОДОВЫХ  ОКОНЧАНИЙ  

ИМЕН  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Книга для ума – что тёплый дождь для восходов. Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

Дождливое лето хуже осени. Зима снежная – лето дождливое. Маленькое дело лучше безделья.

ПРАВОПИСАНИЕ  БЕЗУДАРНЫХ  ЛИЧНЫХ  ОКОНЧАНИЙ  ГЛАГОЛОВ

Упуст_ минутку – потеря_ час.

В решете воду не удерж_  . Конь вырывается – догон_ , а слово сказанное не ворот_ . Слезами горю не помож__. Цену вещи узна__, когда её потеря__. Трус погиба__, а храбрый побежда__.

ПРАВОПИСАНИЕ  ОКОНЧАНИЙ  ГЛАГОЛОВ  

ВО  ВТОРОМ  ЛИЦЕ  ЕДИНСТВЕННОГО  ЧИСЛА

Нет друга – так ищи, а найдешь – береги. Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведешь.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда. С трусливым  и болтливым в беду попадешь. Одной рукой узла не завяжешь. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

ПРАВОПИСАНИЕ   НЕ С ГЛАГОЛАМИ

Не спеши языком, торопись делом. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Не сиди сложа руки – не будет скуки. Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим. Ссора до добра не доведёт.

ПРАВОПИСАНИЕ  ГЛАГОЛОВ  В  НЕОПРЕДЕЛЕННОЙ  ФОРМЕ

Грамоте учиться – всегда пригодится. Не трудиться, так и хлеба не добиться. Учиться никогда не поздно. С умным разговориться – что мёду напиться. Надо беречься, чтобы не обжечься. Волков боятся – в лес не ходить.

ПРАВОПИСАНИЕ  МЯГКОГО  ЗНАКА  ПОСЛЕ  ШИПЯЩИХ

Дружба как стекло: расколешь – не соберёшь. Где раньше рожь руками жали, теперь комбайны зашагали. С кем поведешься, от того и наберешься.

Наиболее ценными являются детские сочинения, написанные по пословицам. Например:  Упустить минуту, потерять час.

Мальчик Коля Синицын занимался в кружке «Умелые руки». Все ребята слушали объяснение  руководителя кружка. Только Коля не слушал. Игорь Николаевич задал  прикрепить мотор  к самолёту. Коля никак не мог справиться с заданием: приклеить мотор. Просидел зря несколько часов (С. Горбунов).

Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Собрались товарищи на рыбалку. Взяли удочки, червей нашли. Погода была великолепная. Утро тихое–тихое. Толя сидел на берегу и задремал. Спохватился, видит: у друга много рыбы в ведре, а у него нет даже маленькой рыбёшки. (В. Савчик)

За спортом дело стало.

Среди больших домов в маленькой песочнице играл Андрейка. Ракету из песка строил. А рядом в песочнице  ссорились два брата. Задрали кверху носы, нахмурили брови, сжали кулачки и наступали друг на друга. И вдруг они заметили большую ракету. Мальчики по открывали рты от неожиданности. А ведь  они могли бы тоже слепить такую ракету, даже ещё лучше. (А. Протас).

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Вадик и Лёша дружили. Но однажды они поссорились. Лёша отказался дать Вадику тетрадь с домашним заданием. Сказал, что не будет больше подсказывать ему на уроках. Предложил помогать ему после уроков.

«Настоящий друг должен помогать товарищу не подсказкой, а сделать так, чтобы он не отстал в учёбе», — сказал Лёша. Вадик обиделся и перестал заходить к Лёше и здороваться с ним. (В. Савчук).

У страха глаза велики.

Заяц захотел морковки. Прибежал в деревню. Увидела его собака и погналась за ним. Вот-вот догонит. Вбежал заяц в какой-то двор. Видит: стоит ящик. Прыгнул в него, притаился. Слышит: Что-то часто стучит. Думает заяц: «Что сердце ящика бьётся, волнуется, за меня.» Собака не нашла зайца и убежала. Вылез заяц из ящика и говорит: Спасибо, ящик, что ты так волновался за меня. (С. Перезович).

С начала учебного года ребята готовились к утреннику.

«Пословицы – краткие изречения».

Каждая группа получила задание – собрать  пословицы о труде, о счастье, о книге, об учебе, о Родине. Ребята мастерили поделки, костюмы, маски для инсценировок.

Читайте также:  Краска для бровей и ресниц графит color look concept

УТРЕННИК  В  3 КЛАССЕ

Вступительное слово учителя

Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Она имеет форму совета, поучения, наставления, предупреждения. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.

На доске написаны столбиком пословицы:

Пословица – всем углам помощница.

Красна речь пословицей.

Глупая речь не пословица.

Без пословицы не проживёшь.

1 группа (каждый ученик произносит несколько пословиц о книге)

Книга – зеркало жизни.

Книга для ума – что тёплый дождик для всходов.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Много читает тот, кто много знает.

Прочёл новую книгу – встретился с другом.

Инсценировка басни М. Ильина   «Две книжки»

Ведущий

Однажды встретились две книжки. Разговорились меж собой.

1-ый ученик

«Ну, как твои делишки?» —

Ведущий

Одна спросила у другой.

2ой ученик

«Ох, милая, мне стыдно перед классом.

Хозяин мой

Обложки вырвал. С мясом!

Да что обложки… Оборвал листы!

Из них он делает корабли, плоты,

И голубей…

Боюсь листы пойдут на змея

Тогда лететь мне в облака!

А у тебя целые бока?

1-ый ученик

«Твои мне незнакомы муки

Не помню я такого дня

Чтобы, не вымыв чисто руки,

Сел ученик читать меня!

А посмотри как на мои листочки:

На них чернильной не увидишь точки,

Про пятна я молчу, —

О них и говоришь – то неприлично

Зато и я его учу

Не как-нибудь, на «отлично!

2-ой ученик

Ну,  мой на тройках едет еле-еле

И даже двойку получил на той неделе.

Все (хором)

Книга – твой друг, без неё как без рук.

Береги книгу – она поможет тебе жить.

Вторая группа на доску вывешивается плакат с пословицей:

Дерево сильно корнями, а человек трудом»

(Каждый ученик произносит по одной пословице)

Без труда мечта мертва.

Упустишь минутку – потеряешь час.

Без труда ничего не даётся.

Землю солнце красит, а человека – труд.

Человек живёт век, а доброе дело – два.

Птица крепнет в полёте, а человек в труде.

Третья группа (дети читают пословицы о дружбе, остальные объясняют их смысл)

Человек без друга – что земля без воды.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Друга ищи, а найдешь – береги.

1-ый ученик

Друзья познаются в беде!

Правильны эти слова, но, к сожалению, далеко не все люди  верно их толкуют. Многие, например, не понимают того, что настоящий друг, как бы он тебе не сочувствовал, не будет кривить душой и потакать твоим слабостям.

Не тот друг, кто медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

2-ой ученик (читает сказку «Неверный друг»)

Шли однажды вместе осел и собака. На спине у осла лежал мешок с хлебом. Шли они, шли, устали и почувствовали голод. Осел, не раздумывая, принялся щипать траву, которая росла около дороги. Но ведь собака не могла последовать его примеру и попросила у осла хлеба.

Осёл, однако, и не подумал помочь ей.

–Если ты голодна, — сказал он ей, — так разыщи себе пищу. А у меня для тебя лишнего хлеба нет.

Собака промолчала и они отправились дальше. Неожиданно вдалеке увидели волка.

Дрожа от страха, стуча зубами, осёл сказал собаке:

-Ведь  ты защитишь меня, правда?

-И не подумаю, — ответила собака. – Кто один ест, тот и защищается в одиночку.

И, бросив осла, она убежала в другую сторону.

Так осёл стал добычей волка.

Все (хором)

Будь сам верным другом – и тебе помогут в беде.

Четвёртая группа (Дети читают написанные на плакате пословицы о счастье)

Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.

Наше счастье в общем труде.

Учитель

Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги. Но ведь настоящее счастье за деньги не купишь.

Ошибаются и те, кто считает, что все счастье в славе. Слава славе рознь. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

Пятая группа

Ученик (читает стихотворение З. Александровой «Родина»)

Если скажут слово «родина»

Сразу в памяти встает старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У рек березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный годок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Все (хором)

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учащиеся называют пословицы о Родине:

Нет в мире краше Родины нашей

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Только тому почёт будет, кто Родину не славой, а делом любит.

Одна у человека мать, одна у него Родина.

В классе оформлена выставка книг «Пословицы».

Учитель знакомит ребят со сборниками пословиц

Стоит только взять в руки любой сборник пословиц, и мы увидим указания, как надо учиться, трудиться, как надо вести себя. Пословицы многому нас учат: как жить, как дружить.

Они воспитывают в людях благородство, честность, доброту, порицают и осуждают лень, жадность, лживость и другие людские пороки. Пословицы живут долго и не стареют.

Каждая группа в процессе подготовки к утреннику находила пословицы из книг, журналов на определённы темы и по разделам записывала их в альбом. Ребята, умеющие рисовать, красочно оформляли страницы, подбирали к пословицам рисунки, рассказы, стихи, басни, помещали в альбом лучшие творческие работы. Так постепенно был составлен сборник пословиц под названием «Старая пословица век не сломится».

Проводится викторина пословиц. Учитель читает начало пословиц, ученики – конец.

Кто много читает – тот много знает.

Книгу читаешь – как на крыльях летаешь.

Поздно встанешь – мало сделаешь.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

Что одному не под силу, то легко коллективу.

Дружно за мир стоять – войне не бывать!

Далее проводится игра по составлению пословиц из двух предлагаемых слов. Выигрывает та группа, которая быстрее других правильно составит пословицы. 

Читайте также:  Когда у татуажа бровей проявление цвета

Лес – дрова.  Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер. Дело мастера боится.

Труд – лень.  Труд человека кормит, а лень – портит.

В заключение утренника проводится игра «Семь и один». Каждая группа называет четыре пословицы, в которых упоминаются числа семь и один. Выигрывает та группа, которая больше назовёт пословиц.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Семь бед, один  ответ.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

В конце утренника называют фамилии учащихся, группы, собравшие в сборник больше пословиц и активно участвовавшие в утреннике.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА.

Ушакова О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. 2004.

Волина В. Занимательное азбуковедение. 1993.  

Волина В. Веселая грамматика. 1995.

Аникин В. П. Старинные русские пословицы и поговорки. 1988.

Русский фольклор. 1986.

Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. 1971.

Полякова А. В. Превращение слов. 1985.

Львов М. Р., Рамзаева Т. Г.,  Светловская Н. Н. Методика обучению русскому языку в начальных классах. 1987.

Бетенкова Н. М.,  Фонин Д. С. Конкурс грамотеев. 1995.

Груша М.Ю., Суховерова И.Т. 110 упражнений на все правила. 2010.

Источник

русского языка» width=»434″ height=»476″ class=»»/>

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм (С. Ожегов).

Пословица – краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи (В. Даль).

Поговорка – выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом (С. Ожегов).

Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученье в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться (В. Даль).

С произведениями фольклора дети встречались уже в детском саду. Придя в школу они уже знают колыбельные песенки, загадки, считалки, скороговорки, наиболее часто употребляемые пословицы и поговорки. Поэтому устное народное творчество уместно включать в уроки русского языка. Особенно удобно использовать их при отработке изучаемых орфограмм.

Гласные после шипящих.

Делу время – потехе час.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

В чужие сани не садись.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Шила в мешке не утаишь.

Чужим богат не будешь.

Чужая душа – потёмки.

Век живи – век учись.

Яйца курицу не учат.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Сам погибай, а товарища выручай.

Знания – дело наживное.

Голову держи в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

На вкус и цвет товарища нет.

Где сшито на живую нитку, там жди прорехи.

Держи карман шире.

Чай пить – не дрова рубить.

Конь бежит, земля дрожит.

Дом, как полная чаша.

Чудеса в решете.

Январь – году начало, зиме – середина.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Не верь козлу в огороде, а волку в овчарне.

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Имена собственные.

Ехал в Казань, заехал в Рязань.

У лодыря Егорки, всегда отговорки.

Куда Макар телят не гонял.

Москва слезам не верит.

Язык до Киева доведёт.

Правописание слов с сочетаниями ЧК, ЧН.

Белые ручки чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и яблочки.

Ложка дёгтя в бочку мёда.

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Синичка – воробью сестричка.

Сначала цветочки, а уж потом ягодки.

Зимний ветер морозу помощник.

Старый друг лучше новых двух.

Правописание слов с ь – показателем мягкости.

Больше думай, меньше говори.

Смелость города берёт.

Осень – перемен восемь.

Больному всё горько.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Разделительный мягкий знак.

Бьётся как рыба об лёд.

Снегирь зимою поёт, на снег, вьюгу и слякоть.

Здоровью цены нет.

Не игла шьёт, а руки.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Осенью у воробья пир.

Ученье – путь к уменью.

Апрельские ручьи землю будят.

Если зимою вьюги, то летом – ненастье.

Ветер без крыльев летает.

Где была радуга, там дождь прольётся.

Где хотенье – там и уменье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Откладывай безделье. Не откладывай дела.

Всяк кузнец своего счастья.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Птице – крылья, а человеку – разум.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Повторенье – мать ученья.

Непроверяемые безударные гласные.

Два медведя в одной берлоге живут.

Худ обед, когда хлеба нет.

Работай до поту, так поешь в охоту.

Без капусты щи не густы.

Дорога ложка к обеду.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

На вкус и цвет товарища нет.

Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.

Пустили козла в огород.

Не дорог обед, а дорог привет.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не молот железо куёт, а кузнец молотом бьёт.

Всякая дорога вдвоём веселей.

Тяп да ляп не выйдет корабль.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

Большой говорун – плохой работник.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Тогда пляши, когда играю.

Утро вечера мудренее.

Беда ум родит.

За худой головой и ногам не покой.

У страха глаза велики.

Не на пользу читать коли только вершки хватать.

Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.

О дереве судят по плодам, а о человеке по его делам.

По платью встречают, по уму провожают.

Какие труды, такие плоды.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.

Зерно в колосу, торопись сжать полосу.

Всякому мила своя сторона.

Новый год – к весне поворот.

Октябрь землю покрыл где листом, где снежком.

Где птица не летает, а своё гнездо знает.

Парные звонкие и глухие согласные.

Береги нос в большой мороз.

Кошка клубком – на мороз.

В зимний холод всякий молод.

Кошка на порог, а мышка в уголок.

Кто любит труд, того люди чтут.

Терпенье и труд всё перетрут.

Читайте также:  Белые волосы с черными бровями

Сорвать прут не большой труд.

В мае дождь – будет рожь.

Пей, ешь, а правду режь.

Красна ягодка, да на вкус горька.

Рыбка мелка, да уха сладка.

Бровь да глаз рядом живут.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

На мышку и кошка зверь.

Мёд есть – в улей лезть.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Хвост голове не указка.

Хлеб – всему голова.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хрен редьки не слаще.

Мал золотник, да дорог.

По Сеньке шапка.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Старый друг лучше новых двух.

Снег глубок — год хорош.

Непроизносимые согласные.

И на нашей улице будет праздник.

Ленивому всегда праздник.

Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

Тёплые и звёздные ночи в апреле – к урожаю.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Двойные согласные.

Ссора до добра не доводит.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.

Истинную цену розе знает лишь соловей.

Весенний день год кормит.

Ленивому каждый день суббота.

Предлоги и приставки.

Скромность всякому к лицу.

Совесть без зубов, а гложет.

Сорока на хвосте принесла.

Без труда нет плода.

День на минуту, болтовни на час.

На языке мёд, а на сердце – лёд.

Жизнь прожить, не поле перейти.

Замолчал, как воды в рот набрал.

Легко сказать, да тяжело сделать.

Снегирь под окном чирикает, к оттепели.

Февраль и теплом приласкает, и морозом отдубасит.

Это ещё вилами на воде написано.

Одна пчела не много мёда натаскает.

Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

Белый свет не клином сошёлся.

Ум за разум зашёл.

Подал ручку, да подставил ножку.

Легко чужими руками жар загребать.

Нашла коса на камень.

Разделительный твёрдый знак.

Лето собирает, а зима съедает.

Ветер снег съедает.

Съел бы пирог, да в печи сжёг.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Правописание существительных с шипящими на конце.

Белый лебедь серому не товарищ.

Сытый голодному не товарищ.

Будет день – будет и ночь.

Всякая вещь хороша на своём месте.

Здоровому врач не нужен.

Как в мае дождь – так и будет рожь.

Даст небо дождь, а земля рожь.

Ложь человека не красит.

Летом свет во всю ночь.

Правописание не с глаголами.

Не спеши языком, торопись делом.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

Ссора до добра не доведёт.

С огнём не шути и воде не верь.

По снегу грибы не ищи.

Всех сластей не переешь, всех нарядов не переносишь.

Где не бывал, о том не сказывай.

Не хвастай силой, не хвались умом.

Семеро одного не ждут.

Падежные окончания существительных.

При солнышке тепло, при матери добро.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Птица рада весне, а младенец — матери.

Не грози щуке морем.

Чему научишься в молодости, пригодится в старости.

Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.

Друг познаётся в опасности.

Окончания прилагательных.

Горькая правда лучше сладкой лжи.

Держись старого друга.

Старый друг лучше новых двух.

Малое слово большую работу творит.

Чёрная земля золотую рожь родит.

Книга для ума – что тёплый дождь для всходов.

Утренняя роса – добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

Дождливое лето хуже осени.

Зима снежная – лето дождливое.

Маленькое дело лучше безделья.

На трусливого человека всегда собак много.

Хорошие речи приятно слушать.

Глаголы на – тся, ться.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Учиться никогда не поздно.

С умным человеком разговаривать, что мёду напиться.

Надо беречься, чтобы не обжечься.

Волков бояться – в лес не ходить.

Где тонко, там и рвётся.

Слухами земля полнится.

Пуганая ворона куста боится.

В тихом омуте черти водятся.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Без слов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Безударные личные окончания глаголов.

Доброе слово само себя хвалит.

Правда глаза колет.

Труд человека кормит, а лень портит.

Своя ноша не тянет.

Кто не сеет, тот не жнёт.

Улитка едет, когда-то будет.

Сытый голодного не разумеет.

Видит око далеко, а ум ещё дальше.

И сила уму уступает.

Много видит, да мало слышит.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Перо пишет, а ум водит.

Одним ухом спит, другим слышит.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Сладким портят, а горьким лечат.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Глаголы 2 лица единственного числа.

Баснями сыт не будешь.

Без беды друга не узнаешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Напишешь пером, не вырубишь топором.

Тише едешь, дальше будешь.

Не поклоняясь до земли и грибка не подымешь.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Близок локоть, да не укусишь.

Слезами горю не поможешь.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Кашу маслом не испортишь.

За чужим погонишься, своё потеряешь.

Слышал звон, да не знаешь где он.

Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой.

Упустишь время – потеряешь час.

В решете воду не удержишь.

Конь вырвется – догонишь, а слово сказанное не воротишь.

Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.

Тише едешь, дальше будешь.

Поспешишь, людей насмешишь.

Однородные члены предложения.

Без нитки да иголки шубу не сшить.

Декабрь год кончает, а зиму начинает.

Солнце летом греет, а зимой морозит.

Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах рисует.

За совесть, за честь, хоть голову снесть.

Кто встал пораньше, ушёл подальше.

Семь раз примерь, один отрежь.

Правописание местоимений.

У вас дрова рубят, а к нам щепки летят.

У него на вербе груши растут.

Друг тот, кто в беде с тобой.

В чужом глазу соринку заметит, а у себя и бревна не разглядит.

Кто любит труд, того люди чтут.

Источник