Для бровей и ресниц ссср

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Если рассматривать моду на макияж глаз периода 70-х — начала 80-х, то совершенно отчетливо прослеживается одна-единственная тенденция: серо-голубые тени на веках (редко — зеленые), густой слой туши на ресницах и все это на фоне бледного лица с розовато-коралловой помадой.

Основной тон этой тенденции, конечно же, задавали героини популярных кинофильмов. Если вспомнить лица актрис того времени, то можно заметить, что макияж у них, несмотря на разные по характеру роли, выполнен в одном и том же стиле. Ну а на кого еще было ориентироваться советской женщине, как не на кинозвезд? Да и честно говоря, при том скудном выборе косметики, что присутствовал на прилавках магазинов, трудно было сделать какой-то другой выбор.

Кадр из фильма «Служебный роман»

Итак, давайте вспомним, чем же красили глаза красавицы того времени? Конечно же, все зависело от возрастной категории и толщины кошелька. Так, к примеру, мы, 15-летние девчонки, не имеющие доступа к маминым косметичкам, вместо теней использовали мелко толченные детские школьные мелки — они шикарно растушевывались по коже, но, к сожалению, и также быстро осыпались, оставляя еле заметный след.

Другим вариантом для изготовления теней было измельчение грифеля карандаша в мелкую пыль. В ход шли как косметические, так и обычные художественные карандаши. Кончиком лезвия измельчишь грифель в пудру, ватку туда обмакнешь, по векам проведешь — и красавица! 🙂

У наших мам возможности были, конечно, чуть шире, чем у нас. Так, к примеру, в магазинах иногда встречалась отечественная косметика марки «Елена». У меня такие тени появились в конце 80-х и запомнились тем, что их наносить было куда удобнее прямо пальцем, нежели прилагающимся спонжем, который довольно быстро протирался или начинал крошиться.

Также у многих женщин имелись тени, упакованную в коробочку, по форме похожей на рыбку. Их делала московская фабрика «Рассвет» — основной производитель косметики того времени.

Однажды, прогуляв уроки, мы с подружкой поехали в Москву — просто побродить по улицам, поглазеть на витрины магазинов. Совершенно случайно набрели на скромный магазинчик под вывеской ВТО — Всесоюзное Театральное Общество. Это был просто кладезь, а не магазин! Там совершенно свободно продавалась театральная косметика и не было никаких очередей — что-то немыслимое для тех времен!

Мы с подружкой купили себе модные в то время голубые тени, какие-то блестки для век, а подруга еще решилась и на приобретение накладных ресниц 🙂 С тех пор тот магазин стал нашим любимым, хотя справедливости ради надо заметить. что на протяжении многих лет его ассортимент почти не менялся, а качество косметики было не особо высоким…

Вот такие тени мы долгое время покупали в том самом магазинчике ( у них довольно грубая фактура, но коже они смотрятся бледно и никаких кисточек к ним не полагалось)

А вот у мамы в косметичке были потрясающие польские тени, которые я просто обожала. Они были такие нежные, что напоминали пыльцу бабочки, на кожу ложились равномерно, держались по много часов и были довольно яркими, как будто даже немного мерцающими. Купить их было сложно — как только что-то подобное «выбрасывали» в московском магазине «Ванда», там сразу выстраивалась многокилометровая очередь…

На фото — сиреневые тени, а у мамы были нежно-голубого оттенка.

Еще одна мечта советских женщин — набор теней от той же польской фирмы. Эту заветную коробочку купить было еще сложнее, чем тени на фото выше:

Теперь о ресницах. Привычных нам сейчас тюбиков с удобной щеточкой, которая и расчешет, и удлинит, и придаст ресницам нужный изгиб, тогда еще не было, а были легендарные «плевательницы», которые успели облететь весь интернет и бесконечно
всем надоесть.

Но раз уж у нас тут такое небольшое погружение в тему макияжа глаз, обойтись без упоминания туши из сажи не получится. Да-да, она действительно, была сделана из сажи с добавлением мыла — именно поэтому краска так щипала и раздражала глаза, когда ее смывали или когда она текла под воздействием осадков.

Стоила такая всего лишь 40 копеек, а вот хватало ее надолго. Предполагалось, что перед использованием женщина смочит кисточку водой, разотрет краску и будет наносить ее на ресницы, но обычно все экономили время и просто слегка плевали на краску (в самом прямом смысле этого слова), тем самым увлажняя ее и делая пригодной к использованию.

Все остальные краски для бровей и ресниц «работали» по тому же типу — фасовались в пластмассовые или картонные коробочки, представляли собой брусок краски, похожей на гуталин и снабжались простенькой пластиковой кисточкой.

У моей мамы, к примеру, была такая коробочка:

Еще существовала такая же тушь, только под названием «Бархатная». Она в продаже встречалась реже, т.к. покупали ее более охотно — эта тушь, пока была свежей, конечно, увеличивала объем ресниц, облепляя их и делая визуально гуще.

Читайте также:  Татуаж бровей выбрать форму и цвет

Еще одно, довольно распространенное детище фабрики «Рассвет» — тушь «Пушинка»

Считалось, что такая форма кисточки, с заостренным кончиком, придумана специально для того, чтобы потом с его помощью разделять склеенные ресницы. Не знаю, насколько это соответствовало действительности, но у нас (да и у взрослых женщин тоже, кстати) в ходу был другой прием для разделения ресниц.

Сейчас даже подумать жутко, насколько легкомысленно мы относились к своему здоровью, но склеенные тушью ресницы мы разделяли кончиком швейной иголки! Вот сидишь так перед зеркалом и иголкой водишь в непосредственной близости от глазного яблока… А ведь зачастую это делалось где-нибудь на перемене, где случайно толкнуть под руку — как нечего делать…

И был еще один прием, который также угрожал здоровью глаз, но ожидаемый эффект способствовал тому, что все забывали о технике безопасности. На ресницы нужно было нанести один слой туши из «плевательницы», затем ресницы припудривались какой-нибудь дешевой рассыпчатой пудрой, а поверх пудры наносился еще один слой туши. Ну а дальше, как и в первом случае, нужно было вооружиться иголкой и разлеплять слипшиеся ресницы до тех пор, пока они не станут выглядеть, как пышная и густая метелка…

Ну и конечно же, нельзя не упомянуть о стрелках, которые в разные годы рисовали в соответствии с модой — то удлиняя глаза аж до виска, то придавая им миндалевидную форму, то форму кошачьего глаза.

Надо сказать, что специальные косметические карандаши для глаз, бровей и губ мало чем по мягкости грифеля отличались от обычных карандашей для рисования. Поэтому грифель сначала хорошенько смачивали языком, потом рисовали стрелку, ну и затем уже делали коррекцию ее формы, подтирая лишнее спичкой, обернутой ваткой.

Кстати говоря, обгорелая спичка, заточенная на конце, также использовалась для рисования стрелок — очень удобно, если под рукой нет карандаша 🙂 Тоже самое можно было сделать и с помощью карандаша «Стеклограф» — затачиваешь спичку, смачиваешь грифель языком и возишь спичкой по карандашу, набирая краску, а потом рисуешь стрелку…

Спасибо всем, кто разделил мои воспоминания о советском макияже и о тех временах, когда ради красоты приходилось что-то выдумывать, а порой и даже рисковать здоровьем 🙂

До следующих встреч в эфире! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новых материалов, заглядывайте в нашу тематическую группу Вконтакте.

Источник

фото — иллюстрация

Во все времена женщины хотят быть красивыми. Многие женщины используют декоративную косметику. Современным женщинам повезло. Сейчас в магазинах можно купить любую косметику и выглядеть потрясающе, не нанося вреда своей коже или волосам.

Советским женщинам надо было прикладывать намного больше усилий, чтобы быть красивыми. Чтобы нанести макияж во времена СССР, сначала надо было достать косметику, а потом постараться с её помощью подчеркнуть свою красоту. Но можно с уверенностью утверждать, что большинству советских женщин удавалось успешно справиться с этими задачами.

Те советские женщины, чья юность и молодость прошли в советский период, сами вспомнят, какой косметикой они пользовались, кто младше, может быть, видели её у бабушек и мам, а кто-то о советской косметике знает только по рассказам старших родственниц.

фото — иллюстрация

В СССР косметика, как и многие потребительские товары, была в дефиците. Тем не менее, многие советские женщины выглядели привлекательно и умудрялись как-то приобрести тушь, пудру, крем, тени для век, губную помаду и прочее.

Главными предприятиями косметической промышленности в СССР были московские фабрики «Свобода» и «Новая заря». Обе эти фабрики были открыты еще в царские времена в середине XIX века, а после революции и национализированы. Сначала, после революции женщинам было не до косметики. Но в 30-х годах руководством страны был провозглашен лозунг, что гигиена является неотъемлемым атрибутом быта культурного советского человека. Это, конечно, сказалось на расширении производства мыла, шампуней и прочее. Потом стали уделять внимание и декоративным продуктам.

В 1937 году был открыт Московский институт косметики и гигиены. Примерно в это же время начал свою деятельность «ТЭЖЭ» — трест эфирно-жировых эссенций. Интересно, что аббревиатуру «ТЭЖЭ» сами женщины расшифровывали, как «тело», или «тайны женщины». «ТЭЖЭ» выпускал мыло, духи, пудру, тушь, крем, помаду и прочую косметику. К слову сказать, выпускалась она в избытке и стоила недорого. Все это служило одной цели – приучить людей ухаживать за своим телом.

В 50-60-е годы было открыто еще несколько фабрик в крупных городах СССР – Ленинграде, Краснодаре, Симферополе, Харькове и прочих. Но в то время уже начался ощущаться дефицит декоративной косметики, который с годами постепенно усугублялся.

иллюстрация: советская пудра

В повседневной жизни женщины не слишком активно пользовались тональными основами и пудрой, но все же в их арсенале были некоторые продукты. Советскую пудру делали из талька, мела, белой глины, двуокиси титана и минеральных веществ. Первая пудра была только рассыпчатой и не вызывала аллергии. К рассыпчатой пудре не прилагалась пуховка, кисточка или спонж, поэтому наносить ее приходилось ватой. Самую дешевую пудру «Лебяжий пух» выпускали в картонных коробочках, похожих на зубной порошок. В 1958–1960 годах в СССР стали производить компактную и кремообразную пудру.

Читайте также:  Как долго держится краска для бровей после окрашивания

Самыми популярными торговыми марками пудры были «Балет», «Красная Москва», «Маска», «Кармен» и «Сирень». Я пользовалась рассыпчатой пудрой «Фиалка», «Камелия», «Маска».

иллюстрация: советская губная помада

Губная помада была одним из самых распространённых и любимых косметических средств в советское время. Помаду в СССР выпускали фабрики «Свобода», «Новая Заря», «Невская косметика» и «Северное сияние». Ассортимент цветов был не очень большой, но все они были насыщенными. А вот качество, вкус и аромат оставляли желать лучшего. Самой модной в советские времена особенно среди взрослых дам была губная помада красных оттенков. А мне с юности и по сей день, почему-то больше нравились помада розовых оттенков.

В 60-х годах можно было приобрести губную помаду кораллового, красного, морковного, вишневого, малинового и коричневого оттенков. А в 80-е появились и сиреневые, и фиолетовые и флуоресцентные помады. В этот же период стало модным сочетать коричневый контурный карандаш и розовый перламутровый тон.

фото — иллюстрация

Дешёвые кремы по уходу за кожей не радовали женщин разнообразием. Основным средством для ухода за кожей был крем «Детский», который появился в магазинах где-то в 50-х годах. Он отлично смягчал и увлажнял кожу лица, к тому же этот крем считался натуральным. Также выпускались другие крема на основе натуральных компонентов – «Облепиховый», «Ланолиновый», «Ромашка» и другие.

Очень популярными были питательные кремы в тюбиках: «Янтарь», «Ланолиновый», «Люкс» и «Сюрприз», а также увлажняющие: «Земляничный», «Спермацетовый», «Огуречный», «Аврора», «Красный мак» и «Березовый».

Ровный тон лица обеспечивал легендарный тех лет тональный крем ‘Балет’ от фабрики «Свобода». Он ложился на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Этот крем, кстати, несколько лет назад пережил второе рождение, и теперь на рынке представлен «Балет 2000».

иллюстрация: советская тушь для ресниц

Тушь для ресниц, в основном, выпускалась фабрикой „Невская косметика“, она представляла собой твердую массу, которую нужно было размачивать водой. По виду и консистенции эта тушь напоминала детские краски для рисования. Я думаю, все советские женщины, помнят «Тушь для бровей и ресниц Ленинград» за 40 коп. Это был твердый брусок угольно-черного цвета, помещенный в коробочку из картона и пластмассы. В комплекте шла щеточка из жесткого пластика с несколькими рядами щетинок. Без этой щеточки тушь нанести было невозможно.

фото — иллюстрация

Советский вазелин, который производили в Калуге и продавали за 5 копеек, занимал важное место в косметичке каждой женщины, особенно в зимнее время. Его использовали для смягчения обветренных участков кожи. Ещё он применялся в качестве гигиенического бальзама и прозрачного блеска для губ. Да и вообще, во времена тотального дефицита вазелин считался палочкой-выручалочкой на все случаи жизни: и при порезах и от трещин на пятках, и от «цыпок» на руках.

иллюстрация: советские румяна

В СССР не было большого выбора румян, многие женщины уже в то время догадались использовать в качестве румян губную помаду. Но кое-что из этого вида косметики в магазинах все же продавали. Это были жирные румяна, имеющие кремообразную консистенцию и насыщенные цвета – красный, розовый, сливовый. Часто женщины красили этими румянами губы, а также поступали наоборот – наносили на щеки помаду и растушевывали ее. Иногда вместо румян использовали розовые тени.

фото — иллюстрация

Советские женщины пользовались лаком для волос «Прелесть». В 60–70-х годах модными прическами у женщин были начёсы разнообразных форм и размеров. Начёс мог держаться по три дня благодаря этому «железобетонному» лаку для волос, но некоторые дамы носили его в сумочке, чтобы подправить в любой момент прическу.

иллюстрация: советский лак для ногтей

В советской косметике можно было найти и лак для ногтей, стоил он 40 копеек. Лаки для ногтей в СССР начала выпускать еще в 30-е годы фабрика «Северное сияние». Позже появились лаки Московской фабрики гримировальных товаров. Лак имел ограниченный набор оттенков. Он с большим трудом наносился, но, что еще хуже, быстро облезал с ногтей, поэтому его носили с собой для того, чтобы подкрашивать ногти.

иллюстрация: советская пудра «Красная Москва»

Как бы там ни было, но советские женщины были красивыми и уверенными в себе каждый день. В ходе нанесения косметики они придумали много интересных уловок, часть из которых используется современными стилистами.

Читайте также:  Брови растут вперед что делать

Косметическое объединение «Свобода» работает до сих пор. Наряду с инновациями, компания использует традиционные рецепты. Так что о советской косметике можно не только вспоминать, но и попробовать ее в новом варианте.

Источник

«Тайна Женщины» — так могли расшифровывать надпись «ТЭЖЭ» романтичные натуры, но на деле все было намного прозаичнее.

ТЭЖЭ — это Трест «Жиркость», который выпускал парфюмерную продукцию, а в 30-е годы, когда в стране решено было начать «движение за ликвидацию бескультурья в области личной гигиены», ТЭЖЭ по объемам производства обошел даже Францию и занял 3-е место в мире.

В то же время парфюмерное подразделение было передано фабрике «Новая заря», а производство туалетного мыла досталось фабрике «Свобода».

А тут на третьем этаже сияет вывеска —»Тэжэ»

№ 1 Тушь «Ленинградская» для бровей и ресниц

Легендарная тушь была единственным средством для придания бровям и ресницам желаемой густоты и пышности. Помните жесткую щеточку и палетку с черной густой пастой, в которую нужно было поплевать? Красить необходимо было быстро, пока слюни в палетке не засохли. Из-за этого или из-за качества туши ресницы иной раз слепались, превращаясь в кашу, их разделяли иголочкой или булавкой. Смыть тушь с первого раза было почти нереально, ну а если она попадала в глаза, то ужасно щипала. Объяснялось это тем, что в состав туши входило обычное мыло, а не какие-то страшные химические вещества. Ну а если прочитать состав туши «Ленинградская» 1947 года выпуска, его можно назвать вполне натуральным: мыло, стеарин, пчелиный воск, церезин, масло вазелиновое, сажа, отдушка.

№ 2 Пудра «Гвоздика», «Ландыш», «Сирень»

На протяжении многих лет пудра имела неизменный состав: тальк, окись цинка, двуокись титана, белая глина, мел и другие минеральные вещества. Но в отличие от туши для ресниц, выбор был больше. Одними из дешевых вариантов, так называемым масмаркетом были «Сирень», «Фиалка», «Гвоздика» и «Ландыш». В коробочках лежал душистый порошок, наносить который предполагалось обычной ватой, т.к. с пуховками и спонжами в то время было сложновато.

Только с 58-года парфюмерные фабрики СССР начали выпускать компактные пудры, а с начала 60-х крем-пудры.

№ 3 Тональный крем «Балет»

Густой и плотный по консистенции «Балет» был первым советским тональным кремом. Он надежно маскировал прыщики и темные круги под глазами, но лицо при этом становилось похоже на маску. Чтобы выйти из положения, женщины разводили тональный крем увлажняющим, и тогда «Балет» становился более податливым и легким.

№4 Духи «Красная Москва»

Духи «Красная Москва» по праву считаются одним из символов СССР, но придуманы они были еще до революции. В этом году «Красной Москве» исполнилось уже 106 лет. Цветочный шипр «Любимый букет императрицы» был создан парфюмером Августом Мишелем на фабрике Брокара в честь 300-летия Дома Романовых, специально для императрицы Александры Федоровны.

В 1924 году, уже работая на национализированной фабрике, получившей название «Новая Заря», парфюмер Август Мишель воссоздал композицию и выпустил ее под другим названием: «Красная Москва». Кстати, какое-то время духи, разбавленные чаем, можно было купить и на городских рынках. «Красная Москва» была очень популярна у поколения, которое было молодым до 1970-х годов, но потом духи морально устарели.

№ 5 Лак для волос «Прелесть»

Сейчас такой лак можно было бы отнести к средствам супер сильной фиксации, но по сравнению с сахарным сиропом и пивом, которое использовали для создания укладок, «Прелесть» была настоящим сокровищем. Волосы она склеивала намертво и сразу дня на три. Прическа в итоге больше напоминала парик, зато стойко держалась. Не удивительно, что за «Прелестью» стояли огромные очереди и средство моментально раскупалось.

№ 6 Вазелин

Помните такие круглые баночки с вазелином? Они были просто необходимы в зимнее время, ведь гигиеническая помада появилась не сразу. Вазелин был бесцветным, не имел запаха, зато придавал губам блеск, так что использовали его после помады, слегка смазав накрашенные губы.

Вазелином также разводили сухие тени или смазывали ресницы, чтобы средства косметики лучше держались.

№ 7 Помада

У советских красавиц не было особого разнообразия и при выборе оттенка помады. Все они были матовыми, плохо ложились и еще хуже стирались, а из оттенков можно было выбрать ярко-розовый, морковный и коричневый. Особым шиком была помада «Дзинтарс 21″ кирпичного оттенка, Pupa, которую, правда, делали не в Италии, а в Польше, и розовая помада Christian Dior в синем граненом футляре — предел мечтаний. Само собой разумеется, что помаду использовали до последней крошки, поэтому в косметичках советских модниц легко можно было встретить помаду со спичкой внутри, которой доставали до самого донышка.

№ 8 Хна и Басма

Осветлялись в советские времена перекисью водорода, пижмой или отваром ромашки, ну а красились и закрашивали седину двумя красками: хной и басмой. Оттенок после хны был огненно — рыжым, а после басмы — черным и не смывался. Красились старой зубной щеточкой, разведя краску в горячей воде.

№ 9 Magie Noire, Climat и Opium

В конце 60-х и 70-е годы духи Climat от Lancome стали самым желанным подарком для женщины. Ходили легенды, что именно этими духами пользуются французские проститутки, Позднее появились роскошные имагические «Мажи Нуар» в виде декольте в обрамлении черного платья, и Opium от Yves Saint Laurent, за которыми сначала охотились в магазинах, а затем доставали только по торжественным поводам.

№ 10 Тени

В позднем СССР яркие тени — голубые, синие, фиолетовые, зеленые, розовые — были обязательны. Тени наносили не только на сами веки, но и на все пространство между бровями и глазами. Крутым считалось использование нескольких цветов: например, у наружного края века использовать голубые тени, дальше изумрудные, дальше темно-синие, а пространство под бровью сделать фиолетовым.

Читайте также: «Только с перламутровыми пуговицами»: мода и стиль советского кино

Источник