Макияж женщины в древнем египте
В этом журнале нашла интересную и лаконичную статью об искусстве красоты в Древнем Египте. Решила поделиться. Копирую как есть.
Есть глаза, на которые приятно смотреть,
Есть глаза, которые соблазняют,
Есть глаза, которым ты должен подчиниться.
Красота глаз, а также магия взгляда и умение повелевать глазами воспевались поэтами, писателями и историками всех эпох. Макияж глаз — это не только оружие женщин нашего времени, это тайная сила, которой с успехом и виртуозностью пользовались правители еще во времена великих фараонов Древнего Египта.
Может быть именно поэтому глаза египетских женщин всегда считались и до сегодняшнего дня остаются самыми прекрасными глазами в мире, глазами, о которых один поэт сказал: «они излучали темноту и бархат ночи и блеск солнечного рассвета».
Секреты «фараоновских» глаз до сих пор не разгаданы современными визажистами и косметологами, и остаются одной из самых прекрасных загадок прошлого.
В Древнем Египте символ ока присутствует во многих легендах. Ему поклонялись, с его помощью пытались защититься от зла, его обожествляли. К примеру, в легенде об истреблении богом Ра непокорного человечества око было персонифицировано в божество с именем Сехмет, которое карало людей за грехи.
Мы можем найти изображение глаз на саркофагах, что не только являлось оберегом, но и символизировало, что усопший и после смерти будет видеть все, что происходит в мире живых. Глаза в Древнем Египте изображались на различных магических рисунках и на священных ладьях. Фараоны любили украшать себя цепями с подвесками в форме глаза.
Во времена фараонов глаза олицетворяли не только красоту, здоровье, но и силу и неизбежность кары за прегрешения.
Исследование химического состава древнеегипетской декоративной косметики выявило наличие в ней искусственно произведенных химических веществ. Это означает, что египтяне уже четыре тысячи лет назад достигли в «косметической промышленности» невероятного успеха. Они могли также изменять состав косметики в зависимости от необходимости получить ту или иную консистенцию препарата, разные виды косметических средств и их составов.
Удивительно, но макияж глаз в Древнем Египте не наносил никакого вреда здоровью, в отличие от современных косметических средств, которые вызывают аллергические реакции, способствуют старению кожи, а иногда негативно сказываются и на зрении женщин.
Глаза древнеегипетских красавиц блестели здоровьем, а красавицы наших дней, зачастую, к сожалению, вынуждены медикаментозными средствами корректировать красные «уставшие» глаза, в полной мере ощутившие на себе негативный эффект воздействия компонентов, входящих в современные тени, туши и подводки.
К слову, именно женщины Древнего Египта ввели моду на макияж и различные средства красоты, дошедшие до наших дней. К примеру, мы обязаны нашим древнеегипетским предшественницам такой простой и привычной на первый взгляд вещью, как дамское зеркало. Фараоны первыми начали использовать зеркала, сделанные из чистой бронзы и обрамленные в слоновую кость. Такие зеркала изготавливались в форме солнечного диска, что должно было умножить красоту и здоровье их обладательниц.
Со временем зеркала стали делать из золота и серебра и придавать им форму богинь красоты и любви Исиды и Хатхор, чтобы женщина, любовавшаяся на себя в такое зеркало, получила вечную красоту и защиту от зависти.
В Древнем Египте впервые стали использовать сурьму для макияжа бровей, ресниц и век. Первую сурьму получали из голубого пепла, привезенного из шахт Синая.
Удивительно, но древние принципы производства косметики для бровей и ресниц сохранились до сих пор и применяются в современной косметической промышленности.
Кроме того, древние египтянки впервые открыли секрет достижения гармонии лица через разные способы нанесения макияжа. Эти законы коррекции внешности и достижения красоты живы и актуальны и в наши дни.
Египтяне считали, что гармоничная внешность приносит удачу и достаток. Чтобы привлечь внимание Хатхор к своим детям, они часто давали им имена, производные от древнеегипетского слова «нефер» — красота. Так, например, имя прекрасной Нефертити, вошедшей в историю как супруга фараона-реформатора Эхнатона, означает «прекрасная пришла». Ее образ стал эталоном женского совершенства. Благодаря множеству сохранившихся фресок и папирусов до нас дошли основные рецепты красоты по-древнеегипетски.
ДЕКОРАТИВНАЯ КОСМЕТИКА
Как известно, в Древнем Египте самым излюбленным способом похорошеть было подведение глаз зеленой (из малахита) и черной со свинцовым блеском (из галенита) тушью. Измельченные минералы смешивались с водой, камедью, иногда с ароматическими веществами. Все это хранилось в изящных ониксовых или стеклянных сосудах вместе с палочкой для подводки, это вполне можно считать прообразом современной жидкой туши для глаз. Важно отметить, что подведение век имело эстетическое, медицинское и ритуальное значение. Как определили современные ученые, эта мера в условиях засушливого и пыльного климата страны спасала египтян от глазных инфекций и охраняла кожу вокруг глаз от преждевременного увядания. В магических обрядах особое значение приобретало декорирование зеленой тушью — этот цвет символизировал плодородие, возрождение, бессмертие и саму жизнь. Порошкообразная пудра из малахита и галенита позднее стала популярна в качестве теней для век. Древних египтян можно считать изобретателями румян и помады для губ. Бессменным сырьем для них служила красная охра (окись железа), смешиваемая с жиром.
ПРИЧЕСКИ
Важнейшим показателем социального статуса в Древнем Египте были прически. Особой популярностью у местного населения пользовались парики. Простолюдины носили тяжелые изделия из шерсти, а представители знати — сложные конструкции из натуральных волос, подстриженных в 3 уровня. Как правило, пряди украшали и закрепляли бусинами из золота, полудрагоценных камней (сердолика, агата) и длинными шпильками. За париками тщательно ухаживали с помощью гребня из слоновой кости и дерева.
Древние египтяне виртуозно владели искусством создания сложных причесок со множеством мелких косичек (считается, что эта мода пришла в Египет из Малой Азии). Египетские модницы применяли завивку, что особенно наглядно видно на примере так называемого женского хаторического парика как у богини Хатхор (спускающиеся на грудь 2 крупные пряди волос с завитыми концами), и красили волосы в синий цвет (цвет богов). Часто использовались конусы, наполненные ароматной помадой из душистого животного жира, который плавился на солнце и, благоухая, стекал по волосам. Бритые головы являлись привилегией жреческой касты. Детей (независимо от пола) также стригли наголо, оставляя на макушке «младенческий локон».
АТРИБУТЫ КРАСОТЫ
Лучшим свидетельством того, что древние египтяне уделяли своей внешности много внимания, является большое количество разновидностей баночек, сосудов для хранения косметики, красок, духов и всевозможных притираний, туалетных лопаточек и ложечек, гребней, заколок и шпилек, бритвенных лезвий и зеркал, часто украшенных символами богини красоты Хатхор. Для хранения этого дамского инструментария изготавливались специальные ларцы — непременные участники интерьера знатной египтянки.
ЧИСТОТА — ЗАЛОГ КРАСОТЫ
По свидетельствам историков, древние египтяне отличались исключительной чистоплотностью. Так, все сословия, как зажиточные, так и небогатые, пользовались специализированной жидкостью для мытья рук «нечерет» — растворенной в воде ископаемой содой и натроном. На ее основе была также создана и специализированная санирующая паста для мытья тела. Упоминается и ароматизированное полоскание для полости рта «бед». Многочисленные источники свидетельствуют о том, что еще 4000 лет тому назад египтяне принимали душ и практиковали массаж. Также они проводили процедуры депиляции и были искусны в бритье, которое осуществляли странствующие по селениям брадобреи.
АРОМАТЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Следует отметить, что именно древние египтяне опередили многие нации в производстве духов и благовоний, сделав их объектом стабильного экспорта. Еще Диоскорид отмечал их искусство в изготовлении масел, особенно из лилий. Многочисленные цветочные духи производились путем отжима из лепестков или возгонки из плодов и коры растений. Особой любовью среди египтян пользовались лотос, корица, кардамон, ирис, миндаль, сандал, мирра. Вытяжка из желез пустынной антилопы с необычайно стойким ароматом и по сей день является незаменимым элементом дорогой французской косметики и экспортной статьей современного Египта. Римский писатель Плиний в своей «Естественной истории» упомянул о том, что древнеегипетское средство красоты — «притирание из Мендеса» — пользовалось большим успехом у граждан Римской империи. Кроме широко известной «молочно-медовой ванны» царицы Клеопатры до нас дошел еще один косметический рецепт с красноречивым названием «Как превратить старика в молодого человека». Это детальное описание изготовления теста из метелок сочевичника. Из них выпаривалась вода, далее надо было собрать капли выделяющегося масла, которое путем последующих нагреваний превращалось в чудодейственное многопрофильное средство, омолаживающее кожу, разглаживающее морщины, изгоняющее пигментные пятна и стимулирующее рост волос.
РЕЦЕПТЫ КРАСОТЫ
И сегодня щедрая земля Египта может предложить нам огромное количество великолепных масел и вытяжек растительного и животного происхождения, имеющих вековую историю. Любой восточный базар в этой стране поражает разнообразием этих чудодейственных средств, которые можно использовать как в косметических, так и в лечебных целях.
Так, например, масло лотоса придаст силу, вселит энергию. Аромат жасмина успокоит и подарит чувство уверенности в себе, ощущение внутреннего равновесия. Масло дикого апельсина, добавляемое в маски для лица, придает коже свежий вид, тонизируя ее. Оно же незаменимо и в борьбе с целлюлитом — его необходимо втирать в проблемные зоны, смешав в равных долях с маслом сандала. Последнее обладает увлажняющим, разогревающим, смягчающим действием. Сандаловое масло отлично укрепляет ногти при втирании его в ткани корневой лунки и способствует росту волос (1–2 капли его добавляют в шампунь). Кунжутное предотвращает старение кожи, защищает от солнечных лучей, предупреждает пересушивание, обладает заживляющим эффектом. Для отбеливания лица надо добавить 1–2 капли этого средства в ночной крем. Масло с экзотическим названием харуа великолепно укрепляет волосяные луковицы, устраняет появление перхоти и сухости, для этого его надо втирать в кожу головы. Для лечения жирных волос современные египтянки давно облюбовали масло гар-гир. Великолепными средствами эротической парфюмерии можно назвать мускус и королевскую амбру.
ПРАКТИКА
Лечение юношеских угрей
2–3 капли масла алоэ добавить в стакан воды. Протирать лицо этим средством утром и вечером.
Средство от морщин
Смешать 1 столовую ложку алоэ с 2 столовыми ложками меда. Наносить маску вечером на очищенную кожу.
Для роста волос
Для изготовления маски следует взять 1 чайную ложку масла алоэ, 1 столовую ложку меда и 1 столовую ложку репейного масла — втереть в кожу за 30 минут до мытья головы.
Подтяжка кожи
1 часть сандала, 2 части молока смешиваются и помещаются на 30 минут в холодильник. После чего маска наносится на лицо на 15 минут.
https://margarita-zu.livejournal.com/3189.html
https://www.womenmagazine.ru/s.php/99983347.htm
иллюстрации Фаттах Галла
Источник
Тайны древних египтян огромны, но их уловки красоты не секрет. Макияж может показаться современным феноменом, который перерос в триллион долларов, но косметика была не менее важна для повседневной жизни в древнем мире. С самой ранней эры египетской империи (около 6000 г. до н.э.) мужчины и женщины из всех социальных слоев свободно применяли подводку для глаз, тени для век, помаду и румяна.
Образ египетской цивилизации во многом связан с тем, как мы воспринимаем ее двух самых известных цариц: Клеопатру и Нефертити.
В 1963 году Элизабет Тейлор определила шикарный египетский образ, когда она изобразила Клеопатру в одноименном эпосе. В 2017 году, Рианна усовершенствовала ее , когда она платила дань Нефертити на обложке из Vogue Аравии. На изображении обе иконы красоты имели насыщенные голубые тени для век и толстую темную подводку для глаз.
Фрагмент картины из гробницы Нахта, изображающей трех дам на празднике. Они носят ароматные шишки в своих волосах и сложные ожерелья. Египет, 18 династия, ок. 1421–1413 гг. до н.э. 52, Западные Фивы. (Фото Вернера Формана / Universal Images Group / Getty Images).
И все же древние египтяне наносили макияж не только, чтобы улучшить свою внешность — косметика также имела практическое применение, ритуальные функции или символические значения. Тем не менее, они серьезно относились к своим процедурам красоты: иероглифический термин для визажиста происходит от корня «sesh», что переводится как «писать или гравировать», предполагая, что для нанесения подводки для глаз или губной помады требовалось много навыков.
Самые изысканные ритуалы красоты проводились в туалетах состоятельных египетских женщин. Типичный режим для такой женщины, жившей во времена Среднего царства (около 2030–1650 гг. до н.э.), действительно был превосходным.
Перед нанесением макияжа женщина сначала подготавливала свою кожу. Она могла нежиться в молочной ванне; молочно-медовые маски были очень популярны. Она могла наносить ладанные шарики на подмышечные области в качестве дезодоранта и масла с добавлением цветов или специй, чтобы смягчить ее кожу. Египтяне также изобрели естественный метод нанесения смеси меда и сахара. «Sugaring», как его называют сегодня, был восстановлен косметическими компаниями как менее болезненная альтернатива горячему воску.
Косметическая ложка в форме плавающей женщины, держащей блюдо , ок. 1390–1352 гг. до н.э. Музей Метрополитен
После всего этого прислужница приносила много ингредиентов и инструментов, необходимых для создания и нанесения макияжа. Эти приспособления сами были предметами искусства, которые передавали социальный статус.
В банках из кальцита держали косметические средства и духи; контейнеры для глазной краски и масел были изготовлены из дорогих материалов, таких как стекло, золото или полудрагоценные камни; а палитры из алеврита, используемые для измельчения материалов для теней для век были вырезаны так, чтобы напоминать животных, богинь или молодых женщин.
Служанка создавала тени для век, смешивая порошкообразный малахит с животным жиром или растительными маслами. Пока дама сидела в своем туалете перед полированным «бронзовым» зеркалом, служанка использовала длинную палку из слоновой кости — возможно, с вырезанным изображением богини Хатор — чтобы натереть насыщенный зеленый пигмент. Точно так же, как женщины делают сегодня, тени для век сопровождались толстой линией вокруг глаз.
Расчески с резными животными, ок. 3900–3500 гг. до н.э. Предоставлено Музеем Метрополитен.
Эта часть рутины имела практические цели помимо украшения владельца. Подводка для глаз использовалась обоими полами и всеми социальными классами, чтобы защитить глаза от яркого света пустынного солнца.
Кроме того, токсичный минерал на основе свинца, из которого он был изготовлен, обладал антибактериальными свойствами.
Последними штрихами к макияжу этой леди, конечно же, была красная помада — классический вид даже сегодня. Чтобы сделать краску, охра обычно смешивалась с животным жиром или растительным маслом, хотя Клеопатра, как было известно, использовала жуков для ее прекрасного оттенка красного. Эти высокотоксичные смеси, часто смешанные с красителями, извлеченными из йода и бромного маннита, могли привести к серьезному заболеванию, а иногда и к смерти — возможно, из-за этого и появилось выражение «поцелуй смерти».
Пинцет-бритва, ок. 1560–1479 гг. до н.э. Предоставлено Музеем искусств Метрополитен.
После смерти, личность также имела решающее значение для египетской идентичности. Места захоронений, обнаруженные с самого начала истории общества, в преднастические времена, показывают, что египтяне обычно оставляли в могилах предметы повседневного обихода, такие как расчески, ароматические мази, украшения и косметику (многие были найдены с макияжем, все еще находящимся в них).
Мы могли бы тесно связать египтян с их драматической красотой во многом из-за их плодотворного использования на мумиях и масках смерти. Вместо того, чтобы изображать реальные черты своих подданных, маски и деревянные гробы изображают идеализированных юношей с гладкой кожей и глазами в кольцевой оправе.
Фактически, сама мумификация происходила из ежедневных ритуалов гигиены, которые египтяне выполняли при жизни. Средства для смягчения кожи приобретали религиозное значение, когда они использовались для помазания тела, и даже иногда применялась косметика.
Уникальная египетская эстетика — от архитектуры до искусства и макияжа — захватила современное воображение своей элегантностью, экзотикой и стилем. Тем не менее, влияние древнего царства на наши идеалы красоты более непосредственно через их изобретения, вплоть до подводки для глаз и губной помады, которые мы все еще любим носить.
Источник
Искусство визажа было актуально во все времена и в любой цивилизации. Каждый год лучшие мастера визажисты соревнуются в техниках макияжа. Каждый сезон делается определённый цветовой акцент в визаже, который становится трендом, в большей или меньшей степени выделяется та или иная часть лица. Например, на сегодняшний день, большое внимание уделяется бровям. Поэтому процедуры у мастеров бровистов очень актуальны. А как же красились люди древнего Египта и было ли нечто особенное в их макияже? То, что искусство макияжа в древнем Египте существовало-это неоспоримый факт. Косметика появилась 5000 лет назад и египтян, по истине, можно назвать основоположниками искусства макияжа. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Это емкости с красителями различной формы, флакончики для хранения масел и кремов, зеркала, кисточки, мешочки с цветными порошками. Данные принадлежности были найдены как в женских захоронениях, так и в мужских. Это позволило сделать окончательный вывод, что красились не только женщины, но даже мужчины и дети. Впоследствии это было подтверждено иллюстрациями на папирусах, где так же было видно как украшали свое лицо не только знатные и богатые египтяне, но и простой народ. Важно отметить, что макияж в Древнем Египте не всегда нёс декоративно-украшательную функцию. Иногда «раскрас» использовался для отпугивания злых сил. В это верили и фараоны, поэтому никого не удивляют их изображения с чётко подведенными глазами и бровями идеальной формы на саркофагах.
Подводка для глаз являлась главным косметическим средством. Ее получали из натурального камня чёрного цвета, путем перетирания до порошкообразного состояния и смешивания с различными маслами. Так же была популярна зеленая подводка. Брови и ресницы подчеркивали сурьмой, а из свинца, малахита и меди делали тени, которые египтяне обильно наносили на веки.
Нередко для получения насыщенного чёрного цвета использовали сажу.
Поначалу, косметику наносили пальцами, но с развитием цивилизации изобрели такие инструменты как кисточки. Наравне с подводками и тенями использовались помады , краски для волос и ногтей , различные масла для кожи.
Главной красавицей раннего Древнего Египта считается царица Нефертити. На примере её изображения можно увидеть как обводился контур глаз и рисовались удлиненные стрелки, выделялись брови. Глаза казались большими и очень яркими. Это придавало взгляду драматичности и не позволяло злым духам проникнуть в тело через взгляд и захватывать душу.
Кожа оттенялась при помощи хны, которой также красили ногти и волосы. Тело смазывалось маслами, которые получали из многообразных растений .
Не всегда способы создания косметических средств в древнем Египте были полезны .
Например, в качестве помады использовали смесь на основе животного жира с добавлением пчелиного воска, красного пигмента или красной глины. Очень часто губы просто-напросто распухали из-за аллергии на воск.
Но известно и то, что косметика помогала в повседневной жизни. Например тени для век из свинца отпугивали различных насекомых, которых в жарком климате Египта было множество.
В наши дни за основу арабского макияжа взят именно макияж древнего Египта. Видя ярко чёрные подведенные глаза в арабском макияже, сразу вспоминается образ Клеопатры. Эта царица очень любила косметику, не боялась пробовать новые масла и ароматы на своей коже и даже написала трактат о косметических средствах. Клеопатра, как истинная женщина , уделяла своему лицу и телу особое внимание и не зря считалась самой красивой и желанной царицей Египта.
Яркий образ египтянина дополнялся многочисленными аксессуарами. Украшения занимали особое место в арсенале любого жителя древнего Египта. Даже у бедняков были браслеты, не говоря о знати. Царицы и фараоны украшали себя камнями и золотом с ног до головы, а большое количество браслетов и тик ( украшение на голову) было найдено археологами.
Считалось, что и косметика и украшения обязательно пригодятся в загробной жизни.
Как и много веков назад, сегодня женщины любят не только краситься, но и дополнять свой образ украшениями. Конечно мода Египта давно позади и сегодня женщины склонны к более нюдовому макияжу, отдавая предпочтение естесвенности и натуральности. Несмотря на огромное число косметических марок и обилие продуктов,необходимо помнить, что искусство макияжа не является соревнованием : у кого косметичка больше. Это умение подбирать правильные средства, подходящие именно вашей коже, подчеркивать естественную красоту, лишь корректируя маленькие недостатки, а ни в коем случае не рисуя себе абсолютно другое «новое» лицо.
Автор: выпускница Школы VIRGINIA VERC ,
визажист-стилист Татьяна Муркалова-Денисова
Источник