Он сидел за самоваром с насупленными серыми бровями

Предложения с обособленными членами

Упражнение 69. Спишите, поставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные определения. Укажите условия обособления определений (1. Является распространенными и стоит после определяемого существительного; 2. Относится к личному местоимению: 3. Оторвано от определяемого слова; 4. Находится в препозиции и имеет обстоятельственное значение; 5. Относится к отсутствующему члену предложения). 

I. 1.  Загнанный в угол и почувствовавший себя преданным друзьями Ядлин был уже готов на все. 2.  Но главная причина, заставляющая нас бороться за Ливонию, состоит в том, что отвергнутая нами, эта славная страна перейдет к опасному соседу. 3.  Окрыленный неожиданной удачей наутро я отправился по указанным адресам. 4. Мы были в пути слишком долго: больше двух часов. Измученные подъехали к штабу полка. 5.  Утки носились над озером, но еще не напуганные всерьез  садились на воду близ охотничьих шалашей. 6.   В воде отражались похожие на старые шпалеры травянистые берега, и свет солнца скрытого тучами уже не проникал сквозь густые заросли. 7. Очарованный прелестью ночи и сверкавшим мириадами звезд небосклоном и красавицей луной и тихо рокочущим океаном  молодой матрос привыкший с детства к общению с природой  весь отдался ее созерцанию и проникнутый чувством восторженного умиления и в то же время подавленный ее величием он не находил слов и что-то хорошее и вместе с тем жуткое наполняло его душу  чуткую, потрясенную. 8.  Адмирал улыбнулся, когда один из акванавтов уже одетый для погружения  отдал ему честь. 9. Избитый,  едва доплелся домой.  

II. За век свой он (листвень) наронял так много хвои и шишек, что земля вокруг поднялась легким прогибающимся под ногой курганом, из которого и выносился могучий неохватный одними руками ствол. О него терлись коровы, бились ветры, деревенские парни приходили с тозовкой и стреляли  сшибая наросты серы, которой потом одаривали девок,— и кора со временем сползла, листвень оголился и не способен был больше распускать по веснам зеленую хвою. Слабые и тонкие  дальние, в пятом-шестом колене, сучки отваливались и опадали. Но то что оставалось становилось, казалось, еще крепче и надежней, приваривалось навеки. Ствол выбелился и закостенел, его мощное разлапистое основание показывающее бугры корней вызванивало одну твердь, без всякого намека на трухлявость и пустоту.  Со стороны обращенной к низовьям  как бы со спины листвень издавна имел широкое чуть втиснутое внутрь дуплистое корявое углубление — и только, все остальное казалось цельным и литым.

А неподалеку метрах в двадцати ближе к Ангаре стояла береза все еще зеленеющая дающая листву, но уже старая и смертная. Лишь она решилась когда-то подняться рядом с грозным «царским лиственем». (В. Распутин «Прощание с Матерой»)

 Упражнение 70. Найдите   вариант, где обособляются выделенные слова.

1. Тайга стояла безмолвная и полная тайны.

2. Тянутся мысли неторопливые дремотные.

3. Возвращался он домой промокший печальный.

4. Она слыла девушкой гордой и неприступной.

5. Сильный ветер холодный и резкий подул с моря.

Упражнение 71. Найдите варианты с пунктуационной ошибкой.

1)  Он сидел за самоваром с насупленными серыми бровями, большой и сильный, и заваривал чай. 2) Миниатюрная, статная, с белокурой короной волос, она сразу понравилась ему. 3)  Черные, потные, с изнуренными лицами, с воспаленными от угольной пыли глазами, грузчики производили особенно гнетущее впечатление. 4)  Высокий, костистый, с загорелым лицом, старик «тянул» лет на семьдесят, не больше. 5)  Я вижу, как она, бледная, с раскрытым от ужаса ртом, садится в санки и закрывает глаза. 6) Третий пассажир был некий майор, с гладко выбритой головой, квадратно рыжей бородкой и в пенсне из прямоугольных стеклышек. 7) Он видел перед собою господина лобастого, глазастого, губастого, бородастого, с широкою шеей, с косвенным, вниз устремленным взглядом.    

Упражнение 72. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные определения и объясните причину обособления. 

1)  Красный от чувства неловкости которое он испытывал всякий раз когда его хвалили Григорий встал и растерянный вышел. 2)  С треском и скрежетом раздиралось дощатое днище галеры по-видимому наскочившей на камни и охлестанная волнами она все глубже оседала в воду. 3)  Он сидел погруженный в радостное умиление и очарованный не мог пошевелиться. 4)  Она расспросила врача и печальная похудевшая едва сдерживая слезы пошла бродить по кривым улицам  по грязи  засыпанной лимонными листьями  а под вечер обессилевшая пришла на вокзал к московскому поезду. 5)  Глаза были зелеными как вода в темных прудах скрывающихся в глубине леса и чистыми как ручейки искрящиеся и сверкающие в лучах солнца проникающего сквозь ветви деревьев.  6)   Распухавшая нога затрудняла передвижение и принужденный к бездействию Карл упустил минуты переправы русских через Ворсклу. 7)  И блуждают тени смутные по пространству неоглядному  и непрочные минутные что-то шепчут ветру жадному. 8)  Отсветы сада мягко зеленели на потолке и странно живые когда все застыло в знойном покое  легко колыхались на окнах гардины.  

Упражнение 73. Спишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Найдите приложения и объясните причину их обособления или необособления.

I. 1. Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень  рыжая  кобыла  чешет гриву. Над  речным покровом  берегов Слышен синий лязг ее подков. Схимник ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. (Е.) 2. Зашумели над затонами тростники. Плачет девушка царевна у реки.  3. Эх, гармошка смерть-отрава, знать с того под этот вой Не одна лихая слава Пропадала трын-травой. (Е.) 4. Видно, так заведено навеки – К тридцати годам перебесясь Все сильней прожженные калеки С жизнью мы удерживаем связь. (Е.) 5. – Понимаете, светила луна королева ландшафта. (Ильф и Петров) 6. Граждане города Чикаго важно наблюдали за починкой автомобиля. (Ильф и Петров)

П. 1. В лесах бродит хищник волк. 2.  Красавица природа, сколько в тебе обаяния! 3. Чижа захлопнула злодейка западня. 4.  Ночевала тучка золотая на груди утеса великана. 5.В галерею гоголевских образов входят также и «человек кулак» Собакевич, и «делец приобретатель» Чичиков. 6.  Жил в хижине бедняк сапожник. 7.  Старуха процентщица стояла перед ним молча. 8. Неподалеку от вяза стоял седобородый пастух старик. 9. Что-то библейское было в этом старике пастухе. 10. Расступись, о старец море, дай приют моей волне.

Ш. 1. Но пассажиры сосредоточенно читали газеты или глядя в запыленные окна просматривали в уме свою жизнь. 2. У зверей  в отличие от птиц  обоняние  или чутье  развито очень сильно. 3. Вероятно  это были далекие дубы или же хижины с крышами из пальмовых ветвей  возвышающиеся на сваях среди зарослей. 4. Вопросы воздушной навигации или как сейчас говорят самолетовождения  он  летчик  знал ничуть не хуже штурмана. 5. Большие кувшинки расстилали по воде свои листья вперемежку с листьями водяного ореха  растения, почти вымершего на земле, а здесь существовавшего в изобилии. 6. Так он просидел с добрую четверть часа  и как бы очнувшись поднялся и пошел  по пути сорвав горький лопух,  которым на ходу натер порыжевшие сапоги, средство нередко практикуемое деревенскими щеголями для придания сапогам черноты и блеска. 7. Он медленно прохаживался по большой гостиной, где на стенах торчали оленьи рога набитые на черные лакированные дощечки хвастливые трофеи барской охоты.

Упражнение 74. Спишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства и объясните причину обособления.

Читайте также:  Где сделать форму для бровей

I. 1. И сердце остыть не готовясь И грустно другую любя Как будто любимую повесть С другой вспоминает тебя. 2. Но всегда ища себе родную И томясь в неласковом плену Я тебя нисколько не ревную, Я тебя нисколько не кляну. 3. А там за взгорьем смолым Иду тропу тая Кудрявый и веселый Такой разбойник я.  4. Есть светлая радость под сенью кустов Поплакать о прошлом родных берегов И первую проседь лаская на лбу С приятною болью пенять на судьбу.  5. У побережья зеленого Наклонив головки нежные Перешептывались лилии С ручейками тихозвонными.  6. Может быть склоняяся к нему Про меня она совсем забыла И вперившись в призрачную тьму Складки губ и рта переменила.  7. Дуга раскалываясь пляшет То ныряя то пропав Не заворожит не обмашет Твой разукрашенный рукав.  8. Я снова здесь в семье родной Мой край, задумчивый и нежный.  9. Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась хорошо живется на Руси. (Из стихотворений С. Есенина)

П. 1. Спросила она меня об этом недружелюбно и не прекращая своего однообразного движения. 2. Райский не шевелясь и никем не замечаемый с удивлением смотрел на всю эту сцену. 3. Он шел вперед очертя голову и видел только одни ласковые глаза. 4. Спустя немного времени он успокоился и снова погрузился в свои думы. 5. Солнце пряталось за облаками, деревья и воздух хмурились, как перед дождем, но несмотря на это  было жарко и душно. 6. Благодаря исключительности своего положения Хорь говорил со мной о многом. 7. Я помню, как спускался по ступеням крыльца держась за холодные и заиндевелые перила и очутившись уже на дорожке  прошел  упираясь ладонью в бревенчатую стену избы  еще несколько шагов. 8. Пес стал на задние лапы сверкая белым пушистым брюхом и задыхаясь и хрипя от перехватившего горло ошейника глухо зарычал. 9. Вера Юрьевна тоже чувствовала беспокойство несмотря на радость, которую приносил ей сын10. Он отрицательно качал головой, и недоверчиво заявляя что это не так уходил недовольный и мрачный. 11.  А сейчас он представил, какая тоскливая жизнь ожидает его дома и тяжело вздохнув встал в длинную очередь. 12. Иван Ильич не спеша сошел вниз. 13. Он болезненно переживал это и несмотря на высокое и почетное какое занимал теперь положение свое в глубине души считал себя обойденным. 14.  Кирилла Петрович сам подпевал, молился не смотря ни направо, ни налево  и с гордым смирением поклонился в землю.

Упражнение 75. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные дополнения и объясните причину обособления.

1. Кроме чаек в море никого не было. 2. Все барышни и даже дамы исключая самых старых встали.  3. Все это очень понравилось мне за исключением некоторых деталей. 4. Кроме детей в этот момент к нам подбежали женщины. 5. Кроме письма он получил телеграмму. 6. Кроме того, я должен передать Вам привет от отца. 7. Никто  исключая камердинера не видел его ненапудренным. 8. Вместо ответа на какой-то запрос Зурин захрипел и присвистнул. 9. Вместо шапки на ходу  он надел сковороду. 10. Катя поехала в Москву вместо меня. 11. Многие из бойцов  помимо своей винтовки были вооружены автоматами. 12. Все  кроме деда высыпались из кухни.  13. Всю войну во всей ее огромности нельзя было даже вообразить до конца. (Сим.) 14. И вот, когда для всех в том числе и для команды миноносцев стало ясно, что участь города решена на дредноуте «Воля» созвали митинг всего флота. (Пауст.) 15. За неимением комнаты для проезжающих на станции, нам отвели ночлег в дымной сакле. (Л.) 16. Вместо подсолнухов приманивающих солнце в маленькие окошки хат торчат одни гнилые стебли. (А. Н. Т) 17. Мы сидели в темноте почти без воды и света. (Пауст.) 

Упражнение 76. Спишите предложения, поставьте недостающие знаки препинания. Найдите обособленные уточняющие, присоединительные и пояснительные члены предложения.  

1.  Да  она сейчас стояла и ждала своего часа а они наступали там  в крови и дыму. (Сим.) 2.. И неудивительно дело хлопотливое тем более ночью. (Сим.) 3. Обе стороны пустили в ход весь запас доказательств  вплоть до насмешек друг над другом и легкой перебранки. (Пауст.) 4. Из окраинных домишек выбегали жены и матери, совали в руки узелки с едой, и много женщин шло за нестройно шагающими отрядами до вокзала, и многие провожали дальше до самых позиций. (А. Н. Т.) 5. Скамеечка стояла у самой воды между кустами молодого ивняка. (Ч.) 6. К подъему флагов то есть к восьми часам все суда приводили в тот обычный щегольский вид умопомрачающей чистоты и безукоризненного порядка, каким вообще отличались суда Черноморского флота. (Сим.) 7. Все можно вынести даже немыслимое если встречаешь ласковый взгляд. (А. Н. Т.) 8. Странная   вещь сердце человеческое вообще и женское в особенности  (Л.)

Упражнение 77. Спишите предложения, поставьте недостающие знаки препинания. Найдите  сравнительные обороты. Объясните постановку знаков. Отметьте  обороты с союзом «как», не являющиеся сравнительными.

I. 1. И песне внемля в тишине Любимая с другим любимым Быть может вспомнит обо мне Как о цветке неповторимом. (Е.) 2. Плачет метель как цыганская скрипка. (Е.) 3. Тучи с ожереба Ржут  как сто кобыл. Плещет надо мною Пламя красных крыл. Небо словно вымя, Звезды как сосцы. Пухнет божье имя В животе овцы. (Е.) 

П. 1. Полез по куче битого кирпича, а затем как муха по отвесной стене, вставляя носки в такие норки, что в мирное время не поместилась бы и копейка. 2.  И они разлетелись как снег. 3.  Один из них маленький и круглый как шар залепленный снегом сидел и хохотал. 4. Ну нигде, никогда не было такого гнусного гада как этот Нерон. 5. Крутило и вертело, и капитан тыкался в холодном визге метели как слепой. 6.  «Это я еще не проснулся», — сообразил Николка и сделал движение рукой стараясь разодрать видение как паутину  и пребольно ткнулся пальцами в прутья. 7. Они сыпались как горох выскакивая на крышу. 8. Летящий рысью маленький как мальчик темный как мулат командир алы – сириец равняясь с Пилатом что-то тонко крикнул и выхватил из ножен меч. 9. Правый в зеленых искорках как уральский самоцвет, а левый темный… 10. Карты из рук Мышлаевского летели беззвучно как кленовые листья. 11.  Страшный грохот в стеклянную дверь, как обвал с горы влетел в квартиру. 12. Галстук висел на боку и полы пиджака мотались как дверцы взломанного шкафа. 13. Крутясь волнуясь напирая давя друг друга лезли к балюстраде стараясь глянуть в бездну собора, но сотни голов как желтые яблоки висели тесным тройным слоем. 14. А театр как будто умер и совершенно не давал о себе знать.  15. Но это еще не все: третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот громадный как боров черный как сажа или грач и с отчаянными кавалерийскими усами. 16. Тупое спокойствие овладело Василисой и мысли его текли как будто складнее. 17. В черные прорези многоэтажной колокольни встречавшей некогда тревожным звоном косых татар видно было, как метались и кричали маленькие колокола как яростные собаки на цели. (Из произведений М. Булгакова)

Читайте также:  Наколи мне брови наколи ленинград ютуб

       Упражнение 78. Найдите сравнительные обороты. Поставьте недостающие знаки препинания.

       1. Высшая так же как и низшая форма критики один из видов автобиографии. 2. Каждый, должно быть, согласится, что принципиально раскрыть все аспекты этой как и любой другой темы невозможно за столь короткое время. 3. Но вот и я замечаю под блестящими как будто кожаными листьями ягоды брусники. 4. Вода плескалась о каменный мол и с тихим  похожим на смех журчаньем  подбегала к ступенькам. 5. На своих длинных  как будто журавлиных ногах он покачивался от ветра как скворечник. 6.  И низкое, зловещее  как отдаленный гром  рычание вырвалось у него из груди. 7. На войне деревья как и люди имеют каждое свою судьбу. 8.  Старая сосна как маяк на берегу моря. 5. Поразительно как переменилась жизнь. 6. Нужно было покончить с Распутиным при помощи яда как средства наиболее удобного для сокрытия всяких следов убийства. 7. Мы как студенты имели право льготного проезда. 8.  Пятнадцать часов пути даже на таком лайнере как ИЛ-62 утомляют. 9.  Фигура его была словно высечена из камня.

Источник

ТЕСТ 2. пунктуация

6-7кл.

ЗАДАНИЕ 1.

Расставьте знаки препинания.

1) Все влечет веселит мои взоры золотая пчела на цветке разно-

цветные бабочки крылья и прыжки воробья на песке.

2) Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и

Волги пышные брега и Волги радостные воды все мило.

3) Все кругом зеленая трава на улице шумящая от ветра листва на

деревьях солнце над головой выглядело несказанно радостным и привлека-

тельным.

4) В лесах на горах у морей и у рек повсюду мы братьев найдем.

5) Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот дома в домах

происходили шумные разговоры.

6) Все кругом внезапно побагровело деревья травы и земля.

7) От дома от деревьев от голубятни и от галереи ото всего побе-

жали далеко длинные тени.

8) Все у него в доме и музыка и мебель и кушанья и вино не толь-

ко не могло называться первостепенным но даже и во вторую степень не

годилось.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

ТЕСТ 2. пунктуация

6-7кл.

ЗАДАНИЕ 2.

Расставьте нужные знаки препинания.

1) Родилась я милые внуки мои под Киевом в тихой деревне

2) Вы откуда будете молодые люди?

3) Тебя ль я вижу милый друг?

4) Отпусти меня родная на простор широкий.

5) Опять я ваш о юные друзья!

6) Ваша телеграмма застала меня врасплох уважаемая Анна Михай-

ловна.

7) Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небреж-

ный.

8) Подруга дней моих суровых голубка дряхлая моя.

9) Я прошу Вас Ольга Ивановна выполнить мою просьбу.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

ТЕСТ 2. пунктуация

6-7кл.

ЗАДАНИЕ 3.

Выделите нужными знаками препинания прямую речь.

1) Выслушайте меня сказала Надя когда-нибудь до конца.

2) Дождь пойдет возразил Калиныч утки вон плещутся да и трава

сильно пахнет.

3) Брат сказал я хочу с тобой поехать.

4) Кто кричит людей беспокоит раздался с моря суровый окрик.

5) Что вы тут делаете промолвил Базаров Букет вяжете?

6) То кричит пророк победы пусть сильнее грянет буря!

7) Что же вы теперь делать будете спрашивала Мария Яковлевна сы-

новей.

8) Эх если б не конь вскрикнул Тарас пустился бы право пустился

сам в танец!

9) Сын успокоил ее ты не тревожься мама.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

ТЕСТ 2. пунктуация

6-7кл.

ЗАДАНИЕ 4.

Выделите междометия нужными знаками препинания.

1) Ах ты степь моя степь привольная!

2) Но увы комендант ничего не мог сказать мне решительного.

3) Ба кого я вижу!

4) Нет сегодня настоящей болью сердце холодей.

5) Ух как жутко и весело было идти Гаврику по такому поручению.

6) Да борьба будет решительной и беспощадной.

7) Ах боже мой я и позабыл что возле того забора навалено на сорок

телег всякого сору!

8) Нет не тебя так пылко я люблю.

9) О как я мечтаю об этом свидании!

10) Тьфу перепугал меня негодный мальчишка!

11) Чу стучит проезжающий воз.

12) Эх да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу!

13) В лице Анатолия было выражение душевной силы, да именно силы!

────────────────────────────────────────────────────────────────────────

ТЕСТ 3. пунктуация

8-9кл.

ЗАДАНИЕ 2.

Придумайте и запишите несколько предложений, в которых бы ввод-

ные слова выражали радость или сожаление, предположение, уверенность,

чужое мнение, последовательность мыслей. Слова для справок:

к счастью может быть конечно

к радости вероятно разумеется

к досаде пожалуй без сомнения

к сожалению кажется действительно

к общей радости полагаю несомненно

во-первых говорят

например по слухам

итак по-моему

значит по рассказам

в конце концов по сообщению газет

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

ТЕСТ 3. пунктуация

ЗАДАНИЕ 3. 8-9кл.

Перепишите, вставляя пропущенные запятые.

1) К счастью лихорадка застигла меня в уездном городе в гостинице.

2) Наконец-то на мое счастье дядя и старик Яков свернули к малень-

кому скверу.

3) Русские тяжелоатлеты безусловно являются сильнейшими в мире.

4) Стали искать черкесов во всех кустах и разумеется не нашли.

5) Над поляной кружило несколько крупных птиц, которые по-видимому

расчитывали, что люди оставят им часть своей добычи.

6) И скоро ль я на радость соседей-врагов могильной засыплюсь зем-

лей?

7) Впрочем он был в душе добрый человек.

8) Покойный дедушка сколько я помню был человек добрый.

9) Она была красивая и что важнее умная женщина.

10) Про вас я не слышал к несчастью ничего хорошего.

11) Лошадка его к истинному моему удивлению бежала очень недурно.

12) В этом году по слухам цены вырастут в десять раз.

──────────────────────────────────────────────────────────────────────────

ТЕСТ 4. пунктуация

ЗАДАНИЕ 1. 8-9кл.

Перепишите, вставляя пропущенные знаки препинания, обособляя

определения.

1) Был ясный осенний день теплый и солнечный.

2) С моря поднималась туча похожая на черный хребет.

3) Мы вошли в рощу влажную от дождя.

4) Она усталая не могла идти дальше.

5) Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю.

6) Щедро одаренная природой она блистала в обществе.

7) Узкая дорога была покрыта снегом проваливающимся под ногами.

8) По узкой тропинке увивавшейся между скал мы поднялись на пло-

щадку.

9) Дунул ветерок свежий бодрящий полный разнообразных запахов.

10) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвращалась с про-

гулки.

11) Бедный гость с оборванной полой и до крови оцарапанный скоро

отыскивал безопасный угол.

12) Отрезанные от всего мира уральцы с честью выдержали казачью

осаду.

13) Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега сбежали мутными

ручьями.

14) Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених.

15) Поглощенный своими думами Алексей ничего не заметил.

Читайте также:  Когда человек поднимает левую бровь

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

ТЕСТ 4. пунктуация

8-9 кл.

ЗАДАНИЕ 2.

Найдите в предложениях обособленные приложения и поставьте не-

достающие запятые.

1) Нас врачей поражает это поистине безграничное терпение.

2) Ананас чудесный дар природы тропиков похож на большую шишку.

3) Предвестник осени мелкий дождь кропит землю.

4) Бегемот или гиппопотам большую часть жизни проводит в воде.

5) В поэзии Маяковского много неологизмов то есть новых слов.

6) Хозяин был немец по фамилии Ферстер.

7) В Сибири живут разные звери например медведи.

8) Я очень люблю рыбу особенно речного карпа.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

ТЕСТ 4 . пунктуация

ЗАДАНИЕ 3. 8-9 кл.

Найдите в предложениях обособленные обстоятельства, выделите их

запятыми.

1) Оттолкнув меня бабушка бросилась к двери.

2) Туманы клубясь и извиваясь сползали по морщинам соседних скал.

3) Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.

4) Орел с отдаленной поднявшись вершины парит неподвижно со мной

наравне.

5) Доктор ушел осмотрев больного и выписав ему лекарства.

6) Довольные пассажиры примолкнув любовались солнечным днем.

7) Сотни снарядов и мин со свистом и воем вспарывая горячий воздух

летели из-за высот.

8) По улице мчится сломя голову собачонка.

9) Иван затаился и долго сидел не шевелясь.

10) Савельич согласно с мнением ямщика советовал воротиться.

11) Благодаря отцу я и сестры знаем несколько языков.

12) Вопреки предсказанию метеорологов погода прояснилась.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

КАРТОЧКА N1. пунктуация

Расставьте знаки препинания (запятые) в следующем предложении:

Клубящимися волнами перекатывались туманы устремляясь к степным

буграм и растворившись в нежнейшей бирюзовой дымке там таяли а на ка-

мышовых крышах домов и сараев как рассыпанная дробь лежала обильная

роса.

Запятые стоят после слов:

1) волнами, буграми, дымке, таяли, сараев, дробь

2) волнами, таяли, крышах, всюду, обильная

3) буграм, нежнейшей, таяли, сараев, рассыпанная

4) туманы, буграм, и, дымке, таяли, сараев, дробь

5) волнами, туманы, и, нежнейшей, дымке, таяли, крышах

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

КАРТОЧКА N2. пунктуация

Укажите, сколько «тире» следует поставить в следующем отрывке.

 По результатам анкеты выяснили характеры ;

 Сашка борец за правду с мещанским уклоном ;

 Железнов, без сомнения, мрачный тиран ;

 Ирка лишь дитя с неразвитым вкусом ;

 Гришка арап по натуре, без мещанства ;

 Я же есть обиженный обыватель ;

  Там был ещё один характер, до которого у меня не хватило одного

 плюса, это интеллигентный человек.

  Вот и получилось : Гришка арап по натуре, без мещанства, а я поч-

 ти интеллигентный человек. Самое большое, на что способен, сбежать

 с работы и пойти в кино на дневной сеанс.

1) 2; 3) 4; 5) 5; 7) 9; 9) 8; 11) 11;

2) 1; 4) 0; 6) 6; 8) 7; 10) 3; 12) 10.

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

КАРТОЧКА N 3.

Найдите варианты с пунктационной ошибкой.

1. Он сидел за самоваром с насупленными серыми бровями, большой и сильный, и заваривал чай.

2. Миниатюрная, статная, с белокурой короной волос, она сразу понравилась ему.

3. Черные, потные, с изнурёнными лицами, с воспаленными от угольной пыли глазами, грузчики производили особенно гнетущее впечатление.

4. Высокий, костистый, с загорелым лицом, старик «тянул» лет на семьдесят, не больше.

5. Я вижу, как она, бледная, с раскрытым от ужаса ртом садится в санки и закрывает глаза.

6. Высокий и стройный, с какими-то не по-детски серьезными глазами мальчик казался гораздо старше своих лет.

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

КАРТОЧКА N 4.

Укажите правильные варианты расстановки знаков препинания.

Сердце верно подсказало ему выход из создавшегося положения.

1) Сердце, верно подсказало… 4) Сердце, верно, подсказало,

2) Сердце, верно, подсказало… 5) Сердце верно подсказало

3) Сердце — верно подсказало 6) Сердце: верно подсказало

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

КАРТОЧКА N 5.

Укажите правильный вариант.

1) Мне ужасно неловко, и я хочу, но решительно не понимаю, поче-

му не могу пошевелиться.

2) Василий Петрович чувствовал, что не в состоянии разрешить это-

го вопроса и продолжал сидеть.

3) С широкого речного плеса доносился плавный плеск, каким ды-

шит в полдень всякая река и слушая который хорошо лежать на прибреж-

ном песке и смотреть в глубокое небо.

4) Поинтересовавшись, в чём дело, я узнал, что её ограбили и она

поэтому не знает, что дальше делать и как ей дальше жить.

5) В третьем часу с русских аванпостов донесли, что шведская ар-

мия двинулась в наступление и русские полки были подняты по тревоге.

6) Утром, когда я почувствовал, что пароход идет полным ходом, и

в открытый люк тянет легкий ветерок с прибрежий, я вскочил с койки,

снова полный бессознательной радостной жизни.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

КАРТОЧКА N 6.

Расставьте знаки препинания (запятые) в следующем предложении.

Ни человеческого жилья ни живой души вдали и кажется что тропин-

ка если пойти по ней приведет в то самое загадочное место куда толь-

ко что спустилось солнце и где так широко и величаво пламенеет заря.

Запятые стоят после слов :

1) жилья, вдали, кажется, тропинка, по ней, место

2) жилья, кажется, по ней, место, солнце

3) вдали, и, кажется, тропинка, место, куда, что

4) жилья, и, кажется, место, где

5) вдали, и, кажется, тропинка, по ней, место.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

КАРТОЧКА N 7.

Найдите вариант с пунктационной ошибкой.

1) Они продолжали целые десять лет сопеть, дремать и зевать, или

заливаться добродушным смехом, или, собираясь в кружок, рассказывать

что видели во сне.

2) Никогда ни с каким посторонним ни на каком официальном визите

он не был так ненатурален и фальшив, как нынче.

3) Щи были, но была и копченая семга, и говядина, и треска, и пал-

тус, и шанежки, и морошка, и клюква, и малина.

4) Под напором сильного ветра с моря река, захваченная порывом

ярости, вздувалась и пенилась в своих берегах и, словно в половодье,

затопляла землю.

5) Едет витязь степью, лесом и горами и видит крест на холме и

несколько пещер, и слышит звон; подъезжает и видит…

6) Старый замок радушно принимал и покрывал перекатную голь, вре-

менно обнищавшего писца, и сиротливых старушек, и бездомных бродяг.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

КАРТОЧКА N 8.

Укажите правильный вариант обоснования тире в данном предложении.

Разгадав умышленную осторожность русских — не вступать в ненадеж-

ные схватки — и видя невозможность продвинуться к Смоленску, Карл

намерился идти на Украину.

1) Разделяет подлежащее и сказуемое

2) Выделяет согласованнное определение

3) Разделяет части бессоюзного предложения

4) Выделяет приложение

5) Выделяет несогласованное определение

6) Обозначает пропуск члена предложения

7) Ошибочное выделение.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

КАРТОЧКА N 9.

Расставьте знаки препинания (запятые) в следующем предложении.

И серебряный рейсовый самолёт идущий на большой высоте сверкает

над этой ночью как медленно летящая звезда потому что там где про-

легает его путь уже светит солнце.

Запятые стоят после слов:

1) сербряный, сверкает, потому, что

2) самолет, высоте, ночью, звезда, там, путь

3) ночью, летящая, что, путь

4) самолет, потому, что, путь

5) сербряный, самолет, высоте, звезда, потому.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Источник