Она была очень бела и полна бровей у нее почти совсем не было

Полное имя героини — Агафья Матвеена Пшеницына:
«…Славная баба Агафья Матвевна!..»

Агафья Пшеницына — вдова с двумя детьми. У Агафьи есть сын Ваня и дочь Маша:
«…Она женщина благородная, вдова, с двумя детьми…»
«…ее покойный муж, коллежский секретарь Пшеницын…»
«…двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому…»
«…Маша, хозяйская девочка […] Ваню, ее сына…»

Агафья живет в своем доме на Выборгской стороне в Петербурге:
«…в переулок, на Выборгскую сторону…»
«…будочник указал на старый домик на дворе…»

     Смотрите: Дом Агафьи Пшеницыной

Судя по всему, Агафья Пшеницына является бедной дворянкой:
«…Она бедная вдова,…»
«…замарашки, как я сама, – небрежно говорила она…»
«…ты будешь жить у кумы моей, благородной женщины…» (слово «благородная» означало в то время принадлежность к дворянству)
«…Сама барыня на рынок ходит!..» (Обломов говорит это не конкретно о Пшеницыной, но, судя по всему, имеет в виду ее)

Чтобы прокормить семью, Агафья разводит кур на продажу:
«…Да, у нас много кур; мы продаем яйца и цыплят. Здесь, по этой улице, с дач и из графского дома всё у нас берут, – отвечала она…»

Агафья Пшеницына — свежая, здоровая женщина:
«…Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей…»

У нее приятное лицо:
«…У ней простое, но приятное лицо…»
«…Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами…»
«…соколиными очами, без бровей…»
«…круглых, белых, некраснеющих и небледнеющих щек…»

У нее серые глаза:
«…Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица…»

У нее полная фигура:
«…женщину, с голой шеей и локтями, без чепца, белую, довольно полную…»
«…Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности…»

«…на высокую, крепкую, как подушка дивана, никогда не волнующуюся грудь…»

У нее белые, но жесткие руки:
«…руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил…»
«…Руки она прятала тоже под шаль…» (стыдится своих натруженных рук)
«…чистыми, белыми руками и с голыми локтями…»

У Агафьи всегда открыты локти (что говорит о ее трудолюбии):

«…Неловко с рукавами, – оправдывалась она, – нынче ведь вон какие пошли платья, рукава все выпачкаешь…»
«…Как у вас хороши руки, – вдруг сказал Обломов, – можно хоть сейчас нарисовать…»

«…Обломову видна была только спина хозяйки, затылок и часть белой шеи да голые локти…»

«…Обломов любовался ее полными, круглыми локтями…»

Агафья Пшеницына носит простую, недорогую одежду:
«…она на домашнее будничное платье накинула воскресную свою шаль, а голову прикрыла чепцом…»

«…накинула воскресную свою шаль…»

«…Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношенно…» (домашнее платье)
«…продала шаль, послала продать парадное платье и осталась в ситцевом ежедневном наряде: с голыми локтями, и по воскресеньям прикрывала шею старой затасканной косынкой…»

«…У хозяйки завелся большой шкаф с рядом шелковых платьев, мантилий и салопов; чепцы заказывались на той стороне, чуть ли не на Литейной, башмаки не с Апраксина, а из Гостиного двора, а шляпка – представьте, из Морской!..» (у Агафьи появляются дорогие платья, когда у Обломова вновь появляются деньги)

У нее плавные, ровные движения и голос:
«…ходит плавно, говорит ни тихо, ни громко […] потом она встанет, не суетясь…»
«…Она по прежнему не ходит, а будто плавает, от шкафа к кухне, от кухни к кладовой, и мерно, неторопливо отдает приказания с полным сознанием того, что делает…»

Госпожа Пшеницына является славной женщиной:

«…Славная баба Агафья Матвевна!..»

«…Я пристроил тебя здесь, нашел женщину-клад…» (Тарантьев об Агафье)

Агафья Пшеницына — добрая женщина:
«…должно быть, добрая женщина!..»
«…Какие же вы добрые! – говорил Обломов, подходя к ней…»

Она является кроткой женщиной:

«…она, такая добрая и кроткая…»
«…Мой, – коротко отвечала она…»

Агафья — робкая, застенчивая женщина:
«…Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова…»
«…она села на диван, как можно дальше от него…»
«…Сама Агафья Матвеевна не в силах была не только пококетничать с Обломовым, показать ему каким нибудь признаком, что в ней происходит…»

Она является стыдливой женщиной:
«…Она усмехнулась и немного застыдилась…»

«…а то я одета то не так… все на кухне, нехорошо, как чужие увидят: осудят…»

Госпожа Пшеницына — простая, простодушная женщина:

«…Какая она… простая, – подумал Обломов…»
«…Она простодушно усмехнулась…»

При этом она является глупой, ограниченной, «тупой» женщиной:
«…Она тупо выслушала и тупо задумалась…»
«…даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете…»
«…Она тупо слушала, ровно мигая глазами…»
«…Корова, сущая корова: ее хоть ударь, хоть обними – все ухмыляется, как лошадь на овес. Другая бы… ой-ой!..»

Агафья Пшеницына — живая, бодрая и энергичная женщина:
«…А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает…»
«…опять хозяйство ее пошло живо, бодро, весело, с маленьким оригинальным оттенком…»

Она является доверчивой женщиной:
«…Агафья Матвеевна подписала такое же письмо на имя братца, не подозревая, что такое и зачем она подписывает….»

Агафья — ласковая женщина:
«…лаской отвлекала Обломова…»
«…Андрюша влез да разбудил вас, – ласково сказала хозяйка…»

Она является спокойной женщиной:
«…Главное, спокойствие то какое тебе будет: все равно как у родной сестры…»
«…с несвойственным ей беспокойством говорила хозяйка…»

«…она строго, но с спокойствием и достоинством сделает замечание Акулине и забудет…»

«…И главное, все это делалось покойно…»

Она разговаривает монотонно:
«…Нету братца-то, – монотонно говорила она, – нейдут они что то…» (ее братец — Мухояров)
«…не видать, – сказала она монотонно, глядя на забор…»

Агафья является домашней женщиной, домоседкой:
«…Мы мало где бываем. Братец с Михеем Андреичем на тоню ходят, уху там варят, а мы всё дома […] Ей богу, правда…»

Она не любит переезды и перемены:

«…Здесь родились, век жили, здесь и умереть надо…»

Агафья Пшеницына никогда не «копается» в себе и не пытается разобраться в своих чувствах:
«…Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя…»

«…И чувство Пшеницыной […] оставалось тайною […] и для нее самой…»

Ей не свойственно задумываться над чем-либо:

«…ее никто не видал задумчивой, да это и не к лицу ей…»

У Агафьи узкий кругозор, ее интересует только хозяйство:

«…С хозяйкой только и разговору, что о хозяйстве…»

Она с трудом пишет по-русски:
«…Она только затруднилась тем, что много понадобилось написать… она подписала криво, косо и крупно…»

Агафья Пшеницына не читает книг:
«…– А читаете что-нибудь?
    Она поглядела на него тупо и молчала…»
.
Она не бывает в театре:
«…– И в театре не бываете?
    – […] Когда мне? А ужин как? – спросила она…»

Агафья является заботливой, внимательной женщиной:

«…За другим жена так не смотрит – ей богу!..»

«…она все осмотрит, все увидит, ни одного нештопаного чулка нет – и все сама…»
«…в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах…»

Агафья — бескорыстная женщина:
«…Разве умеет свои выгоды соблюсти?..»
«…чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой…»

Читайте также:  Можно ли делать микропигментирование бровей при беременности

Она оказывается преданной женой:
«…любовь ее высказалась только в безграничной преданности до гроба…»
«…с улыбкой глубокой преданности…»

Агафья Пшеницына — чудесная хозяйка, «царица» на своей кухне:
«…как Агафья Матвеевна царствует в кухне…»
«…над гениальной хозяйкой…»
«…Вы чудо, а не хозяйка! – говорил он…»
«…вы славная хозяйка…»

Она является трудолюбивой женщиной:
«…Она все за работой, все что нибудь гладит, толчет, трет […] заботливо толчет, гладит и трет на большом столе…»

Агафья — проворная, энергичная хозяйка:
«….заботливо принялась вертеть ручку кофейной мельницы, и локоть ее так проворно описывал круги, что у Обломова рябило в глазах…»
«…Что это как у вас проворно ходит игла мимо носа, Агафья Матвеевна!..»

Она встает рано, в 6 утра:
«…она ложится – и уже никакая пушка не разбудит ее до шести часов…»

Агафья Пшеницына вкусно готовит:
«…Пирог не хуже наших обломовских, – заметил Захар, – с цыплятами и с свежими грибами…»
«…Кофе все такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые…»
«…Обед являлся вкусный и чисто поданный…»

Она готовит сама, хотя у нее есть кухарка:
«…Хозяйка сама все на кухне. Пирог-то они с Анисьей вдвоем испекли…»
«…Я еще в будничном платье, все на кухне была. Сейчас оденусь…» (Агафья о себе)

Агафья любит чистоту и порядок:
«…чисто, опрятно…»
«…когда она нагибалась, видны были чистая юбка, чистые чулки…»
«…В прочих комнатах везде было светло, чисто и свежо…»

Она всегда чем-то занята (имеется в виду работа по дому):
«…Вечно заняты! – сказал он, входя к хозяйке…»
«…она не села; это было не в ее привычках: она вечно на ногах, вечно в заботе и в движении…»
«…Как нет работы? Работа всегда есть, – сказала она, – утром обед готовить, после обеда шить, а к вечеру ужин…»
«…– Ужели же вы никогда не отдыхаете?..»

До встречи с Обломовым Агафья никогда не была влюблена. Обломов становится ее первой и единственной любовью:
«…не любя, дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло…»

Агафья любит Обломова таким, какой он есть, и не пытается изменить:
«…полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку…»
«…За что или отчего полюбила она его именно… […] дожила до тридцати лет, а тут вдруг как будто на нее нашло?..»

В конце концов Обломов женится на Агафье. У супругов рождается сын Андрей. Спустя некоторое время Обломов умирает в довольно молодом возрасте. Несчастная Агафья долго не может прийти в себя от горя:

«…Жена! – покойно произнес Обломов…»
«…А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе!…»

Это была характеристика Агафьи Пшеницыной в романе «Обломов» Гончарова: описание внешности и характера, дома и хозяйства героини в цитатах.

Смотрите: Все материалы о романе «Обломов»

Источник

II

Он ушел, а Обломов сел в неприятном расположении духа в кресло и долго, долго освобождался от грубого впечатления. Наконец он вспомнил нынешнее утро, и безобразное явление Тарантьева вылетело из головы: на лице опять появилась улыбка.
Он стал перед зеркалом, долго поправлял галстук, долго улыбался, глядел на щеку, нет ли там следа горячего поцелуя Ольги.
— Два «никогда», — сказал он, тихо, радостно волнуясь, — и какая разница между ними: одно уже поблекло, а другое так пышно расцвело…
Потом он задумывался, задумывался все глубже. Он чувствовал, что светлый, безоблачный праздник любви отошел, что любовь в самом деле становилась долгом, что она мешалась со всею жизнью, входила в состав ее обычных отправлений и начинала линять, терять радужные краски.
Может быть, сегодня утром мелькнул последний розовый ее луч, а там она будет уже — не блистать ярко, а согревать невидимо жизнь; жизнь поглотит ее, и она будет ее сильною, конечно, но скрытою пружиной. И отныне проявления ее будут так просты, обыкновенны.
Поэма минует, и начнется строгая история: палата, потом поездка в Обломовку, постройка дома, заклад в совет, проведение дороги, нескончаемый разбор дел с мужиками, порядок работ, жнитво, умолот, щелканье счетов, заботливое лицо приказчика, дворянские выборы, заседание в суде.
Кое-где только, изредка, блеснет взгляд Ольги, прозвучит Casta diva, раздастся торопливый поцелуй, а там опять на работы ехать, в город ехать, там опять приказчик, опять щелканье счетов.
Гости приехали — и то не отрада: заговорят, сколько кто вина выкуривает на заводе, сколько кто аршин сукна ставит в казну… Что ж это? Ужели то сулил он себе? Разве это жизнь?.. А между тем живут так, как будто в этом вся жизнь. И Андрею она нравится!
Но женитьба, свадьба — все-таки это поэзия жизни, это готовый, распустившийся цветок. Он представил себе, как он ведет Ольгу к алтарю: она — с померанцевой веткой на голове, с длинным покрывалом. В толпе шепот удивления. Она стыдливо, с тихо волнующейся грудью, с своей горделиво и грациозно наклоненной головой, подает ему руку и не знает, как ей глядеть на всех. То улыбка блеснет у ней, то слезы явятся, то складка над бровью заиграет какою-то мыслью.
Дома, когда гости уедут, она, еще в пышном наряде, бросается ему на грудь, как сегодня…
«Нет, побегу к Ольге, не могу думать и чувствовать один, — мечтал он. — Расскажу всем, целому свету… нет, сначала тетке, потом барону, напишу к Штольцу — вот изумится-то! Потом скажу Захару: он поклонится в ноги и завопит от радости, дам ему двадцать пять рублей. Придет Анисья, будет руку ловить целовать: ей дам десять рублей; потом… потом, от радости, закричу на весь мир, так закричу, что мир скажет: «Обломов счастлив. Обломов женится!» Теперь побегу к Ольге: там ждет меня продолжительный шепот, таинственный уговор слить две жизни в одну!..»
Он побежал к Ольге. Она с улыбкой выслушала его мечты; но только он вскочил, чтоб бежать объявить тетке, у ней так сжались брови, что он струсил.
— Никому ни слова! — сказала она, приложив палец к губам и грозя ему, чтоб он тише говорил, чтоб тетка не услыхала из другой комнаты. — Еще не пора!
— Когда же пора, если между нами все решено? — нетерпеливо спросил он. — Что ж теперь делать? С чего начать? — спрашивал он. — Не сидеть же сложа руки. Начинается обязанность, серьезная жизнь…
— Да, начинается, — повторила она, глядя на него пристально.
— Ну, вот я и хотел сделать первый шаг, идти к тетке…
— Это последний шаг.
— Какой же первый?
— Первый… идти в палату: ведь надо какую-то бумагу писать?
— Да… я завтра…
— Отчего ж не сегодня?
— Сегодня… сегодня такой день, и уйти от тебя, Ольга!
— Ну хорошо, завтра. А потом?
— Потом — сказать тетке, написать к Штольцу.
— Нет, потом ехать в Обломовку… Ведь Андрей Иванович писал, что надо делать в деревне: я не знаю, какие там у вас дела, постройка, что ли? — спросила она, глядя ему в лицо.
— Боже мой! — говорил Обломов. — Да если слушать Штольца, так ведь до тетки век дело не дойдет! Он говорит, что надо начать строить дом, потом дорогу, школы заводить… Этого всего в целый век не переделаешь. Мы, Ольга, вместе поедем, и тогда…
— А куда мы приедем? Есть там дом?
— Нет: старый плох; крыльцо совсем, я думаю, расшаталось.
— Куда ж мы приедем? — спросила она.
— Надо здесь квартиру приискать.
— Для этого тоже надо ехать в город, — заметила она, — это второй шаг…
— Потом… — начал он.
— Да ты прежде шагни два раза, а там…
«Что ж это такое? — печально думал Обломов. — Ни продолжительного шепота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну! Все как-то иначе, по-другому. Какая странная эта Ольга! Она не останавливается на одном месте, не задумывается сладко над поэтической минутой, как будто у ней вовсе нет мечты, нет потребности утонуть в раздумье! Сейчас и поезжай в палату, на квартиру — точно Андрей! Что это все они как будто сговорились торопиться жить!»
На другой день он, с листом гербовой бумаги, отправился в город, сначала в палату, и ехал нехотя, зевая и глядя по сторонам. Он не знал хорошенько, где палата, и заехал к Ивану Герасимычу спросить, в каком департаменте нужно засвидетельствовать.
Тот обрадовался Обломову и без завтрака не хотел отпустить. Потом послал еще за приятелем, чтоб допроситься от него, как это делается, потому что сам давно отстал от дел.
Завтрак и совещание кончились в три часа, в палату идти было поздно, а завтра оказалась суббота — присутствия нет, пришлось отложить до понедельника.
Обломов отправился на Выборгскую сторону, на новую свою квартиру. Долго он ездил между длинными заборами по переулкам. Наконец отыскал будочника; тот сказал, что это в другом квартале, рядом, вот по этой улице — и он показал еще улицу без домов, с заборами, с травой и с засохшими колеями из грязи.
Опять поехал Обломов, любуясь на крапиву у заборов и на выглядывавшую из-за заборов рябину. Наконец будочник указал на старый домик на дворе, прибавив: «Вот этот самый».
«Дом вдовы коллежского секретаря Пшеницына», — прочитал Обломов на воротах и велел въехать на двор.
Двор величиной был с комнату, так что коляска стукнула дышлом в угол и распугала кучу кур, которые с кудахтаньем бросились стремительно, иные даже в лёт, в разные стороны; да большая черная собака начала рваться на цепи направо и налево, с отчаянным лаем, стараясь достать за морды лошадей.
Обломов сидел в коляске наравне с окнами и затруднялся выйти. В окнах, уставленных резедой, бархатцами и ноготками, засуетились головы. Обломов кое-как вылез из коляски; собака пуще заливалась лаем.
Он вошел на крыльцо и столкнулся с сморщенной старухой, в сарафане, с заткнутым за пояс подолом:
— Вам кого? — спросила она.
— Хозяйку дома, госпожу Пшеницыну.
Старуха потупила с недоумением голову.
— Не Ивана ли Матвеича вам надо? — спросила она. — Его нет дома; он еще из должности не приходил.
— Мне нужно хозяйку, — сказал Обломов.
Между тем в доме суматоха продолжалась. То из одного, то из другого окна выглянет голова; сзади старухи дверь отворялась немного и затворялась; оттуда выглядывали разные лица.
Обломов обернулся: на дворе двое детей, мальчик и девочка, смотрят на него с любопытством.
Откуда-то появился сонный мужик в тулупе и, загораживая рукой глаза от солнца, лениво смотрел на Обломова и на коляску.
Собака все лаяла густо и отрывисто, и, только Обломов пошевелится или лошадь стукнет копытом, начиналось скаканье на цепи и непрерывный лай.
Через забор, направо, Обломов видел бесконечный огород с капустой, налево, через забор, видно было несколько деревьев и зеленая деревянная беседка.
— Вам Агафью Матвеевну надо? — спросила старуха. — Зачем?
— Скажи хозяйке дома, — говорил Обломов, — что я хочу с ней видеться: я нанял здесь квартиру…
— Вы, стало быть, новый жилец, знакомый Михея Андреича? Вот погодите, я скажу.
Она отворила дверь, и от двери отскочило несколько голов и бросилось бегом в комнаты. Он успел увидеть какую-то женщину, с голой шеей и локтями, без чепца, белую, довольно полную, которая усмехнулась, что ее увидел посторонний, и тоже бросилась от дверей прочь.
— Пожалуйте в комнату, — сказала старуха воротясь, ввела Обломова чрез маленькую переднюю в довольно просторную комнату и попросила подождать. — Хозяйка сейчас выйдет, — прибавила она.
«А собака-то все еще лает», — подумал Обломов, оглядывая комнату.
Вдруг глаза его остановились на знакомых предметах: вся комната завалена была его добром. Столы в пыли; стулья, грудой наваленные на кровать; тюфяки, посуда в беспорядке, шкафы.
— Что ж это? И не расставлено, не прибрано? — сказал он. — Какая гадость!
Вдруг сзади его скрипнула дверь, и в комнату вошла та самая женщина, которую он видел с голой шеей и локтями.
Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил.
Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено.
Она не ожидала гостей, и когда Обломов пожелал ее видеть, она на домашнее будничное платье накинула воскресную свою шаль, а голову прикрыла чепцом. Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова.
Он привстал и поклонился.
— Я имею удовольствие видеть госпожу Пшеницыну? — спросил он.
— Да-с, — отвечала она. — Вам, может быть, нужно с братцем поговорить? — нерешительно спросила она. — Они в должности, раньше пяти часов не приходят.
— Нет, я с вами хотел видеться, — начал Обломов, когда она села на диван, как можно дальше от него, и смотрела на концы своей шали, которая, как попона, покрывала ее до полу. Руки она прятала тоже под шаль.
— Я нанял квартиру; теперь, по обстоятельствам, мне надо искать квартиру в другой части города, так я пришел поговорить с вами…
Она тупо выслушала и тупо задумалась.
— Теперь братца нет, — сказала она потом.
— Да ведь этот дом ваш? — спросил Обломов.
— Мой, — коротко отвечала она.
— Так я и думал, что вы сами можете решить…
— Да вот братца-то нет; они у нас всем заведовают, — сказала она монотонно, взглянув в первый раз на Обломова прямо и опустив опять глаза на шаль.
«У ней простое, но приятное лицо, — снисходительно решил Обломов, — должно быть, добрая женщина!» В это время голова девочки высунулась из двери. Агафья Матвеевна с угрозой, украдкой кивнула ей головой, и она скрылась.
— А где ваш братец служит?
— В канцелярии.
— В какой?
— Где мужиков записывают… я не знаю, как она называется.
Она простодушно усмехнулась, и в ту же минуту опять лицо ее приняло свое обыкновенное выражение.
— Вы не одни живете здесь с братцем? — спросил Обломов.
— Нет, двое детей со мной, от покойного мужа: мальчик по восьмому году да девочка по шестому, — довольно словоохотливо начала хозяйка, и лицо у ней стало поживее, — еще бабушка наша, больная, еле ходит, и то в церковь только; прежде на рынок ходила с Акулиной, а теперь с Николы перестала: ноги стали отекать. И в церкви-то все больше сидит на ступеньке. Вот и только. Иной раз золовка приходит погостить да Михей Андреич.
— А Михей Андреич часто бывает у вас? — спросил Обломов.
— Иногда по месяцу гостит; они с братцем приятели, всё вместе…
И замолчала, истощив весь запас мыслей и слов.
— Какая тишина у вас здесь! — сказал Обломов. — Если б не лаяла собака, так можно бы подумать, что нет ни одной живой души.
Она усмехнулась в ответ.
— Вы часто выходите со двора? — спросил Обломов.
— Летом случается. Вот намедни, в Ильинскую пятницу, на Пороховые Заводы ходили.
— Что ж, там много бывает? — спросил Обломов, глядя, чрез распахнувшийся платок, на высокую, крепкую, как подушка дивана, никогда не волнующуюся грудь.
— Нет, нынешний год немного было; с утра дождь шел, а после разгулялось. А то много бывает.
— Еще где же бываете вы?
— Мы мало где бываем. Братец с Михеем Андреичем на тоню ходят, уху там варят, а мы всё дома.
— Ужели всё дома?
— Ей-богу, правда. В прошлом году были в Колпине, да вот тут в рощу иногда ходим. Двадцать четвертого июня братец именинники, так обед бывает, все чиновники из канцелярии обедают.
— А в гости ездите?
— Братец бывают, а я с детьми только у мужниной родни в светлое воскресенье да в рождество обедаем.
Говорить уж было больше не о чем.
— У вас цветы: вы любите их? — спросил он.
Она усмехнулась.
— Нет, — сказала она, — нам некогда цветами заниматься. Это дети с Акулиной ходили в графский сад, так садовник дал, а ерани да алоэ давно тут, еще при муже были.
В это время вдруг в комнату ворвалась Акулина; в руках у ней бился крыльями и кудахтал, в отчаянии, большой петух.
— Этого, что ли, петуха, Агафья Матвевна, лавочнику отдать? — опросила она.
— Что ты, что ты! Поди! — сказала хозяйка стыдливо. — Ты видишь, гости!
— Я только спросить, — говорила Акулина, взяв петуха за ноги, головой вниз, — семьдесят копеек даст.
— Подь, поди в кухню! — говорила Агафья Матвеевна. — Серого с крапинками, а не этого, — торопливо прибавила она, и сама застыдилась, спрятала руки под шаль и стала смотреть вниз.
— Хозяйство! — сказал Обломов.
— Да, у нас много кур; мы продаем яйца и цыплят. Здесь, по этой улице, с дач и из графского дома всё у нас берут, — отвечала она, поглядев гораздо смелее на Обломова.
И лицо ее принимало дельное и заботливое выражение; даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете. На всякий же вопрос, не касавшийся какой-нибудь положительной, известной ей цели, она отвечала усмешкой и молчанием.
— Надо бы было это разобрать, — заметил Обломов, указывая на кучу своего добра…
— Мы было хотели, да братец не велят, — живо перебила она и уж совсем смело взглянула на Обломова. «Бог знает, что у него там в столах да в шкафах… — сказали они, — после пропадет — к нам привяжутся…» — Она остановилась и усмехнулась.
— Какой осторожный ваш братец! — прибавил Обломов.
Она слегка опять усмехнулась и опять приняла свое обычное выражение.
Усмешка у ней была больше принятая форма, которою прикрывалось незнание, что в том или другом случае надо сказать или сделать.
— Мне долго ждать его прихода, — сказал Обломов, — может быть, вы передадите ему, что, по обстоятельствам, я в квартире надобности не имею и потому прошу передать ее другому жильцу, а я, с своей стороны, тоже поищу охотника.
Она тупо слушала, ровно мигая глазами.
— Насчет контракта потрудитесь сказать…
— Да нет их дома-то теперь, — твердила она, — вы лучше завтра опять пожалуйте: завтра суббота, они в присутствие не ходят…
— Я ужасно занят, ни минуты свободной нет, — отговаривался Обломов. — Вы потрудитесь только сказать, что так как задаток остается в вашу пользу, а жильца я найду, то…
— Нету братца-то, — монотонно говорила она, — нейдут они что-то… — И поглядела на улицу. — Вот они тут проходят, мимо окон: видно, когда идут, да вот нету!
— Ну, я отправляюсь… — сказал Обломов.
— А как братец-то придут, что сказать им: когда вы переедете? — спросила она, встав с дивана.
— Вы им передайте, что я просил, — говорил Обломов, — что, по обстоятельствам…
— Вы бы завтра сами пожаловали да поговорили с ними… — повторила она.
— Завтра мне нельзя.
— Ну, послезавтра, в воскресенье: после обедни у нас водка и закуска бывает. И Михей Андреич приходит.
— Ужели и Михей Андреич приходит? — спросил Обломов.
— Ей-богу, правда, — прибавила она.
— И послезавтра мне нельзя, — отговаривался с нетерпением Обломов.
— Так уж на той неделе… — заметила она. — А когда переезжать-то станете? Я бы полы велела вымыть и пыль стереть, — спросила она.
— Я не перееду, — сказал он.
— Как же? А вещи-то куда же мы денем?
— Вы потрудитесь сказать братцу, — начал говорить Обломов расстановисто, упирая глаза ей прямо в грудь, — что, по обстоятельствам…
— Да вот долго нейдут что-то, не видать, — сказала она монотонно, глядя на забор, отделявший улицу от двора. — Я знаю и шаги их; по деревянной мостовой слышно, как кто идет. Здесь мало ходят…
— Так вы передадите ему, что я вас просил? — кланяясь и уходя, говорил Обломов.
— Вот через полчаса они сами будут… — с несвойственным ей беспокойством говорила хозяйка, стараясь как будто голосом удержать Обломова.
— Я больше не могу ждать, — решил он, отворяя дверь.
Собака, увидя его на крыльце, залилась лаем и начала опять рваться с цепи. Кучер, спавший опершись на локоть, начал пятить лошадей; куры опять, в тревоге, побежали в разные стороны; в окно выглянуло несколько голов.
— Так я скажу братцу, что вы были, — в беспокойстве прибавила хозяйка, когда Обломов уселся в коляску.
— Да, и скажите, что я, по обстоятельствам, не могу оставить квартиры за собой и что передам ее другому или чтоб он… поискал…
— Об эту пору они всегда приходят…. — говорила она, слушая его рассеянно. — Я скажу им, что вы хотели побывать.
— Да, на днях я заеду, — сказал Обломов.
При отчаянном лае собаки коляска выехала со двора и пошла колыхаться по засохшим кочкам немощеного переулка.
В конце его показался какой-то одетый в поношенное пальто человек средних лет, с большим бумажным пакетом под мышкой, с толстой палкой и в резиновых калошах, несмотря на сухой и жаркий день.
Он шел скоро, смотрел по сторонам и ступал так, как будто хотел продавить деревянный тротуар. Обломов оглянулся ему вслед и видел, что он завернул в ворота к Пшеницыной.
«Вон, должно быть, и братец пришли! — заключил он. — Да чорт с ним! Еще протолкуешь с час, а мне и есть хочется и жарко! Да и Ольга ждет меня… До другого раза!»
— Ступай скорей! — сказал он кучеру.
«А квартиру другую посмотреть? — вдруг вспомнил он, глядя по сторонам, на заборы. — Надо опять назад, в Морскую или в Конюшенную… До другого раза!» — решил он.
— Пошел скорей!

Читайте также:  Как избавиться от роста волос между бровей

Источник