Особенности макияжа в древнем египте

Особенности макияжа в древнем египтеИскусство визажа было актуально во все времена и в любой цивилизации. Каждый год лучшие мастера визажисты соревнуются в техниках макияжа. Каждый сезон делается определённый цветовой акцент в визаже, который становится трендом, в большей или меньшей степени выделяется та или иная часть лица. Например, на сегодняшний день, большое внимание уделяется бровям. Поэтому процедуры у мастеров бровистов очень актуальны. А как же красились люди древнего Египта и было ли нечто особенное в их макияже? То, что искусство макияжа в древнем Египте существовало-это неоспоримый факт. Косметика появилась 5000 лет назад и египтян, по истине, можно назвать основоположниками искусства макияжа. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Это емкости с красителями различной формы, флакончики для хранения масел и кремов, зеркала, кисточки, мешочки с цветными порошками. Данные принадлежности были найдены как в женских захоронениях, так и в мужских. Это позволило сделать окончательный вывод, что красились не только женщины, но даже мужчины и дети. Впоследствии это было подтверждено иллюстрациями на папирусах, где так же было видно как украшали свое лицо не только знатные и богатые египтяне, но и простой народ. Важно отметить, что макияж в Древнем Египте не всегда нёс декоративно-украшательную функцию. Иногда «раскрас» использовался для отпугивания злых сил. В это верили и фараоны, поэтому никого не удивляют их изображения с чётко подведенными глазами и бровями идеальной формы на саркофагах.

Подводка для глаз являлась главным косметическим средством. Ее получали из натурального камня чёрного цвета, путем перетирания до порошкообразного состояния и смешивания с различными маслами. Так же была популярна зеленая подводка. Брови и ресницы подчеркивали сурьмой, а из свинца, малахита и меди делали тени, которые египтяне обильно наносили на веки.
Нередко для получения насыщенного чёрного цвета использовали сажу.
Поначалу, косметику наносили пальцами, но с развитием цивилизации изобрели такие инструменты как кисточки. Наравне с подводками и тенями использовались помады , краски для волос и ногтей , различные масла для кожи.
Главной красавицей раннего Древнего Египта считается царица Нефертити. На примере её изображения можно увидеть как обводился контур глаз и рисовались удлиненные стрелки, выделялись брови. Глаза казались большими и очень яркими. Это придавало взгляду драматичности и не позволяло злым духам проникнуть в тело через взгляд и захватывать душу.
Кожа оттенялась при помощи хны, которой также красили ногти и волосы. Тело смазывалось маслами, которые получали из многообразных растений .

Особенности макияжа в древнем египтеНе всегда способы создания косметических средств в древнем Египте были полезны .
Например, в качестве помады использовали смесь на основе животного жира с добавлением пчелиного воска, красного пигмента или красной глины. Очень часто губы просто-напросто распухали из-за аллергии на воск.
Но известно и то, что косметика помогала в повседневной жизни. Например тени для век из свинца отпугивали различных насекомых, которых в жарком климате Египта было множество.
В наши дни за основу арабского макияжа взят именно макияж древнего Египта. Видя ярко чёрные подведенные глаза в арабском макияже, сразу вспоминается образ Клеопатры. Эта царица очень любила косметику, не боялась пробовать новые масла и ароматы на своей коже и даже написала трактат о косметических средствах. Клеопатра, как истинная женщина , уделяла своему лицу и телу особое внимание и не зря считалась самой красивой и желанной царицей Египта.

Яркий образ египтянина дополнялся многочисленными аксессуарами. Украшения занимали особое место в арсенале любого жителя древнего Египта. Даже у бедняков были браслеты, не говоря о знати. Царицы и фараоны украшали себя камнями и золотом с ног до головы, а большое количество браслетов и тик ( украшение на голову) было найдено археологами.
Считалось, что и косметика и украшения обязательно пригодятся в загробной жизни.

Как и много веков назад, сегодня женщины любят не только краситься, но и дополнять свой образ украшениями. Конечно мода Египта давно позади и сегодня женщины склонны к более нюдовому макияжу, отдавая предпочтение естесвенности и натуральности. Несмотря на огромное число косметических марок и обилие продуктов,необходимо помнить, что искусство макияжа не является соревнованием : у кого косметичка больше. Это умение подбирать правильные средства, подходящие именно вашей коже, подчеркивать естественную красоту, лишь корректируя маленькие недостатки, а ни в коем случае не рисуя себе абсолютно другое «новое» лицо.

Особенности макияжа в древнем египте

Автор: выпускница Школы VIRGINIA VERC ,

визажист-стилист Татьяна Муркалова-Денисова

Источник

В этом журнале нашла интересную и лаконичную статью об искусстве красоты в Древнем Египте. Решила поделиться. Копирую как есть.

Есть глаза, на которые приятно смотреть,
Есть глаза, которые соблазняют,
Есть глаза, которым ты должен подчиниться.

Красота глаз, а также магия взгляда и умение повелевать глазами воспевались поэтами, писателями и историками всех эпох. Макияж глаз — это не только оружие женщин нашего времени, это тайная сила, которой с успехом и виртуозностью пользовались правители еще во времена великих фараонов Древнего Египта.

Может быть именно поэтому глаза египетских женщин всегда считались и до сегодняшнего дня остаются самыми прекрасными глазами в мире, глазами, о которых один поэт сказал: «они излучали темноту и бархат ночи и блеск солнечного рассвета».

Секреты «фараоновских» глаз до сих пор не разгаданы современными визажистами и косметологами, и остаются одной из самых прекрасных загадок прошлого.

В Древнем Египте символ ока присутствует во многих легендах. Ему поклонялись, с его помощью пытались защититься от зла, его обожествляли. К примеру, в легенде об истреблении богом Ра непокорного человечества око было персонифицировано в божество с именем Сехмет, которое карало людей за грехи.

Мы можем найти изображение глаз на саркофагах, что не только являлось оберегом, но и символизировало, что усопший и после смерти будет видеть все, что происходит в мире живых. Глаза в Древнем Египте изображались на различных магических рисунках и на священных ладьях. Фараоны любили украшать себя цепями с подвесками в форме глаза.

Во времена фараонов глаза олицетворяли не только красоту, здоровье, но и силу и неизбежность кары за прегрешения.

Исследование химического состава древнеегипетской декоративной косметики выявило наличие в ней искусственно произведенных химических веществ. Это означает, что египтяне уже четыре тысячи лет назад достигли в «косметической промышленности» невероятного успеха. Они могли также изменять состав косметики в зависимости от необходимости получить ту или иную консистенцию препарата, разные виды косметических средств и их составов.

Читайте также:  Макияж как у анджелины джоли турист

Удивительно, но макияж глаз в Древнем Египте не наносил никакого вреда здоровью, в отличие от современных косметических средств, которые вызывают аллергические реакции, способствуют старению кожи, а иногда негативно сказываются и на зрении женщин.

Глаза древнеегипетских красавиц блестели здоровьем, а красавицы наших дней, зачастую, к сожалению, вынуждены медикаментозными средствами корректировать красные «уставшие» глаза, в полной мере ощутившие на себе негативный эффект воздействия компонентов, входящих в современные тени, туши и подводки.

К слову, именно женщины Древнего Египта ввели моду на макияж и различные средства красоты, дошедшие до наших дней. К примеру, мы обязаны нашим древнеегипетским предшественницам такой простой и привычной на первый взгляд вещью, как дамское зеркало. Фараоны первыми начали использовать зеркала, сделанные из чистой бронзы и обрамленные в слоновую кость. Такие зеркала изготавливались в форме солнечного диска, что должно было умножить красоту и здоровье их обладательниц.

Со временем зеркала стали делать из золота и серебра и придавать им форму богинь красоты и любви Исиды и Хатхор, чтобы женщина, любовавшаяся на себя в такое зеркало, получила вечную красоту и защиту от зависти.

В Древнем Египте впервые стали использовать сурьму для макияжа бровей, ресниц и век. Первую сурьму получали из голубого пепла, привезенного из шахт Синая.

Удивительно, но древние принципы производства косметики для бровей и ресниц сохранились до сих пор и применяются в современной косметической промышленности.

Кроме того, древние египтянки впервые открыли секрет достижения гармонии лица через разные способы нанесения макияжа. Эти законы коррекции внешности и достижения красоты живы и актуальны и в наши дни.

Египтяне считали, что гармоничная внешность приносит удачу и достаток. Чтобы привлечь внимание Хатхор к своим детям, они часто давали им имена, производные от древнеегипетского слова «нефер» — красота. Так, например, имя прекрасной Нефертити, вошедшей в историю как супруга фараона-реформатора Эхнатона, означает «прекрасная пришла». Ее образ стал эталоном женского совершенства. Благодаря множеству сохранившихся фресок и папирусов до нас дошли основные рецепты красоты по-древнеегипетски.

ДЕКОРАТИВНАЯ КОСМЕТИКА

Как известно, в Древнем Египте самым излюбленным способом похорошеть было подведение глаз зеленой (из малахита) и черной со свинцовым блеском (из галенита) тушью. Измельченные минералы смешивались с водой, камедью, иногда с ароматическими веществами. Все это хранилось в изящных ониксовых или стеклянных сосудах вместе с палочкой для подводки, это вполне можно считать прообразом современной жидкой туши для глаз. Важно отметить, что подведение век имело эстетическое, медицинское и ритуальное значение. Как определили современные ученые, эта мера в условиях засушливого и пыльного климата страны спасала египтян от глазных инфекций и охраняла кожу вокруг глаз от преждевременного увядания. В магических обрядах особое значение приобретало декорирование зеленой тушью — этот цвет символизировал плодородие, возрождение, бессмертие и саму жизнь. Порошкообразная пудра из малахита и галенита позднее стала популярна в качестве теней для век. Древних египтян можно считать изобретателями румян и помады для губ. Бессменным сырьем для них служила красная охра (окись железа), смешиваемая с жиром.

ПРИЧЕСКИ

Важнейшим показателем социального статуса в Древнем Египте были прически. Особой популярностью у местного населения пользовались парики. Простолюдины носили тяжелые изделия из шерсти, а представители знати — сложные конструкции из натуральных волос, подстриженных в 3 уровня. Как правило, пряди украшали и закрепляли бусинами из золота, полудрагоценных камней (сердолика, агата) и длинными шпильками. За париками тщательно ухаживали с помощью гребня из слоновой кости и дерева.

Древние египтяне виртуозно владели искусством создания сложных причесок со множеством мелких косичек (считается, что эта мода пришла в Египет из Малой Азии). Египетские модницы применяли завивку, что особенно наглядно видно на примере так называемого женского хаторического парика как у богини Хатхор (спускающиеся на грудь 2 крупные пряди волос с завитыми концами), и красили волосы в синий цвет (цвет богов). Часто использовались конусы, наполненные ароматной помадой из душистого животного жира, который плавился на солнце и, благоухая, стекал по волосам. Бритые головы являлись привилегией жреческой касты. Детей (независимо от пола) также стригли наголо, оставляя на макушке «младенческий локон».

АТРИБУТЫ  КРАСОТЫ

Лучшим свидетельством того, что древние египтяне уделяли своей внешности много внимания, является большое количество разновидностей баночек, сосудов для хранения косметики, красок, духов и всевозможных притираний, туалетных лопаточек и ложечек, гребней, заколок и шпилек, бритвенных лезвий и зеркал, часто украшенных символами богини красоты Хатхор. Для хранения этого дамского инструментария изготавливались специальные ларцы — непременные участники интерьера знатной египтянки.

ЧИСТОТА — ЗАЛОГ КРАСОТЫ

По свидетельствам историков, древние египтяне отличались исключительной чистоплотностью. Так, все сословия, как зажиточные, так и небогатые, пользовались специализированной жидкостью для мытья рук «нечерет» — растворенной в воде ископаемой содой и натроном. На ее основе была также создана и специализированная санирующая паста для мытья тела. Упоминается и ароматизированное полоскание для полости рта «бед». Многочисленные источники свидетельствуют о том, что еще 4000 лет тому назад египтяне принимали душ и практиковали массаж. Также они проводили процедуры депиляции и были искусны в бритье, которое осуществляли странствующие по селениям брадобреи.

АРОМАТЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Следует отметить, что именно древние египтяне опередили многие нации в производстве духов и благовоний, сделав их объектом стабильного экспорта. Еще Диоскорид отмечал их искусство в изготовлении масел, особенно из лилий. Многочисленные цветочные духи производились путем отжима из лепестков или возгонки из плодов и коры растений. Особой любовью среди египтян пользовались лотос, корица, кардамон, ирис, миндаль, сандал, мирра. Вытяжка из желез пустынной антилопы с необычайно стойким ароматом и по сей день является незаменимым элементом дорогой французской косметики и экспортной статьей современного Египта. Римский писатель Плиний в своей «Естественной истории» упомянул о том, что древнеегипетское средство красоты — «притирание из Мендеса» — пользовалось большим успехом у граждан Римской империи. Кроме широко известной «молочно-медовой ванны» царицы Клеопатры до нас дошел еще один косметический рецепт с красноречивым названием «Как превратить старика в молодого человека». Это детальное описание изготовления теста из метелок сочевичника. Из них выпаривалась вода, далее надо было собрать капли выделяющегося масла, которое путем последующих нагреваний превращалось в чудодейственное многопрофильное средство, омолаживающее кожу, разглаживающее морщины, изгоняющее пигментные пятна и стимулирующее рост волос.

Читайте также:  Как правильно подобрать макияж под цвет глаз

РЕЦЕПТЫ КРАСОТЫ

И сегодня щедрая земля Египта может предложить нам огромное количество великолепных масел и вытяжек растительного и животного происхождения, имеющих вековую историю. Любой восточный базар в этой стране поражает разнообразием этих чудодейственных средств, которые можно использовать как в косметических, так и в лечебных целях.

Так, например, масло лотоса придаст силу, вселит энергию. Аромат жасмина успокоит и подарит чувство уверенности в себе, ощущение внутреннего равновесия. Масло дикого апельсина, добавляемое в маски для лица, придает коже свежий вид, тонизируя ее. Оно же незаменимо и в борьбе с целлюлитом — его необходимо втирать в проблемные зоны, смешав в равных долях с маслом сандала. Последнее обладает увлажняющим, разогревающим, смягчающим действием. Сандаловое масло отлично укрепляет ногти при втирании его в ткани корневой лунки и способствует росту волос (1–2 капли его добавляют в шампунь). Кунжутное предотвращает старение кожи, защищает от солнечных лучей, предупреждает пересушивание, обладает заживляющим эффектом. Для отбеливания лица надо добавить 1–2 капли этого средства в ночной крем. Масло с экзотическим названием харуа великолепно укрепляет волосяные луковицы, устраняет появление перхоти и сухости, для этого его надо втирать в кожу головы. Для лечения жирных волос современные египтянки давно облюбовали масло гар-гир. Великолепными средствами эротической парфюмерии можно назвать мускус и королевскую амбру.

ПРАКТИКА

Лечение юношеских угрей
2–3 капли масла алоэ добавить в стакан воды. Протирать лицо этим средством утром и вечером.

Средство от морщин
Смешать 1 столовую ложку алоэ с 2 столовыми ложками меда. Наносить маску вечером на очищенную кожу.

Для роста волос
Для изготовления маски следует взять 1 чайную ложку масла алоэ, 1 столовую ложку меда и 1 столовую ложку репейного масла — втереть в кожу за 30 минут до мытья головы.

Подтяжка кожи
1 часть сандала, 2 части молока смешиваются и помещаются на 30 минут в холодильник. После чего маска наносится на лицо на 15 минут.

https://margarita-zu.livejournal.com/3189.html
https://www.womenmagazine.ru/s.php/99983347.htm


иллюстрации Фаттах Галла

Источник

«Женщина без косметики, что пища без соли»
Платон (древнегреческий философ)

История косметики так же длинна, как и история человечества. При этом в разные времена косметике придавалось совершенно различное значение. Косметика могла использоваться и в религиозных, и в декоративных целях, ее могли наносить как мужчины, так и женщины. Или же наоборот – она могла быть запрещена.

Само слово «косметика» греческое. И, как и слово «космос», в переводе означает «порядок» – порядок во вселенной и порядок на лице. В Древней Греции были косметы – рабы, в чьи обязанности входило купание греческих граждан в специальных ваннах с душистыми маслами, а также они занимались массажем. Слово же «косметика» для обозначения средств для нанесения макияжа впервые было использовано на Международной выставке в Париже в 1867 году. Именно в этот год мыловары и парфюмеры начали представлять свою продукцию отдельно от продукции фармацевтов.

Косметика в Древнем Египте

Косметика в Древнем Египте

Косметику использовали еще в Древнем Египте и странах Месопотамии. Так, в Месопотамии уже 5000 лет тому назад была известна губная помада. Красили губы и древние египтянки. В Древнем Египте в качестве помады использовали смесь на основе животного жира с добавлением пчелиного воска и красного пигмента или же красную глину. Помада в Древнем Египте чаще всего имела темные оттенки. Кроме помады, египтянки также использовали тени для век, подводку для глаз, красили ногти и волосы.

Глаза в Древнем Египте подводили как мужчины, так и женщины, при этом совсем не с целью украсить себя. В те времена считалось, что подводка защищает глаза от проникновения через них в душу человека злых духов. Для подводки глаз египтяне использовали краски из сурьмы (кохль – до сих пор используется в качестве подводки в мусульманских странах, это черный камень, растолченный в порошок и разведенный обычно касторовым маслом) и сажи.

Косметика в Древнем Египте

Веки красили тертым малахитом, смесью зеленой меди и сернистым свинцом, рудой. К слову, свинец еще и отпугивал насекомых. Румяна в Древнем Египте делали из сырья растений и кустарников.

На головах египтяне носили масляные ароматные конусы, ношение которых уже было связано с практическими нуждами, — они защищали от насекомых, которых в жарком климате Древнего Египта было множество.

Ногти египтяне красили хной, о чем сохранились сведения в упоминаниях о самой известной египетской царице Клеопатре. К слову, Клеопатра очень любила косметику и даже написала целый трактат о косметических средствах под названием «Лекарства для кожи».

Первые письменные сведения о косметике также связаны с Древним Египтом — папирус Эберта – первый письменный документ, в котором содержатся советы по использованию косметических средств.

Макияж в Древнем Египте

Косметика в Древней Греции

В Древней Греции также любили косметику. О косметических средствах можно прочитать и в «Одиссее» Гомера, и в трудах известного древнегреческого врача Гиппократа, который описывал ряд средств, позволяющих стать женщинам еще краше.

Гречанки красили губы, румянили щеки, осветляли волосы. Тушь для ресниц греческие девушки делали из сажи, помаду из кошенили (травяная тля) или же с добавлением пигментов сурик, киноварь, которые, к слову, ядовиты.

О ядовитости некоторых косметических средств, а соответственно их вреде, уже позже, во времена Древнего Рима, будет писать врач Клавдий Гален. Ведь киноварь – это ртутный минерал, а сурик – минерал, содержащий в своем составе не менее вредный для здоровья свинец. Тем не менее, римлянки все равно будут использовать свои помады.

Всемирная история косметики

Древний Рим и история косметики

В Древнем Риме, в отличие от Греции, косметику использовали не только женщины, но и мужчины – подводили губы и румянили щеки. В Древнем Риме в качестве краски для век использовался уголь, фукус (морская водоросль), в основном, красного цвета — для щёк и губ, воск — в качестве средства для удаления волос, ячменная мука и масло — для удаления прыщей, а пемза — для отбеливания зубов.

Читайте также:  Авен лосьон для снятия макияжа с глаз

Римляне проводили много времени в банях, следя за чистотой тела, а также в соляриумах, принимая солнечные ванны.

Особенности макияжа в древнем египте

Косметика Древней Японии и Древнего Китая
В Японии женщины белили лица, выбривали брови и на их месте делали две густые черты черной тушью или же рисовали черные круги. Лоб по краям у линии роста волос подводили тушью и ярко красили губы. Использовалась помада зеленого цвета. Замужние женщины могли красить зубы черным лаком.

Мужчины также использовали косметические средства – рисовали небольшие усики, использовали ароматические вещества, ухаживали за пальцами рук и ног, применяя паровые ванны.

Женщины Древнего Китая также, как и японки, белили лица и наносили румяна на щеки, удлиняли брови, отращивали длинные ногти и красили их в красный цвет.

Косметика Древней Японии и Древнего Китая

Современный макияж с элементами китайского стиля

Средневековье и косметика
В Средневековой Европе модными считались бледные, нетронутые загаром лица, а католическая церковь была настроена решительно против любого использования косметики. Ведь главное – это красота душевная, но никак не физическая. Но, тем не менее, женщины все же подкрашивали губы и румянили щеки. В моду также вошла высокая линия лба – и волосы надо лбом могли сбриваться, выщипывались брови и ресницы. Мода на высокую линию лба сохранится и позже – в период Возрождения.

макияж XV века

Возрождение
Во времена Возрождения (Ренессанса) лица красили свинцовыми белилами, использовали помаду, а также пудру.

Продавалась в те времена в Италии и пудра на мышьяковой основе. Такую пудру можно было купить в косметической лавке госпожи Туфании из семейства Тофана. Весьма сообразительные покупательницы могли использовать такую пудру не только в косметических целях, но и в качестве яда — растворив ее в воде.

Свою жизнь госпожа Туфания закончила на костре. Но ее дело продолжила Теофания ди Адамо также из семейства Тофана. Теофания считается изобретательницей яда «аква Тофану», секрет которого так и не был раскрыт до сих пор. Данный яд был ядом без вкуса и запаха. При этом он убивал постепенного, а признаки отравления легко можно было спутать с признаками болезни, к примеру, брюшного тифа. Жертвами яда «аква Тофану» в основном становились мужчины – мужья и любовники роковых итальянок. Теофания также была казнена святой инквизицией.

XVII-XVIII века
В XVII и XVIII веках – периоды барокко и рококо – моду задает французский двор. Косметику в те времена использовали в больших количествах. Использовали как мужчины, так и женщины – красили яркой помадой губы, румянили щеки, белили лица – бледный цвет лица по-прежнему в моде, пудрили парики, использовали разнообразные ароматические вещества и духи в огромных количествах. В том числе и для того, чтобы заглушить запах немытого тела, так признавалась испанская королева, правда еще в XV веке Изабелла Кастильская — за всю жизнь она мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Людовик ХIV, французский король XVII века, король-солнце, также мылся несколько раз в жизни — и то по совету врачей. В те времена дворяне лишь омывались – во дворцах были тазики с водой, в которых они поласкали руки и лицо. Поэтому французские аристократы и дамы тех времен благоухали не ароматами туберозы и лаванды, а совсем иными запахами. К слову сказать, на Руси всегда любили мыться в русской бане, даже простые мужики.

косметика период рококо

В период рококо мода на бледные лица усиливается – лица не только покрываются белилами, но еще и голубой краской подводили линии вен. При этом на фоне бледного лица должны были выделяться ярким красным пятном губы и румяные щеки – как у женщин, так и у мужчин. И все это в сочетании с прическами невероятных размеров.

В Англии времен Королевы Елизаветы I (период царствования 17 ноября 1558 — 24 марта 1603 года) косметику наоборот старались не использовать, считая ее вредной для здоровья. В то время бытовало поверье, что косметика не дает коже испарять влагу. Не любили косметику англичане и периода правления королевы Виктории (XIX век). Впрочем, англичанки, чтобы придать щекам хоть какой-то румянец перед выходом в свет нещадно пощипывали их и кусали губы, с целью придать им более яркий цвет.

Винтажная декоративная косметика

Косметика в XIX веке
В XIX веке косметикой будут пользоваться повсеместно, при этом не только знатные и богатые женщины, как это было ранее, но и женщины со средним доходом. Косметика же станет уделом женщин, но не мужчин, а ее цвета перестанут быть яркими и насыщенными, и приблизятся к естественным природным цветам, при помощи которых лицам придавался здоровый румяный цвет.

Чрезмерное использование косметики и яркий макияж будут всячески осуждаться. При этом яркий и вызывающий макияж станет признаком женщин легкого поведения. Подобное убеждение сохранилось в сознании многих и по сей день, хотя на дворе давно XXI век.

Всемирная история косметики

Помада
Корни слова фр. pommade, итал. pomata и лат. pomum — яблоко, цвет помады — как цвет спелого яблока.

Первая помада в форме карандаша была представлена в 1883 году в Амстердаме, она была завернута в шелковую бумагу. Помаду в тюбике впервые представила фирма GUERLAIN. В 1915 году в США появилась помада в металлической упаковке, что сделало ее использование весьма удобным. А уже в 1949 году также в США появляются машины для выпуска помады в металлических, а позже и в пластиковых тюбиках. В таком виде помада выпускается и по сей день.

Тушь для ресниц впервые была выпущена в XIX веке английским торговцем родом из Франции Юджином Риммелом. А слово «rimmel» и по сей день во многих языках — турецкий, румынский, португальский — обозначает тушь. Тени для век начала выпускать компания Max Factor, первые тени для век компанией Max Factor были разработаны на основе хны.

Первый тональный крем также был разработан компанией Max Factor в 1936 году.

Винтажная декоративная косметика

Источник