Поднятые брови широко открытые глаза

Выдающийся ученый В. М. Бехтерев, о котором часто упоминают телепаты, достаточно много внимания уделял в своих исследованиях мимике. Он считал, что все мимические движения представляют в своей сути изменение или смешение двух основных проявлений. К этим двум основным проявлениям мимики он относил:

· Положительный мимический тон. Для него характерны: разглаживание всех складок на лбу, оттягивание углов рта, улыбка, оживленное выражение лица (так называемое «веселое»). Положительный мимический тон сопровождается общим повышением тонуса всех мышц и легким увлажнением глаз (блеск глаз).

· Отрицательный мимический том. Для него характерны: понижение углов (опускание) рта, сдвигание бровей, опускание нижней челюсти при общем ослабленном тонусе всей мышечной системы.

Выражения лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

· Удивлениеподнятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот.

· Страхприподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт.

· Гневброви опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты.

· Отвращениеброви опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой.

· Печальброви сведены, глаза потухшие, часто внешние утолки губ слегка опущены.

· Счастьеглаза спокойные, внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад.

Смотрите на левую половину лица

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая его стороны отражают эмоции по-разному. Недавние исследования объяснили это тем, что левая и правая половины лица находятся под контролем различных полушарий мозга.

Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются: работа левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой половине лица, то на этой стороне труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются равномерно на обеих сторонах, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения.

Глаза

Исследователи утверждают, что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 — улыбки.

С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы человеческой коммуникации. Поэтому очень важно во время разговора контролировать поведение своих глаз. Для того чтобы построить хорошие отношения с вашим собеседником, ваш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60–70 % всего времени общения. Не удивительно, что скованный собеседник, который встречается с вами взглядом менее трети времени общения, редко пользуется доверием.

Три разновидности взгляда

Деловой взгляд. Ведя деловой разговор, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник, в вершинах углов которого расположены глаза. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу. Собеседник будет чувствовать, что вы настроены по-деловому, правда, при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз. Этим вы сможете контролировать ход беседы при помощи взгляда.

Социальный взгляд. Когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, создаются условия для общения на социальном уровне. Взгляд при этом концентрируется в треугольнике между глазами и ртом.

Интимный взгляд. Он спускается от глаз ниже подбородка. При тесном общении — до уровня груди, при дальнем — до промежности.

Зрачки

Если искушенные собеседники в состоянии сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то никто не способен контролировать поведение своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное.

Когда человек радостно возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза по сравнению с нормальным состоянием. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сокращаются. Поэтому, когда вы разговариваете, смотрите в зрачки. Этим приемом пользуются опытные предприниматели. К примеру, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориентируясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, зрачки его расширяются.

Расшифровка взгляда

Взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения. Он может говорить о многом, что видно из приведенной ниже таблицы.

Взгляд и сопутствующие движения — Значение взгляда

Подъем головы и взгляд вверх — Подожди минуту, подумаю

Улыбка, возможно, легкий наклон головы — Понимаю, мне нечего добавить

Ритмичное кивание головой — Ясно, понял, что тебе нужно

Долгий, неподвижный взгляд в глаза собеседнику — Хочу подчинить себе

Взгляд в сторону — Пренебрежение

Взгляд в пол — Страх и (или) желание уйти

Движение головой и насупленные брови — Не понял, повтори

Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу. По не более 10 секунд. И даже такой непродолжительный, но для визуального контакта растянувшийся на вечность «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале, после первых фраз разговора. В дальнейшем общении этот период все уменьшается, причем тем более, чем неприятнее разговор.

Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у людей чувство протеста, как вторжение в сферу личных переживаний. Более того, слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждебности.

Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

Губы

Они способны многое сказать о состоянии человека. Плотно сжатые губы означают глубокую задумчивость; изогнутые — сомнение и сарказм.

Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость общению. Но поскольку улыбка может отражать самые различные мотивы, нужно быть осторожным в ее истолковании. Так, чрезмерная улыбчивость может быть проявлением болезненной потребности в одобрении или уничижительности перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать — быть своеобразной вежливой вывеской, маской.

Когда люди улыбаются, их лицо делается несравненно лучше. В улыбке, по словам Л. Толстого, содержится в лице то, что называется его красотой.

Существует непосредственная связь между душевным и физическим состоянием человека и его улыбкой. Если на душе скверно, улыбка будет страдальческой.

Если вам хорошо, улыбка радостная. Душевное спокойствие всегда отражается в улыбке. Люди благодарно воспринимают улыбки, выражающие приветливость или дружелюбие. Улыбающееся лицо чаще вызывает к себе расположение. В жизни всегда имеется много проблем. С меньшими душевными и физическими потерями их преодолевают те люди, которые умеют улыбаться.

Источник

Американский психолог Р.Вудвортс разделил мимику на шесть видов:

1) любовь, счастье, радость, веселье;

2) удивление;

3) страх, страдание;

4) гнев, решимость;

5) отвращение;

6) презрение.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

— удивление — поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

— страх — приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены и несколько отведены назад, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

— гнев — брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

— печаль — брови сведены, глаза потухшие, уголки губ слегка опущены;

— счастье — глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычсу3но отведены назад.

Невербальные компоненты общения проявляются в следующих функциях:

а) сопровождения речевой части сообщения (“ .со вздохом ответил: Какое там хорошо!”);

б) сигнала о противоположном смысле (фальшивый тон, “по глазам было видно, что это не так”).

Отсюда ответ: хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека — смотрите ему в лицо.

Схема описания мимических признаков

эмоциональных состояний.

Части и элементы

Мимические признаки эмоциональных состояний

лица

Гнев

Презрение

Отвращение

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза расширены или прищурены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови приподняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Брови очень подвижны. Человек может поднимать одну или две брови вверх и опускать вниз, сводить их к переносице, переводя при этом глаза то вверх, то вниз в сторону. Такие движения могут иметь разные значения:

1) Стремление обратить на себя внимание:

Мальчишка был необыкновенно кудряв и как-то особенно шевелил своими выцветшими бровями.

2) Выражение удивление, недоумение:

Его глаза были полны жадного внимания, и брови удивленно приподнимались все выше и выше.

3) Мимика, сопровождающая вопрос:

— Мам, я сегодня к обеду не приду. (Мать вопросительно подняла брови.) — Мы с Петькой договорились после уроков к нему поехать.

4) Выражение недовольства, неодобрительного отношения к чему — либо:

-Ну, что ему надо, — подумал Мишка и нахмурился.

Губы человека особенно экспрессивны. Всем известно, что плотно сжатые губы отражают задумчивость, изогнутые губы — сомнение или сарказм. Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении. В то же время улыбка как элемент мимики и поведения зависит от региональных и культурных различий: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает, как правило, готовность подчиниться. В то же время улыбка с опущенными бровями означает превосходство. Губы можно выпячивать, выставлять, оттопыривать, выражая соответствующие эмоции.

Маски.

Каждый из людей располагает:

а) набором масок для “безличной” коммуникации;

б) личностью для “межличностной” коммуникации.

Маска это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача которых обеспечивает “гладкое” и безопасное взаимодействие в человеческой группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие такой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур громкий смех и т.п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, насмешки, агрессивность. И в то же время появиться в маске вежливости среди подвыпивших гуляк — значит, вызвать их раздражение или обиду; здесь требуется другая маска: доброжелательства или лояльного невмешательства. Маска скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т.д. Люди меняют маски почти автоматически, по обстоятельствам.

Жесты.

Выразительные движения руками называют жестами.

Жест может сказать о многом. Он может характеризовать адресанта, производящего жест, со стороны национальных, территориальных, собственно социальных особенностей.

И, конечно, мы все с детства знаем, что первым подает руку старший, если общаются люди одного пола, и первой подает руку женщина, если собеседники разного пола. Нарушение этого правила является ошибкой.

Исследователи жестовой коммуникации различают жесты, замещающие речь, и жесты сопровождающие ее. Можно сказать “ До свидания! ” и пожать руку, в некоторых случаях (но не всегда) ограничиваются рукопожатием — поклоном.

В одних ситуациях речевого этикета появляются больше жестов, в других меньше. В одних ситуациях допустимо полное замещение реплик, в других — нет. Нельзя, например, кого — то поздравить только пожатием руки, здесь нужны и соответствующие фразы. Но если внимательно приглядеться к самым распространенным ситуациям приветствия и прощания, то можно построить своеобразный “ синонимический ” ряд: кивок, легкий поклон, глубокий поклон, приподнимание головного убора, рукопожатие, похлопывание по плечам, объятие, поцелуй и т. д. И, конечно же, каждый жест отличается “ стилистикой ”, и всякий раз мы выбираем наиболее уместный в данной обстановке.

Источник

Мимика

Это главный показатель чувств человека. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, лю­бовь, удивление; труднее, как правило, негативные — гнев, отвращение.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

удивление — поднятые брови, широко открытые гла­за, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот-страх— приподнятые и сведенные над переноси­цей брови, широко открытые глаза, уголки губ опуще­ны и несколько отведены назад, губы растянуты в сто­роны, рот может быть открыт;

гнев — брови опущены вниз, лоб сморщен, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

отвращение — брови опущены, нос сморщен, ниж­няя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верх­ней губой;

печаль — брови сведены, глаза потухшие; иногда внешние уголки губ слегка опущены;

счастье — глаза спокойные, внешние уголки губ при­подняты и обычно отведены назад.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и пра­вая стороны лица отражают наши эмоции по-разному. Исследователи объяснили это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных по­лушарий мозга.

Левое полушарие контролирует речь и интеллектуаль­ную деятельность, правое управляет эмоциями, вообра­жением и сенсорной деятельностью. Работа доминиру­ющего левого полушария отражается на правой стороне лица, ее выражение поддается большему контролю. По­скольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на ней труднее скрыть свои чув­ства. Положительные эмоции отражаются практически равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмо­ции более отчетливо выражены на левой его стороне. Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются лишь нюансов.

Глаза

С помощью глаз передаются самые точные и откры­тые сигналы из всех сигналов человеческой коммуни­кации. Поэтому очень важно во время разговора конт­ролировать поведение своих глаз.

Чтобы построить хорошие отношения с собеседни-1сом, вы должны встречаться с ним глазами в течение не менее 60—70 % всего времени общения. Неудиви­тельно, что скованный собеседник, избегающий встре­чи прямых взглядов или смотрящий на вас менее тре­ти времени общения, редко пользуется доверием.

Взгляд

Взгляд является наиболее естественным средством неречевого общения.

Деловой взгляд: ведя деловой разговор, смотрите в центр лба вашего собеседника; это говорит о вашем серьезном подходе к делу, и собеседник будет это чув­ствовать. Правда, это верно при условии, что ваш взгляд не будет опускаться ниже его глаз.

Социальный взгляд: глаза опускаются ниже уровня глаз собеседника, взгляд концентрируется в треугольнике между его глазами и ртом — так создаются условия для общения на социальном уровне.

Интимный взгляд: при близком общении взгляд опус­кается до уровня груди, при отдаленном — до про­межности.

Взгляд может сказать о многом.

Взгляд и сопутствующие движения Значение взгляда
Голова поднята, взгляд вверх «Подожди минуту, подумаю»
Улыбка и, возможно, легкий наклон головы «Понимаю, мне нечего доба­вить»
Ритмичное кивание головой «Ясно. Понял, что тебе нужно»
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику Желание подчинить себе
Взгляд в сторону Пренебрежение или недоверие
Взгляд в пол Страх или желание уйти
Движение головой, насуп­ленные брови «Не понял, повтори»

Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу, но не более 10 секунд. И даже такой непродолжительный, но в визуальном контакте кажущийся вечным «взаимный взгляд» крайне редок — в самом начале после первых произнесенных фраз. В дальнейшем чем неприятнее разговор, тем более кратковременным он становится.

Настойчивый, назойливый взгляд вызывает у лю­дей внутренний протест, как вторжение в сферу лич­ных переживаний. Более того — слишком пристальный взгляд многими воспринимается как признак враждеб­ности.

Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит взгляд в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говоря­щий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

Зрачки

Если искушенные собеседники способны сдержи­вать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то уж никому не под силу контролировать состояние своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное.

Когда человек радостно возбужден, его зрачки уве­личиваются в четыре раза против нормального состоя­ния. Наоборот, когда он сердится или у него мрачное настроение, его зрачки сужаются.

Поэтому, когда вы разговариваете, обязательно смот­рите в зрачки вашего визави. Этим приемом пользуют­ся опытные предприниматели. К примеру, китайские и турецкие торговцы назначают цену товара, ориенти­руясь на зрачки покупателя: если тот удовлетворен це­ной и получает желаемое, зрачки его расширяются.

Глаза — зеркало мыслей

В 70 % случаев по непроизвольным движениям глаз можно прочесть мысли собеседника, Нижеследующие результаты получены в экспериментах для «правшей» (для «левшей» они могут оказаться неверными).

В приводимых описаниях (рис. 2.1) движение глаз указано с позиций человека, за которым ведется на­блюдение.

2 1

4 3

6 5

Рис. 2.1. Анализ движения глаз собеседника

Если вы задаете собеседнику какой-то вопрос и ви­дите, что движение его глаз— влево—вверх (1), это говорит о погружении человека в какой-то известный ему образ. Речь в данном случае идет о так называемых визуальных воспоминаниях. Например, если попросить партнера по общению представить себе его зубную щет­ку, наиболее вероятно именно данное направление взгляда.

Иная ситуация сложится, если вы попросите своего собеседника представить, что его зубная щетка начала прыгать по комнате. В данном случае направление дви­жения глаз будет вправо—вверх (2), что говорит о кон­струировании субъектом зрительного образа, не, встре­чавшегося в его прошлом опыте.

Движения глаз в горизонтальном направлении гово­рят об обращении к слуховым образам: влево (3) — со­беседник вспоминает опять-таки знакомые ему звуко­вые ассоциации, вправо (4) — конструирует новые звуковые сочетания. Например, движения глаз в на­правлении 3 может быть связано с проигрыванием в Уме знакомой мелодии, в направлении 4— например, когда человек пытается представить неизвестный ему «шум космоса».

В последнем случае возможна и «расфокусировка» зрения: ваш собеседник находится и внутри звукового образа, и кое-что конструирует, достраивает в нем. Например, он может «слышать» знакомую мелодию и пытаться встроить в нее голос певца.

Движение глаз влево—вниз (5) связано с процессом оценки и принятия решения вашим партнером. В этом случае у него возможен также «внутренний диалог» самим собой, в процессе которого взвешиваются аргументы «за» и «против».

Движение глаз вправо—вниз (6) свидетельствует 0 работе его кинестетической системы, связанной с теми или иными ощущениями. Так, человек может предста­вить, как после тяжелого рабочего дня он с удоволь­ствием погружается в теплую ванну

Возможен, наконец, и неподвижный (человека, как бы ушедшего в себя) или, наоборот, в пространство взгляд, свидетельствующий о процессе извлечения со­ответствующего образа из памяти.

Губы

Они способны многое сказать о состоянии человека. Плотно сжатые губы означают глубокую задумчивость, изогнутые — сомнение, сарказм.

О роли улыбки мы уже говорили выше. Она, как правило, выражает дружелюбие, способствует обще­нию. Но нужно проявлять осторожность в ее истолко­вании. Так, чрезмерная улыбчивость может быть про­явлением болезненной потребности в одобрении или уничижительности перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать — быть своеобразной вежливой вы­веской, маской.

Когда улыбка натуральная, естественная, сокраща­ется нижняя часть круговой мышцы глаза. При этом поднимается нижнее веко. Когда же она деланая, улы­баются только губами.

Существует непосредственная связь между душев­ным и физическим состоянием человека и его улыб­кой. Если на душе скверно, и улыбка будет страдаль­ческой. Если хорошо, улыбка радостная. Душевное спокойствие всегда отражается в улыбке. Люди благо­дарно воспринимают улыбку, выражающую приветли­вость или дружелюбие. В жизни всегда имеется немало проблем, но с меньшими душевными и физическими потерями их преодолевают те люди, которые умеют улыбаться.

Язык жестов и поз

Жесты более достоверно передают информацию о человеке, потому что они неосознанны и непроизволь­ны. При несовпадении вербальных и невербальных сиг­налов говорящего слушатели подсознательно полага­ются в большей степени на невербальные сигналы.

Поэтому, с одной стороны, во время деловых встреч, бесед, переговоров необходимо, чтобы произвести наи­лучшее впечатление и выглядеть более убедительным, контролировать свои жесты и мимику, блокируя не­дружественные сигналы. А с другой — уметь правильно «прочитать» реакции партнеров по общению.

Жесты открытости

Они свидетельствуют об искренности собеседника, его доброжелательности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».

«.Раскрытые руки»: говорящий сделал жест рукой (или двумя) в сторону слушателя, при этом его ладонь на мгновение оказалась обращенной кверху (этот жест особенно нагляден у детей: когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Если же чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спи­ну, либо в карманы).

Жест «раскрытые руки» демонстрирует желание идти навстречу, установить, контакт. Лучше всего начинать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, на­правляя руки немного вверх в сторону собеседника.

«Расстегивание пиджака»: люди открытые и дру­жески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии; наблюдения по­казывают, что соглашение между собеседниками в рас­стегнутых пиджаках достигается гораздо чаще. Когда Человек меняет свое отношение к собеседнику в благо-Приятную сторону, он разжимает руки и автоматиче­ски расстегивает пиджак.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, атакже когда создается положительное впечатление от совместной работы, обычно расстегивают пиджаки распрямляют ноги и передвигаются на край стула ближе к столу, который отделяет их от собеседника.



Источник